Конспект образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста "Настроение"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
Администрации Г. о. Подольск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №57 «Ладушки»
Конспект образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста "Настроение"
Подготовила:
Воспитатель первой категории
Ибрагимова Д.Г.
Г. о. Подольск, 2019г.
Цель: психологическая адаптация дошкольников к сложным стрессогенным условиям жизни, развитие социальных эмоций
Задачи:
1. Воспитывать умение преодолевать негативные эмоциональные переживания, препятствующие полноценному развитию личности.
2. Тренировать психомоторные функции.
3. Учить детей конструктивным способам управления собственным поведением (снимать психомышечное напряжение, избавляться от негативных эмоций, разрешать конфликтные ситуации).
Интеграция образовательных областей:
"Здоровье", "Физическая культура", "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество"
Длительность НОД до 30 минут
Условия проведения
НОД проводится в групповой комнате, где достаточно места для передвижения, для рисования, где есть игрушки, которые поступают в распоряжение детей. Выбор и инициатива принадлежит детям.
Оборудование
Магнитофон, реквизит для игр и этюдов, бумага разных форматов, краски акварельные
Проведение НОД "Настроение":
Приветствие (ритуал)
Дети вместе с педагогом сидят в кругу. Всем предлагается пропеть приветствие, а не проговорить:
Доброе утро, Настя (улыбнуться и кивнуть головой),
доброе утро, Андрюша…(называются имена детей по кругу),
доброе утро, Татьяна Николаевна,
доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем опускают),
доброе утро, небо (аналогичные движения руками),
доброе утро, всем (все разводят руки в стороны, затем опускают)!
Разминка
Упражнение «На что похоже настроение» (Н.Л. Кряжева)
Цель: способствовать эмоциональному осознанию своего самочувствия; умение чувствовать других, поддерживать и сопереживать.
Ход. Участники по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше всего взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.п.
Примечание. Интерпретируя ответы детей, необходимо учитывать, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы – свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
Подвижная игра «Мыши и кот»
Цель: способствовать сплоченности, ловкости; вызвать здоровое эмоциональное возбуждение.
Ход игры. Выбирается «кот» и взрослый проговаривает слова:
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть который час. (идут на цыпочках)
Раз, два, три, четыре –
Мыши дернули за гири. (имитируют)
Вдруг раздался страшный звон!
Убежали мышки вон! (убегают)
«Кот» спит, пока «мыши» идут, и просыпается с последними словами.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Чтение, беседа. (Английская народная песенка в переводе С. Маршака)
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого, умение проявить сочувствие и рассказать о своем состоянии.
Ход.
Взрослый читает детям песенку:
Два маленьких котенка поссорились в углу,
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе,
Два маленьких котенка озябли во дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
«Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?»
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,
Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,
И оба перед печкой заснули сладким сном,
А вьюга до рассвета шумела за окном.
После чтения взрослый спрашивает детей: изменялось ли самочувствие во время прослушивания стихотворения? Как? Было грустно или весело?
Гимнастика « Котята» (Е.А. Алябьева)
Ход. Взрослый предлагает детям стать котятами и отправиться в путешествие.
ГИМНАСТИКА
Легко на носочках прыжки 6 раз | Вот теперь я вижу, что вы котята и готовы к путешествию. Но впереди забор, и нам надо через него перепрыгнуть. Только тихо, чтобы мама-кошка не услышала и не оставила нас дома. |
Напряжение 1 минута | А за забором ручей. Котята не любят воды. Давайте перейдем его по камешкам. Шагайте за мной. Следите внимательно. Наступайте только на камешки. Лапки напряжены, спинка прямая, все тело напряжено. А вдруг в воду свалимся? Все, перебрались! |
Расслабление 30 секунд | Обрадовались котята, что перебрались через ручеек. Расслабили усталые лапки, спинку. Как ниточки висят лапки, спинка расслаблена, плечи опущены. Хорошо, приятно! |
Напряжение 1 минута | Отдохнули? И снова в путь. А на пути большая гора! Как же нам пройти? Я вижу узкий проход. Втянули животики, вытянулись в струночку и боком протискиваемся в узкий проход. Я пойду первая, а вы за мною. Как струна все натянулись, чтобы пролезть, а то можно застрять и мы вас не вытащим. |
Расслабление 1 минута | Какие вы все молодцы, котята, все перешли на другую сторону горы! Но что здесь нас ждет? Надо быть осторожными! Давайте встанем на все четыре лапки и подкрадемся. Ступайте мягко. Лапки мягкие, спинки прогнулись. Смотрите по сторонам, что же там такое? Любопытные котята, все им интересно! |
Замирание 5 раз | Какой-то шорох! Кто же там в кустах? Прислушайтесь, замрите, вытяните шейки, навострите ушки. Тс-тс-сс. Вроде никого. Давайте еще раз послушаем. |
Напряжение 5 раз | Ква-ква-ква! Да это же страшная, большая жаба! Испугались котята, спрятались под куст. Свернулись клубочком, нос в лапки спрятали, почти не дышат. |
Расслабление | Давайте расслабимся, посмотрим, ускакала жаба или нет? (Повторяется напряжение-расслабление.) Уф, наконец-то она ускакала и можно спокойно осмотреться. |
Упражнение «Тренируем эмоции» (Н.Л. Кряжева)
Цель: развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Ход. Взрослый предлагает детям:
Нахмуриться, как:
- осенняя туча;
- рассерженный человек;
- злая волшебница.
Улыбнуться, как:
- кот на солнце;
- солнце;
- как Буратино;
- как хитрая лиса;
- как радостный ребенок;
- как будто ты увидел чудо.
Позлиться, как:
- ребенок, у которого отняли мороженое;
- два барана на мосту;
- человек, которого ударили.
Испугаться как:
- ребенок, потерявшийся в лесу;
- заяц, увидевший волка;
- котенок, на которого лает собака.
Рисование на тему "Мое настроение"
Цель: осознание своего эмоционального состояния; умение адекватно его выразить.
Ход. Дети рисуют способом «по-сырому», акварельными красками. После выполнения работы, дети рассказывают, какое настроение они изобразили.
Этюд «Настроение и походка»
Цель: снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов.
Ход. Взрослый показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь – как тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь – как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, которую долго ждали!»
Рефлексия
Предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоционально-смысловом (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему показалось самым важным, полезным); эмоционально-оценочном (как себя чувствуют здесь и сейчас, т.е. оценка своего эмоционального состояния).
Прощание
«Эстафета дружбы» (Е.А. Алябьева)
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает взрослый: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Насте, от Насти к Андрюше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»
Литература:
1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. М., 2002.
2. Бардиер Г., Ромазан И, Чередникова Т. «Я хочу!» Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб., 1993.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль, 1996.
4. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2001.
5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб., 2002.
6. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М., 2001.
7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М., 2000.
8. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) СПб., 1996.
9. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. М., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "И ты увидишь мир прекрасен!""
Основные задачи. раскрываемые в данной деятельности: Закрепить ранее полученные знания о писателе-природоведе В Бианки;Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредство...
Конспект организации непосредственной образовательной деятельности по социально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста "Дарите людям доброту"
Конспект организации непосредственной образовательной деятельности по социально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста. «ДАРИТЕ ЛЮДЯМ ДОБРОТУ»....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Наш город»
Цель: способствовать формированию умения создавать объект из строительного материала в соответствии со схемой.Задачи:способствовать развитию навыков самостоятельной постройки модели дома по схем...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Детство начинается с кукол»
Цель: формирование представлений об истории создания кукол, изготовленных из различных материалов, через интегрированную работу в центрах активности детей посредством изобразительной...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «В гости к Лесовичку».
Занятие построено в интересной форме путешествие В ходе которого решаются следующие задачи:Образовательные:1. Упражнять в подборе определений к заданному слову.2....
Конспект организованной образовательной деятельности по логико-математическому развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Пиратский остров»
Цель: Создать условия для развития логического мышления детей, сообразительности, внимания.Задачи:Обучающая:способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргумен...