«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»
методическая разработка по логопедии
Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Своевременное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важнейшим условием для полноценного речевого и общего психического развитии. Практический опыт показывает, в старшем дошкольном возрасте небольшое число детей справляются с этой задачей. Эти умения формируются медленно.
Внедрение эффективных методов и современных средств обучения детей в ДОУ может разрешить эту проблему. Одним из перспективных таких средств является использования ИКТ.
Цель: повышение уровня сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе.
Задачи самообразования:
-Повысить теоретический, научно-методический уровни и профессиональное мастерство по коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Осуществлять коррекционно-развивающую работу с использованием инновационных логопедических технологий.
- Совершенствовать знания, умения и навыки в своей профессиональной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №56 «Ромашка»
Семинар-практикум для воспитателей
«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»
Подготовила и провела
Учитель-логопед
Чумакова М.В
Химки 2023
Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Своевременное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важнейшим условием для полноценного речевого и общего психического развитии. Практический опыт показывает, в старшем дошкольном возрасте небольшое число детей справляются с этой задачей. Эти умения формируются медленно.
Внедрение эффективных методов и современных средств обучения детей в ДОУ может разрешить эту проблему. Одним из перспективных таких средств является использования ИКТ.
Цель: повышение уровня сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе.
Задачи самообразования:
-Повысить теоретический, научно-методический уровни и профессиональное мастерство по коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Осуществлять коррекционно-развивающую работу с использованием инновационных логопедических технологий.
- Совершенствовать знания, умения и навыки в своей профессиональной деятельности.
Основные направления моей деятельности
1. В информационной области:
использование интернет и мультимедиа - ресурсов, инновационных логопедических технологий;
2. В диагностической области:
- совершенствование видов и форм мониторинга и контроля;
- овладение современными технологиями логопедического обследования детей с речевыми нарушениями;
- планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики.
3. В области содержания образования:
- дидактическое и методическое обеспечение;
- изучение и распространение передовых коррекционно-педагогических технологий;
- формирование образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников.
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях.
Во-первых, он обозначает грамматический строй языка,
во-вторых, – науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.
А.Г. Арушанова отмечает:
На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух предложений.
На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Активно осваивается звукопроизношение.
Пятый год жизни – это прежде всего становление произвольности речи, формирование фонематического восприятия, осознание простейших языковых закономерностей, что проявляется в словотворчестве.
Шестой и седьмой год жизни – этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи
О.И. Соловьевой, А.М. Бородич, Л.П. Федоренко выделяют типичные ошибки грамматического строя речи у старших дошкольников :
1. Неправильные окончания имен существительных:
а) в форме родительного падежа, множественного числа
б) форма родительного падежа, единственного числа;
в) форма винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных;
г) форма предложного падежа неодушевленных существительных мужского рода
2. Склонение несклоняемых имен существительных
3. Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных
4. Изменение рода существительных
5. Образование глагольных форм:
а) повелительное наклонение
б) изменение основы глагола
в) спряжение глаголов
6. Неправильная форма причастия
7. Образование сравнительной степени прилагательного
8. Окончания местоимений в косвенных падежах
9. Склонение числительных
Задачи работы по формированию грамматической стороны речи у детей можно рассматривать в трех направлениях:
1) помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка;
2) помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте;
3) сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования
Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводят:
- словесным дидактическим играм;
- словесным упражнениям;
- играм-ситуациям;
- рассматриванию картин;
- пересказ коротких рассказов и сказок;
- использование ИКТ.
Сегодня использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) - неотъемлемая часть качественного образования. Современный педагог должен в совершенстве владеть ИКТ технологиями и применять их в коррекционно-образовательном процессе.
Грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста будет успешно формироваться при использовании игр, если:
- игры будут подобраны в соответствии с системой грамматического строя языка;
- игры будут соответствовать интересам старших дошкольников;
- руководство играми грамматического содержания должно отвечать закономерностям усвоения детьми грамматического строя языка.
Усвоение грамматических форм – сложная интеллектуальная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения. На каждом занятии ребенок решает поставленную перед ним умственную задачу. Поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо.
Играя, изменяя слова и образуя новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно.
Я воспользовалась сервисом LearningApps.org для разработки авторских интерактивных и мультимедийных игровых мероприятий.
В таблице представлены интерактивные задания социального сервиса
LearningApps.org., используемые мною на логопедических занятиях по формированию грамматического строя речи (примеры).
№ | Название папки | Название приложения | Название шаблона | Дети с | Цели | Ссылка |
1 | Грамматика | Игра У кого чей хвост? | Распределение Найти пару | ОНР | Закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные. | https://learningapps.org/view20509140 |
2 | Грамматика | Игра "Большой и маленький" | Распределение Найти пару | ОНР | Закрепление прилагательных в импрессивной речи. | https://learningapps.org/view20508016 |
3 | Грамматика | Игра «Один много» | Распределение Найти пару | ОНР | Закрепить умение правильно образовывать форму множественного числа существительны | https://learningapps.org/view20495988 |
4 | Грамматика | Игра «Говорящие слова» | Распределение Найти пару | ОНР | Образование имен существительных из двух слов | https://learningapps.org/view20494116 |
5 | Грамматика | Игра «Посчитай» | Распределение Найти пару | ОНР | Согласование существительных с числительными | https://learningapps.org/view20511391 |
6 | Грамматика | Игра «Что без чего?» | Распределение Найти пару | ОНР | Закрепление формы родительного падежа существительных по теме «Мебель» | https://learningapps.org/view20511950 |
7 | Грамматика | Игра «Он, она, оно» | Распределение Классификация | ОНР | Обучение детей согласованию существительных с местоимениями он, она, он | https://learningapps.org/view20518293 |
8 | Грамматика | Игра «Чья картинка?» | Распределение Найти пару | ОНР | Учить детей согласованию притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ с существительными. | https://learningapps.org/view20518611 |
9 | Грамматика | Игра «Антонимы» | Распределение Найти пару | ОНР | Закрепление антонимов в речи | https://learningapps.org/watch?v=pywc4eckk21 |
10 | Грамматика | Игра «Твой, твоя, твое» | Распределение Классификация | ОНР | Обучение детей согласованию существительных с местоимениями твой, твоя, твое | https://learningapps.org/view20526868 |
11 | Грамматика | Игра «Какой сок? | Распределение Найти пару | ОНР | Закрепление образования прилагательных от существительных | https://learningapps.org/view20529617 |
12 | Грамматика | Игра «Варим, жарим, печем» | Распределение Классификация | ОНР | Закрепление в речи глаголов | https://learningapps.org/view20541793 |
13 | Грамматика | Игра «Чьи следы» | Распределение Найти пару | ОНР | Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные | https://learningapps.org/view20542407 |
14 | Грамматика | Игра «Какой, какое, какая?» | Распределение Классификация | ОНР | Обучение детей согласованию существительных с местоимениями какой, какое, какая | https://learningapps.org/view20543213 |
15 | Грамматика | Игра «Кто, чем? | Распределение Найти пару | ОНР | Закрепление формы творительного падежа | https://learningapps.org/watch?v=pb0k7x4a321 |
16 | Грамматика | Игра «Кто в каком вагоне поедет?» | Распределение Найти пару | ОНР | Упражнять в согласовании существительного с числительным | https://learningapps.org/watch?v=pbsk3y0qn21 |
17 | Грамматика | Игра «Чьи пятнышки?» | Распределение Найти пару | ОНР | Закрепление притяжательных прилагательных | https://learningapps.org/watch?v=p3b8ih1zt21 |
18 | Грамматика | Игра «Чья кроватка?» | Распределение Найти пару | ОНР | Закрепление притяжательных прилагательных | https://learningapps.org/watch?v=pxfu5omek21 |
19 | Грамматика | Игра «Чья будка?» | Распределение Найти пару | ОНР | Закрепить употребление существительных в творительном падеже | |
20 | Грамматика | Игра «Угадай предмет по описанию» | Простой порядок | ОНР | Учить согласовывать прилагательные с существительными. | https://learningapps.org/watch?v=px82cxs9j21 |
Проведена следующая методическая работа:
- Разработала конспекты и проведение интегрированного занятия по развитию лексико-грамматических представлений у детей.
- Изготовление игр на словообразование и словоизменение (подбор дидактических игр на развитие лексико-грамматических представлений у детей для групповых и индивидуальных занятий)
- Интерактивные игры с детьми (подбор игр на развитие лексико-грамматических представлений).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.
- Рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
- Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики дошкольного учреждения, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.
- Использование ИКТ в дошкольном учреждении позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.
Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, верб...
" Особенности формирования грамматического строя языка у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Формирование грамматического строя у дошкольников...
рецензия по теме «Особенности логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок»
ОТЗЫВрецензента о выпускной квалификационной работе(магистерской диссертации)...
«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»
Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...
Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ
Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...