Выступление на семинаре "Роль предметно - развивающей среды в оздоровлении детей", 2012 год
статья (физкультура) по теме
Выступление на семинаре "Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада". Качество педагогического процесса определяется сегодня не только деятельностью педагогов, но и подходом к построению предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда - это организация пространства и использование оборудования, игрушек, другого оснащения в соответствии с целями ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.chteniya.docx | 29.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ центр развития ребенка детский сад № 83
Выступление на семинаре для воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада». 27 января 2012 года МАДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей № 159 на тему:
Роль предметно – развивающей среды
в оздоровлении детей.
Инструктор по физической культуре Цыганкова Мария Владимировна
Отечественный педагог И. Е. Тихеева, рассуждая о влиянии окружающего мира на ребенка сказала:
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира …
В современном образовании, в том числе дошкольном, происходят значительные изменения, связанные с политическими и экономическими изменениями в нашей стране. Процесс обновления в дошкольном образовании за последние годы вызывает у педагогов стремление жить и работать по – новому, на уровне современных требований общества. Проблемой является поиск золотой середины между внедрением инноваций и сохранением всего лучшего из традиций.
Качество педагогического процесса определяется сегодня не только деятельностью педагогов, но и подходом к построению предметно – развивающей среды.
Предметно – развивающая среда – это организация пространства и использование оборудования, игрушек, другого оснащения в соответствии с целями ДОУ.
При организации предметно – развивающей среды мы опирались
на следующие нормативно – правовые документы и статьи журналов:
- «Концепция дошкольного образования» от 16.06.1989г.
- «Развитие предметной среды» (методические рекомендации С.Л. Новоселовой; М., «Центр инноваций в педагогике» 1995 г.)
- «Об утверждении документов по проведению аттестации и аккредитации ДОУ»; Приказ № 448 от 22.08.1996 г.
- «Критерии оценки деятельности ДОУ»; приложение к Приказу № 448 от 22.08.1996 г.
- «Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении» А.Петровский («Дошкольное образование в России» Р.Б.Стеркина, М., «Издательство АСТ» 1997 г.)
- Постановление «О введении в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов» от 26.03.2003г. №24.
- Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 г. №03-51-46 ин/ 14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
- Условия создания эмоционально – развивающей среды дошкольного учреждения»; ж. «Детский сад от А до Я» №1 – 2007 г.
- «Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках», утверждена Министерством просвещения РСФСР 30.08.1955 г.
Изучение этих документов позволило нам понять и осмыслить главные цели организации, требований и принципов построения предметно - развивающей среды:
- Обеспечить безопасность пространства жизнедеятельности ребенка.
- Обеспечить психологическое благополучие ребенка.
- Реализовать программу воспитания и обучения.
- Развивать ребенка.
В дошкольном образовательном учреждении ребенок приобретает богатый двигательный опыт, а также получает элементарные знания о своем организме. Возможность получения подобного опыта расширяется при условии создания в ДОУ предметно – развивающей среды отвечающей современным требованиям образования.
Среда, окружающая ребенка и влияющая на его развитие, должна быть безопасной, способствовать укреплению здоровья, созданию комфортных условий для воспитания.
При формировании предметно – развивающей среды важно учитывать особенности детей: возраст, уровень развития, интересы, способности и склонности.
Мы выделили принципы, составляющие основу формирования предметно – развивающей среды:
принцип функциональности;
принцип динамичности;
принцип активности, самостоятельности, творчества;
принцип эмоциогенности ;
принцип сочетания привычных и неординарных элементов организации среды;
принцип учета половых различий детей.
Принцип функциональности: заполняем среду востребованными, многофункциональными, вариативными ресурсами, которые по необходимости легко трансформируются.
Принцип динамичности: предметно – развивающая среда должна быть изменяющейся, трансформирующейся, разнообразной, это необходимо для стимуляции интереса ребенка, а значит и его развития.
Принцип активности, самостоятельности, творчества: мы реализуем организуя уголки с доступным оборудованием в групповых комнатах, а также организуя игротеки на участках во время прогулок и на занятиях по интересам.
Принцип эмоциогенности: мы используем способность среды порождать и трансформировать эмоции, влиять на состояние ребенка, создавая условия индивидуальной комфортности и благополучия каждого ребенка и взрослого.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов организации среды: воспитатели в группах и специалисты в своих кабинетах создают уют и комфорт, помещения эстетично оформлены.
Оборудование, выполненное вручную: неординарное, нетрадиционное, гармонично вписывается в стиль интерьера и на первый взгляд не отличается от фабричного.
Принцип учета половых различий детей: при создании предметно – развивающей среды так же важно соблюдение интересов мальчиков и девочек.
Обогащение предметно – развивающей среды в ДОУ предполагает совместные усилия администрации дошкольного учреждения, педагогов и родителей воспитанников. Работу по ее созданию следует начинать с изучения состояния кадрового обеспечения образовательного процесса, дидактических средств и оборудования для всестороннего развития детей в группах, кабинетах специалистов, физкультурном и музыкальном залах, на участках ДОУ.
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в этих вопросах мы осуществили на курсах повышения квалификации, в ходе педагогических советов, конференций, семинаров, семинаров – практикумов, консультаций, в процессе изучения опыта работы коллег, изучения новой методической литературы и периодических изданий.
Для того чтобы предметно – развивающая среда способствовала качеству образования, мы повели работу по созданию условий, то есть созданию интерьера и дизайна помещений. Физкультурный зал подвергся капитальному ремонту: покрасили стены в светлые пастельные тона, вставили новые пластиковые окна, заменили защитные экраны на батареях отопления, заказали и установили новые гимнастические стенки, спортивный комплекс. Оборудовали комнату для хранения спортивного инвентаря.
Закуплено новое оборудование: детские спортивные тренажеры, мягкие модули, развивающие комплексы для спортивной площадки, лыжи, велосипеды.
В физкультурном зале и групповых физкультурных уголках оборудование хранится и обновляется в соответствии с санитарными и психолого - педагогическими требованиями.
Вся предметно – развивающая среда ДОУ организована с учетом требований инструкций техники безопасности, пожарной безопасности, САНПиНов. На все оборудование имеются сертификаты соответствия Госстандарта РФ, санитарно – эпидемиологическое заключение Госсанэпиднадзора.
В условиях правильно организованной среды повысилось качество образовательного процесса. Дети с удовольствием занимаются в физкультурном зале, на свежем воздухе, в групповых физкультурных уголках.
Таким образом, предметно – развивающая среда оказывает непосредственное влияние на повышение качества образовательного процесса в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление «Проект индивидуализации предметно-развивающей среды в ДОУ»
В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования. ...
Выступление на педсовете. «Предметно-развивающая среда по сенсорному развитию в группе детей дошкольного возраста»
Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представление о свойствах и качествах предметов....
Выступление «Особенности создания предметно-развивающей среды в ДОУ»
Текст выступления на педагогическм совете...
Выступление по теме «Предметно-развивающая среда в средней группе».
Выступление по теме «Предметно-развивающая среда в средней группе»....
Выступление на тему: «Предметно-развивающая среда в группе для развития речевых и коммуникативных умений»
Речь-одна из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. С ее помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь — основное средство об...
Выступление на тему: «Предметно-развивающая среда в группе для развития речевых и коммуникативных умений»
Речь-одна из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. С ее помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь — основное средство об...
Выступление на педсовете. «Предметно-развивающая среда по сенсорному развитию в группе детей дошкольного возраста»
Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представление о свойствах и качествах предметов....
Комментарии
Роль предметно - развивающей среды в оздоровлении детей