Выступление на семинаре по теме "Ручной труд"
материал по конструированию, ручному труду по теме
Выступление состоит из презентации и конспекта, в котором рассматриваются основные этапы работы для каждой возрастной группы детского сада по ручному труду, созданное на основе нового ФГТ. Освещенны основные цели и задачи, в заключении даны рекомендации для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruchnoy_trud_10_2.pptx | 1.71 МБ |
ruchnoy_trud_v_detskom_sadu.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование интереса и любви к труду – одна из важнейших основных задач воспитания детей. В различных видах труда детей дошкольного возраста (хозяйственно-бытовой, ручной, труд в природе) содержатся истоки раннего выявления способностей, дарований личности. Ручной труд является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания.
Ручной труд, позволяет развивать у детей начала конструктивных умений и навыков, способствует духовному развитию. В соответствии с ФГТ ручной труд отнесен к образовательной области «Художественное творчество». Поскольку посредством ручного труда решаются отдельные задачи образовательной области «Труд» (воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам).
Цели: Совершенствовать умение работать с бумагой Создавать из бумаги объемные фигуры Учить делать игрушки, сувениры из природного материала Формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр Изготавливать пособия для занятий и самостоятельной деятельности Развивать творческое воображение, художественный вкус Учить экономно и рационально расходовать материалы
Задачи: Расширять представления детей об окружающем мире Развитие сенсомоторики Умственное развитие ребенка Развитие внимания Удовлетворение любознательности Развитие личности ребенка Формирование общественных мотивов труда Формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности Формировать умения планировать свою деятельность
Средняя группа Обучение конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали. Изготовление поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов и пр. Обучение использованию для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки различной величины и пр.
Старшая группа Совершенствование умения работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Создание из бумаги объемных фигур: делить квадратный лист н6а несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжать обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки), прочно соединяя части. Формирование умения самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского сада; украшения на елку. Привлечение к изготовлению пособий для занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.
Подготовительная к школе группа Работа с бумагой и картоном: Продолжать обучение складывать бумагу прямоугольной формы, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы. Создание предметов из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Формирование умения использовать образец. Создание разнообразных объемных игрушек в технике оригами. Работа с тканью: Обучать вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия швом «вперед иголкой». Обучать делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом. Работа с природным материалом: Создание фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек и др., передавать выразительность образа, создавать общие композиции.
Советы родителям: Начните знакомство с ручным трудом с самых простых поделок, предлагая ребенку повторять ваши действия Получайте удовольствие от общения с ребенком, не требуйте от него слишком много Не скупитесь на похвалу, найдите слова ободрения в случае неудачи, настройте ребенка на то, что в следующий раз все получится гораздо лучше Применяйте свои артистические способности, исполняя роль ученика, и ваш маленький «учитель» с радостью придет на помощь Помните, что занятие не должно длиться более 30 минут При проявлении усталости используйте потешку, сопровождая ее пальчиковой гимнастикой
Список использованной литературы: Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн.для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб . – М: Просвещение, 1991. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детсом саду. Программа и методические рекомендации. – 3-е изд., испр . И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. Куцакова Л.В. Дошколята трудятся. Воспитательно -образовательная работа по трудовому воспитанию в детском саду. – М.,1997. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. Куцакова Л.В. Программа Москвичок . Организация работы с детьми по изобразительной деятельности и художественному труду. – М., 1998. Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС.2009.
Предварительный просмотр:
Ручной труд в детском саду.
Слайд №2
Трудовое воспитание – одно из основных направлений образовательной деятельности детского сада, особенно в подготовке дошкольников к обучению в школе.
Формирование интереса и любви к труду – одна из важнейших основных задач воспитания детей. В различных видах труда детей дошкольного возраста (хозяйственно-бытовой, ручной, труд в природе) содержатся истоки раннего выявления способностей, дарований личности.
Трудовая деятельность способствует общему развитию детей. Расширению их интересов. Формированию простейших форм сотрудничества, воспитанию таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д.
Ручной труд является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания.
Слайд №3
Ручной труд, позволяет развивать у детей начала конструктивных умений и навыков, способствует духовному развитию. Воспитатель формирует у них жизненно необходимые навыки и умения, раскрывает и развивает потенциальные возможности, организует работу так, чтобы дети обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655) установили 10 образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация». «Познание» и др.), по которым должна строиться работа в ДОУ. Среди них значительное место занимает образовательная область «Труд», которая незаслуженно была забыта в 90-е гг. прошлого столетия.
В соответствии с ФГТ ручной труд отнесен к образовательной области «Художественное творчество». Поскольку посредством ручного труда решаются отдельные задачи образовательной области «Труд»:
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Слайд №4
Цели:
- Совершенствовать умение работать с бумагой
- Создавать из бумаги объемные фигуры
- Учить делать игрушки, сувениры из природного материала
- Формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр
- Изготавливать пособия для занятий и самостоятельной деятельности
- Развивать творческое воображение, художественный вкус
- Учить экономно и рационально расходовать материалы
Слайд №5
Задачи:
- Расширять представления детей об окружающем мире
- Развитие сенсомоторики
- Умственное развитие ребенка
- Развитие внимания
- Удовлетворение любознательности
- Развитие личности ребенка
- Формирование общественных мотивов труда
- Формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности
- Формировать умения планировать свою деятельность
Слайд №6
Средняя группа
Обучение конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали.
Изготовление поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов и пр.
Обучение использованию для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки различной величины и пр.
Слайд №8
Старшая группа
Совершенствование умения работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке.
Создание из бумаги объемных фигур: делить квадратный лист н6а несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам.
Продолжать обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки), прочно соединяя части.
Формирование умения самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского сада; украшения на елку.
Привлечение к изготовлению пособий для занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.
Слайд №10
Группа подготовительная к школе
Работа с бумагой и картоном:
Продолжать обучение складывать бумагу прямоугольной формы, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы.
Создание предметов из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам.
Формирование умения использовать образец.
Создание разнообразных объемных игрушек в технике оригами.
Работа с тканью:
Обучать вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия швом «вперед иголкой».
Обучать делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.
Работа с природным материалом:
Создание фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек и др., передавать выразительность образа, создавать общие композиции.
Слайд №14
Советы родителям
- Начните знакомство с ручным трудом с самых простых поделок, предлагая ребенку повторять ваши действия
- Получайте удовольствие от общения с ребенком, не требуйте от него слишком много
- Не скупитесь на похвалу, найдите слова ободрения в случае неудачи, настройте ребенка на то, что в следующий раз все получится гораздо лучше
- Применяйте свои артистические способности, исполняя роль ученика, и ваш маленький «учитель» с радостью придет на помощь
- Помните, что занятие не должно длиться более 30 минут
- При проявлении усталости используйте потешку, сопровождая ее пальчиковой гимнастикой
Слайд №15
Список использованной литературы
Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн.для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М: Просвещение, 1991.
Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детсом саду. Программа и методические рекомендации. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
Куцакова Л.В. Дошколята трудятся. Воспитательно-образовательная работа по трудовому воспитанию в детском саду. – М.,1997.
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Куцакова Л.В. Программа Москвичок. Организация работы с детьми по изобразительной деятельности и художественному труду. – М., 1998.
Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС.2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Интегрированные методы обучения в раннем развитии детей" ( Выступление на семинаре воспитателей групп раннего возраста ДОУ)
Выступление на семинаре воспитателей групп раннего возраста ДОУ ....
выступление на семинаре ДОУ по теме: Информационная безопасность детей
представлен текст выступления по теме с соответствующими слайдами, которые демонстрировались в ходе выступления...
Выступление на семинаре "Роль предметно - развивающей среды в оздоровлении детей", 2012 год
Выступление на семинаре "Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада". Качество педагогического процесса определяется сегодня не только деятельностью педагогов, но и под...
Организация непосредственно-образовательной деятельности в условиях реализации ФГТ (материалы выступления на семинаре)
Новые фогрмы организации НОД (а все новое - это незаслуженно забытое старое)...
Выступление на семинаре-практикуме: «Игры, готовящие ребенка к школе»
В материале представлен список игр и упражнений для подготовки детей к школе...
выступление на семинаре 2015г «Методы и приёмы ознакомления дошкольников с трудом взрослых»
обиен опытом с другими садами...