Консультация для воспитателей «Организация работы по шахматам с детьми старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Организация работы по шахматам с детьми старшего дошкольного возраста»
Если вы любите какое-то дело, то вам, как правило, не сложно научить других этому ремеслу. Для организации работы по шахматам вам понадобятся ваши знания основных правил игры, умение донести их до дошкольника через игру, а также жгучее желание сделать что-то очень хорошее для своих любимых детей. Я говорю о самом элементарном уровне владения игрой, чтобы ребенок знал названия фигур, их ход, взятие других фигур, а также старался на несколько шагов в уме продумать свой ход. Практически каждый родитель, особенно тот, который сам не владеет умением играть в шахматы, желает, чтобы его дитя умело играть в эту древнюю игру, но не каждому ребенку эта игра интересна (из собственного опыта знаю).
Многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: Х.Р. Капабланка, А. Карпов – в 4 года, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6 лет, А. Алехин, В. Смыслов – почти в 7. Практически все знаменитые люди умеют передвигать шахматные фигуры на доске, и весьма неплохо. Свой досуг за шахматной доской проводили и русские писатели: А. Пушкин, Л. Толстой и другие. Автор многочисленных книг И. Сухин пишет, что можно начинать ознакомление детей с 2,5 лет.
Поскольку шахматы - это лучшая стратегическая игра, с уверенностью можно сказать, что учась играть в шахматы, ребенок развивает свои умственные способности. Начать это делать следует всем и каждому.
Через шахматы родители, воспитатели, учителя могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления: умение сосредоточиться и принять решение, умение решать задачи, развивается пространственное, логическое и критическое мышление; тренируется память; появляется ответственность за свои ходы; повышается самооценка, уверенность в себе. Благодаря этой игре формируется умение ребёнка проектировать свою деятельность, а также умение общаться с рисунками и схемами.
Доказано, что дети, которые в дошкольном возрасте начали играть в шахматы, отлично успевают в школе. Такие дети не испытывают проблем с точными науками, быстро выполняют домашние задания. У ребёнка появляется выдержка, целеустремленность, усидчивость, воля.
Итак, как же организовать такую работу, чтобы она была продуктивна:
Во-первых, для ознакомления детей с шахматной доской (полями, горизонталями, вертикалями, диагоналями, латинскими буквами, цифрами) лучше использовать сказочные истории, такие как, например, в книге "Шахматы для самых маленьких", можно придумать свои истории.
Во-вторых, дети должны превращаться в шахматные фигуры. Для этого вам следует вырезать из картона черного и белого короны, и почаще водружать их на светлые головы деток. Передвигаться они будут по наклеенной в кабинете напольной шахматной доске, а в хорошую погоду можно и на улице краской оформить такую шахматную доску. Детям так будет легче запоминать ход фигур.
В-третьих, чтобы выучить ход пешки, так как короны у неё нет, она просто участница партии, а не фигура, следует купить кегли-солдатики. И при изучении пешки использовать эти кегли. Детям нравится!
В-четвертых, изучать шахматную доску следует дозировано, небольшими «порциями». Надо подготовить картонный фрагмент из 4-х, из 6, из 8, из 9 и более полей, а также круглые фишки с изображением шахматных фигур. В книге Сухина есть этюды - задачи с использованием таких фрагментов. Так ребята быстрее начнут ориентироваться на шахматной доске.
В-пятых, конечно же иметь несколько деревянных шахматных досок с деревянными шахматными фигурами уже для настоящих партий, проведения шахматных турниров.
В течение года с детьми следует проводить занятия не только по подгруппам, но также использовать индивидуальные формы работы. Посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях обязательно проводите физкультминутки, подвижные игры согласно теме занятия; соревнования и конкурсы по познавательной деятельности, игровые обучающие ситуации, наблюдения, моделирование, творческую деятельность. Каждое занятие по шахматам завершайте подведением итогов по определённой теме. Это могут быть конкурсы, литературно-шахматные викторины, выставки, аппликации, различные варианты вопросов, проверочные занятия, работы со схемами.
На занятиях познавательного развития я ставила себе цель не только научить детей ориентироваться на шахматной доске, запоминать название фигуры и её ход, но и думать на несколько ходов вперед в уме, предугадывая действия противника.
Шахматы для детей дошкольного возраста становятся посылом к дальнейшему развитию гармоничной личности, и являются залогом отличного школьного обучения.
Играйте в шахматы со своими детьми! Это доставит всем удовольствие!
Литература:
1. Бардвик Т. Шахматы для детей. – Спб..:Питер, 2012.-192 с.: ил.
2. Калиниченко Н.М. Шахматная игра: Шаг за шагом/Н.М.Калиниченко. – М.: «Изд-во ФАИР», 2009. – 384 с., ил.-(Спорт).
3. Ноттингем Т. Шахматы для детей. Шахматы для будущих чемпионов: пер.с англ./Тед Ноттингем, Боб Уэйд, Эл Лоуренс. – М.: Астрель, АСТ, 2010. – 124 с.
4. Притчард Д. Шахматы. Учебник для начинающих/ Дэвид Притчард, пер. с англ. А.Н. Елькова. – М.: Астрель, АСТ: Владимир:ВКТ, 2009. – 128 с.
5. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких.-Москва, 2000.-288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Организация познавательной деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста весной"
дать практический материал для планирования работы с детьми весной по ознакомлению с природой....
Консультация для воспитателей «Организация работы по шахматам с детьми старшего дошкольного возраста»
Если вы любите какое-то дело, то вам, как правило, не сложно научить других этому ремеслу. Для организации работы по шахматам вам понадобятся ваши знания основных правил игры, умение донести их до дош...
Консультация для воспитателей «Организация опытно - экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Организация опытно - экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка...
Самообразование воспитателя ""Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
Самообразование воспитателя "Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Организация работы по шахматам с детьми старшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Организация работы по шахматам с детьми старшего дошкольного возраста»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В УГОЛКЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ».
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В УГОЛКЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»....
Консультация для педагогов "Система работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста "
Цель: рассказать педагогам систему работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста....