Обобщенный опыт работы по авторскому проекту."Занятия и упражнения по применению современных здоровьесберегающих технологий: ритмической гимнастики и её составляющих"
методическая разработка по физкультуре по теме
Ритмическая гимнастика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальными движениями. Здесь темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов. А современная ритмичная музыка, танцевальные движения создают положительные эмоции. Она является одним из главных средств музыкально-ритмического воспитания, которое предполагает воздействие на организм человека не только движением, но и музыкой. О благотворном влиянии музыки известно много. Она используется в различных областях медицины и практической психологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskiy_proekt_ritmika.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщенный опыт работы по авторскому проекту.
Тема:
"Занятия и упражнения по применению современных здоровьесберегающих технологий: ритмической гимнастики и её составляющих"
Паршина Л. И. инструктор по физической культуре, первая квалификационная категория, МБДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления № 60 "Дружная семейка" г.Альметьевска
«Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости … . Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость. Иначе он теряет половину своей цели» (Жак Далькроз).
1. Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре. «Здоровый образ жизни», «физическая культура личности», «физкультурная образованность» - эти словосочетания все чаще входят в нашу повседневную жизнь, составляя ее неотъемлемую часть. Великая ценность каждого человека – здоровье, оно немыслимо без систематических занятий физическими упражнениями.
Термин «Аэробный» означает «живущий в воздухе» или «использующий кислород».
Аэробные упражнения относятся к таким видам физической нагрузки, когда необходимо наличие кислорода в течение продолжительного времени. Они предъявляют организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода. В результате происходит благоприятные изменения в легких, сердце и сосудистой системе. Можно сказать, что регулярные занятия аэробикой повышают способность организма пропускать воздух через легкие. Увеличивают общий кровоток, причем кровь эффективнее осуществляет одну из своих основных функций – транспорт кислорода.
Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы, от 0 до 7 лет, закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребенка.
Хорошая координация – один из важных показателей успешного физического развития ребенка. Повысить уровень координации поможет ритмическая гимнастика и ее составляющие – «степ – аэробика», фитбол – гимнастика.
2. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности, снизили творческую активность, замедлили физическое и психическое развитие, вызвали отклонение в социальном поведении. В силу этих причин проблема сохранения здоровья детей становится особенно актуальным во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области, где вся практическая работа, направлена на укрепление здоровья детей разного возраста.
На сегодня серьезным недостатком является малоподвижность детей. Наши дети много сидят не только дома у телевизоров и компьютеров, но и на учебных занятиях в детском саду. Они много занимаются и мало двигаются. Это плохо сказывается не только на физическом, но и на духовном развитии, снижается тонус их нервной системы, угнетает психическую активность. У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Это отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности. Из этого следует - физическое воспитание есть основа основ дошкольного воспитания. Физическое воспитание, а именно ритмическая гимнастика, степ-аэробика, фитболы создают хорошее самочувствие, «заряжают» ребенка бодростью и энергией.
3. Цель нашего детского сада - через веселую музыку, высокую двигательную активность детей создать радостное, приподнятое настроение, зарядить положительной жизненной энергией. Способствовать не только телесному развитию ребенка, но и формирования его психических способностей.
Как в ритмической гимнастике, так и в степ-аэробике, фитбол-гимнастике наш детский сад параллельно ставит перед собой как общие, так и частные задачи. Общие задачи – оздоровительные, учебные, воспитательные. К частным мы отнесли следующие задачи:
- повышать эмоциональный настрой детей;
- воспитывать у дошкольников стойкий интерес и потребность к занятиям физической культурой;
- формировать двигательную культуру;
- способствовать формирования правильной осанки;
- повышать физическую работоспособность;
- развивать основные физические качества;
- совершенствовать чувство ритма, музыкальность.
Решение этих задач всецело направлено на воспитание гармонично развитой личности.
Ритмическая гимнастика, степ-аэробика и фитбол-гимнастика базируются на огромном арсенале разнообразных движений. Каждому упражнению мы даем свое название и выполняем под соответствующую музыку. Занимаясь аэробикой, дети получают представление о разнообразном мире движений, особенно на первых порах, является для них новым и необычным.
4. Серьезно о аэробике я задумалась 8 лет назад, так как 8 лет назад сама начала посещать занятия аэробикой. Занятия аэробикой, а именно: ритмической гимнастикой, на степ-платформах и на фитболах повышали мой жизненный тонус, давали заряд бодрости и массу положительных эмоций. Получая положительное от занятий аэробикой, я начала думать о своих детях. Возможно и мне аэробика поможет без излишнего напряжения, насилия над детским организмом, без муштры и нудной монотонной работы содействовать оптимальному развитию у детей силы, гибкости, быстроты, выносливости, ловкости. Осторожно, шаг за шагом, я начала внедрять свои задумки в работу.
Немного о ритмической гимнастике.
Ритмическая гимнастика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальными движениями. Здесь темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов. А современная ритмичная музыка, танцевальные движения создают положительные эмоции. Она является одним из главных средств музыкально-ритмического воспитания, которое предполагает воздействие на организм человека не только движением, но и музыкой. О благотворном влиянии музыки известно много. Она используется в различных областях медицины и практической психологии.
В общем виде занятие ритмической гимнастикой состоит из следующих основных фаз: разминка, аэробная фаза, заминка, силовая нагрузка.
- Разминка имеет большое значение, но, к сожалению ее часто игнорируют, результатом чего являются растяжения мышц. При разминке детям я даю легкую нагрузку в течение 2-3 минут. Здесь я использую различные виды ходьбы, бега, идет работа на воображение, подражание, импровизацию.
- Аэробная фаза является главной для достижения оздоровительного эффекта, профилактики умственного, сенсорного и эмоционального утомления, средством развития выносливости. Поэтому при их создании я учитываю ряд факторов. Первый среди них – возраст и подготовленность детей. Учитываю группу здоровья, индивидуальность ребенка. Эта серия упражнений проходит в быстром темпе. Заканчивается аэробная фаза танцевально-беговой серией упражнений. Она проходит в интенсивном темпе, одно упражнение сменяется другим.
- Заминка – третья фаза занятий ритмической гимнастики занимает минимум пять минут, в течение всего этого времен следует продолжать двигаться, но в достаточно низком темпе, чтобы постепенно уменьшить частоту сердечных сокращений. В этой фазе я использую медленные, пластичные движения, дыхательные упражнения. Всегда напоминаю детям чтоб не стояли на месте без движения, даже в тот момент, когда измеряется пульс и ни в коем случае на садиться. Если после напряженной тренировки я заметила у ребенка тошноту или головокружение во время заминки, то предлагаю ребенку несколько минут просто полежать на спине, подняв ноги вверх.
- Силовая нагрузка не должна превышать 10 минут. Здесь идет партерная серия из исходных положений лежа и сидя эта группа упражнений предназначена для развития гибкости позвоночника, укрепления мышц спины и брюшного пресса, мышц ног. Все упражнения рекомендуется выполнять в умеренном темпе, так как они требуют наибольшей затраты энергии.
Завершается ритмическая упражнениями на расслабление, цель которых – обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени. Это могут быть упражнения - из исходных положений стоя, сидя, лежа.
Один комплекс рассчитан на 2 месяца. Обучение провожу в три этапа.
На первом этапе изучения материала работаю в «полную силу», технично и выразительно показываю движения. Приступая к изучению материала, я непросто показываю упражнение за упражнением, но и комментирую его выполнение. Каждое движение должно нести в себе эмоциональный образ. Особое внимание уделяю серии пружинных шагов. Прослушиваем музыку (в выборе музыки дети принимают активное участие) для создания настроения, а затем переходим к детальному обучению этих шагов. Уделяю большое внимание технике движений ног, руки пока можно держать на поясе. Выучив отдельно шаги, затем добавляю движения рук. Движении ног и рук могут быть одновременными, поочередными, последовательными и самые сложные это разноименные и разнонаправленные. Для развития координации в упражнениях для рук ног я веду поэтапное нарастание сложности. На первом этапе овладение пространственными ориентировками изменение положения отдельных частей у нас проходит под контролем зрения.
Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа – необходимые условия для развития координации.
Обучение движению начинаю с простого упражнения. Усвоив данное упражнение усложняю его дополнительными движениями, соединяя эти движения в одну «связку». Обучение следующей «связке» провожу по такому же принципу. Усвоив все «связки» соединяем все это в единое целое. Постепенно простейшие соединяя обрастают рядом новых элементов, становятся все более сложными упражнениями. Уделяю внимание связующим выразительным жестам. По мере усвоения материала прибавляю темп выполнения. При затруднении выполнения сложной «связки» разбираем детально и выполняем ее еще раз в среднем темпе, а затем в быстром темпе. Весть комплекс повторяем 3 – 4 раза без фонограммы. Прослушиваем фонограмму без движений.
На втором этапе выполняем комплекс целиком 1 раз, прерываясь на исправление и уточнение техники отдельных упражнений. На этом этапе детям доступно словесное обозначение различных направлений, но все это по отношению к частям тела самого ребенка. Даю задание детям: выполнить отдельные «связки» самостоятельно или по словесной подсказке. Определить наиболее подготовленных детей и на следующем занятии поставить их в первый ряд для образца выполнения.
Обучение идет по принципу от простого к сложному, поэтому выполнение координационных движений детьми препятствий не встречает. Выучив простое движение, добавляются различные элементы с подключением рук, плеч, головы. Именно это способствует развитию способности контролировать движения своего тела.
Повторить комплекс целиком, уточняя и исправляя действия детей. Даю большую самостоятельность детям, корректирую действия словами и жестами. Повторить комплекс без фонограммы, а затем под фонограмму. Останавливая фонограмму в момент уточнения техники выполнения упражнений, выполнить разученный комплекс целиком. Привлекаю внимание детей к музыкальному сопровождению: чувство ритма, темпа, времени, пространства, содержания и силы звучания музыки. Дети запоминают много последовательно связанных отдельных упражнений и связок. Кроме этого, им необходимо точно согласовывать их с музыкой, а значить, запоминать музыкальный материал, все его нюансы и переходы. При этом надо еще сосредотачивать внимание на моих действиях, командах и указаниях. Так от занятия к занятию совершенствуются внимание и память наших детей.
На третьем этапе дети выполняют комплекс упражнений самостоятельно без моей помощи, работают согласованно, без остановок. Воспитываю в детях уверенность в свои силы и возможности. Получить положительный и эмоциональный настрой, бодрый заряд от полученной нагрузки.
Упражнения по своей структуре необычны, поэтому нашим детям нравится выполнять их с музыкальным сопровождением. Под воздействием музыки движения становятся более четкими, ритмичными, координированными. Музыкально – ритмические движения помогают нашим детям научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат ориентироваться в пространстве, укрепляет основные виды движений, способствует освоению элементов плясок и танцев.
Музыкальное воспитание приносит много пользы: повышает музыкальную культуру детей; и постепенно должно появиться в единстве с двигательным мастерством, составить с ним единый художественный образ. Плохая музыка, не соответствующая характеру упражнения, запоминается плохо, не вызывает у детей интереса к работе, побуждает к формальному исполнению. Хорошая музыка соответствует заданию, вызывает высокий эмоциональных настрой, творческую активность и прочно запоминается с необычайной легкостью.
. Дети повторяют движения осознанно, а не механически, что является главным условием запоминания упражнений. Поэтому запоминание происходит более легко и естественно, чем на обычных физкультурных занятиях. Я постоянно помню о том, что нельзя, не усвоив предыдущего, усвоить последующий. Мое обязательное условие обучения это закрепление и сохранение в памяти основных упражнений комплекса. Усложняя в процессе многократного повторения главное, основное упражнение различными деталями и дополнительными движениями, я каждый раз создаю новые, незнакомые композиции, которые помогают детям прочно запомнить и усвоить общие основы изучаемого материала. Постепенно простейшие соединения обрастают рядом новых элементов, становятся все более сложными упражнениями.
Кульминацией изучения каждого комплекса является Праздник. Дети знают об этом и с большим желанием и нетерпением готовятся к нему, предвкушая радость выступления перед зрителями. Дети показывают свое мастерство на утренниках, досугах, развлечениях. Ни какие дела и никакая усталость не сломят их желания поучаствовать на этих мероприятиях. Даже болезни уходят прочь.
На занятиях я способствую и приветствую все проявления хорошего настроения. Часто дети во время выполнения упражнений комплекса напевают мелодии звучащих песен. Это нисколько не мешает им. Яркими жестами, хлопками они выражают свою радость от проделанной работы. Они не замечают усталости, для них нет преград на пути овладения сложными упражнениями. Они уверены в успехе, у них все получается.
Степ-аэробика, наверное, один из самых простых и эффективных стилей и направлений в большом семействе аэробики. «Степ» в переводе с английского языка буквально означает “шаг”. Шаговая аэробика очень проста, она не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений. Всё, что вам нужно, - это уметь красиво ходить.
Степ-аэробика уникальна в своём роде. Нам не приходиться приобретать дорогостоящие тренажеры. Достаточно самого минимума, который состоит из шаговой скамейки. Скамейки для степа бывают разными. Основное требование для них – нам должно быть удобно на них заниматься.
В нашем детском саду для работы с дошкольниками, мы используем пластмассовые гимнастические скамейки. Они очень удобны в применении: легкие, устойчивые, многофункциональные к тому же такие скамейки легко моются и не занимают много места при хранении. Важно еще и то, что пластмассовая поверхность скамейки и ножки не скользят ни по ковру, ни по полу.
В степе используются те же упражнения, что и в классической гимнастике. Все они направлены на тренировку мышц сердца, на выработку лучшей координации движений. Регулярность и правильность организованных занятий с детьми повышают уровень двигательной активности и имеют оздоровительное значение.
Занятия степ-аэробикой мы проводим с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста как кружковую работу один раз в неделю. Перед занятием проводится влажная уборка зала и сквозное проветривание. Занимаются дети в спортивной одежде (шорты, футболка и обязательно спортивная обувь).
Несколько простых, но важных правил. Подъем на платформу мы осуществляем за счет работы ног, а не спины. Ступню ставим на платформу полностью. Спину всегда держим прямо. Не делаем резких движений, а также движений одной и той же ногой или рукой больше одной минуты.
Шагаем вперед с пятки, назад с носка. При спуске с платформы пятки прижимаем на пол. Стараемся не смотреть на ногу, это нарушает осанку и может повлечь за собой травму. Повреждения могут быть следствием слишком сильного толчка ногой либо неправильного размещения стопы. Чтобы этого не произошло, для занятий степ-аэробикой необходима комфортная обувь с хорошей амортизацией и фиксацией голеностопа.
Изучение комплекса проходит так же в три этапа. Особое внимание в работе со степ – скамейками я обращаю на равновесие.
Координация, ловкость движений невозможны без развития функции равновесия, которая определяется положением центра тяжести тела над площадью опоры. Чем меньше площадь опоры, чем выше центр тяжести от площади опоры, тем труднее сохранить равновесие. Оно зависит и от силы инерции предшествующего движения, в особенности, если далее следует статическая поза. Например, встать на степ – скамейку, выполнить мах левой прямой ногой, правую руку вынести вперед – вверх, левую – назад. Затем вернуться в и.п., сохранить равновесие и успеть начать выполнять упражнение с левой ноги и т.д.
Степ-аэробика - это тот вид спорта, в котором есть место выдумке и творчеству. Мы с детьми сами сочиняем свои собственные танцевальные композиции. Во время обсуждения возникают некоторые разногласия между девочками и мальчиками. Так непроизвольно у нас получается гендерный подход к составлению композиций. Занимаемся один раз в неделю. Учу детей быть чуткими к ощущениям в ногах. Избегаем некомфортных для детей упражнений.
Движения на степе довольно просты, их легко выучить. Базовые шаги образуют множество комбинаций. Легкие, ритмичные движения под музыку равноценны пробежке. Для достижения эффекта, в нашем детском саду, продолжительность выполнения этих упражнений составляет не менее 20 -30 минут, этого времени вполне хватает для того, чтобы получить необходимую физическую нагрузку.
Упражнения для степ – аэробики мы подбираем преимущественно циклического характера (ходьба, приставные шаги, повороты), вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям.
Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной, основной и заключительной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Первым упражнением беру обычную ходьбу на месте. Она служит хорошей разминкой. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой. Добавляю упражнения для рук, затем для ног с использованием степ – скамейки. Во время занятия степ-аэробикой я постоянно напоминаю детям об осанке, сохранения равновесия и правильном дыхании, поддерживаю их положительные эмоции.
На занятиях по степ-аэробике использую несколько исходных положений для выполнения упражнений со скамейкой. Все зависит от того, какие именно движения мы собираемся делать. Исходная позиция может быть лицом к скамейке, боком к ней, с левой или правой стороны, а также позади. Все эти позиции варьируются, для того чтобы упражнения задействовали как можно больше группы мышц и при этом не были бы монотонными. В силовой части комплекса использую исходные положения сидя: на полу, на степ – скамейке; лежа на полу. Основная часть занятия заканчивается подвижной игрой.
В заключительной части комплекса аэробики провожу: упражнения на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе, малоподвижную игру. Дети идут в группу и пьют сок или напиток из шиповника.
Занятия степ-аэробикой с детьми у нас носит игровой характер, приносит им радость, у них возникает желание совершенствовать своё тело. Это нам помогает достигнуть свою цель. В противном случае цель не будет достигнута.
Коллективные занятия детей под музыкальное сопровождение воспринимаются воспитанниками гораздо лучше, повышают их эмоциональность. Выполняя совместные упражнения, дети не чувствуют дискомфорт, неуверенность даже если не всё получается.
В зависимости от времени года и погодных условий для разнообразия мы проводим занятия, как в физкультурном зале, так и на улице, на спортивной площадке.
Музыка обязательно звучит у нас на каждом занятии степ-аэробикой. Основное требование - это ритмичность и эмоциональность. Используем знакомую для детей мелодию, как инструментальную, так и вокальную: песни, музыка из кинофильмов, мультфильмов, потому что даже на подсознательном уровне ребенок невольно следует музыкальному ритму.
Предлагаем детям сочинить свои собственные танцевальные композиции и проводим конкурс на лучшее упражнение. Это вызывает большой интерес у детей, ведь поклонники степа справедливо считаются хорошими танцорами.
Мы не боимся фантазировать! Степ-аэробика – это вид спорта, в котором есть место выдумке и творчеству.
Фитбол в переводе с английского означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. Фитболы позволяют максимально индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс за счет широких возможностей коррекции осанки. Гимнастика на фитболе укрепит мышцы спины, сделают позвоночник здоровым, гибким и сильным. А здоровый позвоночник – залог свободного распределения нервных импульсов по организму и нормального функционирования нервной системы. Занятия на мяче укрепляют и развивают все группы мышц, улучшают общий тонус.
Фитбол – гимнастика позволяет решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи:
- учиться правильно сидеть на фитболах;
- учиться покачиваться и подпрыгивать на фитболах;
- научиться выполнять упражнения в разных исходных положениях;
- укреплять различные группы мышц;
- развитие и совершенствование координации движений равновесия;
- учиться выполнять упражнения в паре со сверстниками, танцевальные движения;
- побуждают детей к проявлению самостоятельности, творчества, активности;
- улучшение коммуникативной и эмоционально – волевой сферы.
Для постепенного правильного освоения упражнений мы организовали обучение детей по этапам, т.е. от облегченных и.п. и простых упражнений на 1-м-2-м этапах перейти к сложно-координационным заданиям на З-м-4-м этапах.
На первом этапе работы даю детям представление о форме и физических свойствах фитбола. Обучаю правильной посадке на фитболе, базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе). В содержание занятия включаю традиционную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног, комплексы ритмической гимнастики. 5-6 упражнений с фитболом, игровые упражнения в виде эстафет, упражнения на растягивание и расслабление мышц без фитбола. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.
Дальше дети учатся:
- сохранять правильную осанку при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе;
- сохранять правильную осанку при уменьшении площади опоры;
- сохранять равновесие с различными положениями на фитболе;
- выполнять упражнения в расслаблении мышц на фитболе.
При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе контролирую постоянный контакт с поверхностью фитбола. Структура занятия сохраняется, но увеличивается объем упражнений на фитболе. Можно использовать музыкально – ритмические композиции с различными перестроениями.
По мере усвоения детьми материала, задание усложняю. Предлагаю детям выполнить комплекс общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе. Выполняем упражнения на растягивание с использованием фитбола. Совершенствуем качество выполнения упражнений в равновесии.
Занятие состоит из трех частей: подготовительная – разогревание организма и создание положительного эмоционального настроя; основная часть – физическая нагрузка и заключительная часть – расслабление и рефлексия.
На каждом занятии стремимся к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения. Одним из эффективных средств для создания положительного настроя является музыкальное сопровождение. Кроме того, обращаю внимание на эстетику выполнения упражнений, демонстрируя для примера детей, правильно выполняющих упражнения и мой личный пример.
Занятия делаю разнообразными, включаю в них то одни, то другие упражнения. Начинаю с более простых упражнений и постепенно перехожу к более сложным. Постоянно слежу за правильным положением тела на фитболе, за правильностью выполнения упражнений. Принимаю меры для предотвращения травматизма.
Подбираем фитбол каждому ребенку по росту так, чтобы обеспечить при посадке угол в 90° между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой. Для большей устойчивости ноги в опоре стопами на полу расположены на ширине плеч.
Перед занятием проверяем зал, чтоб поблизости отсутствовали острые предметы, которые могли бы повредить фитбол и травмировать ребенка.
Следим, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая движениям, и нескользящая обувь.
Начинаю занятия с простых и.п. и упражнений, постепенно переходя к более сложным, решая задачи создания мышечного корсета и улучшения качества управления движениями.
Слежу за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и не вызывало дискомфорта.
Исключаю во время занятий быстрые и резкие движения, скручивания в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивное напряжение мышц шеи и спины. Резкие повороты, скручивания, осевая нагрузка повреждают межпозвонковые диски, играющие роль амортизаторов. Чрезмерные движения (на уровне анатомического барьера подвижности) увеличивают нестабильность позвоночно-двигательных сегментов.
При выполнении упражнений в положении лежа, слежу за тем, чтобы дети не задерживали дыхание. Не злоупотребляю статическими упражнениями в и.п. лежа на животе, так как длительное повышение внутрибрюшного давления ухудшает кровообращение.
- При выполнении упражнений в положении лежа на животе и лежа на спине, постоянно напоминаю детям о том что, голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию. Не допускаются наклон и запрокидывание головы вперед-назад, поскольку это приводит к усилению шейного лордоза и появлению симптомов нестабильности шейного отдела позвоночника, часто встречающегося у детей. По этой же причине мы не увлекаемся прыжками на фитболах.
При выполнении упражнений слежу чтобы фитбол не двигался, за исключением упражнений, связанных с его прокатыванием и перемещением.
При выполнении упражнений в положении лежа на животе с упором руками на полу ладони должны быть параллельны и располагаться на уровне плечевых суставов.
Физическая нагрузка по времени соответствует возрасту занимающихся.
Слежу за техникой выполнения упражнений, соблюдаю приемы страховки и обучаю детей самостраховке.
Использую упругие свойства фитбола в качестве сопротивления для развития силы; массу фитбола применяю для отягощения. Упражнения на силу чередую с упражнениями на растягивание и на расслабление.
Каждое упражнение повторяем сначала 3-4 раза, постепенно увеличиваю до 6-7 раз. Упражнения выполняем последовательно, с чередованием нагрузки на разные группы мышц из различных и.п. В основной части занятия мы используем 5 мин. для выполнения специальных корригирующих упражнений индивидуально. В заключительную часть занятия включаем игры и упражнения на восстановление дыхания и расслабление.
С целью формирования коммуникативных умений у детей, предлагаю упражнения выполнять в парных ОРУ, подвижных играх, командных соревнованиях.
С детьми дошкольного возраста использую упражнения для самопознания, уточнения представлений детей о строении своего тела (называть части тела и их движения, проводить игры «Запрещенное движение», «Коснись названной части тела» и др.).
Используем упражнения в качестве фрагмента занятия. Например, в основной части даем комплекс общеразвивающих упражнений, в заключительной части — подвижные игры с фитболами. Время упражнений с фитболами не превышаем 40-60% общей длительности занятия. Даем возможность детям не только упражняться с фитболами, но и ходить, бегать, прыгать, лазать, танцевать.
Гимнастикой с мячами можно заниматься индивидуально или в подгруппах. Время проведения одного занятия с детьми 3-4 лет – 15 - 20 мин., с детьми 5-6 лет – 25 - 30 мин. Занятия проводим в чистом, проветренном помещении, дети занимаются на ковриках, одеты по возможности легко, лучше без обуви (в носках). Положительный эмоциональный фон, позитивное отношение к занятиям, улыбка, радость делают занятия особенно эффективными.
Безусловно, фитбол – гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм, способствует развитию творчества детской фантазии и эмоционально раскрепощают детей.
Кроме того, в процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников: ребёнок оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.
Таким образом, фитбол-гимнастика, являющаяся на данный момент инновационным направлением в физического воспитании и оздоровлении детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка.
В работе с детьми ритмическая гимнастика, степ-аэробика и фитбол-гимнастика проводятся в различных вариантах:
• в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25—30 мин. ;
• как часть занятия (продолжительность от 10 до 15 мин.) в виде ОРУ с предметами и без;
• в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
• в показательных выступлениях детей на праздниках;
• как степ-развлечение;
Степ-платформа используется разнообразно:
• в качестве оборудования для формирования основных видов движений: бег, ходьба, прыжки, ползание;
• для подвижных игр как для детей старшего, так и младшего возраста,
• для проведения эстафет,
• для выполнения ритмических композиций, танцевальных движений, игроритмики,
• для индивидуальной и самостоятельной двигательной активности.
5. Сегодня наши дошколята занимаются физкультурой с удовольствием во многом благодаря организации занятий в виде аэробики. Открываются новые перспективы в использовании ритмической гимнастики в общепедагогическом процессе.
Бесспорно, одной из задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучению в школе. Требования общеобразовательной школы с каждым годом растут, в связи с чем увеличивается информационная нагрузка на ребенка – дошкольника. Родители стремятся нагрузить ребенка интеллектуальной деятельностью в ущерб двигательной, лишь бы поступить в престижную школу, гимназию, лицей. Существует даже практика найма репетитора для подготовки ребенка к школе.
К сожалению физическому воспитанию детей в семье и обществе отводится далеко не первое место. А вед именно в дошкольном возрасте возможно и необходимо формировать основы здорового образа жизни, прививать детям интерес к занятиям спортом, следить за их физическим развитием, закалять, тем самым создавая крепкую базу здоровья.
На занятиях ритмической гимнастикой идет одновременно развитие физических качеств и формирование базы эстетических движений тела и его частей. Двигательная культура во многом зависит и от психических проявлений личности. В первую очередь от развития внимания, памяти, мышления, представления, воображения ребенка. Если он невнимателен, значит, плохо запоминает упражнения и всегда излишне напрягается при их выполнении. Недостаток образного и логического мышления приводит к ошибкам при выполнении комплексов упражнений. Плохо сформированные представление и воображение не позволят ребенку выразительно создать и передать движениями необходимый образ. Двигательная культура человека во многом отражает его внутреннее содержание, умение управлять своим телом и эмоциями. Замечено, что красиво двигающийся человек более свободен, легок и прост в общении. Он – хозяин своего тела. Занятия ритмической гимнастикой в большей степени способствуют развитию как моторной, так слуховой и зрительной памяти.
Надо отметить, что игра интересна не только детям, но и взрослым. Недаром в настоящее время в телеэфире появилось столько игр-шоу. Так что, на мой взгляд, занятия аэробикой полезны и педагогам. Они не только наблюдают детей «снаружи», но и «изнутри», глубже чувствуют их настроения, переживания, понимают техническую сложность упражнений. В совместной игровой деятельности формируются теплые отношения взрослого и ребенка. Взрослые лучше узнают своих детей. Радость от движения на занятиях заряжает воспитателя энергией на целый рабочий день, способствует поддерживанию отличного настроения.
Сколько ярчайших эмоций и переживаний создают музыка и движения
- основные помощники «волшебной феи» Ритмической гимнастики!
Литература:
Кузина И. Степ-аэробика для дошкольников// Дошкольное образование, 2008 №5
Кузина И. Степ-аэробика не просто мода// Обруч 2005 №1.
Долгорукова О. Фитнес-аэробика// Обруч 2005 №6
Белова Т. А. Использование степ-платформы в оздоровительной работе с детьми// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2009 №7
Барабаш Т. Л. Речедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов// Справочник
Раевская Е.П. Руднева С.Д. Музыкально – двигательные упражнения в детском саду. – М.:Просвещение 1991
Серия «Дошкольник» Физкультурные занятия с дошкольниками в ритме сказок.Н.А.Фомина и др. Волгоград: Учитель, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение современных здоровьесберегающих технологий в логопедической работе
На сегодняшний день приоритетными задачами в программе модернизации российского образования являются: оздоровление ребёнка-дошкольника и культивирование здорового образа жизни.Одним из средств решения...
Применение современных здоровьесберегающих технологий. Перспективное планирование.
Мероприятия, периодичность, ответственный....
Упражнения по применению современных здоровьесберегающих технологий на физкультурных занятиях в ДОО.
Примерные комплексы упражнений на мешочках с камешками.Мешочки с камешками – клеенчатый мешочек с камешками размером 15/30 см., используется как в вводной части занятия, так и в ОРУ....
План - конспект физкультурно-оздоровительного занятия на прогулке (с применением современных здоровьесберегающих технологий): - название: «Непоседы».
Задачи в соответствии с образовательными областями: Продолжать учить детей четко выполнять движения при выполнении общеразвивающих упражнений. Упражнять детей в непрерывном беге до 2 мин, х...
Мастер-класс с презентацией для педагогов «Применение современных здоровьесберегающих технологий при проведении физкультурно - досуговых мероприятий с дошкольниками»
Цель: Распространение педагогического опыта по применению здороьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста....
Применение современных здоровьесберегающих технологий (из опыта работы)
Применение современных здоровьесберегающих технологий (из опыта работы)...
Проект «Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии работы с детьми»
На сегодняшний день в арсенале педагогов, имеется обширный практический материал, включающий традиционные методы так и нетрадиционные технологии. Одной из нетрадиционных технологий является массажер С...
Комментарии
Людмила Ивановна, очень
Людмила Ивановна, очень интересный материал! Ставлю 10 баллов. Удачи Вам и творческих успехов!!!!
Здравствуйте! Мы с Вами
Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе. Давайте поддержим друг друга. Я проголосовала за Вашу работу. Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/649052 Спасибо и удачи Вам!
Интересный материал, будет
Интересный материал, будет желание познакомьтесь и смоей работой моя ссылка http://nsportal.ru/node/611448
полезный материал , голосую,
полезный материал , голосую, мою работу можно посмотреть по ссылке http://nsportal.ru/node/651941
Очень понравилось, желаю
Очень понравилось, желаю успехов в дальнейшей работе.