План кружковой работы по шахматам на 2022-2023 учебный год
рабочая программа по физкультуре (подготовительная группа)
Игра в шахматы способствует формированию основных компетенций у дошкольников и позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребёнка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребёнка, повышение продуктивности его мышления.
Цель программы шахматного кружка: создать условия для личностного и интеллектуального развития дошкольников посредством игры в шахматы.
Задачи программы:
1. Обучать правилам игры в шахматы.
2. Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.
3. Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики.
4. Способствовать воспитанию волевых качеств и самостоятельности.
Планируемые результаты освоения программы:
1. У дошкольников сформирован устойчивый интерес к игре в шахматы.
2. Дети научились играть в шахматы.
3. Дошкольники самостоятельно организуют игру в шахматы и умело используют знания в процессе игровой практики.
4. Наблюдается рост личностного, интеллектуального и социального развития воспитанников.
5. У детей сформированы волевые качества и самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа кружковой работы по шахматам | 24.41 КБ |
programma_i_plan_kruzhkovoy_raboty_po_shahmatam.docx | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа и план кружковой работы
«Ступеньки по шахматам» 2022-2023 учебный год
Программа занятий на 1 год для детей 6–7 лет
В подготовительной к школе группе на первый план выходит проблема подготовки детей к дальнейшему школьному обучению.
В качестве составных компонентов психологической готовности к школе обычно рассматривается личностная (или мотивационная), интеллектуальная и волевая готовность.
Совершенно необходимым условием школьной готовности является развитие произвольного поведения. Способность к подчинению правилам и требованиям взрослого является центральным звеном готовности к школьному обучению.
Важным аспектом умственной готовности к школе является также умственная активность и познавательные интересы ребёнка: его стремление узнать что-то новое, понять суть наблюдаемых явлений, решить умственную задачу.
Игра для дошкольника - ведущий вид деятельности, в котором ребёнок учится, развивается, растёт. Разным видам игр (сюжетно-ролевым, подвижным, дидактическим, настольно-печатным, театрализованным) уделяется огромное внимание на протяжении всего дошкольного детства. В старшей группе наши воспитанники учились играть в игры-ходилки с кубиком и правилами, а так же, в шашки. В беседах с родителями выяснилось, что дома ребята просят научить их играть в шахматы. Родителям не всегда хватает знаний, времени и терпения на обучение игре.
Интерес детей и родителей к игре в шахматы, желание детей научиться играть в шах-маты, понимание, как много даёт игра для развития ребёнка - всё это подтолкнуло на выбор кружковой работы по шахматам. Игра в шахматы - очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребёнка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность, находчивость, умение выстраивать внутренний план действий.
Игра в шахматы способствует формированию основных компетенций у дошкольников и позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребёнка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребёнка, повышение продуктивности его мышления.
Цель программы шахматного кружка: создать условия для личностного и интеллектуального развития дошкольников посредством игры в шахматы.
Задачи программы:
1. Обучать правилам игры в шахматы.
2. Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.
3. Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики.
4. Способствовать воспитанию волевых качеств и самостоятельности.
Планируемые результаты освоения программы:
1. У дошкольников сформирован устойчивый интерес к игре в шахматы.
2. Дети научились играть в шахматы.
3. Дошкольники самостоятельно организуют игру в шахматы и умело используют знания в процессе игровой практики.
4. Наблюдается рост личностного, интеллектуального и социального развития воспитанников.
5. У детей сформированы волевые качества и самостоятельность.
Периодичность занятий кружка «Ступеньки по шахматам» - 1 раз в неделю, в месяц 4 раза. Всего 36 занятий.
Кружок проводится во второй половине дня, с подгруппой детей 5 человек.
Планируемый результат:
- ребёнок, с формированным интересом к занятиям шахматами, умеющий выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, вдумчивый , усидчивый, целеустремлённый, настойчивый в достижении цели, принимающий самостоятельные решения и несший за них ответственность.
Основные методы обучения:
ведущее место занимали: игровой, наглядно -образный методы обучения.
Они применялись при знакомстве с шахматными фигурами, при изучении шахматной доски, при обучении правилам игры.
При изучении дебютной теории основным методом являлся, частично-поисковый.
Основные формы и средства обучения:
- Теоретические занятия, шахматные игры
- Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
- Решение шахматных задач
- Практическая игра
Обучение осуществлялось на основе общих методических принципов:
• Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
• Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
• Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Ожидаемый результат
К концу года обучения дети должны знать:
• шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
• названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
• правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу года обучения дети должны уметь:
• ориентироваться на шахматной доске;
• играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами
• правильно размещать шахматную доску между партнерами;
• правильно расставлять фигуры перед игрой;
• различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
• рокировать;
• объявлять шах;
• ставить мат;
• решать элементарные задачи на мат в один ход.
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Диагностика детей |
|
| "Путешествуем в Волшебной стране" | Дать представление о том, откуда появилась игра - шахматы. Познакомить детей со сказкой о волшебной Шахматной стране. Показать мультфильм "Фиксики. Шахматы" |
Октябрь | "Волшебная страна - шахматная доска" | Дать представление о вертикали и горизонтали шахматной доски, как располагается доска между партнёрами. Дать представление о диагонали, чем отличается диагональ от вертикали. Большая белая и большая чёрная диагонали. Центр. Количество полей в центре. Познакомить детей с Шахматным королём и его Шахматным войском. |
"Пешка" | Познакомить с солдатом шахматной доски - пешкой. | |
"Бьём наискосок" | Дать представления о правилах передвижения пешки. Пешка ходит вперёд, а бьёт наискосок. | |
"Превращение пешки" | Познакомить с правилом превращения пешки в любую фигуру, кроме короля. | |
Ноябрь | "Ладья" | Познакомить с новой фигурой - ладьёй. Дать представления о правиле передвижения ладьи. |
"Вежливые слоны" | Познакомить детей с новой шахматной фигурой - слоном, способами передвижения по доске. Белопольные и чёрнопольные слоны. Объяснить детям, почему надо быстрее выводить слонов в центр. | |
"Могучая фигура" | Познакомить с генералом среди фигур - ферзем и способами его передвижения. Познакомить с правилом: "Ферзь любит свой цвет" | |
"Шахматная шкатулка" | Упражнять в способах передвижения по полю ферзя, слона и ладьи. | |
Декабрь | "Знакомство с конём" | Познакомить с шахматной фигурой - конём, способами её передвижения |
"Конь против коня" | Упражнять в умении правильно делать срубы. | |
"Ферзь, ладья и слон против коня" | Упражнять в умении правильно делать срубы. | |
Январь | "И король жаждет боя" | Познакомить с самой главной фигурой - королём, способами её передвижения. |
"Шах" | Дать представление о том, что такое шах. Тренировка в объявлении шаха. | |
"Не иди, король, под шах" | Учим подбирать для короля неатакованные поля. | |
"Мат - цель шахматной партии» | Дать представление о том, что такое мат. |
Март | "Шахматная партия. Начало шахматной партии" | Закрепить представления детей о позиции "шах". Закреплять умения правильно и быстро расставлять фигуры на исходную позицию, называя вслух поля, на которые они ставятся. |
"Правила шахматного этикета" | Познакомить с правилами шахматного этикета. | |
"Вилка". Двойной удар. | Познакомить с позицией "вилка". | |
"Шахматный турнир" | Упражнять детей играть в шахматы, соблюдая правила игры. | |
Апрель | "Пат и другие случаи ничьи" | Формировать представления детей о положении "пат". Выделение отличий пата от мата. |
"Пешки. Взятие на проходе" | Познакомить детей с шахматным правилом: "Взятие на проходе" | |
Шахматная викторина | Закрепить знания детей о шахматах, названии фигур, способах их передвижения, правилах игры в шахматы. | |
Развлечение "Сказочная страна - Шахматы" | Вызвать у детей интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок. Учить детей ориентироваться на плоскости. Развивать мышление, память, наблюдательность, внимание. | |
Май | Турнир с родителями | Закрепить основные правила, комбинации игры в шахматы. |
Диагностика |
| |
Творческий отчёт | Подвести итоги работы за учебный год. |
Критерии педагогической диагностики:
- знать названия шахматных фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь;
- знать, что пешка - это не фигура;
- знать правила хода и взятия каждой фигуры;
- уметь ориентироваться на шахматной доске;
- уметь согласовывать действия пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом;
- уметь правильно размещать шахматную доску между партнёрами;
- уметь правильно расставлять фигуры в начальном положении;
- уметь различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- уметь ставить шах и объявлять о нём;
- уметь рокировать;
- Критерии педагогической диагностики:
- знать названия шахматных фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь;
- знать, что пешка - это не фигура;
- знать правила хода и взятия каждой фигуры;
- уметь ориентироваться на шахматной доске;
- уметь согласовывать действия пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом;
- уметь правильно размещать шахматную доску между партнёрами;
- уметь правильно расставлять фигуры в начальном положении;
- уметь различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- уметь ставить шах и объявлять о нём;
- уметь рокировать;
1 | Калиниченко Н. М. | Шахматы для начинающих. - СПб.: Питер, 2015 |
2 | Игорь Сухин | Шахматы для самых маленьких = Шахматы для детей: книга - сказка для совместного чтения родителей и детей. - Москва: Издательство АСТ: Кладезь, 2017. |
3 | Сабрина Чеваннес | Шахматы для детей (пер. с английского С. Худякова). - М.: Эксмо, 2016. |
4 | Игорь Сухин | Цикл статей "Как обыграть папу в шахматы" в журналах "Мурзилка" №3, №8, №12 за 2016год; №7 за 2017 год. |
5 | Игорь Сухин | "Шахматы, математика и логика" журнал "Мурзилка" №4 за 2017 год. |
Антонина Трофимова | Учебник юного шахматиста Ред. Осташов С – Феникс 2016. стр. 156 | |
Ильгиз Бареев | Гроссмейстеры детского сада. 1995 – 128С | |
Гришин В.Г. | Малыши играют в шахматы – М.: Просвещение 1991. – 158 С. | |
Е. Волкова, Е. Прудникова | Рабочие тетради «Шахматы с енотом» |
Предварительный просмотр:
Программа и план кружковой работы
«Ступеньки по шахматам» 2022-2023 учебный год
Программа занятий на 1 год для детей 6–7 лет
В подготовительной к школе группе на первый план выходит проблема подготовки детей к дальнейшему школьному обучению.
В качестве составных компонентов психологической готовности к школе обычно рассматривается личностная (или мотивационная), интеллектуальная и волевая готовность.
Совершенно необходимым условием школьной готовности является развитие произвольного поведения. Способность к подчинению правилам и требованиям взрослого является центральным звеном готовности к школьному обучению.
Важным аспектом умственной готовности к школе является также умственная активность и познавательные интересы ребёнка: его стремление узнать что-то новое, понять суть наблюдаемых явлений, решить умственную задачу.
Игра для дошкольника - ведущий вид деятельности, в котором ребёнок учится, развивается, растёт. Разным видам игр (сюжетно-ролевым, подвижным, дидактическим, настольно-печатным, театрализованным) уделяется огромное внимание на протяжении всего дошкольного детства. В старшей группе наши воспитанники учились играть в игры-ходилки с кубиком и правилами, а так же, в шашки. В беседах с родителями выяснилось, что дома ребята просят научить их играть в шахматы. Родителям не всегда хватает знаний, времени и терпения на обучение игре.
Интерес детей и родителей к игре в шахматы, желание детей научиться играть в шах-маты, понимание, как много даёт игра для развития ребёнка - всё это подтолкнуло на выбор кружковой работы по шахматам. Игра в шахматы - очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребёнка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность, находчивость, умение выстраивать внутренний план действий.
Игра в шахматы способствует формированию основных компетенций у дошкольников и позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребёнка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребёнка, повышение продуктивности его мышления.
Цель программы шахматного кружка: создать условия для личностного и интеллектуального развития дошкольников посредством игры в шахматы.
Задачи программы:
1. Обучать правилам игры в шахматы.
2. Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.
3. Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики.
4. Способствовать воспитанию волевых качеств и самостоятельности.
Планируемые результаты освоения программы:
1. У дошкольников сформирован устойчивый интерес к игре в шахматы.
2. Дети научились играть в шахматы.
3. Дошкольники самостоятельно организуют игру в шахматы и умело используют знания в процессе игровой практики.
4. Наблюдается рост личностного, интеллектуального и социального развития воспитанников.
5. У детей сформированы волевые качества и самостоятельность.
Периодичность занятий кружка «Ступеньки по шахматам» - 1 раз в неделю, в месяц 4 раза. Всего 36 занятий.
Кружок проводится во второй половине дня, с подгруппой детей 5 человек.
Планируемый результат:
- ребёнок, с формированным интересом к занятиям шахматами, умеющий выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, вдумчивый , усидчивый, целеустремлённый, настойчивый в достижении цели, принимающий самостоятельные решения и несший за них ответственность.
Основные методы обучения:
ведущее место занимали: игровой, наглядно -образный методы обучения.
Они применялись при знакомстве с шахматными фигурами, при изучении шахматной доски, при обучении правилам игры.
При изучении дебютной теории основным методом являлся, частично-поисковый.
Основные формы и средства обучения:
- Теоретические занятия, шахматные игры
- Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
- Решение шахматных задач
- Практическая игра
Обучение осуществлялось на основе общих методических принципов:
• Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
• Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
• Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Ожидаемый результат
К концу года обучения дети должны знать:
• шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
• названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
• правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу года обучения дети должны уметь:
• ориентироваться на шахматной доске;
• играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами
• правильно размещать шахматную доску между партнерами;
• правильно расставлять фигуры перед игрой;
• различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
• рокировать;
• объявлять шах;
• ставить мат;
• решать элементарные задачи на мат в один ход.
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Диагностика детей |
|
| "Путешествуем в Волшебной стране" | Дать представление о том, откуда появилась игра - шахматы. Познакомить детей со сказкой о волшебной Шахматной стране. Показать мультфильм "Фиксики. Шахматы" |
Октябрь | "Волшебная страна - шахматная доска" | Дать представление о вертикали и горизонтали шахматной доски, как располагается доска между партнёрами. Дать представление о диагонали, чем отличается диагональ от вертикали. Большая белая и большая чёрная диагонали. Центр. Количество полей в центре. Познакомить детей с Шахматным королём и его Шахматным войском. |
"Пешка" | Познакомить с солдатом шахматной доски - пешкой. | |
"Бьём наискосок" | Дать представления о правилах передвижения пешки. Пешка ходит вперёд, а бьёт наискосок. | |
"Превращение пешки" | Познакомить с правилом превращения пешки в любую фигуру, кроме короля. | |
Ноябрь | "Ладья" | Познакомить с новой фигурой - ладьёй. Дать представления о правиле передвижения ладьи. |
"Вежливые слоны" | Познакомить детей с новой шахматной фигурой - слоном, способами передвижения по доске. Белопольные и чёрнопольные слоны. Объяснить детям, почему надо быстрее выводить слонов в центр. | |
"Могучая фигура" | Познакомить с генералом среди фигур - ферзем и способами его передвижения. Познакомить с правилом: "Ферзь любит свой цвет" | |
"Шахматная шкатулка" | Упражнять в способах передвижения по полю ферзя, слона и ладьи. | |
Декабрь | "Знакомство с конём" | Познакомить с шахматной фигурой - конём, способами её передвижения |
"Конь против коня" | Упражнять в умении правильно делать срубы. | |
"Ферзь, ладья и слон против коня" | Упражнять в умении правильно делать срубы. | |
Январь | "И король жаждет боя" | Познакомить с самой главной фигурой - королём, способами её передвижения. |
"Шах" | Дать представление о том, что такое шах. Тренировка в объявлении шаха. | |
"Не иди, король, под шах" | Учим подбирать для короля неатакованные поля. | |
"Мат - цель шахматной партии» | Дать представление о том, что такое мат. |
Март | "Шахматная партия. Начало шахматной партии" | Закрепить представления детей о позиции "шах". Закреплять умения правильно и быстро расставлять фигуры на исходную позицию, называя вслух поля, на которые они ставятся. |
"Правила шахматного этикета" | Познакомить с правилами шахматного этикета. | |
"Вилка". Двойной удар. | Познакомить с позицией "вилка". | |
"Шахматный турнир" | Упражнять детей играть в шахматы, соблюдая правила игры. | |
Апрель | "Пат и другие случаи ничьи" | Формировать представления детей о положении "пат". Выделение отличий пата от мата. |
"Пешки. Взятие на проходе" | Познакомить детей с шахматным правилом: "Взятие на проходе" | |
Шахматная викторина | Закрепить знания детей о шахматах, названии фигур, способах их передвижения, правилах игры в шахматы. | |
Развлечение "Сказочная страна - Шахматы" | Вызвать у детей интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок. Учить детей ориентироваться на плоскости. Развивать мышление, память, наблюдательность, внимание. | |
Май | Турнир с родителями | Закрепить основные правила, комбинации игры в шахматы. |
Диагностика |
| |
Творческий отчёт | Подвести итоги работы за учебный год. |
Критерии педагогической диагностики:
- знать названия шахматных фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь;
- знать, что пешка - это не фигура;
- знать правила хода и взятия каждой фигуры;
- уметь ориентироваться на шахматной доске;
- уметь согласовывать действия пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом;
- уметь правильно размещать шахматную доску между партнёрами;
- уметь правильно расставлять фигуры в начальном положении;
- уметь различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- уметь ставить шах и объявлять о нём;
- уметь рокировать;
- Критерии педагогической диагностики:
- знать названия шахматных фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь;
- знать, что пешка - это не фигура;
- знать правила хода и взятия каждой фигуры;
- уметь ориентироваться на шахматной доске;
- уметь согласовывать действия пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом;
- уметь правильно размещать шахматную доску между партнёрами;
- уметь правильно расставлять фигуры в начальном положении;
- уметь различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- уметь ставить шах и объявлять о нём;
- уметь рокировать;
1 | Калиниченко Н. М. | Шахматы для начинающих. - СПб.: Питер, 2015 |
2 | Игорь Сухин | Шахматы для самых маленьких = Шахматы для детей: книга - сказка для совместного чтения родителей и детей. - Москва: Издательство АСТ: Кладезь, 2017. |
3 | Сабрина Чеваннес | Шахматы для детей (пер. с английского С. Худякова). - М.: Эксмо, 2016. |
4 | Игорь Сухин | Цикл статей "Как обыграть папу в шахматы" в журналах "Мурзилка" №3, №8, №12 за 2016год; №7 за 2017 год. |
5 | Игорь Сухин | "Шахматы, математика и логика" журнал "Мурзилка" №4 за 2017 год. |
Антонина Трофимова | Учебник юного шахматиста Ред. Осташов С – Феникс 2016. стр. 156 | |
Ильгиз Бареев | Гроссмейстеры детского сада. 1995 – 128С | |
Гришин В.Г. | Малыши играют в шахматы – М.: Просвещение 1991. – 158 С. | |
Е. Волкова, Е. Прудникова | Рабочие тетради «Шахматы с енотом» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с родителями на 2022-2023 учебный год
план работы с родителями...
План работы с родителями на 2022-2023 учебный год
План работы с родителями...
Годовой план работы детского сада на 2022-2023 учебный год.
Цель годового плана: построение работы ДОУ в соответствии с ФГОС, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культур...
План работы по самообразованию на 2022 - 2023 учебный год
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...
План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год
План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный годпо теме:«Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития речи детей раннего возраста»Цель: Повышение те...
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ раннего возраста на 2022-2023 учебный год
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ раннего возраста на 2022-2023 учебный...
Отчет кружковой работы «Занимательная математика» на 2022-2023 ( Сентябрь, октябрь, ноябрь ,декабрь) (средний дошкольный возраст)
Кружковая работа. Промежуточный отчет....