Выступление на семинаре
консультация (старшая группа)
Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений в условиях ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Театрализованная деятельность
как средство коррекции речевых нарушений
в условиях ДОУ»
Выполнила: воспитатель МБДОУ
г.Иркутска детского сада №175
Устюгова Ирина Николаевна
АКТУАЛЬНОСТЬ
Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ТНР обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.
Знакомясь с детьми с ТНР мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развернутого смыслового высказывания и строить занятия таким образом, чтобы дети жили на них естественной, радостной жизнью. Для этого мы обратились к театрализованной деятельности и выбрали социально-игровой стиль педагогической деятельности. Ребенок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи – это огромный труд для маленького человека, только вступающего в жизнь. И поэтому задача взрослых так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой.
И именно театрализовано-игровая деятельность позволяет сделать это непринужденно, внося в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет детям проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, уверенности в своих силах.
Возможности театрализованной деятельности
в коррекционной работе с детьми
Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом. Что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.
Театрализованная игра приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества: дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Будучи синкретичной деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, образного и логического мышления, двигательной активности и т.д. (Л.С. Выготский, л.В Артемова, Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, Д.Б. Эльконин и др.).
Коррекционно-развивающие возможности театрализованной деятельности известны давно, хотя и используются далеко не полно. Так, А.Н Граберов отмечал, что драматизация, обеспечивающая активность детей и поддерживающая их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала. В зарубежной литературе обращается внимание на то, что использование драматизации в коррекционной работе столь же важно, как и обучение самообслуживанию, чтению, арифметике. Поэтому должны широко использоваться постановка, инсценировка рассказов и песен, игры с распределением ролей, теневой театр, а также пантомимика и жест (при использовании песен, чтении стихов и литературных текстов, составлении рассказов).
Виды театрализованных игр,
используемые в коррекционной работе с детьми
Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские и игры-драматизации. К режиссерским играм относится настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе). Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика, а пантомимика ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Данные игры используются на занятии при составлении рассказов по картинам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.
Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием (О.А.Карабанова). Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо. Ребенок с удовольствием берет в руки персонаж кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с различными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.
Игры-драматизации соответствуют определению: драматизировать – значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети – артисты. Распределив роли и познакомившись со сценарием, они показывают небольшой спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом.
Очень важно включать в занятия игры с пением и специальные игры. Игры с пением – хороводы и игры-инсценировки с использованием плясовых и хороводных мелодий с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой – очень полезны для детей с ТНР. Так как в этих играх развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений – с характером музыкального сопровождения. Воспитание указанных умений положительно влияет на речь, нормализует переключаемость процессов возбуждения и торможения, развивает внимание, чувство коллективизма.
Специальные игры развивают воображение и фантазию, способствуют развитию мимики и пантомимики, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их при проведении физкультминуток и организационных моментов.
К специальным играм относятся:
1. Упражнения и этюды на сценическое оправдание (умение объяснить, оправдать любую позу или действие нафантазированными причинами – предлагаемыми обстоятельствами). Темы для таких маленьким спектаклей (этюдов) близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча, Знакомство, Просьба, Радость, Гнев, Удивление и т.д.).
2. Ритмопластика – включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые способствуют развитию естественных психомоторных способностей дошкольников, обретению ими ощущения гармонии с окружающим миром, формированию свободы и выразительности движений, воображения.
3. Речевые игры и упражнения направлены на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Специальные игры готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Н.С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку они очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре.
Работа над спектаклем
Создание спектакля с дошкольниками – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые несут в себе активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка.
Работа над спектаклем включает в себя знакомство с пьесой, ее содержанием, дает представление о необходимости выполнять определенные упражнения для коррекции речи. В этом же направлении идет работа над этюдами для репетиций и спектаклей.
НАШ ТЕАТРАЛЬНЫЙ УГОЛОК
Для создания образа нам необходимы костюмы и атрибуты. И нам в помощь приходят родители.
СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД
ЗАДАЧИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ С ПОКАЗОМ СПЕКТАКЛЯ
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ»
ВЫВОДЫ:
Увлеченные привлекательным замыслом театральной постановки дети и родители учатся многому, учатся тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни. Очень важно, что у родителей постепенно появлялся интерес к жизни их детей в группе. Их начинали интересовать вопросы; касающиеся формирования личности ребенка, его внутреннего мира, отношений с окружающими. Такой подход к взаимодействию с родителями детей позволил повысить их ответственность за воспитание детей в семье, развить педагогическую активность – показатель заинтересованного отношения к воспитанию своих детей.
Таким образом, использование театрализованной деятельности с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты. Всей своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что это хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка, и это является одним из главных требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования.
Еще раз хочется подчеркнуть и выделить то, что воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Подводя итоги работы, мы пришли к выводу, что использование театрализованной деятельности способствует повышению уровня речевого развития детей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Список литературы
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.
2. Выгодская И.Г., Пелленгер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. – м., 1984.
3. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. М., 1983.
4. Маланева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2001.
5. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2009.
6. Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения. – М., 2008.
7. Буренина А.И. Театр всевозможного (от игры до спектакля). – СПб., 2002.
8. Жога Л.Н. , Саяпова Н.Г. и др. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада// Логопед. – 2007. - № 4.
9. Овчинникова Е.В. Использование театрализованных игр в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников// Логопед. – 2006. - № 3.
10. Жога Л.Н., Овчинникова Е.В. и др. Ресурсы театрализованной деятельности в развитии у дошкольников мотивации к логопедическим занятиям// Логопед. – 2005. - № 4. 11. Трошина О.В., Голубева И.В. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития// Логопед. – 2006. - № 1.
~ ~
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/24/picture-12045-1366820568.jpg)
" Интегрированные методы обучения в раннем развитии детей" ( Выступление на семинаре воспитателей групп раннего возраста ДОУ)
Выступление на семинаре воспитателей групп раннего возраста ДОУ ....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-81659-1352126105.jpg)
Выступление на семинаре по теме "Ручной труд"
Выступление состоит из презентации и конспекта, в котором рассматриваются основные этапы работы для каждой возрастной группы детского сада по ручному труду, созданное на основе нового ФГТ. Освещенны о...
выступление на семинаре ДОУ по теме: Информационная безопасность детей
представлен текст выступления по теме с соответствующими слайдами, которые демонстрировались в ходе выступления...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/21/picture-103967-1424479543.jpg)
Выступление на семинаре "Роль предметно - развивающей среды в оздоровлении детей", 2012 год
Выступление на семинаре "Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада". Качество педагогического процесса определяется сегодня не только деятельностью педагогов, но и под...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/17/picture-58960-1681747711.png)
Организация непосредственно-образовательной деятельности в условиях реализации ФГТ (материалы выступления на семинаре)
Новые фогрмы организации НОД (а все новое - это незаслуженно забытое старое)...
Выступление на семинаре-практикуме: «Игры, готовящие ребенка к школе»
В материале представлен список игр и упражнений для подготовки детей к школе...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/20/picture-169834-1592673116.jpg)
Презентация к выступлению на семинаре "Интегрированные занятия, как одна из эффективных форм работы учителя-логопеда"
В презентации рассмотрено, что такое педагогическая инноватика, раскрыт понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании. Рассмотрены формы и условия взаи...