Программа кружковой работы по ручному труду детей 5-7 лет «Её величество- Бумага».
рабочая программа (старшая группа)
Программа
кружковой работы по ручному труду детей 5-7 лет
«Её величество- Бумага».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружковой работы по ручному труду детей 5-7 лет «Её величество- Бумага». | 26.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Усть–Нерский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 1 «Петушок»
Муниципального образования «Оймяконский улус (район)»
ПРИНЯТО на Педагогическом Совете протокол №_____________ от «___» __________20___ г | УТВЕРЖДАЮ Заведующая_________Л.Г.Корнилова Приказ № _______________________ от «____» ______________20_______ г |
Программа
кружковой работы по ручному труду детей 5-7 лет
«Её величество- Бумага».
Срок реализации программы 2 года.
2018-2020 уч. год.
Автор –составитель:
Воспитатель Юрова А.В.
Усть-Нера, 2018
Программа кружковой работы по ручному труду с детьми 5-7 лет
«Её величество- Бумага».
Пояснительная записка
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важной составной частью в развитии и воспитании детей. Уровень программы: ознакомительный.
Обеспечивая в процессе работы с бумагой всестороннее развитие детей, у них формируются жизненно необходимые навыки и умения, раскрываются и развиваются потенциальные возможности. Организовывать работу необходимо так чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми. Программа способствует формированию у детей творческих способностей и фантазии.
При организации работы с бумагой необходимо соединять игру, труд и обучение, что поможет обеспечивать единство решения познавательных, практических и игровых задач.
Занятия кружка «Её величество- Бумага», направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, повышение их эффективности. В процессе работы с бумагой, помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность.
Основная цель занятий по художественному труду в детском саду - это научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и делать своими руками интересные поделки из бумаги, так, чтобы и процесс, и результат приносили радость. Получаемые на занятиях по ручному труду положительные эмоции (радость, восторг от сделанных своими руками игрушек, открыток и т. д) являются важным стимулом. Постепенно у детей формируются такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость.
Художественный труд способствует развитию сенсомоторики: согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движения, гибкости, точности в выполнении действий. Конструируя, ребёнок развивается умственно. Развивается смекалка, сообразительность, память, пространственно- ассоциативное и логическое мышление. Все это необходимо для дальнейшего обучения детей в школе.
Актуальность программы
Научными исследованиями доказана прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук у детей. Это отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого ребенка. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи и психических процессов, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. В сенсомоторном развитии важное место занимает ручной труд, с помощью которого формируется точность в выполнении действий, совершенствуется координация движений, согласованность в работе глаза и руки, эталонные представления о форме, цвете, величине, пространстве, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, закладывается основа для развития мыслительных операций.
Цель программы - расширить знания детей о бумаге и о способах изготовления из нее поделок.
Задачи программы кружка «Её величество- Бумага»:
Обучающие:
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- обучать различным приемам работы с бумагой;
- знакомить детей с основными понятиями;
- обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
- развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
- учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Программа рассчитана на детей 5-7 лет (старшая группа). Занятия по программе проводятся один раз в неделю в течение учебного года. Длительность занятия 25 - 30 минут. Форма организации – подгрупповое занятие. Количество участников -10 детей. Зачисление в кружок проходит на основе учёта интересов и способностей детей, заявления родителей. Срок реализации программы 2 года.
- Работа с родителями
- Ознакомить родителей с задачами кружка, с планом работы;
- Приглашение родителей на открытое занятие, на выставки детских работ;
- Заявления от родителей на согласие посещения кружка детьми.
Структура занятий:
- Сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности;
- Пальчиковая гимнастика;
- Рассматривание образцов, обсуждение;
- Выстраивание плана действий («что сначала, что потом»);
- Выбор материала;
- Самостоятельная работа детей;
- Анализ готовой работы;
- Физкультурная минутка или игра с поделкой.
Подготовка предметно–развивающей среды:
- Бумага разного формата, цвета, качества, цветной картон;
- Краски, клей, ножницы, лак, фломастеры, карандаши, кисточки;
- В процессе обучения дети и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Планируемые результаты реализации программы:
- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
- познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования;
- познакомятся с основными видами работ из бумаги (мозаика из рваной бумаги, оригами, накладная аппликация, моделирование из бумаги, аппликация из салфеток (комкование), декупаж, ленточная аппликация, торцевание).
- научатся работать необходимыми для изготовления поделок инструментами и приспособлениями;
- научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
Формы подведения итогов реализации программы
Проведение выставок детских работ, участие в различных творческих конкурсах.
Перспективный план кружка «Её величество- Бумага»
на 2018-2019учебный год.
Месяц | Тема занятия | Количество занятий |
Ноябрь | 1.Ознакомительное занятие «В прошлое бумаги (как и из чего делали и делают)» | 1 |
2.«Зимний пейзаж», техника обрывная аппликация | 1 | |
«В зимнем лесу» - коллективная работа, обрывная аппликация | 1 | |
Декабрь | 3.« Снежинка», техника оригами | 1 |
4. «Дед мороз», оригами | 1 | |
5. Коллективная работа «Новый год в зимнем лесу», елка –оригами; снег и бусы – обрывание; зайцы-оригами | 1 | |
6. «Символ года- поросенок», оригами | 1 | |
Январь | 7. «Снеговик- почтовик», техника накладная аппликация. | 1 |
8. «Спортивный инвентарь для Незнайки», накладная аппликация | 1 | |
9. Коллективная работа «Мы идём в лес!», накладная аппликация | 1 | |
Февраль | 10. «Герои нашей армии», техника моделирование из бумаги | 1 |
11. «Военная техника», моделирование из бумаги | 1 | |
12. «Открытка для папы», моделирование из бумаги | 1 | |
13. «Чайная пара для любимой», моделирование из бумаги | 1 | |
Март | 14. «Букет для мамочки», техника аппликация из салфеток. | 1 |
15. «Уточка (дымка)», аппликация из салфеток | 1 | |
16. Коллективная работа «Матрешек хоровод», аппликация из салфеток | 1 | |
17. «Яблоня в цвету», аппликация из салфеток | 1 | |
Апрель | 18. «Подснежник» панно, техника декупаж | 1 |
19. «Звездное небо», декупаж | 1 | |
20. Коллективная работа «Пасхальное яичко», декупаж | 1 | |
21. «Букет цветов», техника ленточная аппликация | 1 | |
22. Коллективная работа «В весеннем парке» , ленточная аппликация | 1 | |
Май | 23. «Орден Красной звезды», техника торцевание | 1 |
24. Коллективная работа «У вечного огня», торцевание | 1 | |
25. «Голубь мира», торцевание | 1 | |
26. «Вот и лето наступило», торцевание | 1 |
I. Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы:
1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
3. Сержантова Т.Б. Оригами. Базовые формы. – М: Айрис-пресс, 2012 г.
4. Новикова И.В. Бумажные поделки в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.
5. Долженко Г.И. 200 фигурок и игрушек из бумаги и оригами. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.
6. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из кусочков бумаги. – М: Из-во Оникс, 2010 г.
7. Просова Н.А. Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги. – М.: Эксмо
Техники работы с бумагой
Для работы в технике вырезания нужны, помимо бумаги, ножницы или острый нож. История бумажных вырезок началась в Китае, вскоре после изобретения бумаги. Со временем вырезание бумажных украшений стало одним из видов народного творчества - "Цзяньчжи". В Азии и Европе вырезание стало популярным в 13-15 веках, а широкое распространение в Восточной Европе — это искусство получило в 19 веке. У славянских народов бумажные вырезки носят название "вытинанка".
Для аппликации из бумаги понадобятся ножницы и клей. Аппликация происходит от латинского слова applicatio, которое означает "прикладывание". В этой технике к фону приклеиваются вырезанные из бумаги детали композиции.
Обрывная аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Оригами — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
Накладная аппликация. Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
Моделирование из бумаги - создание моделей различных объектов с сохранением пропорций. Напечатанная (начерченная) на листе развертка модели вырезается, сгибается и склеивается.
Аппликация из салфеток. Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: возможность создавать шедевры без ножниц; развитие мелкой моторики маленьких ручек; развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; широкие возможности для проявления творчества. Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.
Декупаж. Слово «декупаж» происходит от французского глагола decouper, что в переводе означает «вырезать». Декупаж - вид декоративного искусства, в котором бумажные вырезки используются для создания картинок или узоров на различных поверхностях.
Вы можете использовать любой вид бумаги с различными изображениями. Можно использовать даже черно-белые: или тонированные ксерокопии для создания собственных дизайнов. В конце каждая работа обязательно должна быть покрыта несколькими слоями лака для защиты.
Ленточная аппликация. Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
Торцевание — один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и лёгким способом её исполнения.
Квиллинг, или бумагокручение - еще одна техника работы с бумагой. Это искусство украшения завитками из бумаги разных предметов. Для квиллинга нужны узкие полоски бумаги, которые наматываются на тонкий стержень. Из получившихся затем спиралек формируют различные фигурки и составляют из них композицию, приклеивая к основе. В эпоху Средневековья квиллинг получил распространение в Европе, а в настоящее время - по всему миру.
Бумажная живопись - искусство, пришедшее с Востока; в Японии называется "чигире-е" (чигири-е), в Корее - "ханди-гырим". Техника состоит в вырывании при помощи специальных инструментов кусочков бумаги, которые затем будут приклеены к основе. На основу наносят эскиз будущего произведения.
Симметричная аппликация. Для симметричных изображений заготовку — квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера — складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.
Модульная аппликация (мозаика). При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковая работа по ручному труду
Методика проведения занятия в кружке "Волшебная иголочка" с детьми старшего дошкольного возраста...
Перспективное планирование кружковой работы по ручному труду "Умелые ручки".
Перспективное планирование по ручному труду в старшей группеКружок «Умелые ручки»№п/пТемаЗадачиматериалы1«Смешные человечки»Учить детей делать игрушки из природного материала. Развивать творческое воо...
конспект кружковой работы по ручному труду "Подарок папе"
Формировать умение детей работать с иголкой и ниткой; выполнять «петельный» и «тамбурный» швы.Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, внимание, речь.Воспитывать желание сделать подарок родным...
конспект кружковой работы по ручному труду "Подарок маме"
Формировать у детей умение вышивать по разметке, швом «вперёд иголка».Закрепить умение вдевать нитку в иголку, предварительно сложив нить пополам; начинать и заканчивать работу без узелков.Воспитывать...
Перспективный план кружковой работы по ручному труду (изонить) в подготовительной группе
материал для дополнительного образования...
Перспективный план кружковой работы по ручному труду (рисование витражными красками) в подготовительной группе
можно использовать как дополнительное образование...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой работы «Развитие творческих способностей детей средствами ручного труда» «Волшебные ручки» (срок реализации 1 год, возраст детей 4-5-6 лет)
На кружке “Волшебные ручки” являются разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, работа с подручными материалами, а также работа с разными видами круп и шерсти. Основное значе...