ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВРЕМЯ РИСОВАТЬ» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
рабочая программа (младшая группа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ВРЕМЯ РИСОВАТЬ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Проблема развития творчества всегда была одной из актуальных. Одним из основных условий развития творческой личности ребенка-дошкольника является широкий подход к решению проблем эстетического отношения к окружающему. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания художественного образа, а также закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить повышение выразительности образов в детском рисовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borisova_t.vprogramma_kruzhka_vremya_risovat.docx | 48.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация Иркутская область
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №1»
Муниципальное образование города Братск
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
665781, Иркутская область, город Братск, ж.р.Порожский, ул. 50 лет Октября ,108
Телефон (3953)40-42-17, e-mail:mdoy.dsov.gribkova@yandex.ru
Рассмотрено Утверждаю
На педагогическом совете И.О Заведующего МБДОУ «ДСОВ№1»
Протокол № от «__ »___________2022г. _____________ Е.И. Спириденко
Приказ № от «__ »_______2022
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ВРЕМЯ РИСОВАТЬ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Составил воспитатель:
Борисова Татьяна Владимировна
Братск, 2022 г.
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………3
2.Учебный план………………………………………………………………… 7
3.Календарный учебный график……………………………………………… 7
4.Рабочая программа……………………………………………………………7
4.1.планируемые результаты……………………...……………………… 8
4.2.тематическое содержание программы……………………………… 8
4.3 Виды и техники нетрадиционного рисования 9
5.Тематический план 10
6. Календарно -тематическое планирование 11
Методы, приемы и формы 13
7. Оценочный материал 14
Диагностика навыков и умений детей 14
8.Заключение………..…………………………………………………………..16
8.Список литературы………………………………………………………… ..17
- Пояснительная записка
Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки
которые питают источник творческой мысли".
В. А. Сухомлинский.
Проблема развития творчества всегда была одной из актуальных. Одним из основных условий развития творческой личности ребенка-дошкольника является широкий подход к решению проблем эстетического отношения к окружающему. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания художественного образа, а также закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить повышение выразительности образов в детском рисовании.
Концепция программы. Планировать, реализовывать и анализировать образовательную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста.
Новизна и оригинальность программы заключается в самом важном условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества. Поэтому для развития творческих способностей нужны новые подходы в организации занятий по изобразительной деятельности, которые раскрепощают ребенка, а именно: знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые эмоции. Эмоции, как известно - это процесс и результат практической деятельности, прежде всего творчества.
Новизна: обучение детей технике рисования проводится с трехлетнего возраста; подобраны приемы нетрадиционной техники рисования; разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий область художественно-эстетического развития. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
- Рабочая программа
Актуальность программы заключаетсяв создании условий дляприменения нетрадиционных приемов и техник ИЗО деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста; для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях предоставляется возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Цель: Создать условия для совершенствования умений у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить детей с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
2. Формировать умения следовать устным инструкциям.
3. Обучать различным приемам нетрадиционных техник рисования.
4. Побуждать детей использовать различные изобразительные материалы.
Развивающие:
1. Развивать интерес к изобразительным и выразительным возможностям различных художественных материалов и к разнообразной технике рисования.
2. Развивать способность у детей самим выбирать способ и технику для выразительного изображения того или иного образа.
3. Развивать внимание, зрительное восприятие и мелкую моторику рук.
4. Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей.
5. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
2. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
3. Воспитывать и совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно использовать материал, содержать в порядке рабочее место
Содержание программы строиться на следующих принципах:
- Принцип наглядности.
Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
- Принцип последовательности.
Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно).
- Принцип занимательности.
- Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детейжелание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
5. Принцип личностно-ориентированного общения.
В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающегомира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Материально-техническое обеспечение программы включает:
- группа, столы, стулья;
- доска, мольберт, ноутбук;
- иллюстрации, схемы;
- различные изобразительные материалы;
- кисти, краски, ватные палочки, бумага, зубные щетки, восковые мелки, поролоновые губки, трубочки, крупа и т.д.
Срок освоения Дополнительной общеразвивающей программы «Время рисовать» – 8 месяцев.
Условия вхождения в программу:Кружок посещают дети по запросам родителей (законных представителей).
Основной формой организации образовательной деятельности:комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность); продуктивная деятельность детей (фронтальная, групповая, индивидуальная форма организации детей).
Для занятий рисования нетрадиционной техникой необходимо заранее подготовить: бумагу, кисти, краску, стаканы-непроливайка, салфетки.
3. Учебный план
Возраст детей | 3-4 года | |
Длительность одного занятия | 15 минут | |
День недели | Вторник | |
Время проведения | 16:00 | |
Количество детей, посещающих кружок | В подгруппе не более 10 человек | |
Продолжительность | С октября по май | |
Место проведения | Группа | |
Количество занятий в месяц | 4 | |
Общее количество занятий в год | 30 |
Календарно – учебный график
X | XI | XII | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | |
Начало учебного года 04.10.2020. | |||||||||||
Продолжительность 8 месяцев (с 04.10.2020 до 31.05.2022) | |||||||||||
Сроки проведения первичного мониторинга (диагностики) октябрь | |||||||||||
Сроки проведения итогового мониторинга (диагностики) май |
4. Рабочая программа
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, – так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
В ходе занятий активно используются дидактические и подвижные игры. Разнообразить занятия можно технологиями по программе ПРОдетей: «лаборатория историй» - чтением небольших литературных текстов, рассказов; отгадывание загадок, органично сочетающихся с содержанием конспекта.
4.1 Планируемые результаты
Дети:
1. Овладение основными приемами и техниками нетрадиционной техники рисования.
2. Формирование технических навыков рисования у детей.
3. Проявление инициативы и самостоятельности детей.
4. Развитие мелкой моторики и воображения у детей.
5. Проявление любознательности.
6. Способность экспериментировать с краской.
7. Знакомство родителей с различными видами и техникой нетрадиционного рисования.
4.2 Тематическое содержание программы
Программа дополнительного образования «Время рисовать» направлена на развитие специальных умений и навыков, подготавливающие руку ребенка к письму. Техника нетрадиционного рисования дает возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; формирует эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;способствует более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
4.3 Виды и техники нетрадиционного рисования, представленные в программе
1. Рисование манкой: Ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).
2. Рисование ватными палочками: краска наносится ватными палочками. В этом случае краска наливается в плоские мисочки, розетки. Правило – каждая ватная палочка набирает одну определённую краску.
3. Кляксография с трубочкой: нанести краску через соломинку и раздувать краску от центра в разные стороны, создавая изображение дорисовать недостающие детали.
4. Восковые мелки и акварель: задуманный сюжет выполняется восковыми мелками, затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется.
5. Печатание листьями, ватными дисками: - используются различные листья с разных деревьев, ватные диски. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места.
6. Рисование пальчиками: - средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
7. Рисование ладошкой: - средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
8. Рисование по мокрому: - средства выразительности: пятно. Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в туман.
- Тематический план
Месяц | Тема занятий | Количество занятий: теория и практика |
Октябрь | 1.Знакомство с искусством нетрадиционной техникой рисования. Рассматривание рисунков и иллюстраций. Знакомство с приемами и видами рисования. | 2 |
2.Тема:«Ягодка за ягодкой (на кустиках)». | 1 | |
3.Тема:«Листопад». | 1 | |
Ноябрь | 1.Тема: «Дождик, кап-кап-кап!» | 1 |
2.Тема:«Ножки у сороконожки». | 1 | |
3.Тема: «Волшебный светлячок». | 1 | |
4.Тема:«Ежик». | 1 | |
Декабрь | 1.Тема: «Снежок порхает, кружится». | 1 |
2.Тема:«Нарядная ёлочка». | 1 | |
3.Тема:«Серпантин танцует». | 1 | |
4.Тема:«Вьюга – завируха». | 1 | |
Январь | 1.Тема: «Птички не дереве». | 1 |
2.Тема: «Снеговик». | 1 | |
3.Тема: «Лоскутное одеяло». | 1 | |
Февраль | 1.Тема:«Зайчик». | 1 |
2.Тема:«Радужное сердце» | 1 | |
3.Тема:«Светит солнышко». | 1 | |
4.Тема: «Деревья в снегу». | 1 | |
Март | 1.Тема:«Цветок для мамочки». | 1 |
2.Тема: «Цветные мячики». | 1 | |
3.Тема: «Вот какие у нас сосульки». | 1 | |
4.Тема:«Ручейки бегут, журчат». | 1 | |
Апрель | 1.Тема: «Птичка на веточке». | 1 |
2.Тема: «Весеннее дерево». | 1 | |
3.Тема: «Солнышко-колоколнышко». | 1 | |
4.Тема: «Красивый зонтик». | 1 | |
Май | 1.Тема: «Первые цветы» | 1 |
2.Тема: «Травка зеленеет». | 1 | |
3.Тема: «Дождик, чаще, кап-кап-кап». | 1 | |
Всего | 30 |
6. Календарно -тематическое планирование
Месяц | Тема | Цель |
Октябрь | Тема 1. Знакомство с техникой и приемами нетрадиционного рисования. Рассматривание картин и иллюстраций. Беседа. Тема 2. Знакомство с техникой и приемами нетрадиционного рисования. Рассматривание оборудования для рисования нетрадиционной техникой. Беседа с элементами показа оборудования. Тема 3. «Ягодка за ягодкой (на кустиках)». Создание ритмической композиции. Рисование ватными палочками. Тема 4.«Листопад». Рисование осенних листьев приёмом «печатание листьями» тёплыми цветами (красным, жёлтым, оранжевым) на голубом фоне (небе). Развитие чувства цвета и ритма. | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: «печатание листьями». Продолжатьразвивать цветовое восприятие, чувство ритма и композиции, наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.Формировать умение у детей сочетать изобразительные техники: рисование веточек цветными карандашами и ягодок – ватными палочками. |
Ноябрь | Тема1. «Дождик, кап-кап-кап!». Рисование дождя пальчиками или ватными палочками на основе тучи, изображенной воспитателем (рисование пакетом). Тема2. «Ножки у сороконожки». Раскрашивание сороконожки восковыми мелками, а затем при помощи кисти поверх нанести акварельные краски, дорисовывая ножки пальчиками. Тема3.«Волшебный светлячок». Рисование светлячка (по представлению) на бумаге чёрного или тёмно-синего цвета ватными палочками. Тема4. «Ежик». Создание образа ежика. Дорисовывание «иголок» -коротких прямых линий «губкой». Дополнение образа по своему желанию. | Продолжать закреплять умение рисовать ватными палочками, пальчиками и пакетами. Формировать чувства цвета и ритма. Познакомить с новой техникой рисования: восковые мелки и акварель, нанесение изображения пакетами, поролоном (иголки для ежика). Познакомить детей с явлением контраста. Создать условия для развития воображения. |
Декабрь | Тема1. «Снежок порхает, кружится». Рисование пальчиками или ватными палочками. Освоение новых приемов (двухцветные отпечатки, цветовые аккорды). Тема2. «Нарядная ёлочка».Рисование и украшение пушистой нарядной ёлочки поролоном. Освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Понимание взаимосвязи формы, величины и пропорций изображаемого предмета. Тема 3. «Серпантин танцует».Рисование свободным проведение линий разного цвета (красного, синего, жёлтого, зелёного) и различной конфигурации (волнистых, спиралевидных, с петлями и их сочетание). Самостоятельный выбор листа бумаги для фона (формат, размер, величина). Тема4. «Вьюга – завируха». Рисование хаотичных узоров в технике «по мокрому». Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого оттенка. | Познакомить детей с приемом двухцветные отпечатки и цветовые аккорды. Освоить технику рисования «по мокрому», рисование поролоном.Продолжать осваивать формы и цвета. Формировать чувства цвета и ритма; раскрепощение рисующей руки. Создать условия для самостоятельного выбора листа бумаги для фона. |
Январь | Тема1. «Птички не дереве». Рисование в книжках-раскрасках. Раскрашивания контурных картинок восковыми мелками, а затем при помощи кисти нанести акварельные краски. Дополнение рисунка – изображение угощения для птичек пальчиками (зернышки). Тема2. «Снеговик». Печатание ватными дисками.Диски покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать диски с места. Тема3. «Лоскутное одеяло».Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Баю-баю-баюшки!Рисование ладошками «фантиков» для создания образа «лоскутного одеяла». | Продолжать осваивать технику рисования -раскрашивания контурных картинок восковыми мелками, а затем раскрашивать их акварелью, при помощи кисти. Закрепить умение у детей «печатание», используя ватные дискидля рисования. Вызвать интерес у детей к созданию образа лоскутного одеяла ладошками. |
Февраль | Тема1«Зайчик». Рисование клеем по заранее нанесенному рисунку, затем, не давая клею засохнуть, насыпать на клей манку (по рисунку). Тема2. «Радужное сердце». Рисование пальчиками. Тема3. «Светит солнышко». Коллективное рисование ладошками. Тема: «Деревья в снегу». Кляскография, рисование ватными палочками. | Познакомить детей с новой техникой рисования. – рисование манкой. Продолжать развивать умение рисовать пальчиками, ладошками, ватными палочками- гуашью, ориентироваться на листе, работать аккуратно. |
Март | 1.Тема: «Цветок для мамочки». Рисование губкой. 2.Тема: «Цветные мячики». Передача выразительного образа в техники пластилинографии. 3.Тема: «Вот какие у нас сосульки». Рисование ватными палочками «методом тычка». 4.Тема: «Ручейки бегут, журчат». Рисование поролоном «методом тычка». | Познакомить и закрепитьнавыки и умения в рисовании нетрадиционным методом – губкой, ватными палочками. «методом тычка». Познакомить и закрепить техникупластилинографии. |
Апрель | 1.Тема: «Птичка на веточке». Рисование ладошками и ватными палочками. 2.Тема: «Весеннее дерево»». Рисование зубными щетками, техникой «набрызг». 3.Тема: «Солнышко-колоколнышко». Коллективное рисование с помощью губки. 4.Тема: «Красивый зонтик». Рисование ватными палочками (кляксография) | Продолжать осваивать технику рисования –ладошками, ватными палочками. Познакомить детей с техникой «набрызг» рисование зубными щетками. Продолжать развивать умение рисовать деревья. |
Май | 1.Тема: «Первые цветы». Рисование ватными палочками. 2.Тема: «Травка зеленеет».Рисование трубочкой (кляксография).Нанести краску через соломинку и раздувать краску от центра в разные стороны, создавая изображение дорисовать недостающие детали. 3.Тема: «Дождик, чаще, кап-кап-кап». Рисование тучки губкой и пальчиками капли дождя. | Продолжать закреплять навыки и умения в рисовании нетрадиционным методом – губкой, ватными палочками, пальчиками, трубочками. |
Методы, приемы и формы:
Технология: игровая.
Методы и приемы проведения:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные;
- практические;
- игровые.
- право выбора
-рассуждение
-закрепление
Используемые методы:
– позволяют развивать мелкую моторику рук;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- проведение выставок детских работ;
- проведение открытого мероприятия;
- проведение мастер-класса среди педагогов.
7. Оценочный материал
Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей.
Педагогическая диагностика проводится два раза в год: 1-2 неделя октября, 3-4 неделя апреля с целью выявления динамики развития художественно-эстетического развития.
Обследование дошкольников проводиться по методикам программы «Цветные ладошки» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста И. А. Лыковой.
Диагностика навыков и умений детей, посещающих кружок
«Время рисовать»
Общие показатели развития детского творчества | Ф. О. ребенка | ||||||||
Проявление интереса к иллюстрациям и предметам декоративно-прикладного творчества | |||||||||
Экспериментирование с художественными инструментами | |||||||||
Освоение способов зрительного и тактильного обследования | |||||||||
Эмоциональность и интерес | |||||||||
Передача представлений и впечатлений | |||||||||
Создание образов предметов и явлений | |||||||||
Передача формы и цвета | |||||||||
Владение инструментами | |||||||||
Целенаправленное создание, рассматривание и обыгрывание образов и композиций | |||||||||
Знание основных цветов | |||||||||
Итого: |
Оценка критериев
3 - высокий уровень
2 – средний уровень
1 – низкий уровень
8. Заключение
Обучение по данной программе способствует развитию у детей зрительного восприятия, воображения, памяти и образного мышления в процессе нетрадиционной техникой рисования. Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики. Занятия творчеством помогают ребенку раскрыть его творческий потенциал, научить применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач.Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.
Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания художественного образа, а также закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить повышение выразительности образов в детском рисовании.
9. Список литературы
1. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий», 2016г.
2. ИвановаО.Л., Васильева И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2017.
3. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2015г.
4. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2018г.
5. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2017.
6. Никитина А.В «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2017г.
7. Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».-М.: «Издательство Гном и Д», 2017.
8. Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2017.
9. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа». - М.: изд. Центр Владос, 2018г.
10. Янушко Е.А. «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2016 г.
11. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г
Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка технической направленности "ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ" для детей младшего дошкольного возраста
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Легоконструтрование» реализуется на базе МДОУ № 4. Программа разработана на основании программы Фешиной Е.В. «Лег...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка технической направленности "ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ" для детей младшего дошкольного возраста
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Легоконструтрование» реализуется на базе МДОУ № 4. Программа разработана на основании программы Фешиной Е.В. «Лег...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАГИЯ ОРИГАМИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель и задачи программы Цель: Создать условия для формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству оригами. Задачи: Обучающие: 1. З...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЕ РЕЧИ «ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: Совершенствовать умение детей рассказывать стихи, потеши, способствовать освоению разновидностям пальчиковых, дыхательных игр.Задачи:Обучающие:Знакомить детей с устным народным творчеством, русс...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Гном - Эконом»
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспит...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественно-эстетического развития дошкольников "Обучение детей среднего дошкольного возраста нетрадиционным техникам лепки " кружок "Пластилиновое чудо" Возраст обучающихся: 4-5 лет
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и н...