Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Познавай-ка!» для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (подготовительная группа)

Посметюха Виктория Николаевна

Актуальность программы

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности. Это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи. Развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 22

Дополнительная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Познавай-ка!»

для детей старшего дошкольного возраста

Разработала:

Педагог Посметюха В.Н..

г. Раменское

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.         Обоснование необходимости разработки Программы

В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Разработанная программа «Познавай-ка» – это стремление педагога использовать возможности занимательного материала в познавательном (в частности, математическом) развитии детей.

Направленность Программы

Образовательная программа по дополнительному образованию «Познавай-ка» имеет познавательную направленность.

Место и роль Программы в образовании детей

Разработка программы «Познавай-ка» (далее Программа) объясняется необходимостью использования активных методов и обучения занимательного, увлекательного, интересного для детей математического содержания в познавательном развитии дошкольников.

Нормативными документами разработки Программы являются:

1.        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12. 2012.

2.        Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06 – 1844.

3.        Требования к содержанию и оформлению программы дополнительного образования детей Письмо Минобразования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02- 484/16.

4. Устав МДОУ Детский сад № 22

Новизна

Дополнительная образовательная программа «Познавай-ка»:

        предполагает решение проблем дополнительного образования познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;

        содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Актуальность программы

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом обучения с пяти лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и, в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных математических и логических задач.

Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). По их мнению, обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования, на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно- поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «Познавай-ка» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.

Педагогическая целесообразность

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации математический кружок, органично вписываясь в единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим познавательному развитию детей.

В Программе органично аккумулированы научные разработки в области современных методик формирования у дошкольников элементарных математических представлений и практический опыт работы педагогов с детьми в области организации познавательной деятельности на занимательном математическом материале.

Основная идея Программы: дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, обеспечить процесс овладения знания с радостью, привить вкус к учению.

1. 2. Цель и задачи программы

Цель Программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

Задачи Программы:

- отрабатывать арифметический и геометрический навыки;

- развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;

- воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.

Отличительные особенности Программы

Программа математического объединения «Познавай-ка» является адаптационной, разработанной на основе программ «Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников» сост. Корепанова М.В., «Математика до школы» сост. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В., Михайлова З.М., Непомнящая Р.Л. и учебных пособий: «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста» Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко; «Чего на свете не бывает?» О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева.

Отличительной особенностью Программы является системно - деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике.

В основу работы по программе положены следующими принципами:

- принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение математических заданий различной степени сложности);

- проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;

- принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;

- психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;

  - творчества – формирование способности находить нестандартные решения;

   - индивидуализации – развитие личных качеств посредством разно-уровневого математического содержания.

Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.

Возраст детей, участвующих в реализации Программы

Программа ориентирована на детей от 5 до 7 лет.

Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом.

Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Формы и режим занятий

Режим занятий:

Математическое объединение работает 1 раз в неделю по 25-30 минут, всего 36 занятий за учебный год. Рекомендуемый состав группы 25 человек. Большую часть Программы составляют практические занятия.

Формы обучения: занятия математического содержания.

Формы организации математической деятельности детей на занятиях: задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

1.3. Целевые ориентиры

К концу обучения по программе «Познавай-ка» у детей должны быть развиты:

- арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;

- произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;

- основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;

- творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;

- навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;

- желание заниматься математической деятельностью.

К концу обучения в старшей группе дети должны уметь:

- составлять (моделировать) заданное изображение или фигуру из других геометрических форм или разных плоскостных элементов;

- определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);

- составлять различные формы из палочек по образцу;

- сравнивать предметы по величине (больше-меньше), по длине (длиннее-короче), по высоте (выше-ниже) по ширине (шире-уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);

- выкладывать предметы в порядке убывания, возрастания.

- осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме;

- выстраивать продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу;

- «читать» план, осуществлять нахождение предмета по плану;

- создавать рисунок-схему, используя простейшие изображения.

К концу обучения в подготовительной группе дети должны уметь:

- понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;  

- осуществлять объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество;

 - устанавливать смысловые связи между предметами;  

- выполнять сравнение фигур по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче),  по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);

- определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);

- создавать постройки по рисунку, чертежу;

- осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме;

- делить предметы, фигуры на несколько равных частей;  

- преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания, разрезания;

- составлять математические сказки с использованием рисунка-схемы;

- определять значение дорожных знаков, опираясь на рисунки-символы;  

- анализировать предметы по отдельным признакам;

- сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;

- раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;

- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;  

- сравнивать рисунок со схемой, с чертежом предмета;  

-  составлять рисунки-схемы на основе своего рассказа;  

- создавать образ на основе рисунка-схемы;

-  составлять задачи по схематическим рисункам, с опорой на наглядный материал;

- располагать предметы в заданной последовательности;  

- понимать задание и выполнять его самостоятельно;

- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

        

2.1. Тематический план для старшей группы

Сроки проведения

Кол-во часов

Тема занятий

Задачи

Сентябрь

1

1. «Мастерская форм»

1.Учить составлять прямолинейные формы из палочек.

2. Развивать зрительную память.

1

2. Картинки - вкладки

1.Учить выделять часть и находить элемент предмета.

2. Развивать наглядно-образное мышление.

1

3. Головоломки

1.Учить составлять квадрат

из разных геометрических фигур.

2. Развивать восприятие и пространственные представления.

1

4. «Подбери фигуру»

 1.Учить складывать картинку из элементов.

2. Развивать внимание, наглядно-образное    мышление.

Октябрь

1

5. «Разложи по порядку»

1.Учить действовать последовательно, упорядочивать предметы по величине.

2. Развивать внимание.

1

6. «Чудесный мешочек»

1. Учить выделять особенности предмета.

2. Развивать зрительные и осязательные впечатления.

1

7. «Построим лесенку матрёшке»

1.Учить раскладывать предметы в порядке убывания.

2. Развивать восприятие, умение анализировать величину предметов.

1

8. «Построим дом»

1.Учить строить дома из деталей разного размера.

 2. Анализировать детали по  форме и величине.

Ноябрь

1

9. «Собираем урожай овощей».

1.Учить соотносить предметы по величине.

2. Развивать восприятие.

1

10. «Кукольная

одежда»

1.Учить ориентироваться в цвете и оттенках.

2. Развивать восприятие и внимание.

1

11. «Подумай и раскрась»

1.Учить получать разные оттенки одного цвета.

2. Развивать восприятие, умение ориентироваться в цветовых оттенках.

1

12. «Цветные дома»

1.Учить анализировать предметы по цвету.

2. Развивать восприятие и внимание.

Декабрь

1

13. Лото «Разложи по порядку»

1. Учить анализировать предметы по цвету и форме.

2. Развивать восприятие и внимание.

1

14. «Кто больше увидит»

1. Учить переключать свое внимание с одной группы предметов на другую.

2. Развивать внимание.

1

15. «Рыба, птица, зверь»

1. Учить классифицировать предметы.

2. Развивать внимание.

1

16. «Угадай, какое имя пропущено»

1.Учить запоминать 4-5 разных имен, постепенно увеличивая их количество.

2.Развивать память.

Январь

1

17. «Запомни картинки»

1.Учить выполнять правила игры.

2. Развивать память.

1

18. «Повторяй друг за другом»

1. Учить внимательно, слушать друга, не перебивая, соблюдая очередность действия.

2. Развивать память.

1

19. «Магазин мебели»

1.Учить расставлять мебель в соответствии с планом.

2. Развивать мышление и внимание.

1

20. «Как расположены фигуры?»

1. Учить ориентироваться в плане и действовать в соответствии с ним.

2. Развивать мышление.

Февраль

1

21. «Клумба»

1. Учить работать с планом, уметь анализировать величину предмета.

2. Развивать мышление.

1

22. «Найди игрушку»

1. Учить находить спрятанный предмет по плану, уметь «читать» план.

2. Развивать мышление и внимание.

1

23. «Каких кружков больше?»

1. Учить создавать рисунок-схему, используя простейшее изображение.

2. Развивать воображение.

1

24. «Найди нужную картинку»

1. Учить пользоваться рисунком-схемой. Действовать в соответствии с ней.

2. Развивать внимание.

Март

1

25. «Кто в домике

живет?»

1. Учить использовать значок-обозначение.

2. Развивать память, внимание.

1

26. «Кто быстрей найдёт предмет»

1. Учить соотносить плоскостной рисунок - схему с объемной постройкой.

2. Развивать пространственное мышление, воображение.

1

27. « Скажи наоборот»

1. Учить подбирать слова с противоположным значением.

2. Развивать мышление и воображение.

1

28.«Назови скорей!»

1. Учить выбирать предметы по заданному признаку.

2. Развивать внимание, мышление.

Апрель

1

29. «Кто кем будет?»

1. Учить отвечать на

  поставленный вопрос, выделяя основные качества предмета.

2.Развивать внимание, мышление.

1

30. «Волшебные кляксы»

1. Учить выбирать предметы по заданному признаку.

2. Развивать внимание и образное мышление.

1

31. «Сколько разных  игрушек»

 1.Учить сочинять законченные истории, опираясь на признаки предметов.

2. Развивать фантазию и воображение ребенка.

1

32. «Угадай, что получится»

1.Учить дорисовывать рисунок друга, добиваясь законченного изображения.

2. Развивать воображение и фантазию.

Май

1

33. «Чье число больше?»

1. Учить сравнивать количество предметов.

2.Развивать внимание, умение выполнять заданные правила.

1

34. « Бывает, не бывает?»

1.Учить сравнивать и уравнивать количество предметов различными способами.

2. Развивать внимание и воображение.

1

35. «На что это похоже?»

1.Учить создавать образы на основе схемы.

2. Развивать воображение.

1

36. «Поможем художнику»

1. Учить создавать образы на основе схемы.

2. Развивать внимание и воображение.

        2.2. Тематический план подготовительной к школе группы

Сроки проведения

Кол-во часов

Тема занятий

Задачи

Сентябрь

1

1. «Сложи из палочек»

1.Учить анализировать форму предмета.

2. Развивать восприятие и внимание.

1

2. « Кто какого роста?»

1.Учить находить изображение по описанию.

2. Развивать внимание, мышление.

1

3. «Коврик для куклы»

1.Учить точно, выполнять задание, ориентироваться в пространстве.

2. Развивать внимание, мышление.

1

4. «Архитектор»

  1.Учить раскладывать предметы в порядке возрастания, точно следуя проекту.

2.Развивать внимание, мышление.

Октябрь

1

5. «Что шире, что уже»

1.Учить анализировать отдельные признаки предмета.

2. Развивать мышление и восприятие.

1

6. «Чудесный мешочек»

1. Учить выделять особенности предмета.

2. Развивать зрительные и осязательные впечатления.

1

7. «Расскажи про свой узор»

1.Учить раскладывать предметы в порядке убывания.

2. Развивать восприятие, умение анализировать величину предметов.

1

8. «Построим дом»

  1.Учить строить дома из деталей разного размера.

  2. Анализировать детали по  форме и величине.

Ноябрь

1

9. «Чем отличаются предметы?».

1.Учить соотносить предметы по величине.

2. Развивать восприятие.

1

10. «12 месяцев»

1.Учить ориентироваться в цвете и оттенках.

2. Развивать восприятие и внимание.

1

11. «Подумай и раскрась»

 1.Учить получать разные оттенки одного цвета.

2. Развивать восприятие, умение ориентироваться в цветовых оттенках.

1

12. «Цветные дома»

1.Учить анализировать предметы по цвету.

2. Развивать восприятие и внимание.

Декабрь

1

13. «Что сначала, что потом? »

1. Учить анализировать предметы по цвету и

форме.

2. Развивать восприятие и внимание.

1

14. «Кто больше увидит»

1. Учить переключать свое внимание с одной группы предметов на другую.

2. Развивать внимание.

1

15. «Рассели жильцов»

1. Учить  классифицировать предметы.

2. Развивать внимание.

1

16. «Угадай, какое имя пропущено»

  1.Учить запоминать 4-5 разных имен, постепенно увеличивая их количество.

2.Развивать память.

Январь

1

17. «Разложи по клеточкам»

1.Учить выполнять правила игры.

2. Развивать память.

1

18. «Повторяй друг за другом»

1. Учить внимательно, слушать друга, не перебивая, соблюдая очередность действия.

2. Развивать память.

1

19. «Магазин игрушек»

1.Учить расставлять мебель в соответствии с планом.

2. Развивать мышление и внимание.

1

20. «Как расположены фигуры?»

1. Учить ориентироваться в плане и действовать в соответствии с ним.

2. Развивать мышление.

Февраль

1

21. «Найди похожие кораблики»

1. Учить работать с планом, уметь анализировать величину предмета.

2. Развивать мышление.

1

22. «Найди матрёшку»

1. Учить находить спрятанный предмет по плану, уметь «читать» план.

 2. Развивать мышление и внимание.

1

23. «Каких кружков больше?»

1. Учить создавать рисунок-схему, используя простейшее изображение.

2. Развивать воображение.

1

24. «Не ошибись»

1. Учить пользоваться рисунком-схемой. Действовать в соответствии с ней.

2. Развивать внимание.

Март

1

25. «Кто где живёт?»

1. Учить использовать значок-обозначение.

2. Развивать память, внимание.

1

26. «Кто быстрей найдёт предмет»

1. Учить соотносить плоскостной рисунок - схему с объемной постройкой.

2. Развивать пространственное мышление, воображение.

1

27. « Скажи наоборот»

1. Учить подбирать слова с противоположным значением.

2. Развивать мышление и воображение.

1

28.«Когда это бывает?»

1. Учить выбирать предметы по заданному признаку.

2. Развивать внимание, мышление.

Апрель

1

29. «Назови пропущенное слово» 

 1. Учить отвечать на

  поставленный вопрос,  выделяя основные качества

предмета.

2.Развивать внимание, мышление.

1

30. «Нарисуй так же!»

1. Учить выбирать предметы по заданному признаку.

2. Развивать внимание и образное мышление.

1

31. «Сколько разных  игрушек?»

 1.Учить сочинять законченные истории, опираясь на признаки предметов.

2. Развивать фантазию и воображение ребенка.

1

32. «Исправь ошибку художника»

 1.Учить дорисовывать рисунок друга, добиваясь законченного изображения.

2. Развивать воображение и фантазию.

Май

1

33. «Какое число больше?»

1. Учить сравнивать количество предметов.

2.Развивать внимание, умение выполнять заданные правила.

1

34. «Бывает, не бывает?»

1.Учить сравнивать и уравнивать количество предметов различными способами.

2. Развивать внимание и воображение.

1

35. «На что это похоже?»

1.Учить создавать образы на основе схемы.

2. Развивать воображение.

1

36. «Поможем художнику»

1. Учить создавать образы на основе схемы.

2. Развивать внимание и воображение.

ЛИТЕРАТУРА

     Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:

1.        Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.-М.: Просвещение, 2002. – 385 с.

2.        Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2001. – 404 с.

3.        Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2003. – 312 с.

4.        Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников – М.: Просвещение, 2002 – 256с.

5.        Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004.

6.        Математика до школы. /Сост. Смоленцева А. А., Пустовойтов , Михайлова З. М., Непомнящая Р. Л. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.

7.        Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.: Просвещение, 2010. – 187с.

8.        Михайлова З. А. Математика – это интересно. Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2002.

9.        Михайлова З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. – СПб: Акцидент, 1997.

10.        Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Феникс, 2006

11.        Петерсон Л.Г. Раз ступенька, два ступенька. – СПб: Феникс, 2008. – 418с.

12.        Первые шаги в математику. Методическое пособие / Сост. Буланова Л. В., Корепанова М. В. и др. – Волгоград, 2004.

13.        Мониторинг в детском саду/ под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт. – СПб: Детство-пресс, 2011. – 297с.

14.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 267 с.

15.        Учебное пособие Чего на свете не бывает?/ под редакцией О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 2007. – 245с.

16.        Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. – СПб., 2007.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей:

1.        Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 374с

2.        Волина В.В. Праздник числа – М.: Знание, 2003 – 180с.

3.        Гаврина С.Е. Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 382с.

4.        Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 375с.

5.        Дьяченко В.В. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 2011 –208с.

Интернет-ресурсы:

1.         Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике–  https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2013/08/10/prezentatsiya-zanimatelnyy-material-v-obuchenii-doshkolnikov  

2.        Занимательные задачки для дошкольника! – https://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820/

3.        Занимательная математика, занимательные задачи по математике. –

http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika

4.        Интересная        математика и счет для дошкольников        – http://profymama.com/razvivalochka/matematika/dlya-doshkolyat.html  

5.        Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников – http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000010/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономь-ка»

Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.Дети сталкиваются с...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВРЕМЯ РИСОВАТЬ» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВРЕМЯ РИСОВАТЬ»ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Проблема развития творчества всегда была одной из актуаль...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАГИЯ ОРИГАМИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель и задачи программы Цель: Создать условия для формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству оригами. Задачи: Обучающие: 1. З...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Гном - Эконом»

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспит...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детской познавательно- исследовательской деятельности, которая понимается нами как особый способ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детской познавательно- исследовательской деятельности, которая понимается нами как особый способ...