Опыт работы "Развитие познавательной и речевой активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством применения технологии проектной деятельности"
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В логопедической практике проектный метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Исследовательская работа «Развитие познавательной и речевой активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством применения технологии проектной деятельности» посвящена одной из таких инновационных технологий, которая является на современном этапе развития общества очень актуальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 34.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-детский сад комбинированного вида № 17 «Светлячок»
г. Клинцы Брянской области
Опыт работы
Развитие познавательной и речевой активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством применения технологии проектной деятельности
Антоненко Наталья Викторовна
Учитель-логопед
первой квалификационной категории
г. Клинцы
2019г.
Содержание
1.Введение…………………………………………………………………………3
2. Актуальность работы…………………………………………………………..5
3.Цели и задачи…………………………………………………………………..8
4.Обзор литературы…………………………………………………………….9
5.Практическая часть……………………………………………………………11
6.Выводы и перспективы……………………………………………………….16
7.Литература…………………………………………………………………….18
Приложение
1.Введение
В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения организовывают свою работу в соответствии с новыми регламентирующими документами. Это внедрение Федерального государственного стандарта (ФГОС ДО), который даёт одинаковые стартовые возможности для всех детей в не зависимости от их возможностей и способностей. Становление новой системы образования требует существенных изменений педагогической деятельности в ДОУ. В рамках ФГОС ДО образовательный процесс в ДОУ должен быть организован через выбор наиболее эффективных средств обучения, требует широкого внедрения инновационных форм и способов в коррекционно-образовательной деятельности логопеда в ДОУ. С внедрением ФГОС ДО, традиционные коррекционные приёмы идут в дополнении с инновационными, нетрадиционными методами и технологиями обучения. Основная цель которых является коррекция и развитие речи дошкольника-логопата, формирование у дошкольника творческих, коммуникативных, организаторских способностей.
Исследовательская работа «Развитие познавательной и речевой активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством применения технологии проектной деятельности» посвящена одной из таких инновационных технологий, которая является на современном этапе развития общества очень актуальной.
Метод проектов возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом. Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса. В. Килпатрик предлагал строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся. Анализируя опыт зарубежной педагогики, Е.Г. Кагаров в 1926г. писал: «Что такое метод проектов? Термин этот употребляют в американской литературе в различных, нередко самых противоречивых значениях. Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: «Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью» (определение В. Килпатрика).
Сегодня данный термин в коррекционной педагогике связывают с понятием «проблема». Под данной технологией подразумевают объединение коррекционно-развивающих приёмов и форм с помощью которых можно решить проблему в результате с высокой мотивацией в образовательной деятельности дошкольника, с обязательной итоговой результативностью. Суть проектной деятельности заключается в стимулировании решения проблем, как коррекция и развитие речевых нарушений. Проектная деятельность является инновацией в дошкольном образовании, деятельность между логопедом и дошкольниками будет нести характер сотрудничества, где активное участие могут принимать и родители. В коррекционной работе логопед выступает как организатор, источник информации, консультант, Логопед должен соблюдать главный принцип в работе, это учёт их возрастных особенностей, клинику речевых нарушений, создавая разнообразные условия для стимулирования их интереса и формирования мотивации на деятельность детей с нарушениями речи.
В нашей исследовательской работе была выдвинута следующая гипотеза: систематическое использование в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи технологии проектной деятельности приводит к развитию у детей познавательной и речевой активности.
Объектом исследования является познавательная и речевая активность детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предметом исследования является технология проектной деятельности, посредством которой развивается познавательная и речевая активность детей.
2.Актуальность работы
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых актуальной на сегодняшний день является проблема увеличения количества детей с речевыми нарушениями. Особенно остро эта проблема заметна педагогам коррекционной направленности. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемый результат. Поиск путей решения выше обозначенных проблем привёл к попытке применения в логопедической работе проектного метода.
Грамотно применяя в логопедической работе этот метод можно ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенных звуков, способствовать развитию всех компонентов речи в целом, когнитивных процессов, коммуникативных навыков. Ни для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложный процесс. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. А главные преимущества метода проектов в работе логопеда - значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику самостоятельности, возможности сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное- помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми именно то, что было интересно, то, что нашел и доказал сам. Ведь всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в повседневно жизни, в образовательном процессе. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих к подобным находкам и открытиям. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к умственной деятельности, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Тем самым удовлетворяя свою любознательность в процессе активной проектно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – развивает свои коммуникативные способности. Метод проектов успешно зарекомендовал себя во многих образовательных учреждениях. Метод перспективен, он дает возможность развития у детей качеств успешной личности: умения наблюдать, делать выводы, формирует творческое мышление, логику, инициативность, коммуникативность. Наш современник — психолог Д. И. Фельдштейн, исследуя особенности взаимоотношений мира взрослых и мира детей, пришел к выводу, что новые формы их со-деятельности, со-творчества позволяют найти источник не только эмоционально насыщенных переживаний, но и развития в целом. И таким источником, по мнению многих педагогов, является совместная проектная деятельность, которая даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и речь.
Таким образом, проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт. Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями. В логопедической практике проектный метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Перед нами встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка логопедических проектов.
3.Цели и задачи
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, нами была выдвинута следующая цель: развивать познавательную и речевую активность детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредствам применения технологии проектной деятельности.
Для осуществления поставленной цели , нами были намечены следующие задачи:
1.Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
2. Развивать речевые и творческие способности детей.
3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
4. Увеличить объем коррекционного воздействия.
5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
6. Побуждать детей к совместной деятельности.
7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Одним из принципов организации проектной деятельности является принцип деятельностного подхода, который изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе поисково-познавательной деятельности, организуемой педагогом.
4.Обзор литературы.
Для реализации поставленных целей и задач, мы познакомились с психолого-педагогической и методической литературой, в которой раскрываются теоретические основы педагогического проектирования; определены его сущность и содержание в деятельности учителя-логопеда дошкольного учреждения.
Методика работы с детьми дошкольного возраста по организации проектной деятельности описана в книге Веракса Н.Е. «Проектная деятельность дошкольников». Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками.
В книгу Виноградовой Н.А. и Панковой Е.П. «Образовательные проекты в детском саду» вошел разнообразный теоретический и практический материал, направленный на повышение уровня профессиональной компетентности каждого педагога через овладение инновационными технологиями организации педагогического процесса. В пособии подробно представлен опыт проведения семинара-практикума на тему «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология».
Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. в методическом пособии «Проекты в работе с семьёй» раскрыли основные направления проектирования как формы активной работы с родителями в детском саду, обобщен опыт работы дошкольных образовательных учреждений по проектной деятельности, представлены разработки по семейным проектам, проектам выходного дня, краткосрочные и долгосрочные проекты в работе с родителями.
Очень интересно представлен совместный опыт педагогов и детей ДОУ г. Волгограда и Волгоградской области по внедрению технологии проектирования в книге Евдокимовой Е.С. «Технология проектирования в ДОУ», представлены типовые и оригинальные проекты. Авторы подтверждают, что технология проектирования помогает развивать творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов. Будучи включенной в организационную систему ДОУ, эта технология становится инструментом саморазвития ребенка.
В пособии Морозовой Л.Д. « Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике» раскрываются теоретические основы педагогического проектирования; определены его сущность и содержание в деятельности специалистов дошкольного образования; выявлены структура, качественные характеристики и уровни сформированности умений педагогического проектирования. В приложении представлены: словарь педагога-проектировщика; инновационный проект «Детский сад будущего – 2008»; консультации для воспитателей ДОУ и родителей дошкольников по совместному проектированию, а также итоги проектной деятельности «Музей мяча», «Моя игрушка».
Румянцева Е.А. в своей книге «Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет» предложила материалы, раскрывающие педагогический опыт технологии проектирования как оптимального инновационного метода организации обучения дошкольников 3-7 лет, позволяющие интегрировать сведения из разных областей знаний и применить на практике различные виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО, обеспечить сотрудничество, сотворчество детей, педагогов и родителей в исследованиях, наблюдениях, творческих лабораториях, реализовать личностно ориентированный подход к дошкольному образованию. Представленные проекты и занятия способствуют многогранному развитию воспитанников, успешности каждого ребенка, качественным результатам педагогической деятельности.
В издании Тимофеевой Л.Л. « Проектный метод в детском саду» представлены методические материалы для развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, разработанные педагогами детского дома №4 Красносельского района Санкт-Петербурга.
5.Практическая часть
Технология проектирования в детском саду.
Основная функция проектирования- наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
Детская субкультура– огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Дошкольник стремиться к активным действиям, общению, самовыражению, ярким впечатлениям. Организация проектов наиболее подходит для детей от 4 лет и старше. Темы проектов могут быть самими различными, главное их условие – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.
Проект- это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них;
- это детская самодеятельность;
- это конкретное практическое творческое дело;
- поэтапное движение к цели;
-это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды;
- звено в системе воспитания, в цепи развивающей личность программы.
Целью проектного метода в дошкольных образовательных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития: 1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. Развитие познавательных способностей;
3. Развитие творческого воображения;
4. Развитие творческого мышления;
5. Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте: 1.Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
2.Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
3.Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
4.Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:
1.Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и
посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2.Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
В каких источниках можно найти информацию;
Какие предметы использовать (принадлежность, оборудование);
С какими предметами научиться работать для достижения цели.
3.Выполнение проекта - практическая часть
4.Подведение итогов - определение задач для новых проектов
Способ разработки проектов, связан с использованием так называемой
модели «трёх вопросов». Её суть в том, что педагог задаёт детям три вопроса:
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Что узнали?
1. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они
уже знают об определённом предмете или явлении. Педагог записывает
ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Нужно
записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.
2. Затем педагог задаёт второй вопрос: Что мы хотим узнать?
Ответы снова записываются, причём независимо от того, что могут
показаться глупыми или нелогичными.
3. Когда все дети выскажутся, педагог спрашивает: Как нам найти ответы на вопрос?
Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события.
Ответы на вопрос: Что мы узнали? Дает педагогу понять, чему научились дети. Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проекты. Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой. Можно задать детям следующие вопросы: Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше? Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило? Какое из занятий понравилось вам больше всего? Что нужно изменить в организации следующего проекта? Педагог должен ответить на следующие вопросы: Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?
Подводя итоги, педагог продумывает: как можно изменить организацию занятий для их улучшения; как индивидуализировать занятия для каждого ребёнка; как включить в реализацию проекта детей с особыми потребностями; какие занятия можно организовать в будущем.
Этапы реализации метода проектов.
Первый этап реализации метода проектов- это целеполагание, при котором воспитатель помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
Второй этап - разработка проекта: план деятельности по достижению цели. На данном этапе решаются следующие вопросы:
- к кому обратиться за помощью (родителю, воспитателю, братьям, сестрам, сверстникам);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы будут использоваться (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами необходимо научиться работать для достижения цели.
Практическая часть - это третий этап реализации проекта.
Подведение итогов и определение задач для новых проектов - заключительная составляющая проекта.
Педагогическое проектирование можно представить в обобщенном виде следующей схемой: замысел —» реализация -» рефлексия. А саму структуру проекта принято обозначать пятью «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация.
Но реализации собственно проекта предшествует серьезная подготовительная работа, в результате которой должны появиться:
1) паспорт проекта - документ, в котором отражаются тема, идея, задачи предстоящего проекта, определяется его типология, указываются участники, формулируется конечный продукт и форма его презентации;
Типология проектов, актуальных для старшего дошкольного возраста:
По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.
По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
2) программа проекта – своеобразный маршрутный лист с указанием этапов, мероприятий со сроками, местом и результатом их проведения, ответственными;
3) средства обеспечения (материально-технические, методические и др.), необходимые для осуществления проекта.
На протяжении нескольких лет нами были разработаны и реализованы некоторые виды проектов. На первых этапах работа начиналась с краткосрочных творческих проектов : «Моя семья» (см. Приложение 1), «Одежда, обувь, головные уборы» (см. Приложение 2), «Деревья и кустарники» (см. Приложение 3), « Путешествие по страницам книг С.Михалкова». (см. Приложение 4)
Наряду с краткосрочными был реализован и среднесрочный информационно-творческий проект (20.11.2017г. по 23.01.2018гг), участниками его стали дети старшей логопедической группы и их родители, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель. (см.Приложение 6). На подготовительном этапе был проведён мастер- класс для родителей, где была определена тема проекта, поставлены цели и разработана стратегия участников проекта. (см. Приложение 5).
В дальнейшем для родителей старшей и подготовительной группы было организовано родительское собрание (см.Приложение7) и проведена консультация (см. Приложение8), на которых в доступной для родителей форме, была раскрыта сущность данного метода и формы дальнейшей работы по его реализации.
На протяжении всего периода работы по данной теме нами были разработаны и проведены мероприятия с воспитателями : консультация (см.Приложение 9) и выступление с сообщением на педагогическом совете. (см.Приложение 10).
В январе 2018 года на методическом объединении учителей- логопедов и дефектологов нами была представлена презентация и сообщение по теме «Использование технологии проектной деятельности в работе учителя-логопеда в ДОУ»( см. Приложение11).
6.Выводы и перспективы
Высокая степень адаптивности передовых педагогических технологий в современном детском саду обеспечивает повсеместное использование перспективного метода интегрированного обучения (метода проектов) в ДОУ, где он позволяет повысить творческое мышление, образовательную и исследовательскую активность детей, особенно с тяжёлыми нарушениями речи, обеспечивает открытость воспитательно-образовательной системы для родителей. В процессе осуществления проектной деятельности дети становятся более социально адаптированными, внимательными и общительными, их игровая деятельность становится структурированной и разнообразной. Меняются и детско-родительские отношения: ребенок интересуется новым, выдвигает идеи, задает вопросы, чем становится более интересен родителям. Претерпевают изменения и алгоритмы взаимодействия ДОУ и семьи: члены семей воспитанников становятся непосредственными участниками образовательного процесса, ощущая чувство удовлетворения за успехи своих детей и свое сопричастие.
Таким образом, нами была подтверждена выдвинутая в начале исследования гипотеза: систематическое использование в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи технологии проектной деятельности приводит к развитию у детей познавательной и речевой активности.
Перспективность проектной деятельности заключается в том, что она: создает культурную нишу для стимулирования продуктивной детской инициативы, не предусмотренной традиционными педагогическими методиками; максимально привлекает родителей к продуктивной деятельности, позволяя им стать ближе со своими детьми; позволяет дошкольникам наблюдать и анализировать, сравнивать и обобщать, учиться делать выводы, получают информацию, развивать свои коммуникативные навыки, творческие способности и мыслительные процессы.
В дальнейшем нами будет продолжена работа по данной теме. Впереди нас ждут интересные творческие проекты с детьми и их родителями. К сожалению, педагоги дошкольного образования часто нуждаются в методической помощи, консультациях, мастер-классам по передовой проектной технологии, поскольку зачастую демонстрируют недостаточную осведомленность о принципах реализации и особенностях проектной деятельности, нежелание отказываться от привычной учебно-воспитательной системы, отсутствие мотивации на повышение профессионального мастерства и проявление инициативности. Далеко не все понимают разницу между проектной и исследовательской деятельностью: проект — способ организации работы, завершающейся конкретным решением, применимым на практике.
7.Литература
1. Богат В.Ф. Метод проектирования в детском саду // Ребёнок в детском саду – 2008 . - № 1.
2.Боровлёва А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. – № 7 – с. 76-80.
3.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
4. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
5. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
6. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2006. – 64 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
7. Кириллова И.В. Образовательные проекты в ДОУ // Воспитатель ДОУ. – 2008 . – № 8.
8. Кротова Т.В., Позднякова Е.С. Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников: метод проектов // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – № 4. – с. 66-72.
9. Крылова Н.М. Анализ концепций проектирования инновационных проектов в дошкольном образовании // Современный детский сад.-2007. -No11-С.17-26; No12. – С.26-34.
10. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д. Морозова. – М.:ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
11. Молчанова С.Г., Яковлева Г.В. Проектирование инновационной методической работы в ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007. – № 7. – с.25-29.
12. Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие.- Новосибирск: НИИПКиПРО, 2005. - 48 с.
13. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика / Сост.: Т.В. Меркулова, Е.А. Дубинина, Т.А. Котова, К.Ю. Белая. - (Серия «Мастер-класс педагогов ДОУ»). - М.: Школьная Пресса, 2010. - 64 с. - («Дошкольное воспитание и обучение — приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 235).
14. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.//Управление дошкольным учреждением. – 2004. – № 4
15. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 95 с.
16. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет/ авт.-сост. Е.А. Румянцева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 159 с.
17. // Ребенок в детском саду. № 3 2003, № 2, 3 2008.
18. Сапранова С. И. Проектная деятельность // Воспитатель ДОУ. – 2008 . – № 2 .
19. Ступницкая М.А. Учимся работать над проектами: методические рекомендации для учителей / М.А. Ступницкая // Школа здоровья / Ред. В.Н. Касаткин. – 2007. – № 4 – с. 54-63.
20. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.
21. Халикова В.В. Проектный метод как способ реализации субъектного подхода// Воспитатель ДОУ. – 2008 . - № 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....
Экскурсия как средство познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Сегодня остро стоит проблема поворота системы образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач....
"Формирование познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством экскурсионной деятельности"
Статья отражает практический материал организации экскурсионной деятельности в группе компенсирующей направленности....
Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством интеграции игровой и самостоятельной деятельности
В статье рассматривается развитие творческого воображения дошкольников как одна из приоритетных задач дошкольного воспитания. Решение данной задачи должно базироваться на четком понимании психологичес...
Статья "Организация теоретического исследования по проблеме формирования умений составлять рассказы-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня в процессе проектной деятельности"
quot;Организация теоретического исследования по проблеме формированияумений составлять рассказы-рассуждения у детей старшегодошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня впроцессе проектно...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Для ребят дошкольного возраста игры имеютаяДля ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форм...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ
В статье описываются актуальность проблемы развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автор представляет опыт работы познавательного раз...