конспект занятия "Солнечные лучи"
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на метеоплощадке Цель: познакомить детей с вертушкой, ветряным рукавом, закрепить и обобщить знания детей о метеоплощадке, о ее назначении, закреплять знания о тихой и ветреной погоде, силе ветра, учить детей определять направление ветра по окружающим предметам, учить отмечать погоду в календаре природы, развивать память, воображение, наблюдательность, логическое мышление, расширять кругозор детей, воспитывать в детях экологическую культуру, любовь к родной природе, умение видеть красоту природы. Предварительная работа: знакомство с метеоплощадкой, беседы о погоде, временах года, о погодных явлениях наблюдения за погодой на метеоплощадке, работа с календарем природы в группе, разучивание стихов о погодных явлениях, погоде, временах года. Словарная работа: электронная почта, воздушный змей, метеоплощадка, вертушка, ветряной рукав, «ловушка ветра», термометр, погодные явления, ясная, облачная, ветреная погода, осадки Оборудование: вертушка, термометр, ветряной рукав, календарь погоды, мольберт, воздушный змей Ход занятия: Воспитатель входит в группу, здоровается с детьми и рассказывает новость. - Здравствуйте! Ребята, сегодня утром мне пришло электронное письмо от героя одного известного мультфильма, а какого именно вы узнаете, прослушав эту песенку. (включаю аудиозапись из мультфильма - Кто понял, из какого мультфильма эта песня? - Верно, ребята, это «Фиксики». А письмо мне прислал Дим Димыч. Хотите узнать, что он написал? - Тогда слушайте внимательно: (читаю текст письма) «Здравствуйте, ребята! Вчера мой папа подарил мне воздушного змея на день рождения! Я хотел сразу же бежать на улицу, чтобы его запускать, но папа сказал что, для этого погода должна быть без осадков и ветреной. Мы с Ноликом решили попробовать запускать его сегодня, но никак не можем определиться с погодой. Ребята помогите нам, пожалуйста, напишите, подходит ли погода для игры с воздушным змеем или нет. Будем с нетерпением ждать от вас ответа. Подпись:Дим Димыч». - Ну что, ребята, поможем нашему герою? (ответ детей) - Отлично! Тогда одевайтесь скорее. Я жду вас у метеоплощадки нашего детского сада. (дети одеваются, выходят на улицу и подходят к метеоплощадке) - Вот мы с вами и на месте. Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нужна метеоплощадка? (для того, чтобы наблюдать за погодой) - А кто знает кто такие метеорологи? (это люди, которые составляют прогноз погоды) - Прежде, чем мы с вами начнем говорить о погоде,отгадайте загадки о погодных явлениях, которые мы можем наблюдать. Готовы?
Это важный показатель, Градусник - ее приятель. Если жарко - высока, А в мороз она низка. (Температура)
Он на лужах, посмотри, Выдувает пузыри. Хочет, чтобы я и ты Не забыли про зонты. (Дождь)
Пушистая вата Плывет куда-то. Чем вата ниже, Тем дождик ближе.(Облака)
По полю рыщет, поет да свищет, Деревья ломает, к земле приклоняет.(Ветер)
Ты весь мир обогреваешь Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все ...(Солнце) - Молодцы, ребята! Все отгадали. - А сейчас давайте представим, что мы с вами метеорологи. Согласны? - Прежде чем мы приступим к прогнозу погоды, послушайте стихотворение и скажите о чем здесь идет речь.
Наклоняется трава. Шелестит весь день листва. И деревья сами Двигают ветвями. Наш цветной воздушный змей Стал проворней, веселей – Он летит и скачет – Что всё это значит? Знают взрослые и дети: Это значит – нынче ветер! Л. Стефанович - Итак, ребята, о чем это стихотворение? Верно, оно о ветре и о воздушном змее, который летит в небе, подгоняемый ветром. - Вспомните, пожалуйста, какая должна быть погода, чтобы запустить воздушного змея? - Верно, погода должна быть ветреной и без осадков. - Скажите, а как можно определить пасмурная или ясная сейчас погода. (посмотреть на небо, если там нет туч или облаков, светит солнышко, значит погода ясная) - Хорошо. Тогда подскажите мне, какая сегодня погода? (ясная, хорошая или облачная, но без осадков ) - Почему вы так решили? (ответы детей) - А хотите поиграть в игру «Облако и туча». (ответы детей) - Слушайте внимательно правила игры, если я говорю: «Облако!», бегите к рисунку облака, если говорю: «Туча!», то бегите к рисунку тучи. (На одной стороне дорожки поставить шест с рисунком тучи, на другой – с рисунком облака. Дети бегают по центру) - Молодцы! Отдохнули, согрелись? Продолжим нашу беседу. Ребята, мы с вами говорили о том, как узнать облачно или ясно на улице, а как же узнать ветрено ли на улице? ( посмотреть на деревья, если ветки колышутся и дерево гнется, значит, на улице есть ветер. Почувствовать на своем лице дуновение ветра) - Правильно ребята! А сегодня я хочу научить вас еще одному способу, как можно определить ветреную погоду. Для этого нам понадобятся специальные приборы, которые находятся на нашей метеоплощадке. - Посмотрите, на устройство, которое называется вертушка. Давайте все вместе скажем это слово и запомним (дети повторяют за воспитателем) - Ребята, если лопасти на вертушке крутятся, это значит на улице ветер, и чем сильнее ветер, тем быстрее они вертится. - Понаблюдайте за ней и скажите, какой сейчас ветер (сильный) - Как вы это поняли? (вертушек сильно крутится) - А еще здесь находится прибор, который называют «ветряной рукав» или «ловушка ветра». (показываю на прибор) - На что он похож? (ответы детей) - Как вы думаете, для чего он нужен? (ответы детей) - Верно, ребята, он тоже указывает, есть ли на улице ветер. - Давайте изобразим, как дует ветер. Если я скажу «Сильный ветер», вы произнесете звук «ш» громко, если скажу «Слабый ветер», произнесете звук «ш» тихо. Приготовились. (Речевая игра «Ветер-ветерок!) - Ветерок поёт песенку (ш-ш-ш). «Дует сильный ветер» (дети произнося звук «ш» громко) - «Дует слабый ветер» (произносят звук «ш» тихо) - Ребята, а как мы можем узнать, холодно или тепло на улице? (с помощью термометра) - Верно, посмотрев на термометр, мы узнаем, сколько градусов на улице. Давайте взглянем на термометр, который находится на метеоплощадке. (Подхожу к термометру ) - Итак, температура воздуха составляет …градусов. Холодно или тепло сейчас? (ответы детей) - Давайте еще раз посмотрим на приборы и на природу вокруг и поведем итог, какая сегодня погода. (дети подводят итог) - Наши друзья наверно уже заждались от нас ответа. Но, прежде чем, мы напишем им ответ, давайте выполним пальчиковую гимнастику. Готовы? Пальчиковая гимнастика: На дворе мороз и ветер, На дворе гуляют дети, (сжимают и разжимают пальцы) Руки, руки потирают (потирают руки ) Руки тихо согревают (складывают руки лодочкой и дуют в них) Не замерзнут руки-крошки – Мы похлопаем в ладоши (хлопают в ладоши) Вот как хлопать мы умеем, (хлопают в ладоши) Вот как руки мы согреем (показывают руки)
- Хорошо, молодцы! Теперь давайте напишем ответ, но я предлагаю вам написать необычное письмо, а нарисованное. Мы с вами обозначим погоду с помощью специальных знаков, как мы это делаем в календаре природы в группе, и отправим такое письмо Дим Димычу. Он узнает, какая сегодня погода и заодно научится ее отмечать с помощью знаков. Чтоб ему было все понятно, мы подпишем, что означает каждый знак. - Давайте подойдем к мольберту и нарисуем значки, обозначающие ясную (облачную) погоду, ветер и температуру воздуха (подходим к мольберту и несколько детей по очереди рисуют знаки). - Хорошо! А кто сможет написать, что они означают? - Что означает этот знак? - А этот? - Итак, ребята давайте подведем с вами итог: подходит погода сегодня для запуска змея? - Молодцы ребята! Наше письмо готово, осталось только его отправить. Мы справились с вами с задачей. И я бы хотела закончить наше занятие стихотворением: У природы нет плохой погоды Каждая погода благодать. Дождь ли снег, в любое время года Надо благодарно принимать. - Вы сегодня славно потрудились, и я для вас приготовила сюрприз. Посмотрите, что это такое? (достаю воздушного змея). Давайте мы продолжим с вами прогулку, и попробуем запустить воздушного змея в небо.
Конспект занятия «Метеоплощадка»
Цель: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека. Задачи:
• познакомить с профессией метеоролога;
• формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
• познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами; • обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
• формировать представления о четырех частях света;
• познакомить детей с назначением метеорологической станции, с метеодомиком и ее содержимым;
• привлечение родителей к изготовлению метеоприборов для наблюдения за погодой.
Предварительная работа: знакомство с метеоплощадкой, беседы о погоде, временах года, о погодных явлениях наблюдения за погодой на метеоплощадке, работа с календарем природы в группе, разучивание стихов о погодных явлениях, погоде, временах года.
Словарная работа: электронная почта, воздушный змей, метеоплощадка, вертушка, ветряной рукав, «ловушка ветра», термометр, погодные явления, ясная, облачная, ветреная погода, осадки.
Оборудование: вертушка, термометр, ветряной рукав, календарь погоды, мольберт, воздушный змей
ХОД
- Начинается занятие.
Оно пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на занятии не зевайте.
- называется наш курс («Юный – исследователь»). (слайд1)
- Исследовать ребята – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то.
- Какие методы исследования вы знаете?
- Предлагаю их вспомним, опираясь на картинки. (Слайд2)
- Какой метод обозначает каждый из условных знаков?
(Подумать самостоятельно, спросить у другого человека (родители, учитель, одноклассники);
понаблюдать, посмотреть в книгах, энциклопедиях, по телевизору (по теме исследования,
получить информацию в Интернете, провести эксперимент).
- для того, чтобы освоить методы исследования ребята нужно создать проект.
- исследовательский мини-проект у нас уже был.
Но знаете в чем дело ребята, сегодня утром мне пришло электронное письмо от героя одного известного мультфильма.
- А письмо мне прислал Дим Димыч. (слайд 3)
Хотите узнать, что он написал? - Тогда слушайте внимательно: (читаю текст письма)
«Здравствуйте, ребята! Вчера мой папа подарил мне воздушного змея на день рождения! Я хотел сразу же бежать на улицу, чтобы его запускать, но папа сказал что, для этого погода должна быть без осадков и ветреной. Мы с Ноликом решили попробовать запускать его сегодня, но никак не можем определиться с погодой. Ребята помогите нам, пожалуйста, напишите, подходит ли погода для игры с воздушным змеем или нет. Будем с нетерпением ждать от вас ответа.
Подпись:Дим Димыч».
- Ну что, ребята, поможем нашему герою? (ответ детей) - Отлично! Тогда давайте вспомним – кто нам может помочь определить какая будет погода? (нам могут помочь метеорологи.)
(слайд4)
- А кто знает кто такие метеорологи? (это люди, которые составляют прогноз погоды)
- а где работают метеорологи? (на метеоплощадке)
- Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нужна метеоплощадка?
(для того, чтобы наблюдать за погодой)
- А вы знаете ребята, что с самых давних времен люди пытались (слайд5)
предсказать, какой будет погода. Наблюдая за поведением животных и изменениями окружающей среды, люди постепенно накапливали опыт и
учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Так с течением времени и накапливался опыт наблюдения за погодой.
Как известно, самые первые точные данные с прогнозом погоды появились в Древней Греции. Еще в IV веке до нашей эры был написан труд «Метеорология» в котором объяснялось образование ветра, облаков, дождя и града.
- а кому нужно за ранее знать какая будет погода? (слайд6)
- (Летчикам необходимо знать погоду, если сильный ветер, сильная облачность, то полеты отменяются.
- Морякам- при приближении шторма корабли не выходят в море.
- строителям- монтажникам, крановщикам
- чтобы люди правильно одевались, выходя на улицу.
- Работникам сельского хозяйства, хлеборобам.
Да, хлеборобы обязательно должны знать, можно сажать или сеять семена в,землю, потому что если будет очень холодная погода, семена не прорастут, а погибнут.
- Прежде, чем мы с вами начнем говорить о погоде, отгадайте загадки о погодных явлениях, которые мы можем наблюдать. Готовы?
Он на лужах, посмотри, Выдувает пузыри. Хочет, чтобы я и ты Не забыли про зонты. (Дождь)
Пушистая вата Плывет куда-то. Чем вата ниже, Тем дождик ближе. (Облака)
По полю рыщет, поет да свищет, Деревья ломает, к земле приклоняет. (Ветер)
Ты весь мир обогреваешь Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все. (Солнце)
- Молодцы, ребята! Все отгадали.
Ребята я приготовила вам задание:
Игра «Соедини картинки правильно»
- А сейчас давайте представим, что мы с вами метеорологи. Согласны?
Чтобы построить свою метеостанцию – какие нам понадобятся предметы:
(Разные предметы на столе и такие которые не относятся к метеостанции)
флюгер;
дождемер (осадкомер);
ветряной рукав;
термометр;
компас;
вертушки.
Итак, «измерительные приборы» у нас с вами готовы, а теперь давайте разберемся, как же они работают и как их можно использовать.
1. Ребенок: Ребенок: Это ветромер. Если ветер сильный, то ветромер двигается быстро, если слабый-медленно (слайд 7)
С помощью флюгера и его вращающейся стрелки по опорной оси удастся наблюдать за направлением ветра. А благодаря указателю сторон света, сможем узнать, в каком направлении дует ветер.
2. Используя в своей метеостанции специальный дождемер, имеющий определенную емкость с измерительной шкалой, мы сможем измерять количество осадков. (8)
3. Ветряной рукав поможет разобраться и точно определять стороны света, благодаря дуновению ветра. (9слайд)
4. А вот компас научит их ориентироваться на местности и также определять, где находятся север, юг, запад и восток. (10слайд)
5. Самый важный и нужный измеритель погодных условий – термометр. Именно с помощью этого прибора дети смогут определять температуру воздуха в окружающей среде. Ребенок: Это термометр. Термометр-это стеклянная трубка, внутри которой жидкость (ртуть, шкала вроде линейки, на шкале каждое деление –это один градус. В середине шкалы ноль. Ноль — граница между градусами тепла и мороза. 11слайд)
Эксперимент «Определение температуры» (12 слайд)
Слайд с термометрами и сам термометр
Физминутка под музыку
- Молодцы! Отдохнули. Продолжим нашу беседу.
- Вспомните, пожалуйста, какая должна быть погода, чтобы запустить воздушного змея? - Верно, погода должна быть ветреной и без осадков. - Скажите, а как можно определить пасмурная или ясная сейчас погода. (посмотреть на небо, если там нет туч или облаков, светит солнышко, значит погода ясная) - Хорошо. Тогда подскажите мне, какая сегодня погода? (ясная, хорошая или облачная, но без осадков)
- это ребята сегодня такая погода, но бывают и другие погодные явления.
- А хотите поиграть в игру «Отгадай погодные явления». (13 слайд)
- Наши друзья наверно уже заждались от нас ответа. Но, прежде чем, мы напишем им ответ, давайте вспомним как люди раньше определяли погоду?
(по приметам)
Давайте мы с вами тоже вспомним приметы.
Я буду показывать вам картинки, а вы нам скажите какая примета к этой картинке подходит.
Приметы
Паучок сеть плетет — значит, на улице солнце печет. (1)
Одуванчик шар сжимает - дождик капать начинает. (2)
Ласточки летают низко — дождик близко, близко, близко. (3)
Воробьи решили искупаться — знать, дождя нам надо опасаться. (4)
Собака по земле катается — значит, дождик ожидается. (5)
Прыгает лягушка по земле - значит, будет дождик на дворе. (6)
Дым к верху поднимается — значит, мороз ожидается. (7)
Дым стелется по земле — будет тепло на дворе.
Ласточки летают высоко — значит, дождик далеко.
Муравьи засуетились, прячутся в дома — не ходите сегодня гулять без зонта.
Елка ветки опускает — о дожде предупреждает.
Одуванчик не сдувается — скоро дождик ожидается.
Цветы мать-и-мачехи закрываются - скоро дождик ожидается.
Цветы пахнут сильнее — на небе тучи чернее.
Ясное небо — будет морозно.
Ярко звезды искрятся — мороз ожидается.
Воробьям холодно — к вечеру морозно.
Небо вызвездило — ночью подморозило.
Дым столбом, на небе звезды — значит, близятся морозы.
Муравьи Прячутся в дома К дождю
Воробьи В пыли купаются К дождю
Елки Опустили ветки К дождю
Гимнастика для глаз
Так раньше ребята узнавали прогноз погоды.
А сейчас нам прогноз погоды рассказывает диктор телевидения.
У нас тоже есть дикторы – они нам расскажут какая погда нас ожидает.
Дидактическая Игра «Прогноз погоды»
Хорошо, молодцы!
Итак, ребята давайте подведем с вами итог: подходит погода сегодня для запуска змея? Я предлагаю вам написать необычное письмо, а нарисованное. Мы с вами обозначим погоду с помощью специальных знаков, как мы это делаем в календаре природы в группе, и подпишем, чтобы Дим Димыч смог прочитать.
На доске висит бумага – один ребенок рисует, другой подисывает.
Я ребята отсканирую ваше письмо и отправлю Дим Димычу.
- - Молодцы ребята! Наше письмо готово, осталось только его отправить. Мы справились с вами с задачей. И я бы хотела закончить наше занятие стихотворением: У природы нет плохой погоды Каждая погода благодать. Дождь ли снег, в любое время года Надо благодарно принимать. - Вы сегодня славно потрудились, и я для вас приготовила сюрприз. Посмотрите, что это такое? (достаю воздушного змея). Давайте мы продолжим с вами прогулку, и попробуем запустить воздушного змея в небо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного ООД "Волшебные лучи солнца"
вводит детей в мир знакомства с солнцем...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности "У солнышка лучи ясные"
Данная непосредственно-образовательная деятельность предусматривает интеграцию следующих образовательных областей "Познание", "Художественное творчество", "Коммуникация". В ходе НОД дети рисуют нетрад...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «Весна шагает по дворам в лучах тепла и света…»
Закрепить представления детей о характерных особенностях времени года - весна; формировать интерес и любовь к природе, учить детей замечать изменения в природе; развивать словарный запас и речь детей....
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Утренние лучи». Педагог Ивлева Татьяна Иосифовна
Задачи: Познавательное развитие:Расширять представления детей о временах года;Развивать познавательный интерес детей ко всему живому.Речевое развитие:Развивать навыки планирования пересказа текс...
Конспект НОД. Тема: «Солнечные лучи настроения»
Цель занятия: знакомство с интонированием речи, мимикой и пантомимикой, развитие внимания к эмоциональным состояниям других, умения принимать настроения других людей....
План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП) для детей от 5-6 лет на тему: «Обобщение способов сложения по числовому лучу»
План – конспект занятия познавательного развития (ФЭМП)для детей от 5-6 лет на тему: «Обобщение способов сложения по числовому лучу»Воспитатель: Романова В.В.Дата проведения:...
Конспект совместной деятельности по логоритмике во 2 младшей группе "Утренние лучи"
Занятие по логоритмике из 4-недельного цикла "Весна пришла"...