статья "Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста"
статья (старшая группа) по теме
Цель: главная цель экологического воспитания детей- формирование основ экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности .Отношение ребенка к природе строиться на элементарных экологических знаниях,приобретенныхв ходе реализации деятельностного подхода к обучению. Исходя из этого, как никогда значимым становится формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста как основы развития экологической культуры будущего поколения.
Объект исследования - процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности организации дидактических игр детей дошкольного возраста как средство экологического воспитания.
Задачи:
1.Расскрыть понятие и определить задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.
2.Проанализировать дидактические игры детей дошкольного возраста. используемые в процессе решения воспитательных и образовательных задач в дошкольном учреждении.
3.Охарактеризовать виды дидактических игр детей в природе и определить их значение на экологическом воспитании.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе по аппликации «Царевна-лягушка»
Образовательная область: рисование, аппликация.
Интеграция с другими областями: конструирование, рисование, ФЭМП, развитие речи, физическая культура.
Цель: Развитие творческих способностей дошкольников через аппликацию. Совершенствование навыка пользования ножницами и изменения формы предмета способом срезания уголков детали.
Совершенствовать умение работать различными материалами (цветными карандашами).
Программное содержание:
1. Обучающие задачи: совершенствовать знания понятий форм круглой, прямоугольной и квадратной; закреплять навык образование формы, разрезая прямоугольники на квадраты, учить детей аккуратно пользоваться ножницами, работать с клеем.
2. Развивающие задачи: развивать конструктивные способности детей;
развивать память, логическое мышление и внимание. Вызывать потребность дополнять основное изображение деталями
3. Речевые задачи: давать полный ответ с повторением части вопроса, закреплять понятие знания русской народной сказки "Царевна лягушка"
4. Воспитательные задачи: воспитывать уважение и внимание, и терпение друг к другу, бережного отношения к окружающим предметам, воспитывать умение соотносить свои действия с действиями взрослого.
Структура (части и предполагаемое их время)
Игровая мотивация (организационный момент)
1часть - вводная (~3 мин.)
2 часть - основная(~22 мин.)
3 часть - итоговая(~3 мин.)
Итог: 28 мин.
Общее время:
Резервное время -2 мин.
Контроль за усвоением детьми программного содержания:
- 1 часть – мотивация, объявление цели занятия
- 2 часть - мотивация, закрепление полученных ранее знаний, решение проблемной задачи путем усвоенных навыков и приемов в аппликации контроль и самоконтроль.
- 3 часть – подведение итогов: обобщение по теме, обсуждение, самооценка.
Организация детей (в каждой части)
1 часть – находятся в самостоятельной игровой деятельности, присаживаются на стульчики.
2 часть – передвижение по команде и сидят на стульчиках за столом.
3 часть - сидят на стульчиках, движение по команде
Оборудование: стрела с запиской, картинки – с изображением лягушки, бумага размером 1\2 альбомного листа, набор цветной бумаги, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребёнка, цветные карандаши, простой карандаш.
Демонстрационный материал: карточки с изображением лягушек, книга с иллюстрациями (большая книга сказок)
Раздаточный материал: клей, кисточки, ножницы, цветная бумага, салфетка (на каждого ребенка, простой карандаш, цветные карандаши.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки "Царевна лягушка", рассматривание картинок с изображением лягушки, отгадывание загадок. Проведение дидактических игр: лото "В мире сказок". Собирание пазл, кубиков.
Содержание (ход)
Ребята занимаются самостоятельной игровой деятельностью. Стульчики расставлены полукругом.
1. Вводная часть
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся
Дети здороваются с гостями в группе.
Воспитатель: Ребята, я тут поливала цветы, не пойму, что это такое тут лежит? Давайте соберем игрушки и посмотрим, что это? (стрела)
Ответы детей
Воспитатель: Тут еще какая то записка, присаживаемся на стульчики я вам прочитаю, что тут написано.
"Здравствуйте ребята, меня зовут Иван Царевич и мне нужна ваша помощь. Потерялась моя невеста, помогите ее отыскать"
Воспитатель: Ребята поможем Ивану Царевичу?
Ответы детей (да)
Воспитатель: Подождите, Иван Царевич, стрела, невеста, а из какой это сказки?
Ответы детей (Царевна- лягушка)
Воспитатель: И кто же его невеста?
Ответы детей (Царевна-лягушка)
Воспитатель: Давайте подумаем, как мы можем ему помочь?
Ответы детей
Воспитатель: А я вам предлагаю сделать аппликацию Царевны лягушки из цветной бумаги
Ответы детей
Воспитатель: Давайте обсудим, как нам сделать лягушку, у меня есть несколько картинок с изображением лягушек. Рассмотрите их и расскажите из каких частей тела состоит лягушка?
Ответы детей (голова, туловище, лапки и т. д.)
Воспитатель: На какие геометрические фигуры похожи ее части тела? Например голова?
Ответы детей (овал, круг)
Воспитатель: А туловище?
Ответы детей (овал, круг)
Воспитатель: А глаза?
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы! Берите стульчики и садитесь за столы.
2. Основная часть
Воспитатель: У каждого из вас стоит на столе тарелочка с цветной бумагой, белый картон как основа для нашей аппликации. Мы с вами уже определили на какие геометрические фигуры похожи части тела у лягушки.
Ответы детей:
Воспитатель: Кто мне может подсказать, кто помнит? Каким способом можно вырезать из прямоугольника овал?
Ответы детей (обрезать углы)
Воспитатель: А еще каким способом?
Ответы детей (сложить пополам и обрезать)
Воспитатель: А из квадрата круг?
Ответы детей
Воспитатель: А какие детали парные?
Ответы детей: (глаза, лапки)
Воспитатель: А как можно вырезать две одинаковые детали одновременно?
Ответы детей: (сложить бумагу)
Воспитатель: Молодцы. Прежде чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика:
Скачут две лягушки
Зеленые подружки
Комаров они поели
Прогуляться захотели.
Шлеп - шлеп ножками
Хлоп-хлоп ладошками.
Воспитатель. Обратите ваше внимание, на доске вывешена схема с другими фигурами. Посмотрите на нее и вспомните, как сделать другие фигуры, вдруг они вам пригодятся. Приступайте к работе.
Дается время на вырезание деталей.
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте соединим все части Царевны лягушки и начинаем приклеивать! Промазываем части аккуратно, наклеиваем, ровно, соблюдая пропорции. Во время всей работы с ножницами, обращать внимание и корректировать действия каждого ребенка, мотивируя и хвалить.
Воспитатель: Здорово получается, молодцы! Давайте немного разомнемся и отдохнем. Выходите из за столов на центр группы.
Физ. минутка Лягушата (аудиозапись Железновы)
Воспитатель: Садитесь обратно на свои места. Чего-то не хватает у нашей лягушки.
Ответы детей: (короны, кувшинки и т. д.)
Воспитатель: Какие вы внимательные, молодцы!
Давайте возьмем цветные карандаши и дорисуем
3. Заключительная, итоговая часть
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, как мы дружно поработали, какие замечательные лягушки у нас получились. Из каких геометрических фигур вы сделали свою аппликацию?
Ответы детей
Воспитатель: А сколько фигур вы использовали?
Ответы детей
Воспитатель: а какого цвета ваши фигуры?
Ответы детей
Воспитатель: Как вы думаете мы помогли Ивану царевичу?
Ответы детей
Воспитатель: Похвалить ребят за аккуратность выполнения работы, повесить работы на выставку.
Конспект НОД по изобразительно деятельности в средне группе на тему «Лягушка»
Цель: рисовать фигуру лягушки, передавая ее характерные особенности.
Задачи: 1. Закреплять представление о внешнем виде лягушки.
2. Закреплять умение рисовать лягушку цветными карандашами.
3. Развивать восприятие, представление и умение оценивать изображение.
Оборудование: 1. Иллюстрация с изображением лягушки на болоте
2. Раздаточны материал (альбомные листы, цветные карандаши).
Предварительная работа: чтение загадок и стихов о лягушках, рассматривание изображения лягушек.
Ход работы:
Воспитатель: Послушаите загадку:Где же вы её найдёте?Ну конечно же, в болоте!Зелена, как трава,Говорит: «КВА, КВА, КВА!»
Дети: Лягушка!
Воспитатель: Правильно (показывает иллюстрацию с изображением лягушки на болоте).
Воспитатель: Рассказ о лягушках.
Воспитатель: Посмотрите как можно нарисовать лягушку,для этого нам понадобиться зеленые карандаши. Зеленым карандашом я нарисую овал - это будет тело лягушки, а сверху овал поменьше - это голова нашей лягушки. На голове нарисую два кружочка - это будут глаза. Теперь нарисую две точки - это нос, а е ще нарисую рот нашей лягушки. А чтобы наша лягушка могла прыгатьчто мы ей нарисуем?
Дети:Лапки!
Воспитатель: Правильно лапки! Сначала рисуем задние лапки, а потом передние. А как вы думаете, что еще нам надо сделать, чтобы лягушка была красивая?
Дети: Раскрасить лягушку (дети раскрашивают лягушку).
Воспитатель: А еще давайте возьмем голубо карандаш и нарисуем болото, в котором будет сидеть наша лягушка (рисуют болото, воспитатель помогает).
Воспитатель: А как вы думаете, что растет на болоте?
Дети: Камыш!
Воспитатель: Правильно! Но камыш мы нарисуем позже, а сначала мы разомнем наши пальчики. Пальчиковая гимнастика:
Лягушка-попрыгушка,
Глазки на макушке,
(Приложить ладони к макушке)
А все ее слова —
Только «Ква!» да «Ква!».
(Звукоподражание: «ква-ква-ква»)
А щеки раздувает Надуть щеки
И рот свой разевает,
(Медленно открывать и закрывать рот)
Чтоб комары и мушки
Летели в рот к лягушке.
(Звукоподражание: «з-з-з»)
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте возьмем коричневый карандаш и нарисуем камыш.
Дети дорисовывают камыш и раскрашивают рисунок. Воспитатель помогает и подсказывает.
Воспитатель: Молодцы!Какие красивые и веселые получились у нас лягушата!
Воспитатель: А теперь давайте поиграем!
Физкультминутка:Скачут лягушки, - зелёные макушки (Прыжки.)
По весеннему лужку, по последнему снежку.
(Руки в стороны, чередовать прыжки, переваливаясь с левой ноги направую.)
Растопырили лапки, - не нужны им тапки!
(Растопырить пальцы на руках.)
Они очень рано встали (Потянуться.)
И зарядку делать стали: (Выполнять упражнения в соответствии со словами.)
Руки – вверх, руки – вниз, (Соответственно.)
Влево – вправо повернись.
Руки в стороны пошире:
Раз, два, три, четыре.
А теперь наклонились,
Вове с Катей поклонились.
После физкультминутки все дети берут свои рисунки и делают выставку своих работ - приклеивают рисунки на ватман.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/09/picture-150220-1412850800.jpg)
«Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста»
Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/25/picture-919932-1493131247.jpg)
Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста
Главным фактором остановки деградации биосферы и последующего ее восстановления является формирование экологической культуры народов Земли, ведь если у нации в целом и у каждого гражданина в отдельнос...
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Роль Дидактической игры в процессе формирования экологических знаний....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/08/picture-62311-1673134640.png)
Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста
Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация экологической развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному...
Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста
Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступае...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/17/picture-1450612-1673969221.jpg)
Мероприятие "Юные метеорологи" для детей среднего дошкольного возраста. В рамках проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"
Широкие возможности для развития ребенка - дошкольника оказывает эксперементирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/27/picture-1497744-1701053113.jpg)
Методические рекомендации «Интерактивные дидактические игры, как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста.
Методическая разработка представляет собой опыт работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста. Целью разработки рекомендаций является – представление опыта рабо...