Организация непосредственно-образовательной деятельности в условиях реализации ФГТ (материалы выступления на семинаре)
материал по музыке по теме
Новые фогрмы организации НОД (а все новое - это незаслуженно забытое старое)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формы организации НОД в условиях реализации ФГТ.docx | 23.71 КБ |
Презентация к выступлению на семинаре.zip | 2.54 МБ |
programka_1.doc | 46.5 КБ |
programka_2.doc | 74.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Семинар
«Организация музыкальной образовательной деятельности
в условиях реализации ФГТ»
Цель: представление новых форм организации непосредственно образовательной деятельности в условиях введения ФГТ.
Задачи :
- Познакомить коллег с ФГТ к организации воспитательно – образовательного процесса, в т.ч. по музыкальной деятельности.
- Мотивировать на активное использование современных форм организации музыкальной деятельности на практике.
- Активизировать музыкальных руководителей на развитие творческого потенциала дошкольников.
23 ноября 2009 года приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 были утверждены и введены в действие Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются в следующем:
- если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
- акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.; программа должна определять содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста.
3) решать поставленные цели и задачи предлагается:
- в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;
- максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей;
Отказ от учебной модели в детском саду предоставляет педагогам свободу в планировании непосредственно образовательной деятельности и допускает некоторые отклонения от привычной структуры музыкального занятия. Смещенный с занятий акцент позволяет вынести определенные виды музыкальной деятельности или отдельные темы за рамки стандартно организованного занятия в самостоятельную деятельность детей (через игры), в интегрированные и комплексные занятия воспитателей, в специально организованную совместную деятельность (клубы, кружки, музыкальные гостиные, проекты и т.д.). К примеру, слушание музыки можно совместить практически с любой образовательной областью: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГТ требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Реализуя данный принцип, необходимо разобраться в сущности этих форм и уяснить основные отличия их друг от друга. В различных школах и течениях современной педагогики разные авторы классифицируют занятия по различным основаниям.
Светлана Ивановна МЕРЗЛЯКОВА, заслуженный учитель РФ, автор программы «Воспитание ребёнка-дошкольника.Росинка» раз граничивает понятия «комплексные занятия» и «интег рированные занятия», опираясь на понятие художественного образа. В комплексных занятиях прослеживается именно совокупность предметов и явлений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, сочета ние материала (поэтического, музыкального, игрово го, познавательного) к одной теме. Таким образом, в содержании непосредственно-образовательной деятельности (НОД) вокруг темы «Осень» должен объединяться самый разнообразный матери ал - здесь присутствует совокупность природных яв лений в художественных образах.
В случае, когда в основе содержания - тема или образ в одной тональности, можно говорить о взаимосвязи, взаимовлиянии, взаи мопроникновении (или об интеграции) различных ис кусств и видов детской (в данном случае художест венной) деятельности, работающих на создание од ного образа. В основе интегрированной деятельности может лежать не только синтез искусств и художественной деятель ности дошкольников, она может быть напол нена другими видами деятельности. Инте грация может присутствовать и внутри музыкальной деятельности. Так, если дети привлекаются к слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движени ям, элементарному музицированию, музыкальному творчеству, то они, несомненно, глубже осознают ос новные средства музыкальной выразительности: ме лодию и ритм. Примерные темы такой формы непосредственно-образовательной деятельности: «Ритм - сердце музыки», «Музыка и настроение», «Вальс в му зыке, песне, движении, сказке». Механизмом интеграции является образ, создавае мый с помощью разных видов детской деятельности и искусства. Таким образом, интегрированные формы непосредственно-образовательной деятельности не толь ко обогащают знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельно го общения со взрослыми.
Комплексная форма организации НОД, как уже отмеча лось выше, может проводиться в связи с праздничны ми датами, наступлением или завершением того или иного времени года, другими событиями. Интегриро ванная форма НОД, как более сложная по насыщеннос ти, требующая серьезной и систематической предва рительной работы, определенной подготовки детей к восприятию того или иного материала, используется, как правило, один раз в квартал.
Нередко эти понятия разграничивают, исходя из задач, поставленных педагогом перед детьми. В комбинированной НОД происходит совмещение дидак тических задач на обучение, повторение и закрепление знаний. Очень важное значение в структуре комбинированной НОД приобретают соподчиненность и взаимосвязь ее состав ных частей, так как только успешное решение педагогических задач предыдущей части мероприятия позволяет переходить к после дующей, а итоговый эффект НОД достигается при реали зации целей, поставленных к каждой части.
На комплексно организованной непосредственно-образовательной деятельности решаются задачи двух и более ви дов деятельности. Важно отметить, что при этом необходимо сохранять единую сюжетную линию и не допускать набора упражнений на разные виды деятельности без какой-либо логики. Сущность интеграции заключается в том, что посредством различного содержания и видов деятельности решается одна (основная) дидактическая или воспитательная цель.
Нетрадиционные формы организации непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ:
- -КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как литературная викторина).
- Театрализация (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).'
- Сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).
- Консультации (ре6енок«консультант» обучает других детей).
- Взаимообучения (когда дети обучаются «по горизонтали», консультируясь друг у друга)
- Аукционы (проводятся, гак настольная игра «Ме неджер»),
- Путешествия.
- Концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).
- Дискуссии - диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).
А теперь предлагаем вашему вниманию посмотреть одну из нетрадиционных форм организации непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы.
Подписи к слайдам:
Комплексная программа
ФГТ
Разделы, соответствующие определённым учебным дисциплинам или предметам.
Совокупности образовательных областей, в том числе «Музыка».
Цель: формирование знаний, умений и навыков.
Цель: формирование общей культуры, развитие качеств, обеспечивающих социальную успешность воспитанников.
Цель реализуется в процесса занятий , праздников, развлечений.
Цель реализуется в процессе совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
включает в себя решение задач двух и более видов деятельности. При этом прослеживается четкая логика подбора упражнений на разные виды деятельности и сохраняется единая сюжетная линия занятия.
подразумевает решение одной (основной) дидактической или воспитательной цели посредством различного содержания и видов деятельности.
Нетрадиционные формы организации непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ:
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные формы
организации непосредственно
образовательной деятельности
в ДОУ
- КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как литературная викторина).
- Театрализация (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).
- Сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).
- Консультации- взаимообучения (ре6енок «консультант» обучает других детей).
- Аукционы (проводятся, гак настольная игра «Ме неджер»).
- Занятия-сомнения (поиск истины – исследовательская дея тельность)
- Занятия - путешествия.
- Концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).
- Музыкальные гостиные.
- Диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).
План работы семинара
Цель: представление новых форм организации непосредственно образовательной деятельности в условиях введения ФГТ.
Задачи:
- Познакомить коллег с ФГТ к организации воспитательно – образовательного процесса, в т.ч. по музыкальной деятельности.
- Мотивировать на активное использование современных форм организации музыкальной деятельности на практике.
- Активизировать музыкальных руководителей на развитие творческого потенциала дошкольников.
Ход семинара:
1.«Формы организации непосредственно образовательной деятельности в условиях реализации ФГТ» выступление Плюхиной Г.М., муз. рук. д/с № 52.
2. Практический показ занятия:
- -Слушание «Вальс» Д.Ньюман – Пилипенко Н.С., муз. рук. д/с № 46; Ягодина М.С. муз. рук д/с № 35.
- -Пластические этюды (с атрибутами) – Холзакова Ю.А. муз. рук. д/с № 41; Клецова Е.А. муз. рук. д/с № 32.
- -Озвучивание музыкальными инструментами – Трошина Н.А. муз. рук. д/с № 41.
- -ИЗО-деятельность – Рудакова В.И. воспитатель д/с № 41.
- -просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Анастасия».
Нетрадиционные виды
организации
непосредственно
образовательной
деятельности
в ДОУ
( по Н.В.Тимофеевой, Ю.В. Зотовой)
Комбинированное занятие подразумевает совмещение дидак тических задач на обучение, повторение и закрепление знаний. Итоговый эффект занятия достигается при реали зации целей, поставленных к каждой части занятия.
Комплексное занятие включает в себя решение задач двух и более ви дов деятельности. При этом прослеживается четкая логика подбора упражнений на разные виды деятельности и сохраняется единая сюжетная линия занятия.
Интегрированное занятие подразумевает решение одной (основной) дидактической или воспитательной цели посредством различного содержания и видов деятельности.
Предварительный просмотр:
Что же делает
праздник ярким
и незабываемым?
- продуманный сценарий;
- выразительное оформление;
- использование нарядных
костюмов и атрибутов;
- яркий персонаж;
- активное участие родителей;
- наличие сюрпризных
моментов.
Методы повышения эмоциональной
активности
(проф. С.А.Смирнов)
- Игровые и воображаемые ситуации.
- Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т.д.
- Сюрпризные моменты
- Игры-драматизации.
- Элементы творчества и новизны.
- Юмор и шутка.
ГПО музыкальных
руководителей
Программа городского
семинара по теме:
Организация
праздников в ДОУ
Асбест 2012
Отзыв:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
выступление для воспитателей...
«Организация совместной партнерской деятельности – важнейшее условие реализации как основной части образовательной программы»
Данный материал интересен как для воспитателей, так и для старших воспитателей детского сада. В статье рассматриваются вопросы организации совместной партнерской деятельности, как правильно ее организ...
" Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"
Высткпление на педагогическом совете ДОУ...
Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО
Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО...
Доклад на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
ФГОС ориентирует нас на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями...
Выступление на педагогическом совете ДОУ «Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
Доклад на педсовете ДОУ о взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального образования дошкольников....