Конспект НОД по чтению художественной литературы "Сказки разных народов"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект разработан для детей подготовительной к школе группы. Знакомство детей с народными сказками разных народов на примере татарской сказки "Три сестры" и нанайской - "Айога". О нравственности, о поступках, познакомить с бытом, традициями и обычаями народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект по чтению художественной литературы | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность по чтению художественной литературы
в подготовительной группе
Конспект составлен
старшим воспитателем Ивановой С.О.
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1»,
г. Черняховска, Калининградской обл.
Сказки разных народов.
Татарская сказка «Три сестры» и нанайская сказка «Айога»
Программное содержание: познакомить с народными сказками разных стран, их особенностями, с бытом и традициями разных народов; формировать умение понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами; содействовать осознанию значимости материнской заботы о детях, её любви, подвести к мысли о необходимости проявления заботы и любви по отношению к маме.
Материал: презентация о нанайском и татарском народе, зеркала для детей, изображение дерева.
Ход занятия:
1. Дидактическая игра «Я начну, а вы продолжите…», создающая мотивацию к занятию.
Правило игры: Я буду начинать, а тот, на кого укажу, продолжит…
В некотором царстве……
Давным-давно……
В одном маленьком городке….
Много-много лет назад...
Жили были...
Как вы думаете, что это за слова такие волшебные, что может так начинаться? (сказки)
А кто же пишет сказки? (народ, авторы)
Совершенно верно – сказки пишут авторы и сочиняет народ. А какие русские народные сказки вы знаете? (перечисляют) А вы знаете, что не только русский народ сочинял сказки. В нашем огромном мире живут разные народы. Я познакомлю вас с двумя из них и их сказками.
2. Презентация.
Нанайцы – коренной малочисленный народ Дальнего Востока. Эти люди ниже среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом, у них сильно выдающиеся скулы. Глаза узкие, волосы чёрные, прямые и жёсткие; борода и усы редкие. Женщины заплетали волосы на голове в две косы, мужчины в одну. Верхней плечевой одеждой служил халат, в виде кимоно. Головным убором летом служила берестяная шляпа. Основное их занятие было - ловля рыбы и ей одной почти и питались. Они отличные охотники. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб и меха зверей они шили свою одежду. Нанайцы занимались сбором диких ягод, яблок, из которых варили густой кисло-сладкий сок, хорошо сохранявшийся всю зиму. Для езды пользовались исключительно собачьими упряжками.
3. «Свет мой, зеркальце – скажи…»
Ребята, а вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей). — Ребята, рассмотрите себя в зеркало, а потом расскажите о себе. Какие вы? (Дети рассматривают и рассказывают)
— А как вы думаете, если часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо? А почему хорошо? (Причесываешься, умываешься, приводишь себя в порядок, завязываешь бант и т. д.)
— А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке, любоваться собой и т д.)
— Ребята, зеркало — это очень полезный предмет, но надо обращаться ним осторожно. Если постоянно собой любоваться, то произойдет беда.
Предлагаю вам послушать нанайскую сказку «Айога» про девочку, которая очень нравилось любоваться собой, хотя у нее и зеркала-то не было. (чтение)
4. Беседа по содержанию.
Как вы представляете себе девочку Айогу? (хитрая, дерзкая, ленивая, злая, грубая, не внимательная к людям, невоспитанная, горделивая).
А соседская девочка, какой была? (Доброй, отзывчивой, трудолюбивой, бескорыстной, послушной, внимательной, щедрой, вежливой, ласковой).
Правильно ли поступила Айога? (Стала отговариваться, нашла много причин, чтобы не ходить.)
Какая у Айоги мать? (Терпеливая, справедливая, трудолюбивая, мудрая …)
— Кто помог матери? (Соседская девочка.)
— Правильно ли поступила мать, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? Почему? (Ответы детей).
— Мать поступила, по справедливости. В народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется».
5. Физминутка «Мамины помощники»
Дружно маме помогаем,
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
6. Презентация.
Я предлагаю вам познакомиться с еще одним народом – татарским.
Татары – народ, живущий между Востоком и Азией.
Главой семьи является отец, его просьбы и указания должны выполняться беспрекословно, мать на особом почетном месте. Татарских детей с ранних лет учат уважать старших, не причинять боли младшим и всегда помогать обездоленным. Татары очень гостеприимны, даже если человек враг семьи, но он пришел в дом как гость, ему ни в чем не откажут, накормят, напоят и предложат ночлег.
Послушайте народную татарскую сказку «Три сестры» (чтение)
7. Беседа по содержанию.
Назовите главных героев сказки?
Кто из них вам нравится? Почему?
Кто не понравился? Чем?
Что вы узнали о женщине?
Какими выросли ее дочери?
Почему сестры отказывались идти к матери?
Что в итоге произошло?
Сравним две сказки.
Что вы увидели в них похожего?
Представьте, что вы встретились с героями сказок - с сестрами, Айогой. Какие бы вы им задали вопросы? Что бы им сказали?
У всех народов есть свои традиции, обычаи. Но у каждого народа есть особое отношение к своим родителям.
Перед вами дерево – «Дерево жизни». Его корни – это наши бабушки, дедушки (родители наших родителей). Ствол и ветки — это наши родители, а листочки…это мы – дети.
Это семья. Это все члены семьи. И не важно, какого народа. Мы должны заботиться о каждом, тем самым мы проявляем свою любовь к ним.
Давайте повторим как мы должны заботиться друг о друге, о своих близких?
8. Итог занятия.
Почему важно делать добро?
Какие добрые поступки вы можете совершить сами, не надеясь на волшебство? (быть добрыми, честными, внимательным к окружающим)
Я желаю вам быть всегда добрыми и отзывчивыми, внимательными и честными!
Ведь волшебство бывает только в сказках!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по чтению художественной литературы. Чтение РНС "Волк и коза"
Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по чтению художественной литературы (элементами ТРИЗ) Тема: Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».
Рекомендуется для просмотра воспитателям подготовительной группы....
Конспект занятия по чтению художественной литературы Тема: Чтение потешки «Кисонька-мурысонька»
Занятие по чтению художественной литературы. Чтение потешек....
Конспект занятия по чтению художественной литературы во второй младшей группе Тема: Сказка "Рукавичка" Образовательная область : «чтение художественной литературы»
Знакомство со сказкой РУКАВИЧКА...
Конспект интегрированной НОД "Традиции чаепития у разных народов".
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе....
Чтение художественной литературы Фольклор народов мира «Несговорчивый удот», пер. с чеш. С.Маршака.
Рекомендации родителям...
Чтение художественной литературы Фольклор народов мира «Три зверолова», анг., обр. С.Маршака
Рекомендации родителям...