Статья " Театрализованная игра как средство развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста"
статья
Проблема межличностных отношений актуальна в наше время, поскольку агрессивность, жестокость, отчуждённость, замкнутость наблюдаются всё больше у детей уже в дошкольном возрасте.
Проблема развития межличностных отношений, чувства коллективизма у дошкольников стояла перед педагогами всегда.
Особенность межличностных отношений — это эмоциональная основа. Это означает, что межличностные отношения у детей зарождаются на основе чувств друг к другу (чувства симпатии и наоборот, антипатии).
В работах Я. Л. Коломенского, Е. О. Смирновой, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. В. Артёмовой по проблеме межличностных отношений, важное место отводится совместной игровой деятельности, в которой создаются все условия для развития доброжелательных отношений в коллективе.
Дошкольное детство — это период особой социально-эмоциональной чувствительности, период овладения социальным пространством человеческих отношений не только через общение с близкими взрослыми, но и через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игра повышает эмоциональную активность ребёнка, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм.
Театрализованная игра — одно из самых эффективных средств развития коммуникативных способностей (индивидуально‑психологические особенности личности, которые обеспечивают эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или в совместной деятельности и позволяет успешно вступать в контакт с другими людьми) дошкольников. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии эмоций, коллективизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mezhlichnostnye_otnosheniya_doshkolnikov.docx | 33.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность. Проблема межличностных отношений актуальна в наше время, поскольку агрессивность, жестокость, отчуждённость, замкнутость наблюдаются всё больше у детей уже в дошкольном возрасте. Это и побуждает рассмотреть развитие межличностных отношений у детей на ранних этапах онтогенеза.
Проблема развития межличностных отношений, чувства коллективизма у дошкольников стояла перед педагогами всегда. Межличностные отношения детей дошкольного возраста с нарушением речи изучены недостаточно и представлены лишь отдельными работами преимущественно по заикающимся и детьми с нарушением голоса и поэтому является наиболее важной и сложной, но менее всего изученной.
Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
В отечественной психолого-педагогический науке проблемами межличностных отношений детей занимались такие исследовали как Я. Л. Коломенский, М. И. Лисина, Т. А. Репина, В. С. Мухина, А. В. Киричук, А. В. Артёмова.
По словам В. Н. Мясищева, термин «отношения» — это индивидуальные избирательные сознательные связи личности с другими людьми и включающие в себя взаимосвязанные между собой компоненты: отношение к себе, людям, внешнему миру.
Термин «межличностные» — объектом отношения выступает другой человек с взаимной направленностью отношений.
Наиболее общепринятым считается определение понятия «межличностные отношения» предложенным Я. Л. Коломинским, который под межличностными отношениями понимает субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Особенность межличностных отношений — это эмоциональная основа. Это означает, что межличностные отношения у детей зарождаются на основе чувств друг к другу (чувства симпатии и наоборот, антипатии).
В работах Я. Л. Коломенского, Е. О. Смирновой, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. В. Артёмовой по проблеме межличностных отношений, важное место отводится совместной игровой деятельности, в которой создаются все условия для развития доброжелательных отношений в коллективе.
Дошкольное детство — это период особой социально-эмоциональной чувствительности, период овладения социальным пространством человеческих отношений не только через общение с близкими взрослыми, но и через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игра повышает эмоциональную активность ребёнка, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм.
Использование игровой деятельности для исправления недостатков развития детей является в современной специальной психологии и педагогике актуальной проблемой. По мнению Л. Б. Баряевой, О. П. Гаврилушкиной, Е. А. Стребелевой, Н. Д. Соколовой, это обусловлено значимостью игровой деятельности, в том числе театрализованной игры, которая формирует доброжелательные отношения и объединяет детей в коллектив, что является средством развития межличностных отношений для дошкольников.
Основным средством развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста с нарушением речи является театрализованная игра.
Театрализованная игра — одно из самых эффективных средств развития коммуникативных способностей (индивидуально-психологические особенности личности, которые обеспечивают эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или в совместной деятельности и позволяет успешно вступать в контакт с другими людьми) дошкольников. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии эмоций, коллективизма.
Театрализованная игра пронизывает все этапы работы над речью детей дошкольного возраста: от развития её понимания до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать текст интонационно, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр. Использование музыки в театрализованных играх, помогает имитировать движение персонажей. А движение сопровождаемые репликами, стихами, пением, в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. Театрализованная игра включает различные символико-моделирующие виды деятельности и построена на основе органического единства игры, речи, а также предполагает формирование межличностного общения дошкольников посредством искусства.
Театрализованная игра развивает чувство эмпатии (эмоциональное переживание другого человека), что является главным в межличностных отношениях у детей дошкольного возраста.
Проблемой влияния театрализованной игры на развитие личности детей дошкольного возраста занимались такие известные психологи, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин.
Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Ребенку нравится играть, особенно со сверстниками, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом.
Цель исследования: изучение особенностей межличностных отношений у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Подобрать методики для изучения межличностных отношений детей дошкольного возраста;
2. Проведение и анализ методик на изучение развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста;
3.Составить комплекс театрализованных игр для развития межличностных отношений детей дошкольного возраста.
В связи с этим было проведено экспериментальное исследование, которое состояло из двух этапов:
На первом этапе был произведён выбор методик для выявления уровня развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста.
На втором этапе был составлен комплекс театрализованных игр для развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста.
Для определения уровня развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста мы использовали такие методики как метод наблюдения, метод проблемных ситуаций под редакцией Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой.
Метод наблюдения (авторы Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова)
Цель: изучение детских отношений в реальности.
Данный метод является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских отношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:
— инициативность — отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение;
— чувствительность к воздействиям сверстника — отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него;
— преобладающий эмоциональный фон — проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.
Метод проблемных ситуаций (авторы Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова)
Цель: изучение межличностных отношений детей в специально созданной обстановке.
Для исследования межличностных отношений можно создавать такие естественные эксперименты, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстником, оценить его действия, разрешить конфликт и прочее). Подобные ситуации не являются простыми формами совместной деятельности, это — игры и действия рядом, в которых дети, могут проявлять интерес к сверстнику, оценивать его действия, оказывать поддержку и помощь.
Инструкция:
В игре участвуют дети и взрослый. Каждому ребенку дают бумажную куклу (девочка или мальчик), которую надо нарядить на бал. Взрослый раздает детям конверты с деталями кукольной одежды, вырезанными из бумаги (для девочек — платья, для мальчиков — костюмы). По цвету, отделке и раскрою все варианты одежды отличаются друг от друга. Помимо этого, в конверты вкладываются различные вещи, украшающие платье или костюм (бантики, кружева, галстуки, пуговицы и прочее) и дополняющие наряд куклы (шляпы, сережки, туфли). Взрослый предлагает детям одеть свою куклу на бал, самая красивая из кукол станет королевой бала. Но, приступая к работе, дети вскоре замечают, что все детали одежды в конвертах перепутаны: в одном оказывается три рукава и один ботинок, а в другом — три ботинка, но ни одного носка и т. д. Таким образом, возникает ситуация, предполагающая взаимный обмен деталями. Дети вынуждены обращаться за помощью к своим сверстникам, просить нужную для их наряда вещь, выслушивать и реагировать на просьбы других детей. По окончании работы взрослый оценивает (хвалит или делает замечания) каждую одетую куклу и вместе с детьми решает, чья кукла станет королевой бала.
Использование данных методик дает достаточно полную картину не только особенностей поведения ребенка, но также позволяет вскрыть психологические основания того или иного поведения, направленного на сверстника. Эмоциональное и практически-действенное отношение выявляются в этих методиках в неразрывном единстве, что особенно ценно для диагностики межличностных отношений.
В ходе исследования было отмечено, что 60% детей из наблюдаемой группы, набрали низкий уровень показателей поведения детей, что говорит о неразвитости потребности в общении со сверстниками или о неумении найти подход к ним. Дети не умеют находить подход друг к другу, у детей не развита потребность в общении друг с другом, что является преградой в развитии межличностных отношений. Почти у всех детей с низким уровнем показателей поведения, наблюдается нарушение речевого развития - это один из главных факторов, который влияет на развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста.
По результатам проведенных диагностик нами было установлено, что дети в исследуемой группе имеют низкий уровень показателей поведения детей, что говорит о неразвитости потребности в общении со сверстниками, что является преградой в развитии межличностных отношений. На основе этих данных, был разработан комплекс театрализованных игр, состоящий из 7 этапов. Данный комплекс предназначен для детей дошкольного возраста, имеющих трудности в межличностном общении в группе сверстников.
Цель комплекса: создание условий для развития чувства коллективизма, сплочённости и возможности видеть в сверстнике друга у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Оказывать помощь в развитии чувства коллективизма у детей среднего дошкольников возраста;
2. Развивать умение понимать эмоциональное состояние друг друга с использованием невербального общения;
3.Способствовать развитию доброжелательного отношения к сверстнику;
Предполагается, что в совместной деятельности, дети учатся сотрудничать, прислушиваться, согласовывать свои действия со сверстником, вырабатывать навыки общения. При отсутствии внимания и чувствительности к действиям сверстника, происходят конфликтные ситуации. Наиболее эффективным способом формирования межличностных отношений, является осознание эмоционального состояния сверстника.
Представленный комплекс театрализованных игр поможет сплотить детей в игровом взаимодействии. Игры просты и не требуют никаких атрибутов и условий, специальной подготовки, могут использоваться ежедневно. Проводить игры могут как психолог, так и педагог детского сада.
Комплекс игр состоит из 7 этапов разработанных и предложенных авторами Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой. Каждый этап имеет свою цель и содержание.
На 1 этапе, дети общаются при помощи только жестов и мимики, которые требуют большего внимания к сверстнику, речь в общении не используется. В совместной игре с детьми, взрослый показывает образцы игровых движений. В игре участвуют дети изъявившие желание, после одной-двух игр, дети которые не хотели играть, обязательно заинтересуются игрой.
На 2 этапе, дети учатся замечать мимику, движения, жесты, интонацию сверстника. Предлагаются задания направленные на пристальное внимание к сверстнику, т. е. почувствовать единство со сверстником.
На 3 этапе, отрабатывается согласовывать движения, что требует ориентировки и подстройки к действиям сверстника. Игры основаны на сплочённости, чувстве общности, согласованности и внимании к сверстнику, учитывается интерес и потребности сверстника.
Четвёртый этап основывается на том, что дети учатся переживать совместно со сверстником тревожные и радостные моменты. Игры направлены на переживание общих эмоций — это объединяет детей, порождает желание помочь.
Пятый этап состоит из оказания помощи и поддержки сверстника в трудных ситуациях. Игры требуют от детей сопереживание и помощь к сверстнику, причём помощь может быть оказана как в игре, так и в реальности.
Общее правило для всех 5 этапов — запрещение разговоров между детьми.
На 6 этапе, вводится речь, в игре дошкольник говорит комплименты, пожелания, игра носит положительный характер. Сверстник в игре учится видеть качества другого ребёнка, делая комплименты другому ребёнку, сверстник доставляет удовольствие не только ему, но и радуется сам.
На 7 этапе проводятся игры, в которых дети оказывают реальную помощь в совместной деятельности. Занятия на совместную деятельность проводятся только на заключительном этапе, когда между детьми уже установлены доброжелательные и неконфликтные отношения. Впервые вводится соревновательный момент, причем дети соревнуются не за собственный успех, а за успех другого. Такие формы совместной деятельности способствуют развитию взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху, благодаря этому, соревновательный момент выходит на второй план.
Комплекс театрализованных игр основывается на нескольких принципах, которые необходимы на первых этапах:
1.Безоценочность (любая оценка, заставляет ребёнка замечать собственные качества, недостатки и достоинства, именно поэтому запрещается использовать вербальные средства общения);
2.Отказ от игрушек (использование других предметов отвлекает от взаимодействия со сверстником, само общение становиться не целью, а средством взаимодействия);
3.Отсутствие соревновательного момента в играх (соревновательный момент порождает конкурентность и конфликтные ситуации).
Соблюдение принципов заключается в возможности видеть в сверстнике партнёра, друга. На чувстве общности, строится уважительные отношения, сочувствие, сопереживание к сверстнику.
Предполагаемый результат: использование комплекса театрализованных игр будет формировать у детей чувство сопереживания, сочувствия, видеть в сверстнике партнёра, друга — это будет способствовать повышению уровня межличностных отношений у детей дошкольного возраста.
Тематическое планирование
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Этапы | Цель этапа | Игры | Содержание этапа | Кол-во игр |
1. Общение без слов | Цель: переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. | «Жизнь в лесу» «Добрые эльфы» «Волны» | В каждой игре вводится особый язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться при общении. В основном эти сигналы выражаются в физическом контакте, в игры не вводится никаких предметных атрибутов (посуды, костюмов и т. д.). | 3 |
2. Внимание к другому | Цель: формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. | «Общий круг» «Переходы» «Зеркало» | Отвлечь детей от такой фиксированности на собственном «Я» и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Для этого нужно предложить детям задания, успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и пр. В процессе игр ребенок должен максимально сосредоточиться на сверстнике. Все игры направлены на развитие способности увидеть другого, почувствовать единство с ним. | 3 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. Согласо -ванность действий | Цель: научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. | «Сороконожка» «Лепим скульптуры» «Слепой и поводырь» | Для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует ориентации на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности. | 3 |
4. Общие переживания | Цель: ощутить единство с другими, их близость и даже родственность. | «Злой дракон» «Шторм» «Шпионы» | Совместное переживание каких-либо эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных) объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга. Особенно остро переживается чувство опасности и страха перед воображаемым врагом. Именно эти переживания создаются во многих играх этого блока. | 3 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5. Взаимная помощь в игре | Цель: проявления сопереживания, сорадования и взаимопомощи. | «Старенькая бабушка» «Живые куклы» «Гномики» | Использование подобных игр без предварительной подготовки приводит к тому, что мотивация помощи другим детям носит не бескорыстный, а, скорее, прагматический или нормативный характер: помогаю, потому что за это хвалят взрослые или потому что воспитатель сказал, что нужно помогать. Для того чтобы дети действительно хотели помочь окружающим, необходимо предварительно создать в группе благоприятный климат, атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости. Игры требуют от детей сопереживания другому, дают им возможность помочь и поддержать сверстника. Причем в некоторых ситуациях ребенок может проявить помощь не только в игре, но и в реальной жизни: дети помогают воспитателям покормить обедом младшую группу, одеть маленьких на прогулку и т. д. | 3 |
6. Добрые слова и пожелания | Цель: научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. | «Обзывалка» «Спящая красавица» «Пожелания» | Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним. | 3 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7. Помощь в совместной деятельности | Цель: научить детей делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности. | «Закончи рисунки» «Рукавичка» «Угадай-ка» | Впервые вводится соревновательный момент, причем дети соревнуются не за собственный успех, а за успех другого. Такие формы совместной деятельности способствуют развитию взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху. Все это смещает соревновательный момент на второй план. | 3 |
Данный материал предназначен для реализации воспитателями, психологами и ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Многие ученые, педагоги, психологи отводили огромную роль развитию мелкой моторики. Такие умения и навыки, как расстегивание одежды, завязывание, умывание, невозможно осуществить при плохом развитии м...
Театрализованная игра как средство развития связей речи у детей дошкольного возраста.
Театрализованная игра как средство развития связей речи у детей дошкольного возраста....
статья " Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста "
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики....
Статья "Сюжетно - ролевая игра как средство развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста"
В Стандарте игра определяется как основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста....
Статья на тему "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".
Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников....
Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста. Презентация
quot;Театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее". (Радынова О.П.) В презентации освещен вопрос о том, как театр влияет на развитие речи детей дошкольников...
Статья "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. В дошкольном во...