Программа кружковой работы по конструированию из бумаги "Волшебный квадратик" в старшей группе
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов следует начинать с развития движения рук, в том числе с развития движений в пальцах кисти. Связано это с тем, что в развитии кисти руки заложена важная роль в формировании головного мозга ребенка, его познавательных способностей, становлении речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie.docx | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов следует начинать с развития движения рук, в том числе с развития движений в пальцах кисти. Связано это с тем, что в развитии кисти руки заложена важная роль в формировании головного мозга ребенка, его познавательных способностей, становлении речи.
Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него новых способностей, навыков и умений, которые получают развитие во время продуктивной художественной творческой деятельности. Среди свойств личности человека, определяющих его способность к деятельности, Т.С. Комарова особенно выделяет восприятие и формирующееся на этой основе представления воображение, ручная умелость и эмоционально - положительное отношение к деятельности.
Ребенок познает мир с помощью манипуляций, т.е. действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом познавая и свои творческие способности, а также изменить то, к чему ребенок прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле является работа с бумагой.
Роль оригами в развитии дошкольников.
Игры - занятия по изготовлению оригами не только популярное развлечение, но и мощное педагогическое средство, применяемое в системе начального и среднего образования некоторых стран мира. Занятие оригами способствует развитию у детей навыков мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
В процессе занятий развивается пространственное воображение, глазомер, способность концентрировать внимание, запоминать, начинает работать фантазия, творческий потенциал. Ребенок усваивает еще один способ выражения себя.
В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:
- умение слушать воспитателя
- принимать умственную задачу и находить способ ее решения
- переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения
- развитие самоконтроля и самооценки
- осознание собственных познавательных процессов.
Программа кружка рассчитана на 8 месяцев для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
- Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю длительностью 25 минут.
- Занятия проводятся во второй половине дня.
- Организация занятий детского творчества позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, уровень овладения навыками, что в конечном итоге повлияет на достижение ожидаемого результата.
- Занятие проходят в форме игры, для обыгрывания сюжета используется художественное слово, персонажи (игрушки).
Систематические занятия с ребенком оригами — гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Перспективное планирование
Цель:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., базовыми формами оригами;
- Формировать умение следовать устным инструкциям;
- Обучать различным приемам работы с бумагой;
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие
- Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение;
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук и глазомер.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к искусству оригами;
- Расширять коммуникативные способности детей;
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Месяц | Тема | Цель | Материал для занятия |
Октябрь | Бумага и её свойства | Познакомить детей с различными свойствами бумаги | Листочки бумаги на каждого ребёнка; ёмкости с водой на каждого ребёнка; карточки схемы, отображающие определённое свойство бумаги, листы цветной бумаги, картон, клей. |
Базовая форма «Квадрат» | Научить делить квадрат путём складывания на разное количество равных частей, укреплять мелкие мышцы рук, воспитывать аккуратность. | Набор геометрических фигур разного цвета и размера, ножницы. | |
В некотором царстве, в бумажном государстве | Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них, знакомить с историей искусства оригами | Различные поделки, выполненные в технике оригами | |
Книжка | Формировать умение сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны. | Три прямоугольника формата А4, клей. | |
Гусеница | Закреплять умения работать с квадратом – складывать, перегибать, сгибать углы. | Пять небольших одинаковых квадратов. | |
Стаканчик | Закрепить умение складывать квадрат по диагонали, загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны. | Квадрат любого цвета. | |
Грибы | Закреплять умения работать с квадратом – складывать, перегибать, сгибать углы. Формировать умение складывать форму «конфетка». | Красный и белый квадраты 10х10 см, зеленый 5х5 см. | |
Рыбка | Формировать умение складывать рыбку с использованием базовой формы квадрат. | Квадраты. | |
Ноябрь | Листья | Формировать умение складывать листья. | Несколько небольших квадратов из зеленой, желтой и красной бумаги. |
Яблоко | Закрепить простейшие действия с квадратом – перегиб, сгиб, переворот. | Красный квадрат 10х10 см, зеленый 5х5см. | |
Груша | Учиться складывать грушу с использованием базовых приемов. | Желтый квадрат размером 10х10см. | |
Письмо Карлсону | Отработать навык складывания «конфетки» | Квадрат 15х15 см, квадраты 5х5 см. | |
Закладка из «конфеток» | Продолжать закреплять навык складывания «конфетки» | Пять небольших квадратов одинакового размера | |
Цветы из «конфеток» | Учиться складывать «конфетки», формировать умение аккуратно соединять (склеивать) отдельные части общей композиции воедино. | Несколько квадратов одного размера: 2 для листьев, 4 для лепестков. | |
Коробочка | Формировать навыки работы с прямоугольником. | Прямоугольник формата А5. | |
Птичка | Формировать умение складывать птичку с использованием базовых действий. | Квадраты 10х10 см. | |
Декабрь | Новогоднее украшение | Продолжать закреплять умение мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение | Разноцветные квадраты разных размеров, клей, нитки, ножницы. |
Еловая ветка | Продолжать учить получать треугольник путем складывания квадрата; производить аккуратную склейку составных частей. | Зеленые квадраты размером 5х5см | |
Ёлочка | Создать хорошее настроение в предвкушении приближающегося новогоднего праздника; продолжать знакомить с историей искусства оригами; развивать мелкую моторику пальцев рук. | Три квадрата зелёного цвета 15х15,10х10, 5х5 см, клей. | |
Снеговик | Формировать умение детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Закреплять умение аккуратно работать с клеем. | Три квадрата 10х10, 8х8, 5х5см. Клей, карандаши. | |
Снежинки | Закреплять умение детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Развивать умения мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. | Квадраты синего цвета 5х5, синий кружок диаметром 3 см и белый кружок диаметром 2 см | |
Фонарик | Закреплять умение работать с прямоугольником, производить аккуратную работу по склейке и вырезанию. | 12х15 см, 16х11 см разных цветов | |
Снегурочка | Продолжать накапливать навыки в работе с квадратами. | Два квадрата синего цвета 8х8 см и 5х5 см. | |
Дед Мороз | Продолжать работать по чертежам фигурки Снегурочки; развивать мелкую моторику пальцев рук. | Два квадрата красного цвета 10х10 см. | |
Январь | Звездочка | Научить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях, воспитывать аккуратность. | Восемь квадратов одного размера |
Заяц | Закреплять умение перегибать квадрат «книжкой» и дважды «косынкой». Продолжить учить детей внимательно слушать инструкцию воспитателя. | Квадраты серого цвета 8*8см и 10*10 см. | |
Избушка на курьей ножке | Учить складывать детали избушки по отдельности, а затем соединять их путем склеивания и украшать. | Квадрат 15х15 см произвольного цвета, и красный квадрат 10х10 см. | |
Санки | Закрепить умение складывать, сгибать и разгибать прямоугольник; продолжать накапливать навыки в работе с прямоугольниками. | Прямоугольник 10х15 см. | |
Собака | Продолжать знакомство с поделками в технике оригами, воспитывать самостоятельность, аккуратность. | Квадрат 10*10 см, карандаши | |
Кошка | Закрепить с детьми складывание базовых форм. Воспитывать в работе аккуратность в работе, внимание. | 1 квадрат 15*15см, карандаши, фломастеры для оформления мордочки, клей. | |
Сова | Повторить приемы, использованные при работах «Избушка на курьей ножке» и «Елочка»; развивать художественные навыки. | Два коричневых квадрата 10х10 см и 8х8 см, два красных 5х5 см. | |
Лодочка | Познакомить детей-с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук. | Прямоугольные листы 20*15см. | |
Февраль | Веселый квадрат | Формировать навыки по работе с несколькими деталями одновременно; закрепить умение выполнять простейшие действия с квадратом. | Четыре квадрата одного размера, но разных цветов. |
Лисичка | Научить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки. | Квадрат оранжевый 15*15, прямоугольник15*7см, заготовки для глаз и мордочки, клей. | |
Неваляшка | Научить делать новую игрушку, используя уже полученные в ходе предыдущих занятий навыки; учить аккуратной склейке и раскрашиванию. | Три квадрата размером 10х10 см. | |
Петрушка | Закреплять умение детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. | Три квадрата: 6х6 см, 9х9 см, 16х16 см. | |
Карманчик | Повторить с детьми простейшие действия с прямоугольником; воспитывать аккуратность. | Прямоугольник 20х10 см. | |
Стул | Закреплять умения работать с квадратом – складывать, перегибать, сгибать углы. | Квадрат 20х20 см. | |
Самолёт | Формировать навыки работы по схеме, развивать мелкую моторику, глазомер; познакомить с видами самолетов и их назначением; воспитывать чувство ответственности. | Прямоугольник любого цвета любого размера | |
Коробочка-кубик | Повторить сгибание квадрата; помогать детям аккуратно украшать полученную формочку. | Квадрат разного цвета 20х20см. | |
Март | Цветы | Познакомить детей изготовления цветов в технике оригами, закреплять умение пользоваться ножницами. | 16-20 квадратов (4*4) белого или фиолетового цвета, ножницы, клей. |
Подарок маме | Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость. | Квадраты красной, зелёной, синей, желтой бумаги для листьев, стеблей, ножницы, клей. | |
Водяная лилия | Познакомить детей с техникой работы с кружками, закрепить навыки в работе с квадратами, учить аккуратной склейке. | Один зеленый квадрат 15х15 см, три белых 10х10 см, кружок диаметром 3-4 см. | |
Грачи прилетели | Закреплять умение мастерить поделки из базовой формы «Воздушный змей», совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; воспитывать самостоятельность, аккуратность; совершенствовать объяснительную речь; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук | Квадраты черного цвета15*15, заготовки для глаз, ножницы клей. | |
Ветка рябины | Закрепить умение мастерить поделки базовой формы «стрела», воспитывать аккуратность, формирование умение чётко выполнять инструкцию. | Квадраты красного ,зелёного цвета для листьев, клей. | |
Репка | Повторить складывание «конфетки», закрепить полученные навыки в работе с квадратом. | Желтый квадрат 15х15 см, два зеленых квадрат 8х8 см. | |
Вертушка | Повторить технику работы с кружками. Продолжать закреплять умение мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение. | Квадрат 14х14 см, прямоугольник 16х3 см, круг диаметром 2 см. | |
Розочка | Продолжать учить детей работе с базовой формой «конфетка» для получения более сложных фигур; воспитывать внимательность и аккуратность. | Три красных и два зеленых квадрата 8х8 см, желтый кружок диаметром 3-4 см. | |
Апрель | Ракета 1 | Формировать умение складывать лист бумаги пополам сгибая края с обеих сторон (к линии сгиба). | Бумага, клей , ножницы. |
День космонавтики | Уточнить знания детей о празднике «День космонавтики»; продолжать учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую; закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую; учить детей работать в парах; развивать творческое воображение. | Квадраты, кружки и прямоугольники произвольных размеров | |
Ракета 2 | Формировать умение складывать лист бумаги пополам сгибая края с обеих сторон (к линии сгиба). Закрепление навыков по работе с квадратом. | Квадрат 15х15 см. | |
Весёлые человечки | Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую; воспитывать самостоятельность. | Бумага, клей, ножницы. | |
Подснежник | Учить детей работе с базовой формой «книжка», закрепить накопленные умения. Повторить технику работы с квадратом. | Зеленый квадрат 10х10 см, квадрат белого цвета 8х8 см. | |
Божья коровка | Упражнять в складывании листа, совмещая углы и стороны прямоугольника. Развивать память, целостное представление об окружающем мире. Воспитывать любовь ко всему живому. | Бумага, клей, ножницы. | |
Звёздочки | Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей», формировать умение чередовать цвета, соединять детали. | 8 квадратов 10*10, 4из них одного цвета, 4 другого, клей. | |
Пирамидка | Закрепить умения в работе с базовой формой «конфетка»; проводить аккуратную склейку; закрепить умение соединять несколько частей поделки в одно целое. | Пять квадратов разного цвета, 10х10 см, 8х8 см, 6х6 см и два по 4х4 см. | |
Май | Лягушка | Продолжать знакомить детей с изготовлением простейших поделок в технике оригами | Квадрат зелёного цвета 10*10см. |
Клоун 1 | Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; учить украшать полученную фигурку аппликацией. | Квадраты разных цветов, 5х5 см и 10х10 см. | |
Клоун 2 | Отработать полученные навыки в работе с оригами; продолжать воспитывать внимательность, самостоятельность и аккуратность. | Квадраты размером 10х10 см. | |
Нарцисс | Повторить складывание «конфетки», закрепить умение работать с кружками, продолжать формировать умение чередовать цвета, соединять детали. | Два желтых круга 6 см, и шесть квадратов 5х5 см. | |
Цыпленок | Продолжать мастерить поделки из квадратов; продолжать учить детей аккуратной аппликации для полученных фигурок. | Два желтых квадрата 8х8 см, полоски красной бумаги. | |
Бабочка | Закреплять умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера; познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»); упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность. | Три квадрата размером 8х8 см: два синего цвета и один голубого, один коричневый 6х6 см. | |
Моё любимое оригами 1 | Закрепить усвоенные на занятиях приёмы и формы оригами. | Произвольный материал, на усмотрение ребенка. | |
Моё любимое оригами 2 | Закрепить усвоенные на занятиях приёмы и формы оригами. | Произвольный материал, на усмотрение ребенка. |
Литература:
• Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.
• Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ / О. М. Жихарева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.-48с.
• Сержатова Т.Б. «Оригами. Лучшие модели», М., «Москва-пресс», 2009.
• Соколова С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-64 с., цв. вкл.
• Соколова С. В. Школа оригами: Аппликация и мозайка. – М. : Издательство Экспо; СПб.; Валерии СПД, 2003. – 176с.
• Соколова С. В. Сказки оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Экспо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
• Ступак Е. А. « Оригами. Игры и конкурсы», М., «Айрис – пресс», 2008.
• Сухаревская О.Н. «Оригами для самых маленьких», М., «Айрис-пресс», 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы "АБВГДЕЙКА" раннего обучения чтению детей старшего дошкольного возраста
Программа обучения чтению детей старшего дошкольного возраста....
Программа кружковой работы по познавательному развитию во 2 младшей группе «Сказка» на 2016-2017гг. «Волшебная прищепка»
Личностно-ориентированный подход к ребенку в организованной образовательной деятельности, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала....
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ во второй младшей группе «Отчего и почему?»
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ во второй младшей группе «Отчего и почему?»...
Программа кружковой работы "Литературное наследие" (по ознакомлению детей старшей и подготовительной групп с литературным наследием русского и башкирского народов.
В данную кружковую работу входит: произведения устного творчества русского и башкирского народов, классическая детская литература (русская и башкирская). Основная задача кружковой работы "Литерат...
Программа кружковой работы по конструированию
Программа кружковой работы по конструированию из строительного материала во второй младшей группе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой работы «LEGO- конструирование» для детей 3-4 лет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой работы «Легоконструирование» для детей второй младшей группы (3 - 4 года)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО МЕТОДИКЕ ЗАЙЦЕВА Н. А.» на 2023-2024 учебный год
В данном материале содержится программа кружковой работы по "Обучению чтению детей старшего дошкольного возраста по методике Н. Зайцева"...