"Формирование познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством экскурсионной деятельности"
статья

Кравченко Марина Викторовна

Статья отражает практический материал организации экскурсионной деятельности в группе компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством экскурсионной деятельности

Е.В. Шульмина,  учитель-логопед, I кв.к.

МБДОУ «ЦРР – д/с «Хрусталик»;

                                                                М.В. Кравченко, воспитатель, I кв.к.

МБДОУ «ЦРР – д/с «Хрусталик»;

                                                                   г. Абакан, Республика Хакасия

Стремительно меняется мир – изменяются педагоги и их воспитанники. Сегодня остро стоит проблема поворота системы образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач.

      Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста.

У детей с системным нарушением речи снижена субъективная активность в познавательной и речевой деятельности, что  ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности.

Создание положительной мотивации в различных видах деятельности, варьирование методов и приемов обучения с учетом индивидуальных особенностей детей с ОНР обеспечивают  успешность формирования речевой и познавательной активности  на этапе подготовки к школе.

           Поэтому основная цель нашей деятельности - формирование познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством экскурсионной деятельности. Исходя из цели, нами  выдвинуты следующие задачи:

  1. Развивать у старших дошкольников с  ОНР устойчивую потребность в познаниях.
  2. Формировать грамматический строй речи.
  3. Расширять и обогащать словарь. Развивать связную речь.
  4. Воспитывать личность, способную к творческому решению жизненных задач.
  5. Организовать внутреннее пространство группы

          Основой модели развивающей среды для нас послужило утверждение: каждый ребенок должен находиться в среде богатой стимулами, побуждающей к действию. В группе была создана предметно – пространственная среда, обеспечивающая развивающий характер педагогического процесса. Все пространство группы завязано на идеи социализации и представляет собой «город Буквоград » с улицами и переулками (уголками) оформленными в соответствии с названием и имеет следующие параметры:

- проблемная насыщенность;

- многофункциональность и вариативность модели среды;

- открытость к изменению, своеобразному достраиванию среды детьми;

- психологическая комфортность ( способствует мотивации успешности );

  Мы стремились через оформление создать содержательно – смысловое

«поле», благодаря которому можно решать и образовательные и развивающие задачи.  По нашему мнению, работа в такой среде обеспечивает более высокий уровень познавательного развития, провоцирует речевую активность детей, является ключом к освоению рабочей лексической темы, а также является подготовительным этапом последующей экскурсионной деятельности. Экскурсия дает дошкольнику возможность эмоционального и практического контакта с окружающим миром, получить убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы.

  Свою экскурсионную деятельность мы условно разделили на 3 блока:

1.Сезонные экскурсии

Цель: расширение, уточнение и систематизация знаний о сезонных изменениях. «Краски осени» (сентябрь), «Морозные кружева» (январь), «Веселая капель» (апрель).

2. Допрофориентационные

Цель: выявление и развитие у детей способности к освоению различной  профессиональной деятельности. «Смелый наездник» (октябрь - ипподром), «Русский сапожок» (ноябрь – обувная фабрика), «Радость общения» (декабрь – почта), «Удивительный репортаж» (март – телевидение).

             3.Культурно-исторические

Цель: формирование системы ориентации в мире духовных ценностей. Развитие эстетических способностей и потребностей, эстетического вкуса и идеала. «Разноцветная палитра» (ноябрь – худ. школа), «Тайны закулисья» (декабрь – драм. театр), «Путешествие в прошлое» (апрель – музей им. Мартьянова).

По итогам экскурсионной деятельности дети в составе группы «Юный исследователь» посещают  массовые группы  детского сада с творческими  отчётами (плакаты, коллажи, альбомы). Данная работа находит своё продолжение в самостоятельных семейных экскурсиях, в рамках проекта «Незнайка в гостях у детей», являющейся эффективной формой взаимодействия родителей и педагогов группы.

Таким образом: целенаправленное и систематическое осуществление процесса стимулирования познавательной активности детей посредством экскурсионной деятельности является одним из факторов развития познавательной  мотивации у детей с ОНР.

Литература:

1.Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. 1984. № 1.

2.Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития.-  Калуга: Изд-во «Адель», 1997.

3.Нифонтова С.Н. , Гаштова О.А., Жук Л.Н.  Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие   - СПб.: ООО «Издательство «Детство -пресс»», 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья по теме: "Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности". Данная работа будет интересна учителям-логопедам, воспитателям, учителям начальных классо...

Опыт работы "Развитие познавательной и речевой активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством применения технологии проектной деятельности"

В логопедической практике проектный метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные нав...

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством интеграции игровой и самостоятельной деятельности

В статье рассматривается развитие творческого воображения дошкольников как одна из приоритетных задач дошкольного воспитания. Решение данной задачи должно базироваться на четком понимании психологичес...

«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»

Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...

«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»

Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...

Формирование интереса к чтению художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования книжки-игрушки

Чтение является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка. У детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указыв...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ

В статье описываются актуальность проблемы развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.  Автор представляет опыт работы познавательного раз...