«Технология интервьюирования, как составляющая ИКТ»
материал
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают включение в содержание образовательной программы ДОУ образовательную область «Речевое развитие» модуль «Художественное слово», направленную на достижение целей овладения конструктивными средствами и способами взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Реализация этой цели обеспечивается решением следующих задач:
-развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
-развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
-практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Роль развития коммуникативной компетентности у детей трудно переоценить. Именно за счет ее происходит интеграция ребенком содержания других образовательных областей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_intervyuirovaniya.docx | 42.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «АЛЕНУШКА»
Выступление на семинаре - практикуме для воспитателей
на тему:
«Технология интервьюирования, как составляющая ИКТ»
Подготовила и провела:
Музыкальный руководитель
Татаринова Оксана Владимировна
Московская область
Клин
30.10.2018
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают включение в содержание образовательной программы ДОУ образовательную область «Речевое развитие» модуль «Художественное слово», направленную на достижение целей овладения конструктивными средствами и способами взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Реализация этой цели обеспечивается решением следующих задач:
-развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
-развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
-практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Роль развития коммуникативной компетентности у детей трудно переоценить. Именно за счет ее происходит интеграция ребенком содержания других образовательных областей.
Я приняла решение организовать работу по развитию коммуникативных умений старших дошкольников с помощью технологии интервьюирования.
Интервью́ (англ. interview) в журналистике — один из жанров в форме разговора журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам. Кроме того, интервью является одним из методов получения информации в журналистике.
В интервью участвуют два собеседника: интервьюер (журналист) и интервьюируемый. Они обмениваются информацией для того, чтобы насытить аудиторию (она является третьим участником коммуникации).
Игровой метод интервьюирования создает психологический комфорт воспитанникам, раскрывает потенциал каждого ребенка, предоставляет возможности для самовыражения.
Основной формой организации детской деятельности стала сюжетно-ролевая игра «Студия журналистов».
Цель игры: формировать связную речь, в том числе диалогическую, коммуникативные навыки и творческую активность.
Задачи:
Расширять словарный запас;
Закреплять навыки ведения диалога с использованием опорных карт-схем;
Формировать умение общаться в паре, группе, коллективе, вызвать желание установить межличностное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Развивать способности к сотрудничеству, умения выдерживать паузы во время разговора, слушать и слышать других;
Способствовать использованию невербальных средств общения;
Развивать внимание, память, эмоционально-личностную сферу.
Оборудование: фотоаппарат, микрофон, блокнот с кармашками для карт-схем, карандаш, опорные карточки-схемы для ведения интервью (пиктограммы), бейджики с именами.
Предварительная работа перед каждой игрой:
Беседа.
О чем корреспондент может спросить у гостя студии?
Чем будет заниматься фотограф?
Как он обратится к гостю с предложением сделать фотографию?
Что может сказать фотограф после окончания своей работы?
Координатор (воспитатель, логопед) предлагает для запоминания последовательности и содержания вопросов зрительную опору в виде карточек с изображением символа вопроса. Поощряется инициатива детей в подборе новых вопросов. Воспитатель договаривается с детьми, каким символом будет обозначен новый вопрос и заносит его в карточку.
Карточки-символы помещаются в кармашки блокнота в установленной последовательности.
2. Распределение ролей.
Учитывается желание детей, а также конкретные задачи, которые ставит перед собой воспитатель.
3.Эмоциональная разминка.
Воспитатель предлагает детям сделать злое, затем грустное, затем веселое выражение лица. По ходу делает уточнения, комментирует положение губ, бровей и т. д.
Как выдумаете, обрадуются ли гости, если мы придем к ним с такими выражениями на лицах?
«Творческая командировка» или «интервью в студии»
Двое детей-корреспондентов по очереди берут интервью у гостей.
Игровые задания:
Творческие отчеты о проходящих в детском саду праздниках, выставках, экскурсиях, встречах;
Интервью с гостями, родителями, сотрудниками детского сада.
Примерное интервью детей о транспорте (с родителями)
Журналист. Здравствуйте! Представьтесь, пожалуйста.
Собеседник. Меня зовут …
Журналист. Где вы работаете?
Собеседник. Я работаю библиотекарем в отделе библиотечного обслуживания КДЦ «Современник».
Журналист. Не могли бы Вы ответить на мои вопросы?
Собеседник. Да, с удовольствием.
Журналист. На чем люди передвигались раньше, когда не было никакого транспорта?
Собеседник. Когда-то давным-давно, когда не было никакого транспорта, человек ходил пешком, а грузы переносил на руках. Но со временем человек приручил животных и научил их возить наездников и груз.
Журналист. А на каких животных ездили верхом и перевозили грузы?
Собеседник. Человек приручил лошадь, осла, верблюда, быка и других животных. Но иногда человеку нужно было перевезти большой груз. И он придумал повозку.
Журналист. Расскажите, пожалуйста, как выглядела первая повозка?
Собеседник. Первая повозка была из бревен вместо колес. На бревна помещали платформу. Бревна катились, и повозка передвигалась. Но это было не очень удобно, потому что бревна приходилось постоянно перекладывать. И вот кто-то придумал отпилить от бревна небольшой кусочек, проделал в нем отверстие, и получилось колесо. Два колеса соединили осью, ось прикрепили к платформе, и получилась удобная тележка. Сначала на ней перевозили грузы, потом сделали сиденье, и получилась повозка для людей. Так появился транспорт.
Журналист. Разрешите с Вами сфотографироваться на память?
Журналист. Спасибо Вам за рассказ. Вы очень интересно рассказали, на чем люди передвигались раньше.
Карточки-схемы для ведения диалога в форме интервью
№ п/п | Картинка-символ | Тема речевого высказывания | Варианты речевых обращений |
1 | Вход в диалог Приветствие | - Здравствуйте! | |
2 | Цель | - Разрешите задать Вам несколько вопросов? -Не могли бы Вы ответить на мои вопросы? -Мне хотелось бы услышать ваше мнение… | |
3 | Рассказ о работе (профессии) | - Где (кем) Вы работаете? - Чем Вы занимаетесь? - Какие инструменты Вам нужны? | |
4 | Обучение | - Где учились …? | |
5 | История появления | - Как появилась идея… | |
6 | Отношение к чему-либо | - Любите ли вы свою профессию? - А как Вы считаете? - Как Вы думаете? | |
7 | Рассказ о достопримечательностях, музеях, театрах | - Какие достопримечательности есть в Вашем городе? - В вашем городе есть музей (театр)? - Где он находится? - Расскажите о внешнем облике здания - Посещали ли Вы … - Какие экспонаты выставляются? - Какие мероприятия проводятся? | |
8 | Исторические сведения | - Как было раньше… | |
9. | Фото на память | - Разрешите с Вами сфотографироваться на память? | |
10 | Выход из диалога.
| - Вы очень интересно рассказали … - Спасибо за то, что Вы ответили на мои вопросы - Благодарю за ответы - Мы много узнали из ваших ответов… | |
11 | Помощь | - Кто помогал делать… | |
12 | Вопрос | - А знаете ли Вы… - А как Вы считаете? - Как Вы думаете? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщенный опыт работы по авторскому проекту."Занятия и упражнения по применению современных здоровьесберегающих технологий: ритмической гимнастики и её составляющих"
Ритмическая гимнастика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под...
Закаливание - как одна из составляющих здоровьесберегающих технологий.
Мы поставили перед собой задачу поддерживать, развивать и укреплять защитные силы организма ребенка, приучать противостоять неблагоприятным факторам внешней среды....
Консультация для воспитателей ДОУ "Проектный метод как важная составляющая педагогических технологий, использующихся в ДОУ. "
Консультация для воспитателей ДОУ. Из истории возникновения проектов, классификация проектов, виды проектов, этапы работы над проектом. СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ....
Дидактические игры для развития дыхания как составляющая часть здоровьесберегающих технологий.
Польза дыхательных упражнений для неокрепшей, несформированной дыхательной сиситемы дошкольника. Влияние данных упражнений на общее состояние ребенка. Примеры дыхательных упражнений с фотографиями дид...
Технология интервьюирования как средство повышения уровня речевого развития старших дошкольников с ОНР
Уже в дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников....
Презентация инновационного опыта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством технологии интервьюирования»
Вопрос ранней профориентации дошкольников в настоящее время является актуальной задачей дошкольного образования и имеет большую социальную значимость....
Использование технологии интервьюирования в развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
Технология «интервью» помогает закрепить и обобщить знания, подвести итоги работы на занятии. Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается не только диалог...