План-конспект непосредственно-образовательной деятельности "У солнышка лучи ясные"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме
Данная непосредственно-образовательная деятельность предусматривает интеграцию следующих образовательных областей "Познание", "Художественное творчество", "Коммуникация". В ходе НОД дети рисуют нетрадиционными техниками в рисовании. У детей формируется интерес к декоративно-прикладному искусству своего и других народов.
Данное мероприятие было показано на I конкурсе проессионального мастерства "Воспитатель года России-2010".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_na_konkurs_posledniy_dokument_microsoft_office_word.doc | 952 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект
непосредственно-образовательной деятельности
«У солнышка лучи ясные»
с детьми подготовительной группы
Программное содержание
Изобразительные задачи
- Учить детей созданию художественно-выразительного образа Солнца на основе элементов декоративно-прикладного искусства разных народов
Технические задачи
- Закреплять технику использования трафаретов в рисовании.
- Упражнять детей в комбинировании уже знакомых способов рисования: восковыми карандашами, фломастерами, гуашью, поролоном.
Развивающие задачи
- Познакомить детей с орнаментальными образами - символами Солнца в декоративно-прикладном искусстве народов России.
- Расширять представления детей об особенностях культуры, быта и жизни разных народов России.
- Стимулировать самостоятельность при выборе изобразительных средств в своей работе, поощрять творческий подход.
Воспитательные задачи
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к родному народу и людям ближайшего национального окружения.
- Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству разных народов.
Словарная работа
Солнце, Земля, Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Республика Мордовия, Чувашская Республика, лучи, сияет, светит.
Индивидуальная работа
- Обратить внимание на разнообразие и вариативность изобразительных материалов и трафаретов.
- Обсудить способы расположения трафаретов на полоске бумаги.
Демонстрационный материал
- Карточки-изображения Солнца у разных народов в образах-символах.
- Ноутбук.
- Магнитный носитель с презентацией.
- Игрушка «Солнце».
Раздаточный материал
- Палитры с гуашью разного цвета.
- Фломастеры.
- Восковые карандаши.
- Трафареты с изображением Солнца.
- Полоски бумаги для рисования.
- Влажные салфетки.
- Кусочки поролона.
Методические приемы
- Сообщение темы занятия.
- Вопрос к детям: «Что важней всего на свете?»
- Художественное слово- стихотворение о Солнце.
- Рассматривание «портретов» Солнца у разных народов (Республики Башкортостан, Удмуртской Республики, Республики Мордовия, Чувашской Республики).
- Презентация символов Солнца
- Вопросы к детям: «Как мы будем пользоваться трафаретом? Чем будем закрашивать?»
- Напоминание детям: «Если вы забыли, как изображали Солнце разные народы, то у вас на экране есть «подсказки». Можно посмотреть и вспомнить».
- Выбор детьми изобразительного материала для своей работы и организация своего рабочего места.
- Пальчиковая гимнастика.
- Индивидуальная помощь педагога.
- Инструкции, напоминания по поводу использования различных техник и последовательности работы.
- Поощрения педагога: Ребята, вы настоящие художники и умельцы! Ваши Солнца получились яркими, красивыми, необычными, оригинальными.
- Презентация «Найди символ Солнца».
- Обобщение педагога: «Вы видите, что каждый народ чтят и уважают Солнце и используют его символ в вышивке, в росписи, на гербах.
- Сюрпризный момент - игрушка «Солнце».
- Проблемная ситуация: «Как можно украсить Солнце наше
Чтобы оно засияло и стало краше?»
- Совместная работа – собрать лучики к Солнцу из нарисованных детьми полосок.
- Совместный анализ детских работ.
- Художественное слово: стихотворение о Солнце.
Ход НОД:
- Здравствуйте, дорогие ребята
Сегодня я предлагаю вам поиграть, порисовать
И разрешите солнышками вас называть.
(Педагог знакомится с детьми)
- Мы с вами поговорим о самой большой звезде,
Которая светит нам везде.
Звезде по имени Солнце.
Вот и оно заглянуло к нам в оконце.
(Дети вмести с воспитателем присаживаются удобно на полу, на подушки в кружок или полукруг)
Как вы думаете, дети
Что важней всего на свете?
(Варианты ответов детей)
Вы спросите у листочка,
У кусочка уголёчка,
И у тучки в небесах,
И у ветра в парусах.
Все дадут один ответ:
«Важнее Солнца в мире нет!»
- Ребята, Солнце на Земле одно, а людей много. В России живут люди разных национальностей. Кто живет в России? (предполагаемые ответы детей)
- Все народы любят, уважают и ценят Солнце. И в качестве благодарности слагают в его честь стихи, песни и «рисуют» его образы, «портреты». Посмотрите, какие портреты у них получились.
(Педагог показывает и символы Солнца Республики Башкортостан, Удмуртской республики, Республики Мордовия, Республики Чувашия)
- Предлагаю вам познакомиться с этими символами, портретами. Подойдите, пожалуйста, встаньте так, чтобы вам было удобно и видно.
(Дети подходят с педагогом к проектору, встают около педагога. Предлагает посмотреть презентацию символов Солнца на экране, где одновременно представлены образы-символы Солнца народов России.
-У каждого народа образы Солнца получались различные. Но все народы в своих «портретах» славили Солнце, благодарили его за тепло и свет. Но эти символы сами по себе не существуют. Их народные умельцы стали использовать в вышивке одежды, обуви, головных уборов, украшений, в росписи посуды и даже в гербах.
- Сегодня мы с вами тоже попробуем нарисуем портреты Солнца как настоящие умельцы.
Прежде чем нарисовать
Надо пальчики размять.
Буду вам стихи читать,
А вы движенья повторять.
(Проводится пальчиковая гимнастика)
Один, два, три, четыре, пять, | соединяем поочередно пальчики, начиная с большого |
Вышло солнышко играть. | соединяем пальцы обеих рук в «солнце» (круг) |
Целый день оно играло, | «играем» пальчиками |
Ну а к вечеру устало. | пальцы в «замок» |
Один, два, три, четыре, пять, | соединяем поочередно пальчики, начиная с мизинца |
Солнце спряталось опять. | пальцы в «замок» |
-Проходите, пожалуйста, за столы. Выберите символы Солнца, которые вам понравились, расположите их на полоске и закрасьте. Подумайте и выберите изобразительный материал, который вам нужен будет для рисования. (Дети выбирают)
- Приступайте к рисованию.
Дети рисуют, педагог осуществляет индивидуальную работу, помощь.
-Какие молодцы! Настоящие художники и умельцы! Ваши Солнца получились яркими, красивыми. Оставьте их, а я предлагаю вам игру « Найди символ Солнца».
(Педагог предлагает вниманию детей презентацию, где показаны предметы декоративно-прикладного искусства, геральдики разных народов)
-Вы видите, что каждый народ чтит и уважает Солнце.
-У меня для вас есть еще один сюрприз. (Педагог показывает Солнце, где нет лучиков?)
К вам в гости Солнышко пришло,
Оно подарит вам тепло.
Как можно украсить Солнце наше
Чтобы оно засияло и стало краше?
(Предложения детей)
-Я предлагаю украшенные вами полоски «превратить» в солнечные лучики. (Дети совместно с педагогом «собирают» Солнце).
- Какое яркое Солнце у нас получилось! А какие лучи вы нарисовали: разные, теплые! Полюбуйтесь, как засияло наше Солнце!»
Мы много солнц нарисовали -
Из них один портрет создали,
Стало в комнате светлей,
Сразу стало веселей.
Я скажу вам, не тая -
Жить без Солнца нам нельзя!
Пусть это Солнышко вас согревает
И путь вам в жизни освещает!
Детям предлагается выбрать место в групповой комнате, куда они поместят свое Солнце.
-1-
Научное обоснование методической разработки на тему
«У солнышка лучи ясные»
по формированию образов – символов узоров
(по мотивам искусства орнамента разных народов)
В современном обществе, где происходят изменения его политической экономической сфер, наблюдается нестабильность межнациональных отношений встает острая необходимость обеспечения полноценного развития каждого его гражданина. В современном мире остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания, нарушена связь с прошлым. Люди не помнят или слабо знают свою историю. К счастью, многие уже осознали важность возращения к своим корням. В эпоху насаждения эталонов западной и восточной, чуждых нам культур, восстановление связи с историей и традициями своего народа – насущная задача для России. Воспитание национального самосознания, чувства ответственности, сохранение обычаев, укрепление духовного единства – основа жизни и процветания нации.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ, просеяв сквозь сито веков, оставил нам самое ценное. И необходимо в настоящее время воспитывать эмоционально – ценностное отношение ребенка к традиционной культуре своего народа и ее освоение с малых лет. Кроме этого, процесс социализации ребенка невозможен без принятия им культур других народов, осознания их ценностей и самобытностей.
Вопросы раннего приобщения детей к национальной культуре с давних времен привлекали к себе внимание ученых. Многие из них (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Б.М. Неменский, Т.С. Шацкий и др.) подчеркивали, что ознакомление с народным искусством следует начинать в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте, как отмечает Б.М. Неменский, "необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры" своего народа.
Важность обращения к орнаментальному искусству как корневой системе народной культуры определяется не только социальной значимостью, но и
-2-
его национальной обусловленностью: через приобщение детей к декоративному творчеству народ продлевает себя, генерирует свой дух, характер, психологию.
Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.
Условность образа, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя - эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей, но, в отличие от детского творчества, в народном искусстве это не случайность, а выработанная веками традиция.
Произведения декоративно-прикладного искусства как форма художественного познания мира имеют и такую существенную особенность, как украшение в виде орнамента. Это связано с тем, что форма вещи как наиболее ее консервативная часть не успевает за развитием представлений о мире. Недаром художественный критик В.В. Стасов восторгался совершенством орнаментов, называл их «уцелевшим осколком древнего мира». Орнамент не существует вне предмета, а поэтому и не может рассматриваться в отрыве от него. Он включается в общее образное решение предмета, а в древности был образом самой вещи, графическим изображением модели мира и выражением концептуальных, космологических, философских представлений народа (Ш.М. Герман, Л.Н. Коган, О.В. Лармин, И.А. Масеев, Г.Н. Поспелов, Г.В. Плеханов, Б.В. Сафронов, В.К. Скатерщиков, Л.Н. Столович и др.).
В своей разработке мы опираемся именно к такому обобщенному орнаментированному художественному образу - символу Солнца. В орнаментальном искусстве символика образа Солнца имеет как сходные, так и различные черты. Но обобщает и роднит этот образ одно – он является одним из основных в орнаментальном искусстве разных народов России. Участвуя в небесном действе, Солнце не могло остаться незамеченным: оно фигурировало в мифах как глаз бога Неба или огненная наковальня божественного Кузнеца и связывалось с чередованием дня и ночи. Каждый день оно послушно вставало на востоке и свершало небесное путешествие на запад, символизируя собой постоянство и совершенство исполнения космического закона. Это ключевой орнамент вышивки и ткачества Русского народа. Он представляет собой свастики-обереги, которые до сих пор украшают городские дома.
-3-
Согласитесь, учитывая идеологический контекст событий XX века, это воспринимается, по меньшей мере, как ирония судьбы. Именно на наших землях сохранились многосложные солярные мотивы, которые, порой, являются материнскими даже по отношению к мотивам индийским.
Русское название свастики - «коловрат» т. е. «солнцеворот» («коло»- древнерусское название солнца, «врат» - вращение, возвращение. Коловрат
Рис.1
Образ Солнца в русской вышивке
символизировал победу света (солнца) над тьмой, жизни над смертью. Свастика, направленная в противоположную сторону, именовалась «посолонью». По одной из версий «коловрат» обозначал прирастание светлого времени суток или восходящее весеннее солнце, в то время как «посолонь» - убыль дневного света и заходящее осеннее солнце. Существующая путаница в названиях порождена неверным пониманием направления вращательного движения русской свастики. «Правой» или «прямой» свастикой нередко называют крест с концами, загнутыми в правую сторону.
Рис. 2
-4-
Если мы обратимся к образу – символу Солнцу у чувашей в вышивки, то можем найти несколько образов. Это и «танцующее» Солнце, и «золотое», и «яркое». В этом образе чувашская вышивальщица выражала по-своему красоту этого небесного светила. Про Солнце чуваши говорили так: «солнце – хозяин Вселенной, мать природы и погоды».
Рис.3
Вышитая салфетка (Чувашская вышивка)
В культуре башкирского народа образ Солнца предстает перед нами в виде золотого косого равноконечного креста, концы которого спиралевидно закручены против хода солнца. Солярный знак солнца – это символ башкир, знак солнца, добра и блага. Его лучи, согревают все вокруг, который дарит людям исцеление и здоровье. Золотой цвет солнца – это символ богатства, изобилия и добра. Этот образ мы можем увидеть на гербе Башкирии.
Рис.4
Герб Башкирии
Композиции в вышивке у удмуртов составлялись обычно из геометрических фигур: ромбов, квадратов, треугольников, прямых и
-5-
ломаных полос, крестиков и т. п. Для удмуртской вышивки характерно сравнительно небольшое количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов. Чаще всего употреблялись сочетания контрастирующих цветов: красного с черным, белым или синим, синего с коричневым, черного с серебром. Образ Солнца здесь, восьмиконечный солярный знак который является символом жизни и стабильности.
Рис.4
Удмуртская вышивка
В представлениях у марийского народа Солнце символизирует божество, «Кече — кугу юмо» («Солнце — великий бог»). Это лишь один из символов, отражающий религиозное мировоззрение марийцев в прошлом. Но в этом случае этот символ в своем реальном конкретно-предметном облике не изображался. Мотив сильно стилизован и мало чем отличается от геометрической формы в виде ромба или квадрата. И здесь наблюдается сходство с солярным знаком солнца у удмуртов – восьмиконечная розетка красного цвета – символ тепла, добра, открытости.
Рис.5
Герб республики Мордовия
-6-
В Татарстане при разработке орнамента татарские мастера и мастерицы достигли виртуозности, создав многочисленные узоры и приемы их построений. Во времена седой древности украшениям и узорам предметов, одежды, сооружений придавалось значение символа, оберега, охраняющего их владельца от враждебных сил. Орнаментальные украшения являлись и знаками, помогающими определить социальное и общественное положение человека. Большое значение уделялось орнаменту, который состоял из геометрических и растительных мотивов. Образ Солнца чаще представлял собой привычный нам «круг, диск» солнца. Он мог быть любого цвета, на приоритет отдавался красному и розовому оттенкам. Солнце у татар – это символ света, благополучия, зрелости, энергии.
Рис.6
Элементы вышивки у татар
Анализируя изображения символов Солнца у разных народов России, можно сделать вывод о единении и общности этого образа, его едином понимании как символа тепла, света, жизни, благополучия.
Таким образом, данная методическая разработка предусматривает мультикультурный подход к организации работы по формированию образов-символов в декоративно-прикладном искусстве разных народов России. У ребенка-дошкольника формируется эмоционально-положительное отношение к родному народу, к его традициям и истории. Ребенок начинает осознавать общность культуры своего народа и людей ближайшего национального окружения, осознавать себя частью этой культуры.
В ходе занятия идет интеграция двух образовательных областей: познавательной и художественно-творческой. Осуществляется комбинирование различных видов деятельности, приемлемых в дошкольном возрасте (познавательная, речевая, игровая, изобразительная). Кроме этого, процесс рисования предполагает использование традиционных техник наряду с нетрадиционными. Занятие предусматривает использование современных мультимедийных технологий обучения. Все занятие пронизано единой жанровой идеей, которая способствует решению всех программных задач данного занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Формирование у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи".
В данном коспекте представлены задания и упражнения на базе которых отрабатываются четкость произношения звуков, мыслительные операции....
Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «День Защитника Отечества» Тема НОД: «Будем Родине служить» Возраст: средний дошкольный Направление развития: «Речевое» Вид детской деятельн
Примерный план конспектпроведения непосредственно – образовательной деятельностив...
Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «День Защитника Отечества» Тема НОД: «Будем Родине служить» Возраст: средний дошкольный Направление развития: «Речевое» Вид детской деятельн
Примерный план конспектпроведения непосредственно – образовательной деятельностив...
Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «День Защитника Отечества» Тема НОД: «Будем Родине служить» Возраст: средний дошкольный Направление развития: «Речевое» Вид детской деятельн
Примерный план конспектпроведения непосредственно – образовательной деятельностив...
Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «День Защитника Отечества» Тема НОД: «Будем Родине служить» Возраст: средний дошкольный Направление развития: «Речевое» Вид детской деятельн
Примерный план конспектпроведения непосредственно – образовательной деятельностив...
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно».
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние ...
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно». Приоритетная образов
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние ...