программа кружковой работы "Волшебница бумага"
статья
кружок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
origami_gotovaya.docx | 70.87 КБ |
статья "Влияние оригами на формирование личности ребёнка дошкольного возраста". | 14.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Чайка» с.Посольское» МО «Кабанский район»
Республики Бурятия
ИНН 0309009714, БИК 048142001 КПП 030901001, ОГРН 1020300667573,
р/с407038109000040001225 в ОАО АК «Байкалбанк», тел.8(301-38)91-0-45, факс 91-0-45,
эл. почта detsadchaika@mail.ru, сайт sadchaika
_____________________________________________________________________________
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на пед.совете заведующая
Сырьева П.П
« 01 » сентября 2019г. Приказ №1
Программа кружковой работы
«Волшебница бумага»
Воспитатель первой категории:
Буторина Л.А.
С.ПОСОЛЬСКОЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
История развития отечественного оригами происходит на наших глазах. Долгое время к оригами относились лишь как к детской забаве. Лишь совсем недавно мир рассмотрел в оригами именно искусство. Оно развивает творческие и интеллектуальные возможности ребёнка. В дошкольном возрасте происходит первое знакомство с искусством оригами. Целью занятий оригами является не запоминание как можно большего числа разнообразных фигурок из бумаги, а развитие общих способностей ребёнка, которые пригодятся ему в жизни и в процессе обучения другим предметам.
Занятия оригами:
- развивают способность работать руками, точность движений пальцев, улучшает восприятие информации;
- развивают пространственное воображение, зрительное восприятие, концентрацию внимания;
- учат читать чертежи, следовать устным инструкциям и последовательности действий;
- стимулируют развитие памяти, в том числе мышечной;
- развивают уверенность в собственных силах и коммуникативные способности;
- развивают творческие способности и исследовательские навыки;
- знакомят на практике с основными геометрическими понятиями.
Складывая фигурки из бумаги, ребёнок непроизвольно концентрирует своё внимание на этом процессе. Занятия оригами являются своеобразной психотерапией, направляя внимание ребенка на творческую работу. Оригами повышает активность, требуя контроля обеих полушарий головного мозга, над движением обоих рук. Психологические исследование влияния оригами на дошкольников показали, что это занятие:
- развивает навыки мелких и точных движений как правой, так и левой руки;
- повышает активность правого и левого полушарий головного мозга;
- активизирует творческое мышление;
- развивает интеллектуальные способности;
- развивает пространственное воображение;
- улучшает глазомер;
- стабилизирует на высоком уровне эмоциональное состояние.
Цель программы: Формирование у детей умения рассмотреть возможности использования техники оригами для развития всесторонней личности ребёнка; развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствование мелкой моторики рук, развитие глазомера.
Задачи : Дать представление об оригами как виде декоративно – прикладного искусства; изучить историю его возникновения, обучить приёмам и технологии выполнения; выявить развивающее и воспитывающее значение технологии изготовления дошкольниками в технике оригами. Воспитывать наблюдательность, художественно эстетический вкус детей. развивать пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертёжные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях. - воспитывает личность ребенка как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами. - выявить развивающее и воспитывающее значение технологии изготовления дошкольниками изделий из оригами. - в процессе работы использовать анализ научно – практической и методической литературы, разработку технологии выполнения оригами.
Особенности программы: способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей; совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Большое внимание при обучении уделяется созданию сюжетно – тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. На практических занятиях используются разнообразные наглядные пособия, изготовленные на предыдущих занятиях.
Содержание программы: Программа рассчитана на детей от 4-5лет, от 5 - 7 лет. Срок реализации: 2 года. Программа реализуется в форме занятий с группой детей 1раз в неделю по средам продолжительностью 25 минут, для детей старшего возраста – 30 мин. во второй половине дня – 15ч.30м. – 15ч.55м.; с 16.00 ч. до 16.30 ч.
Результаты данной программы: у детей развивается точность движений рук, стимулируется развитие памяти, развивается коммуникабельность, творческие способности.
Проверка достижений результатов: диагностика (диагностические карты) .
Форма подведения итогов: проведение выставок, поделок для родителей к праздникам, участие в конкурсах.
Взаимосвязь с другими видами деятельности: Конструирование, аппликация, познание, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественная литература, художественное творчество.
Перспективно – тематическое планирование по работе с бумагой в технике «оригами» для детей 4-5 лет
Месяц | Тема | Программное содержание | Литература |
Октябрь | Путешествие в бумажную страну. | Познакомить детей со свойствами бумаги, её особенностями, использованием и применением в детском творчестве | Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих», стр. 22 |
Выявление умений складывания бумаги диагностирование | Выявить знания и умения по работе с бумагой. | ||
Книжка | Учить складывать прямоугольники пополам, совмещаю короткие стороны, вкладывать белые заготовки в цветную деталь. Учить украшать книжечку аппликацией. Воспитывать аккуратность в работе, внимание | С. В. Соколова, Оригами для дошкольников, стр15 | |
Флажок | Продолжать учить складывать прямоугольник пополам, совмещаю короткие стороны, Воспитывать аккуратность и усидчивость, доводить начатое дело до конца | С. В. Соколова, Оригами для дошкольников, стр16 | |
Мухомор | Закрепить умение перегибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны. Учить детей с помощью надрезов на зеленой полоске снизу делать травку, украшать шляпку белыми кружочками. | С. В. Соколова, Оригами для дошкольников, стр17 | |
Ноябрь | Груша | Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая образ груши. Развивать мелкую моторику рук. | С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, стр. 17 |
Дерево | Закреплять знания о технике оригами, учить делать правильные, | ||
| Закрепить умение складывать базовую форму «треугольник». Учить отгибать верхний угол вершины треугольника назад внутрь, раскрывать боковые углы и расправлять в виде ушей. | Т.И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка, стр .57 | |
Котик | Закрепить умение складывать квадрат «книжкой». Закрепить способ «вогнуть угол внутрь» Воспитывать интерес к результатам своего труда. | С. В. Соколова, Оригами для дошкольников, стр21 | |
Декабрь | Ёлочка | Учить детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник. Учить составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали. Воспитывать аккуратность в работе с клеем | С. В. Соколова, Ор маленьких игами для самых, стр 28 |
Еловая ветка | Закрепить умение детей складывать базовую форму треугольник, совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба . Из заготовок выкладывать еловую веточку, украшать веточку сложенными игрушками. | С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, стр 26 | |
| Учить детей на основе базовой формы «треугольник» и «книжка» складывать фигурку Снегурочки. Продолжать учить приклеивать отдельные детали. Воспитывать добрые чувства к близким, желание порадовать их открыткой к празднику. | С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, стр 27 | |
| Продолжать учить детей создавать работу из двух базовых форм «треугольник» и «книжка» Формировать самостоятельность, уверенность в себе. Воспитывать добрые чувства к близким, желание порадовать их открыткой к празднику. | С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, стр 28 | |
Январь | Избушка | Закрепить умение складывать базовую заготовку «треугольник». Продолжать учить оформлять поделку деталями «окно» и «ножку». Воспитывать усидчивость. | Оригами для самых маленьких, С. В. Соколова, стр 28 |
Учить детей совершать последовательность действий. Продолжать учить делать правильные, четкие сгибы. | С. В. Соколова, Оригами для дошкольников, стр. 54 | ||
Резная снежинка | Познакомить детей с базовой формой воздушный змей. Развивать творчество и фантазию, собирая снежинку из частей. Аккуратно пользоваться клеем. | С. В. Соколова, Оригами для дошкольников, стр. 54 | |
Февраль | Звёздочка | Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей». Учить чередовать цвета, соединять детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей. Воспитывать усидчивость, ответственность | . С. В. Соколова, Оригами для дошкольников, стр. 56 |
Курочка | Отрабатывать выполнение базовой формы «воздушный змей». Учить преобразовывать базовую форму в поделку | Т.И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка, стр . 73 | |
Цыплёнок | Учить создавать работу на основе разных базовых форм. Закреплять умение делать правильные чёткие сгибы. | С. В. Соколова, Оригами для дошкольников, стр. 25 | |
Зонтик | Закреплять навыки выполнения базовой формы «воздушный змей», умение составлять поделку из частей | Т.И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка, стр . 73 | |
Март | Водяная лилия | Учить детей складывать базовую заготовку «блинчик», продолжать учить аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку | С. В. Соколова Оригами для самых маленьких, стр. 42 |
Розочка | Закрепить умение детей складывать базовую заготовку «блинчик» и «конфетка». Учить последовательно и аккуратно оформлять поделку | С. В. Соколова Оригами для самых маленьких, стр. 43 | |
Подснежник | Закреплять навыки выполнения базовой формы «треугольник» , продолжать совершенствовать умение детей делать правильные, четкие сгибы. Воспитывать самостоятельность, усидчивость. | С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, стр 51 | |
| Учить создавать работу на основе разных базовых форм. Учить оформлять свою поделку аппликацией (приклеить: глазки, носик, рот, пуговицы; нарисовать волосы). Воспитывать интерес к занятиям по оригами | С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, стр 44 | |
Апрель | Клоун | Учить детей совершать последовательность действий. Развивать навык | С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, стр 47 |
Ракета | Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить преобразовывать базовую форму в поделку. Развивать глазомер. Воспитывать аккуратность в работе. | С. В. Соколова, Оригами для самых маленьких, стр 47 | |
Воздушный змей | Закрепить знания детей о базовой форме воздушный змей, загибать углы к линии сгиба. Развивать внимание, усидчивость. Оформить поделку аппликацией | Т.И. Тарабарина, Оригами и развитие ребёнка, стр . 66 | |
Вот что мы умеем | Закрепить умение самостоятельно выбирать тему поделки. Совершенствовать полученные навыки складывания бумаги. | ||
Май | Подведение итогов работы кружка. |
Перспективно – тематическое планирование по работе с бумагой в технике «оригами» для детей 5-7 лет
Дата | Тема | Программное содержание | Оборудование | Литература |
Сентябрь | Вводная диагностика по выявлению технических навыков и умений по оригами | Складывание квадрата по диагонали; Складывание квадрата пополам; Нахождение центра при складывании его пополам; Загибание края листа к середине; Загибание углов квадрата к середине; Загибание углов квадрата к центру. | ||
Октябрь | Ознакомление с оригами | Знакомство с оригами. Заинтересовать детей, показ поделок из бумаги | Поделки из бумаги | |
| Стаканчик | Знакомство с базовой формой «треугольник» | Плотная бумага белого цвета, цветная бумага | Тарабарина Т.И «Оригами и развитие ребёнка» |
| Щенок - пострелёнок | Учить складывать поделку из 2 треугольников, тщательно проглаживая линии сгибов. Развивать мышление. | 2 квадрата одинакового цвета, полоски цветной бумаги, клей | Тарабарина Т.И «Оригами и развитие ребёнка |
Ноябрь | Синица | Базовая форма – «треугольник», учить хорошо проглаживать линии сгиба, аккуратно работать с ножницами. | Квадраты сине – голубого цвета, оборотная сторона – жёлтая, ножницы, фломастер | Тарабарина Т.И «Оригами и развитие ребёнка |
Воздушный змей | Знакомство с базовой формой «воздушный змей», учить складывать поделку на основе этой базовой формы, аккуратно вырезать недостающие детали. | Разноцветные квадраты, нитки, клей | Тарабарина Т.И «Оригами и развитие ребёнка | |
Братец Кролик | Закрепить умение складывать фигурку на основе базовой формы» воздушный змей», закреплять умение аккуратно пользоваться клеем. | Квадраты белого, серого цвета, ножницы, цветная бумага, клей | Тарабарина Т.И «Оригами и развитие ребёнка | |
Декабрь | Курочка | Закрепить умение работать по базовой форме «воздушный змей», развитие аккуратности в работе, вызвать желание изготавливать игрушки на ёлку. | Квадраты белого цвета, цветная бумага, клей, ножницы | Тарабарина Т.И «Оригами и развитие ребёнка |
Сова | Закрепить умение работать по базовой форме «воздушный змей», вызвать желание сделать украшения на ёлочку своими руками. | Квадраты любого цвета, ножницы, цветная бумага, клей | Тарабарина Т.И «Оригами и развитие ребёнка | |
Ёлка | Знакомство с базовой формой «двойной треугольник», изготовление поделки на этой основе, вырезать ненужные части ножницами | Квадраты из бумаги зелёного цвета, ножницы, клей | Тарабарина Т.И «Оригами и развитие ребёнка | |
Рыбка | Учить складывать рыбку, вырезать ненужные части ножницами, воспитывать усидчивость. | Квадраты разноцветные, ножницы | Тарабарина Т.И «Оригами и развитие ребёнка | |
Январь | Ворона | Закрепить умение складывать поделки на базе « воздушный змей», развитие глазомера. | Квадраты черного или серого цвета, ножницы, цветная бумага, клей | Тарабарина Т.И «Оригами и развитие ребёнка |
Лебедь | Закрепить умение работать по базовой форме «двойной треугольник», учить аккуратно пользоваться принадлежностями, убирать за собой обрезки в коробочку. | Квадраты белого, серого, чёрного цвета, ножницы | Тарабарина Т.И «Оригами и развитие ребёнка | |
Февраль | Мотылёк | Закрепить умение работать по базовой форме «двойной треугольник», развивать воображение, творчество. | Белая тонкая бумага, цветная бумага, клей, ножницы | Тарабарина Т.И «Оригами и развитие ребёнка |
Бабочка ( 1-способ) | Закрепить умение работать по базовой форме «двойной треугольник», | Тонкая разноцветная бумага, ножницы, клей | Тарабарина Т.И «Оригами и развитие ребёнка | |
Бабочка (2-способ) | Закрепить умение работать по базовой форме «двойной треугольник»,вызвать желание оформить поделку по своему замыслу. | Разноцветная бумага, ножницы, клей | Тарабарина Т.И «Оригами и развитие ребёнка | |
Март | Цветы | Знакомство с базовой формой «дом», изготовление поделки на этой основе, развивать глазомер, закрепить умение проглаживать линии сгибов. | Цветная бумага | Тарабарина Т.И «Оригами и развитие ребёнка |
Кораблик | Научить складывать кораблик, вызвать интерес к оформлению поделки. | Белая бумага, цветная бумага, клей, ножницы | Тарабарина Т.И «Оригами и развитие ребёнка | |
Лодка | Научить складывать лодку, показать процесс выворачивания наизнанку, воспитывать усидчивости. | Белая бумага | Тарабарина Т.И «Оригами и развитие ребёнка | |
Апрель | Солонка | Знакомство с базовой формой «конверт», изготовление поделки на этой основе. Учить поэтапной работе. | Тарабарина Т.И «Оригами и развитие ребёнка | |
Пароход | Закрепить умение складывать базовую форму «конверт» и самостоятельно выполнять поделку, оказать помощь затрудняющимся | Квадраты белого цвета, цветная бумага | Тарабарина Т.И «Оригами и развитие ребёнка | |
Май | Выставка детских поделок | |||
Итоговое диагностирование технических умений и навыков по оригами |
Выявление результатов:
Диагностическая карта по выявлению технических навыков и умений по оригами у детей 4-5 лет
Фамилия, имя ребёнка | Складывание прямоугольника пополам | Нахождение центра квадрата | Чёткое проглаживание сгибов | Складывание треугольника из квадрата | Загибание углов прямоугольника к середине | Загибание углов квадрата к центру | Количество баллов | |||||||
в | и | в | и | в | и | в | и | в | и | в | и | в | и | |
Условные обозначения:
В - входная диагностика
И – итоговая диагностика
« +» - 1 балл, «- » - 0 баллов
2 – 0 баллов – низкий
4 – 3 баллов – средний
5 – 6 баллов – высокий
Диагностическая карта по выявлению технических навыков и умений по оригами у детей 5-7 лет
Фамилия, имя ребёнка | Складывание квадрата по диагонали | Складывание квадрата пополам диагонали | Нахождение центра при складывании его пополам | Загибание края листа к середине | Загибание углов квадрата к середине | Загибание углов квадрата к центру | Количество баллов | |||||||
в | и | в | и | в | и | в | и | в | и | в | и | в | и | |
Условные обозначения:
В - входная диагностика
И – итоговая диагностика
« +» - 1 балл, «- » - 0 баллов
2 – 0 баллов – низкий
4 – 3 баллов – средний
5 – 6 баллов – высокий
Литература:
С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких»
Т.И Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка»
С. В. Соколова «Оригами для дошкольников»
Предварительный просмотр:
Влияние оригами на формирование личности ребёнка дошкольного возраста.
Воспитатель Буторина Лариса Александровна
Республика Бурятия, с. Посольское МАДОУ «Детский сад «Чайка» с.Посольское»
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев и чем больше мастерства в его руке, тем ребёнок умнее.»
Сухомлинский В.А.
Мы ежедневно сталкиваемся с бумагой. Много полезного и интересного делают с помощью бумаги, экспериментируя с ее свойствами. Бумагу можно мять, разрезать, скручивать. Человек не только научился делать бумагу, но и превращать её в разные интересные вещи, как, например, бумажные фигурки. И начинает казаться, что бумага действительно волшебная. Это похоже на фокус, когда из обычного белого листа без клея и ножниц получаются забавные зверушки, кораблики, самолётики, цветы. Поделками из бумаги украшали жилище во время праздников в Японии. Каждая фигурка что-то символизировала, их дарили родным, близким. Искусство складывания их бумаги сохранялось и передавалось из поколения в поколение.
Все это называется одним словом - "оригами". В переводе с японского «ори» означает «сложение», а «ками» - «бумага». Оригами – древнейшее искусство складывания из бумаги различных объёмных фигурок.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Систематические занятия с ребенком оригами — гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению. Как показывает практика, занятия оригами оказывают положительное влияние на формирование личности ребенка, раскрывают его творческие и интеллектуальные возможности.
Наблюдения показывают, как у детей развиваются сенсомоторные качества руки, пространственное воображение, зрительное восприятие, внимание. Дошкольники на практике знакомятся с основными геометрическими понятиями, учатся читать схемы изготовления поделок, следовать устным инструкциям в выполнении действий с бумагой. Все это стимулирует развитие памяти (в том числе и мышечной), уверенности в собственных силах, коммуникативных и творческих способностей, формирование исследовательских навыков.
Таким образом, складывая фигурки из бумаги, ребенок непроизвольно концентрирует свое внимание на этом процессе. Занятия оригами являются своеобразной психотерапией, направляя внимание ребенка на творческую работу. Всё это оказывает влияние на развитие общих способностей ребёнка, которые пригодятся ему в жизни и в процессе обучения другим предметам.
Список литературы
1. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов. / - Ярославль: «Академия развития», 1998.
2. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСВО – ПРЕСС, 2009.
3. Соколова С.В. Оригами для самых маленьких: Методическое пособие для воспитателей. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста "Волшебная бумага"
В настоящее время педагоги , занимающиеся проблемой развития художественно-эстетических способностей детей, отмечают, что именно различные виды продуктивной деятельности, в частности работа с...
Рабочая программа кружковой работы «Работа с бумагой « Квиллинг»
Cчитаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овл...
Программа кружковой деятельности «Чудеса из бумаги» с детьми средней группы
Цель: развивать детское творчество, используя технику оригами, которая способствует развитию мелкой моторики детей, а также важнейшие психические способности, как внимание, память, мышление, вооб...
Программа кружковой работы по конструированию из бумаги "Волшебный квадратик" в старшей группе
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов следует начинать с развития движения рук, в том числе с развития движений в пальцах кисти. Связано это с тем, что в развитии кисти руки заложена важн...
Программа кружковой работы по ручному труду детей 5-7 лет «Её величество- Бумага».
Программакружковой работы по ручному труду детей 5-7 лет«Её величество- Бумага»....
Программа кружковой деятельности " Волшебная бумага"
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности...
Программа кружковой работы "Чудеса бумаги"
Программа кружковой работы "Чудеса бумаги"...