Игровое развлечение для старшего дошкольного возраста "Осенние гуляния"
план-конспект занятия (старшая группа)

Белова Елена Юрьевна

Игровое развлечение проводилось в музыкальном зале , с использованием ИКТ, музыки и атрибутов для игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennie_gulyaniya.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Игровое развлечение для старшей группы.

«Осенние гуляния»

Цель: через народные игры, традиции и обряды познакомить детей с культурой и бытом русского народа.

Задачи:

Образовательные:
- дать представление о русских традициях, играх и обрядах;

- познакомить детей с тем, как в старину люди работали и отдыхали;

Развивающие:

- развивать интерес к народным играм и забавам;
- развивать память, мышление, речь.
Воспитывающие:
- воспитывать совместную культуру игры ;
- способствовать усвоению социальных норм и правил поведения друг с другом.
Оборудование: Презентация, сноп колосков, рябинки для танца, музыка.

Ход развлечения:

Ребята, мы собрались сегодня не только развлечься и поиграть, но и узнать, как гуляли в старину на праздничные «Осенинны». Так называли целый ряд осенних праздников.

1 слайд.

С древних временем для различных празднований была осень. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Зимой холодно, да голодно, не разгуляешься. Весной надо землю пахать, хлеб сеять, урожай сажать. Летом ухаживать за урожаем – полоть, полевать. А осенью заканчивалась пора земледелия, все собирали урожай, готовились к зиме.

Когда урожай собран можно и поиграть.

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек,

В барабан он громко бьет,

В жмурки всех играть зовет.

Игра «Жмурки»

Цель: развивать скорость, увёртливость, быстроту реакции, умение ловить с закрытыми глазами, и угадывать кого поймал.

Описание игры:

С помощью считалки выбирают двух ведущих. Они говорят диалог:

- Где стоишь?

- На мосту.

- Что ешь?

- Колбасу.

- Что пьёшь?

- Квас.

- Ищи мышей, а не нас.

Дети разбегаются, а ведущие из ловят на звук хлопков. Кого поймали должны угадать. Пойманные становятся ведущими.

2 слайд.

На поле оставляли несколько колосьев, свитых в бороду. Этот обряд называли «завиванием бороды». Для того, чтобы в следующем году урожай был обильным.

Рассматриваем сноп из колосьев.

3 слайд.

Первое сентября на Руси называли бабьим летом, во многих поселениях начинали водить осенние хороводы.  Хоровод – самый древний из танцев русского народа, корнями уходит в обряды поклонения богу Солнца. Хоровод на Руси имел огромное значение. Танец этот отражал три эпохи в году: весну, лето, осень.

Давайте и мы заведём хоровод.

Собирайся народ в развесёлый хоровод.

Хороводная игра «Колосок я несу»

Цель: развитие коммуникативных навыков, умение водить хоровод, внимание и быстроты реакции.

Описание игры:

С помощью считалки выбирают ведущего. Дети в хороводе идут в одну сторону, а ведущий в другую. Ведущий, идя по кругу, говорит слова:

С колоском я хожу, с золотым я хожу.

К вам сейчас подойду, на плечо положу.

Кладёт колосок между двух детей. Эти дети встают спинами друг к другу.

Ведущий: Колосок полежит. Кто быстрее добежит? 1-2-3 колосок возьми.

Дети бегут в разные стороны, обегая круг. Кто быстрее добежит и возьмёт колосок, становится ведущим. Игра продолжается.

4 слайд.

В Семенов день – первого сентября – совершали обряд «сажание на коня». В каждой семье мальчика первенца, достигшего трехлетнего возраста усаживали на коня, которым рядили двух мужиков, а семилетних мальчиков сажали на настоящего коня – как символ того, что одни становятся на самостоятельный путь жизни, отделяясь от родительского мира, а вторые вступают на самостоятельный путь обучения.

5 слайд.

А 5-7летних девочек сажали обрядово у прялки, посвящая в пряхи Макоши – после праздника Осенин как раз начинались женские и девичьи рукодельные посиделки. Кроме того, в этот же день праздновали Новый год.

6 слайд.

14 сентября на Руси начинали отмечать Осенины. Люди благодарили матушку-землю за богатый урожай. Обновляли огонь, тушили старый, добывали новый. С этого же времени вся деятельность на поле заканчивалась, и начинались работы в доме и во дворе, на огороде. В домах на первые Осенины накрывали праздничный стол.

7 слайд.

23 сентября – Петр и Павел Рябинники. В этот день собирали рябину для компота, кваса. Окна украшали рябиновыми гроздьями, считалось, что они уберегут дом от всякой нечисти.

Девочки исполняют танец с рябинкой.

8 слайд

Третьи Осенины – 27 сентября. По-другому этот день называли змеиным праздником. По поверьям, все птицы и змеи в этот день переселялись в другую страну. В этот день не ходили в лес, потому что считалось, что змея может утащить.

9 слайд.

Обрядом на осеннее равноденствие были проводы богини Живы в Сваргу – небесное царство, которое закрывалось в зимний период. Жива – богиня жизни и плодородия. В этот день почитали еще и богиню Ладу. Она была покровительницей свадеб. А свадьбы чаще всего справляли после окончания полевых работ именно осенью. Лада олицетворяла лето, а Жива – осень. Они податели всякого добра, их дары — тот урожай, что есть в закромах да погребах — той благодати, что люди получили за свои труды.

Лада говорила: «Я ухожу, а сестра моя с вами остается, а скоро и третья сестра придет – Мара и будет испытывать вас в течение зимы. И как вы хорошо летом поработали на Земле-матушке, также хорошо вы должны поработать духовно»

10 слайд.

В день осеннего равноденствия проводили специальные осенние народные обряды. Для привлечения удачи и счастья пекли пироги с капустой и яблоками круглой формы.

Все старые вещи в этот день выносили во двор и сжигали. Специальные обряды на осеннее равноденствие совершали с водой. Считалось, что она обладает особой силой. Умывались утром и вечером с верой в то, что детям водица сохранит здоровье, а женщинам – привлекательность.

После обрядов и даров богиням наступал период гуляний, игр, ярмарок, где каждая игра и каждый хоровод имел своё символическое значение.

Кто будет играть, а кого не принимать,
В интересную игру, а в какую не скажу.
Баба с усами, Дедка с рогами.
Догадайтесь сами.

Игра «Золотые ворота»

Цель: Активизация и развитие двигательной активности при тесной взаимосвязи играющих  посредствам народной игры.

Описание игры:

В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.

«Воротики» произносят слова:

Золотые ворота пропускают не всегда.

Первый раз прощается, второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно-игровое развлечение для детей дошкольной группы.

Спортивно-игровое развлечение для детей дошкольной группы с проблемами слуха "  в поисках Колобка"....

Игровое развлечение для старшей группы.

Показать специфическую особенность детской считалки, роль рифмы в образовании сюжета....

Сценарий игрового развлечения в старшей группе по речевому развитию «Зимовье зверей»

Задачи:1. Побуждать детей к игровому и речевому взаимодействию через элементы драматизации сказки “Зимовье”.2. Развивать речевое внимание, фонематический слух, связную речь. Активизировать предметный,...

Музыкально – игровое развлечение в старшей группе «Игрушки – веселушки»

Музыкально – игровое развлечение в старшей группе«Игрушки – веселушки»...

Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста.

Организация предметно-пространственной средыи ее влияние на развитие игровых умений старших дошкольников...

Игровое развлечение в старшей группе «Кем быть?».

Задачи: Закрепить представления о профессиях. Создать игровые ситуации, в которых дети смогут выполнить широкий спектр движений. Воспитывать положительное, уважительное отношение друг к другу. Желание...

Реализация проекта «Образовательная среда для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» в условиях современной дошкольной образовательной организации

В этой статье  раскрывается актуальность проблемы проектирования образовательной среды для развития игровой деятельности дошкольников.  Представлен  проект «Образовательная среда ...