Методическая разработка дидактической игры «На лесной полянке»
Разработала воспитатель: Паршина А.П.
ГБДОУ детский сад № 106
Невского района г. Санкт – Петербурга
Актуальность: Дошкольный возраст - это период активного развития познавательной деятельности, усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. А полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Воспитатель должен создавать условия для развития всех познавательных процессов ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию познавательных процессов будет использование дидактических игр.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Основные виды дидактических игр:
- игры с предметами (игрушки, природный материал и т. д.);
- настольно-печатные игры;
- словесные игры.
Структура дидактической игры:
1. Дидактическая задача (нужно знать уровень подготовленности воспитанников, т. к. они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями).
2. Игровые правила (цель: организовать действия, поведение детей). Могут разрешать, запрещать, предписывать, делая игру занимательной, напряженной.
3. Игровые действия или ход игры (ими направляется, контролируется выполнение правил).
Цель: заключается в том, чтобы повысить речевой и познавательный уровень детей с помощью дидактической игры.
Задачи:
- создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
- Развитие самостоятельной игровой деятельности детей;
- обогатить предметно-развивающую среду группы дидактическим пособием по сенсорному развитию детей.
- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
- совершенствовать разговорную речь и коммуникативные навыки;
- обогащать словарь;
- развивать связную речь;
- развивать математические представления, закреплять навыки счета в пределах 10;
- развивать внимание, память, мышление, фантазию, мелкую моторику рук и т.д.
Методическая разработка может быть полезна: воспитателям детских садов на занятии и режимных моментах, логопедам, родителям для использования в домашних условиях.
Описание игры: игра представляет собой полотно, на котором нашиты дерево, пруд с кувшинками, пень. Отдельно прикладываются или насаживаются на липы (по желанию педагога) дополнительные детали. У меня это яблоки, корзина, облака, тучка с дождиком, солнце, уточка, лягушка и тд. Практически все детали выполнены из фетра, некоторые животные вырезаны из материала. Само полотно сделано из плотного материала, к которому пришиты петли, для того чтобы полотно можно было закрепить в вертикальном положении. То есть данной игрой можно играть за столом либо повесить на доске и использовать как дидактический материал, к которой могут подходить дети.