КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Организация работы по шахматам с детьми старшего дошкольного возраста»
консультация по математике

Вялова Елена Анатольевна

Консультация для педагогов  «Организация работы по шахматам с детьми старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx70.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Организация работы по шахматам с детьми старшего дошкольного возраста»



                 
C:\Users\1\Downloads\2716136_шахматам-совета-царя.jpg

                                                       

Подготовила:

воспитатель   Вялова Е.А.

Если вы любите какое-то дело, то вам, как правило, не сложно научить других этому ремеслу. Для организации работы по шахматам вам понадобятся ваши знания основных правил игры, умение донести их до дошкольника через игру, а также жгучее желание сделать что-то очень хорошее для своих любимых детей. Я говорю о самом элементарном уровне владения игрой, чтобы ребенок знал названия фигур, их ход, взятие других фигур, а также старался на несколько шагов в уме продумать свой ход. Практически каждый родитель, особенно тот, который сам не владеет умением играть в шахматы, желает, чтобы его дитя умело играть в эту древнюю игру, но не каждому ребенку эта игра интересна (из собственного опыта знаю).

Многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: Х.Р. Капабланка, А. Карпов – в 4 года, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6 лет, А. Алехин, В. Смыслов – почти в 7. Практически все знаменитые люди умеют передвигать шахматные фигуры на доске, и весьма неплохо. Свой досуг за шахматной доской проводили и русские писатели: А. Пушкин, Л. Толстой и другие. Автор многочисленных книг И. Сухин пишет, что можно начинать ознакомление детей с 2,5 лет.

Поскольку шахматы - это лучшая стратегическая игра, с уверенностью можно сказать, что учась играть в шахматы, ребенок развивает свои умственные способности. Начать это делать следует всем и каждому.

Через шахматы родители, воспитатели, учителя могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления:

умение сосредоточиться и принять решение, умение решать задачи, развивается пространственное, логическое и критическое мышление; тренируется память; появляется ответственность за свои ходы; повышается самооценка,   уверенность в себе. Благодаря этой игре формируется умение ребёнка проектировать свою деятельность, а также умение общаться с рисунками и схемами.

Доказано, что дети, которые в дошкольном возрасте начали играть в шахматы, отлично успевают в школе. Такие дети не испытывают проблем с точными науками, быстро выполняют домашние задания. У ребёнка появляется выдержка, целеустремленность, усидчивость, воля.

Итак, как же организовать такую работу, чтобы она была продуктивна:

Во-первых, для ознакомления детей с шахматной доской (полями, горизонталями, вертикалями, диагоналями, латинскими буквами, цифрами) лучше использовать сказочные истории, такие как, например, в книге "Шахматы для самых маленьких", можно придумать свои истории.

Во-вторых, дети должны превращаться в шахматные фигуры. Для этого вам следует вырезать из картона черного и белого короны, и почаще водружать их на светлые головы деток. Передвигаться они будут по наклеенной в кабинете напольной шахматной доске, а в хорошую погоду можно и на улице краской оформить такую шахматную доску. Детям так будет легче запоминать ход фигур.

В-третьих, чтобы выучить ход пешки, так как короны у неё нет, она просто участница партии, а не фигура, следует купить кегли-солдатики. И при изучении пешки использовать эти кегли. Детям нравится!

В-четвертых, изучать шахматную доску следует дозировано, небольшими «порциями». Надо подготовить картонный фрагмент из 4-х, из 6, из 8, из 9 и более полей, а также круглые фишки с изображением шахматных фигур. В книге Сухина есть этюды - задачи с использованием таких фрагментов. Так ребята быстрее начнут ориентироваться на шахматной доске.

В-пятых, конечно же иметь несколько деревянных шахматных досок с деревянными шахматными фигурами уже для настоящих партий, проведения шахматных турниров.

В течение года с детьми следует проводить занятия не только по подгруппам, но также использовать индивидуальные формы работы. Посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях обязательно проводите физкультминутки, подвижные игры согласно теме занятия; соревнования и конкурсы по познавательной деятельности, игровые обучающие ситуации, наблюдения, моделирование, творческую деятельность. Каждое занятие по шахматам завершайте подведением итогов по определённой теме. Это могут быть конкурсы, литературно-шахматные викторины, выставки, аппликации, различные варианты вопросов, проверочные занятия, работы со схемами.

На занятиях познавательного развития я ставила себе цель не только научить детей ориентироваться на шахматной доске, запоминать название фигуры и её ход, но и думать на несколько ходов вперед в уме, предугадывая действия противника.

Шахматы для детей дошкольного возраста становятся посылом к дальнейшему развитию гармоничной личности, и являются залогом отличного школьного обучения.

Играйте в шахматы со своими детьми! Это доставит всем удовольствие!

 


Литература:

1. Бардвик Т. Шахматы для детей. – Спб..:Питер, 2012.-192 с.: ил.

2. Калиниченко Н.М. Шахматная игра: Шаг за шагом/Н.М.Калиниченко. – М.: «Изд-во ФАИР», 2009. – 384 с., ил.-(Спорт).

3. Ноттингем Т. Шахматы для детей. Шахматы для будущих чемпионов: пер.с англ./Тед Ноттингем, Боб Уэйд, Эл Лоуренс. – М.: Астрель, АСТ, 2010. – 124 с.

4. Притчард Д. Шахматы. Учебник для начинающих/ Дэвид Притчард, пер. с англ. А.Н. Елькова. – М.: Астрель, АСТ: Владимир:ВКТ, 2009. – 128 с.

5. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких.-Москва, 2000.-288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Организация работы по шахматам с детьми старшего дошкольного возраста»

Если вы любите какое-то дело, то вам, как правило, не сложно научить других этому ремеслу. Для организации работы по шахматам вам понадобятся ваши знания основных правил игры, умение донести их до дош...

Проектная работа "Мир шахмат" для детей старшего дошкольного возраста

Шахматы - это не только интересная и увлекательная игра, но и действенное, эффективное средство умственного развития. Процесс обучения шахматам помогает детям ориентироваться на плоскости, учит их зап...

Консультация для педагогов «Организация развивающей среды, стимулирующей развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Организация развивающей среды,  стимулирующей развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста»      Вопрос организации раз...

Консультация для педагогов "Система работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста "

Цель: рассказать педагогам систему работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп на тему: «Применение игрового пособия «Теремки Воскобовича. Ларчик» в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»

Предложенный материал может быть использован логопедами,педагогами при проведении занятий по формированию звуковой культуры речи и подготовке дошкольников к обучению грамоте....