Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Детство начинается с кукол»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Цель: формирование представлений об истории создания кукол, изготовленных из различных материалов, через интегрированную работу в центрах активности детей посредством изобразительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_detstvo_nachinaetsya_s_kukol_perevertneva_n.i.docx | 40.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по художественно-эстетическому
развитию детей старшего
дошкольного возраста
Тема: «Детство начинается с кукол»
Подготовила
воспитатель:
Перевертнева Н.И.
г. Пыть-Ях
2017г.
Цель: формирование представлений об истории создания кукол, изготовленных из различных материалов, через интегрированную работу в центрах активности детей посредством изобразительной деятельности.
Задачи:
образовательные
- формировать первичные представления детей о многообразии предметного окружения;
- формировать представления о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей;
- закреплять навыки самостоятельного выбора элементов декора и использования в своей творческой работе.
развивающие
- развивать ретроспективный взгляд на предметы, желание познавать историю создания кукол;
- продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать);
- развивать умение поддерживать беседу;
- развивать координацию движений, образное мышление, двигательную память, мелкую моторику рук;
- развивать детское творчество в процессе продуктивной деятельности;
- развивать умение обобщать и делать элементарные выводы.
воспитательные
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение взаимодействовать в команде;
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата;
- воспитывать умение радоваться собственными достигнутыми результатами и результатами своих товарищей.
Предварительная работа:
- подготовка презентации «В прошлое кукол»;
- подготовка материалов для центров активности;
- разучивание игр «Будем знакомы», «Солнце светит…», «Разноцветная игра», пальчиковой гимнастики «Я здороваюсь везде…», дыхательного упражнения «Насос»;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение познавательной литературы.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, фонограмма, эмблемы-метки для обозначения центров активности, куклы герои центров, «чудесная коробочка», кукла Акварелька.
Центр изобразительной деятельности «Волшебная кисточка»: вырезанный силуэт дымковских игрушек, гуашь, кисточки, ватные палочки, рабочие дощечки, образцы элементов росписи, скульптуры малых форм с дымковской росписью, салфетки, фартуки.
Центр конструирования «Мастерилка»: картон, заготовки деталей аппликации, схема-алгоритм «Тюльпан», рабочие дощечки, клей, влажные салфетки.
Центр грамоты «Говори-читайка»: мнемотаблица стихотворения «Катины игрушки», листы бархатной бумаги с изображением силуэта игрушек, шерстяная нить.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Вводная часть (2-3мин)
Звучит фонограмма № 1 (дети входят в группу)
Воспитатель
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Наталия Ивановна, я работаю воспитателем в детском саду «Фантазия», и сегодня пришла поиграть с вами.
Нам поможет волшебный мячик.
Игра «Будем знакомы» (игра - приветствие)
Дети передают мяч, называя свое имя.
Воспитатель
– Мне приятно с вами познакомиться, теперь я знаю ваши имена. Скажите, какое у вас было дома настроение, когда вы собирались в детский сад? (ответы детей)
Воспитатель
– Вы хотите, чтобы настроение было хорошим, радостным?
( ответы детей)
Утренний сбор
Воспитатель
– Послушайте стихотворение и выполняйте движения со мной.
Солнце светит над землёй, разгоняя тучи поднять руки, помахать
Улыбнёмся мы с тобой, миру станет лучше повороты друг к другу
показать весь мир
Ведь в улыбке вся краса – набухают почки хлопки руками
Улыбнутся небеса – расцветут цветочки. поднять руки, показать
цветок
- Улыбнитесь друг другу.
( дети по показу педагога выполняют движения, согласно тексту)
Воспитатель
- Изменилось ваше настроение? (ответы детей)
- Да, а сейчас у вас хорошее настроение, потому, что вы в детском саду встретились со своими друзьями.
Слайдовая презентация.
Слайд №1 (изображение коробки)
Воспитатель
- Ребята, кто прислал чудесную коробку? (ответы детей)
Слайд №2 (изображение исчезающей коробки)
Воспитатель
- Посмотрим, что в ней? (достаёт куклу «Акварельку», письмо, загадки)
Воспитатель
- Это «куколка-Акварелька», письмо от ребят детского сада «Родничок» и загадки. Прочитаем письмо?
Текст письма (читает педагог)
«Ребята, мы вам посылаем чудесную коробочку с куклой – Акварелькой, которая живёт в нашей группе в центре творчества, она любит с нами рисовать, лепить, делать аппликацию. А ещё она любит играть с куклами. Скоро праздник «День кукол» и Акварелька хочет поздравить своих кукол-подружек и подарить им подарки. Как же быть Акварельке? Где взять столько подарков?»
Может, вы подскажете, как помочь ребятам и Акварельке (ответы детей)
Воспитатель
- Да, ребята мы с вами поможем Акварельке сделать подарки для кукол.
Воспитатель
- А вы любите играть? Какими игрушками вы любите играть? А с куклами любите играть? (ответы детей). А все ли куклы одинаковые? (ответы детей). Да, куклы все разные. Вы знаете, из чего раньше делали кукол? (ответы детей)
Воспитатель
- Давайте, заглянем в прошлое кукол, и вы узнаете, из чего их делали. А узнаете вы об этом, если отгадаете загадки.
- В прошлом мы окажемся, если произнесем волшебные слова.
Игра – превращение
Три раза топнем,
Три раза хлопнем.
Друг другу подмигнём,
Вокруг себя мы повернём,
В прошлое попадём.
( дети выполняют движения по тексту и показу воспитателя)
Звучит фонограмма №2
Основная часть (20 мин)
Воспитатель
- Вот мы и оказались в прошлом, присаживайтесь (дети садятся на индивидуальные подушечки)
Просмотр слайдовой презентации «В прошлое кукол»
Слайд № 4 (изображение русской деревни 19 века )
Слайд № 5 (изображение вопросительного знака)
Воспитатель:
- Слушайте первую загадку.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)
(ответы детей)
Слайд № 6 (изображение деревянных кукол)
Звучит фонограмма № 3
«Я кукла деревянная. Давным-давно, когда люди жили в пещерах, одевались в шкуры, ходили на охоту, готовили еду на огне, маленькие дети скучали, им нечем было заняться. И вот тогда, подобрав обыкновенную палочку, взрослый показал ребёнку, как можно забавляться-кормить, качать, укладывать спать палочку. Вот так и появилась на свет первая кукла-палочка - деревянная. Давным-давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни искусственных волос, дети играли деревянной куклой. Вот такой».
Воспитатель
- На что она похожа? (ответы дети) Да, она похожа на бревнышко. Интересно играть такой куклой? (ответы дети) Да, она совсем не похожа на современную куклу. У неё нет ни рук, ни ног, она не красочная.
Слайд № 7 (изображение вопросительного знака)
Воспитатель
- Позже люди придумали другую куклу. А из какого материала она была сделана, вы узнаете, если отгадаете вторую загадку.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
Чтобы сделать миску, вазу,
Она понадобиться сразу. (Глина)
(ответы дети)
Слайд № 7 (изображение глиняных кукол)
Звучит фонограмма № 4
«Я - глиняная кукла. Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину. Если добавить в неё воды, она пригодна для лепки. Лепили разную посуду, а для игры любимым детям взрослые лепили кукол и раскрашивали угольками. Вскоре придумали раскрашивать глиняных кукол красками. Мы стали яркие и красивые. Эти куклы сохранились и до наших дней, но ими не играют. Они служат для украшения».
Воспитатель
- Вы узнали этих кукол? (ответы дети) Это дымковские куклы. Их делают в деревне Дымково. Глиняной игрушкой неудобно играть, она хрупкая.
Воспитатель
- Прошло много лет, человек придумал другую куклу – тряпичную.
Слайд № 8 (изображение тряпичных кукол)
Звучит фонограмма № 5
«Я - тряпичная кукла. Сначала человек научился делать нитки, а потом научился ткать. Ткать – этот значит переплетать нитки, в результате получается ткань. Вот мамы и бабушки у вас вяжут, тоже получается ткань, но только трикотажная. Из ткани люди шили себе одежду, а для детей кукол. Ткань сшивали мешком, набивали во - внутрь сухой травой, ватой, зерном и украшали».
Воспитатель
- Вы хотели бы с ней поиграть? (ответы дети) Тряпичная кукла быстро пачкалась, ее нельзя было раздевать и одевать.
Воспитатель
-И много лет спустя, человек изобрел пластмассу и научился делать из нее различные предметы и конечно же, куклу.
Слайд № 9 (изображение современных кукол)
Звучит фонограмма № 6
«Из пластмассы человек придумал таких кукол, которые сами ходят, танцуют, говорят, поют. У них сгибаются руки, ноги, голова поворачивается и наклоняется. Можно сделать и маленькую куклу-пупса, и большую куклу с искусственными волосами».
Воспитатель
- Как можно играть с куклой из пластмассы? (ответы дети)
- Ребята, вот мы отгадали загадки и узнали, из чего раньше делали кукол, из какого материала делают сейчас. Теперь нам нужно вернуться обратно в настоящее. Говорим волшебные слова.
Игра – перемещение
Три раза топнем,
Три раза хлопнем.
Друг другу подмигнём
Вокруг себя мы повернём
И в группу попадём.
( дети выполняют движения по тексту и показу воспитателя)
Звучит фонограмма № 2
Воспитатель
- Вот мы вернулись в группу. Кукла Акварелька совсем загрустила, давайте развеселим ее и подарим ей музыкальный подарок. Дети, встанем в круг и повторим движения.
Исполняется музыкально-ритмический танец «Разноцветная игра»
Воспитатель
- Акварельке стало веселее и можно приступать к изготовлению подарков для кукол-подружек. Какой бы подарок вы сделали на праздник?
(ответы детей)
Реклама центров
Воспитатель
- Ребята, сегодня у нас работают 3 центра. В центре «Волшебная кисточка» с вами будет работать Акварелька, а помогать буду я. Это силуэты дымковских игрушек, краски гуашь, их нужно расписать красивым узором. Этот материал, будет находиться в центре «Волшебной кисточки».
- В центре «Мастерилка» вас ждет Данила-Мастер. Помогать будет мама Эмили Серсенбиевой, Наида Саидовна. Можете использовать цветную гофрированную бумагу, картон, клей, для поздравительной открытки «Ваза с цветами».
- В центре «Говори-читайка» встретит вас Катюшка-болтушка. Помогать будет Наталья Сергеевна. Для кукол можно рассказать стихотворение, его можно выучить с помощью мнемотаблицы, картинки к этому стихотворению можно выложить из ниток.
- Ребята, выбирайте, какой подарок вы хотите приготовить, чтобы помочь куколке Акварельке. Делайте свой выбор. Выбирайте центр, в котором хотите сделать подарок.
(дети выбирают центр активности)
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности
Слайд № 10
Звучит фонограмма № 8
Описание деятельности педагога и детей в центрах активности
Центр активности изобразительной деятельности «Волшебная кисточка»
Дети расписывают силуэты дымковских игрушек, используют элементы росписи: круги, волнистые линии, точки. На мольберте находятся образцы элементов росписи. Для снятия мышечного напряжения педагог предлагает выполнить пальчиковую гимнастику «Я здороваюсь везде…».
Я здороваюсь везде,
Дома и на улице,
Даже «здравствуй» говорю –
Я соседской курице.
(дети выполняют движения по показу педагога)
Центр активности конструирования «Мастерилка»
Дети выполняют оригами по схеме-алгоритму «Тюльпаны», расположенных на подставках. Для снятия усталости родитель предлагает выполнить гимнастику для глаз.
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, вверх и вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть будем лучше сразу.
(повтор 2 раза, дети выполняют по показу родителя)
Центр активности грамоты «Говори-читайка»
Дети с педагогом разучивают стихотворение «Катины игрушки» по мнемотаблице.
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят.
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполлино,
И котёнок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.
Продолжают работу, выполняя упражнение «Изонить», опираясь на схему-трафарет с изображением силуэтов игрушек.
Педагог предлагает выполнить дыхательную гимнастику Е. Антоновой-Чалой «Насос».
Это очень просто - покачай насос ты.
Направо, налег… руками скользя,
Назад и вперед наклоняться нельзя
Это очень просто - покачай насос ты.
(повтор 4-6 раз, дети стоят, скользя руками вдоль туловища, наклон вправо-влево, поочередно, наклоняясь, выдох с произнесением звука «с-с», выпрямится- вдох)
Заключительная часть (3мин)
Итоговый сбор (по сигналу свистульки педагог приглашает детей на место итогового сбора)
Презентация работ детьми
Воспитатель
- Ребята, подойдите ко мне, и мы вместе посмотрим, какие подарки у вас получились. Кто работал в центре «Волшебная кисточка». Расскажите, какой подарок вы приготовили? (ответы детей)
- В центре «Говори-читайка», ребята выучили стихотворение. Расскажите нам его. (Дети читают стихотворение по мнемотаблице).
Покажите, какие картинки у вас получились с помощью нитей.
- Кто работал в центре «Мастерилка»? Покажите, что получилось у вас?
( дети презентуют свои работы)
-Как вы думаете, подружкам Акварельки понравятся ваши подарки?
(ответы детей)
- Ребята, вы молодцы.
Рефлексия (1-2мин)
Воспитатель
- Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
-Что вам показалось наиболее сложным, трудным? (ответы детей)
-Чтобы вы хотели узнать о куклах? (ответы детей)
- Полюбуйтесь своими работами, покажите друг другу и Акварельке, я подготовлю коробку для ваших работ. Ребята, здесь лежит сюрприз для вас.
(педагог достает подарок мелки, раздает детям)
Воспитатель
- Я и Акварелька прощаемся с вами. Вы ребята молодцы. Спасибо вам и взрослым. До свидания.
Звучит фонограмма № 1
Используемая литература
1. О.В. Дыбина Что было до… ООО «ТЦ Сфера» , 2010;
2. Т.С.Комарова Изобразительная деятельность в детском саду Старшая группа «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014;
3. Т.С.Комарова Развитие художественных способностей дошкольников «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Тема: «Вода – это жизнь»
Конспект дает наглядные представления о воде....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по рисованию для детей раннего возраста МБДОУ № 12 Тема: «Мимоза»
Занятие с детьми раннего возраста по изодеятельности с использованием приемов нетрадицинной техники рисования...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ИЗО для детей старшего возраста «Рыбки-мобили»
Непосредственно образовательная деятельность – рисование.Образовательные области: Познание. Коммуникация. Художественное творчество....
Конспекты непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей раннего возраста от 1,5 до 3-х лет
Конспекты непосредствено образовательной детяельности по развитию речи детей раннего дошкольного возраста...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП для детей старшего возраста по теме: «Цветик - семицветик» Воспитатель Лищенко М.В.
1.Учить выкладывать числовой ряд до 10 и соотносить цифры с количеством предметов.2. Совершенствовать навыки прямого и обратного счета, с любого заданного числа. Закреплять знания о геометрических фиг...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по лепке для детей подготовительного возраста в логопедической группе. Тема: Композиция «Подснежники».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по лепке для детей подготовительного возраста в логопедической группе.Тема: Композиция «Подснежники»....