Конспект кружковой работы по шахматам
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Обучение детей шахматам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_shahmatam.docx | 676.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Колокольчик»
Конспект
кружковой работы по шахматам
на тему: «Путешествие по шахматным островам»
Разработала: воспитатель
Попова О. Л.
2017г.
Предварительная работа:
Знакомство с историей возникновения шахмат, с фигурами, с шахматной доской. Работа с родителями: изготовление напольной шахматной доски., консультации, домашнее задание.
Оборудование: Мольберт, демонстрационная шахматная доска, плоскостные фигуры, чудесный мешочек, настольные шахматные фигуры, карта островов, напольная шахматная доска, маски шахматных фигур
Участники: дети, воспитатель, родители.
Цель: Закрепить знания детей о шахматной доске и фигурах.
Задачи: Обобщить знания шахматных терминов, шахматных фигур, правил игры в шахматы; ориентироваться на шахматной доске.
Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность, ориентироваться на плоскости.
Воспитывать усидчивость, целеустремленность, интерес к игре в шахматы.
Обогащение словаря: ферзь, слон, конь, король, ладья, пешки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Снятие психологического напряжения (психологическая игра «Тот, кто»)
Добрый день, ребята. Прежде чем мы начнем наше занятие, давайте немного поиграем.
Тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу.
Тот, кто любит кошек, скажет мяу.
Тот, кто ждет на новый год подарков от деда мороза, пусть заглянет под свой стул.
Тот, кто любит лето, пусть 3 раза попрыгает на ногах.
Тот, кто любит молочные ломтикикиндер сюрприз похлопает в ладоши.
Кто, рад, что ходит на занятия по шахматам, громко крикнет «ура».
Молодцы!
Итак, начнем. Сегодня в очередной раз мы отправимся в увлекательное шахматное путешествие. Давайте посмотрим на карту, какой большой путь мы с вами уже проделали.
Но для того, чтобы на следующем занятии двинуться дальше по увлекательной шахматной стране, мы должны с вами заглянуть на, те острова, которые уже посетили. На каждый посещенный остров мы будем прикреплять флажки.
Вместе с нами будет путешествовать наше хорошее настроение (на экране смайлик ). Ну, что ж, в путь!
II. Актуализация опорных знаний.
И первый остров, встретившийся на нашем пути, «Шахматная доска».
Теперь мне понадобится ваша помощь.
1.В какой стране появилась игра в шахматы?
(Приглашается дети по очереди к магнитной доске)
2.Покажи, пожалуйста, белое поле, черное поле. Каких полей больше: белых или черных?
3.Как правильно расположить шахматную доску на столе для игры?
4.Сколько полей на шахматной доске, сколько черных, сколько белых?
5.Покажи вертикали, диагонали, горизонтали. Сколько полей короткая, сколько полей длинная диагональ. Сколько полей по вертикали и горизонтали?
6.Покажи центр шахматной доски, сколько в центре полей?
- Замечательно справились с заданиями на острове «Шахматная доска». Давайте прикрепим флажок. Пора отправляться дальше вместе с нашим настроением.
- И мы попадаем на второй остров «Шахматные фигуры»
У меня для вас игра «Чудесный мешочек». Но прежде чем мы в нее сыграем нам нужно размять пальчики.
Пальчиковая игра
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо! вперёд)
Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.
- Сколько всего фигур? Сколько белых? Сколько черных?
Игра «Чудесный мешочек»
(По очереди каждый из детей на ощупь должен отгадать, какая это фигура).
- Молодцы, ребята. Прикрепим флажок.
Чтобы попасть нам на следующий остров предлагаю сыграть в игру «Собери доску»
- Вот мы попали на третий островов« Шахматное поле», жители которых расскажут о себе сами.
– «Остров Пешки».
(К доске выходит ребенок, надевает маску пешки и рассказывает про себя: название, место расположения, правила хода, правила рубки, стоимость, превращение в другую фигуру, количество на доске)
- «Остров Ладьи».
(К доске выходит ребенок, надевает маску ладьи и рассказывает про себя: название, место расположения, правила хода, правила рубки, стоимость, количество на доске)
- «Остров Коня»
(К доске выходит ребенок, надевает маску коня и рассказывает про себя: название, место расположения, правила хода, правила рубки, стоимость, количество на доске)
- «Остров Слона»
(К доске выходит ребенок, надевает маску слона и рассказывает про себя: название, место расположения, правила хода, правила рубки, стоимость, количество на доске)
- «Остров Ферзь»
(К доске выходит ребенок, надевает маску ферзя и рассказывает про себя: название, место расположения, правила хода, правила рубки, стоимость, количество на доске)
- «Королевский Остров»
(К доске выходит ребенок, надевает маску короля и рассказывает про себя: название, место расположения, правила хода, правила рубки, стоимость, количество на доске).Замечательно, прикрепим флажок и двигаемся дальше.
А сейчас я предлагаю Физ. Минутку.
- Молодцы. Путешествуем дальше. Вот мы добрались до четвертого острова «Игр и загадок»
Белый отряд, черный отряд,
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном.
Точно такой же порядок в другом.
В каждом отряде - сам погляди –
Оба угла занимают …ладьи
Рядом с ладьями …кони видны.
Рядом с конями встали ...слоны
Кто ж в середине - …ферзь и король
Самые главные в войске своем.
Игра "Что изменилось": на доске – все фигуры, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет.
Отлично прикрепим флажок, вот наше путешествие и закончилось.
Подведение итогов.
На сегодняшнем занятии мы с вами в очередной раз совершили увлекательное путешествие по шахматной стране. Давайте вспомним, какие острова мы посетили (Ответы детей), вы с успехом справились со всеми заданиями, показали свои знания.
А теперь я хочу, чтобы вы выбрали своё настроение после нашего путешествия.
Список использованной литературы:
1. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М. : Новая школа, 1994.
2. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М. :Поматур, 2000.
3. Интернет источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ «В СТРАНЕ ШАХМАТ»
Представлен годовой план работы по кружковой работе "В стране шахмат" с целями обучения на год, подробным описанием занятий на год обучения...
Консультация для воспитателей «Организация работы по шахматам с детьми старшего дошкольного возраста»
Если вы любите какое-то дело, то вам, как правило, не сложно научить других этому ремеслу. Для организации работы по шахматам вам понадобятся ваши знания основных правил игры, умение донести их до дош...
Консультация для воспитателей «Организация работы по шахматам с детьми старшего дошкольного возраста»
Практический материал для воспитателей...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Организация работы по шахматам с детьми старшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Организация работы по шахматам с детьми старшего дошкольного возраста»...
Проектная работа "Мир шахмат" для детей старшего дошкольного возраста
Шахматы - это не только интересная и увлекательная игра, но и действенное, эффективное средство умственного развития. Процесс обучения шахматам помогает детям ориентироваться на плоскости, учит их зап...
Выставка творческих работ по шахматам
Выставка творческих работ по шахматам...
План кружковой работы по шахматам на 2022-2023 учебный год
Игра в шахматы способствует формированию основных компетенций у дошкольников и позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребёнка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стре...