Парциальная коррекционно - развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста " Арт - терапия в работе с детьми"
материал (старшая, подготовительная группа)
" Арт - терапия в работе с детьми группы риска в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_art_-_terapiya.docx | 52.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание.
Пояснительная записка. | 2 | |
1. | Цель и задачи реализации программы. | 2 |
2. | Особенности Арт – терапевтического подхода. | 3 |
3. | Принципы работы. | 3 |
4. | Используемые виды Арт – терапии. | 4 |
5. | Структура программы. | 7 |
6. | Ожидаемый результат. | 8 |
7. | Структура занятий. | 8 |
8. | Организация занятий. | 9 |
9. | Материалы и оборудование. | 9 |
10. | Тематический план занятий. | 10 |
Пояснительная записка.
Дошкольное образование в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития ребёнка. С психологической же точки зрения, специфика развития в дошкольном возрасте заключается не столько в овладении ребенком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Актуальность:
Активное использование искусства как терапевтического фактора и тренинга эмоциональной сферы дает мощный толчок для творчества ребенка.
Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества. Дети могут делать то, что в обычной жизни строго запрещено, либо не принято, и они позволяют себе расслабиться. Удовлетворяется желание и интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее.
В процессе арт-терапевтической работы развиваются коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
Таким образом, арт-терапия дополнительно способствует формированию положительной самооценки ребёнка и его позитивного отношения к окружающему миру, развивает сенсорные способности, влияет на эстетическое развитие.
1.Цель и задачи реализации программы.
Цель:
Гармонизация развития личности ребенка, через развитие способности самовыражения и самопознания.
Задачи:
- Устранение или ослабление имеющихся у детей и поведенческих и эмоциональных нарушений, проявляющихся в форме депрессивных, тревожно - фобических реакций и невротических симптомов, агрессивных тенденций, импульсивности, а также симптомов психосоматических расстройств.
- Формирование у детей положительной самооценки, реализация их творческого потенциала, развитие навыков коммуникации, способности к самостоятельному принятию решений и проявлению инициативы, навыков психической саморегуляции и способности к конструктивному выражению эмоций, способствующих их более успешной адаптации к школе и социуму;
- Усвоение детьми опыта творческой активности и структуры творческого процесса, включающего такие «узловые» этапы, как замысел, воплощение и результат, в качестве основы для разных видов деятельности в повседневной жизни.
Участники программы: дети 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
2. Особенности Арт – терапевтического подхода.
Особенности арт - терапевтического подхода:
1. Безоценочное восприятие всех работ: ведь в арт - терапии нет «правильного» или «неправильного», и это нужно четко объяснить. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов — это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.
2. Дети являются своего рода экспертами. Работу лучше строить таким образом, чтобы отправной точкой был опыт каждого ребенка. В этом смысле дети — сами «эксперты» в отношении своих работ.
3. Важен и уникален вклад каждого из детей. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.
4. Сохранение тайны необходимо, поскольку произведения, возможно, задействуют личный уровень. Детские тайны нужно охранять.
5. Важен рассказ о своей работе. Условия для рассказа и обсуждения работы ребенка не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу ребенка, детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они того желают.
6. При работе с группой желательно установить основные правила. Их нужно выполнять с взаимным уважением, ценя вклад каждого, чтобы окружающая среда была безопасной, чтобы все дети хорошо себя чувствовали.
3.Принципы работы.
Системность: в течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённый день недели. Конкретно запланированная тема может не ограничиваться рамками одного занятия, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций (таких как: дополнительные объяснения, ответы на вопросы, дополнительная игровая ситуация).
Преемственность взаимодействия взрослых с ребенком в условиях ДОУ и в семье: для эффективной реализации программы родители выступают активными участниками педагогического процесса и познания внутреннего мира своего ребёнка.
Это реализуется через беседы со своим ребёнком на конкретно предложенные педагогом темы; через родительские встречи содержательного характера, связанные с тематикой программы, на которых обсуждаются достижения детей; через индивидуальные беседы педагога с родителями, если возникают проблемные ситуации в воспитании или в семье; через совместную деятельность детей, родителей и педагога по темам программы; через проведение тренингов.
Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процессе занятий.
Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка:
1Принцип ритуала (начинать и заканчивать каждое занятие каким-либо одинаковым действием);
2.Принцип эмоциональной вовлечённости взрослого (реагируйте на творчество детей, но воздерживайтесь от оценок «хорошо» — «плохо», используйте фразы «это очень интересная идея», «какой живой образ» и т. д. );
3.Принцип личностного общения (все дети могут высказывать своё мнение, но стоит установить правило, которое гласит об уважении индивидуальной позиции каждого ребёнка);
4.Принцип авторства(подписывать работы детей);
5.Принцип выставки (организация выставки работ — это очень важно для юных творцов);
6.Принцип диалогического обсуждения ( каждый ребёнок может высказаться и быть выслушанным);
7.Принцип похвалы, поощрения (подбадривание своих подопечных);
8.Принцип права на ошибку (каждый имеет право на ошибку, её нужно обернуть в необычное творческое решение).
Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребёнком материалов, способов работы, и степени активности.
4. Используемые виды Арт – терапии.
Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, использует метафорические ресурсы сказки. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз.
Сказкотерапия, т.е. работа со сказкой направлена непосредственно на помощь ребёнку. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.
Сказка позволяет ребенку сосредоточиться на решении проблемы, показывает возможность, но не дает жестких рекомендаций. Каждая из сказок имеет определенную направленность.
Что могут дать психологические сказки детям?
1. Они рождают у ребенка ощущение, что его понимают, что интересуют его проблемы, что готовы ему оказать посильную помощь. Часто реакция ребенка на эти истории может оказаться для него «единственным способом, которым он «откроет» вам свою душу, расскажет о своих трудностях».
2. В результате работы с «помогающими» историями у детей формируется «механизм самопомощи». Они усваивают такой подход к жизни: «ищи силы для разрешения конфликта в самом себе, ты их обязательно найдешь и наверняка победишь трудности». Таким образом, они начинают следовать основной идее наших историй: «в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху».
3. Истории представляют детям россыпи возможных вариантов выхода из сложнейших жизненных ситуаций. Они показывают детям, что выход есть всегда, надо только внимательно посмотреть, поискать – и окончание обязательно будет счастливым.
Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий цветотерапией.
Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Камнетерапия.
Основные полезные свойства камнетерапии:
- Игры с камнями помогают развивать мелкую моторику рук;
- В процессе игры у детей развивается тактильная чувствительность;
- Использование камней способствуют развитию творческого воображения;
- Манипуляции с камнями оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания;
- Процесс игры даже в одиночку очень увлекательный, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения, развитию связной речи;
- Способствует коррекции асоциального поведения у дошкольников, снятию симптомов тревожности, гиперактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе;
- Способствует снятию психоэмоционального напряжения.
Изотерапия. Продуктивный вид терапии с внедрением всевозможных средств искусства: лепка, аппликация, рисование. При проведении рисуночной терапии проводятся занятия, направленные на совершенствование восприятия и детского воображения. Творчество помогает ребенку раскрыться, улучшить чувственно двигательную координацию и конкретно образное мышление.
Музыкотерапия.Музыка как вид искусства, такая близкая и необходимая людям, является универсальным средством общения в различных культурных кругах. Это специфический язык, который рождается из личных эмоций и удовлетворяет потребность в эстетических переживаниях. Музыка позволяет большую свободу в проявлении своих эмоций, потому что владеет всей палитрой разнообразных выразительных средств, реализуемых через звуки, в которых преобладают те или иные чувства.
Главная цель музыкально-терапевтической деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста выглядит следующим образом:
- помощь в общем развитии;
- улучшение моторики;
- стимуляция эффективности умственного труда, познавательной деятельности, развитие чувств, внимания и памяти;
- стимулирующее действие на эстетическое развитие;
- творческое и эмоциональное развитие, которое благодаря соединению музыки, пластики и поэзии позволяет в полной мере использовать потенциал маленького человека;
- удовлетворение естественной потребности детей в обучающем развлечении;
- поощрение активного музицирования, пения, игры на музыкальных инструментах;
- предоставление возможности свободного самовыражения, собственной вербальной, двигательной, вокальной и эмоциональной экспрессии;
- снятие эмоционального напряжения;
- увеличение веры в собственные возможности и повышение самооценки;
- разблокировка чувств и раскрытие эмоций или напряжения;
- разрядка, устранение различных негативных эмоций и развитие положительных эмоций;
- успокоение, расслабление, состояние отдыха или же, наоборот, активации;
- помощь в избавлении от стресса;
- устранение агрессии;
- межличностное общение.
5. Структура программы.
Структура программы разделена на три тематических блока:
Блок | Задачи | Краткое описание направлений |
«Я и мой мир» | - помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален и неповторим, как каждый человек; - раскрыть в ребёнке его потенциал общения, развивать и совершенствовать его возможности поддерживая в ситуациях, как успеха, так и неудачи. | Содержание этого раздела предполагает оказание необходимой помощи каждому ребенку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а также будет способствовать лучшему пониманию других людей и самого себя. |
«Эмоции и чувства» - | - научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, переживания; - знакомить ребёнка с языком эмоций, учится пользоваться ими для проявления собственных чувств и переживаний, и для понимания эмоционального состояния другого. | Содержание раздела поможет взрослым понять эмоциональный мир детей, осознать, что именно их тревожит и радует. Это позволит при необходимости уделить каждому ребенку, который испытывает эмоциональный дискомфорт, особое внимание, помочь преодолеть негативные, а порой и тяжелые переживания, связанные с объективными жизненными проблемами. Таким образом, педагог сможет установить с детьми более доверительные отношения, что, несомненно, облегчит процесс воспитания. |
«Социальные навыки» - | - обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми; - формировать коммуникативные навыки; - учить устанавливать и поддерживать контакты, решать конфликтные ситуации в общении. | Темы настоящего раздела предполагают обучение детей анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать, предотвращать ссору. Раздел предполагает также обучение нормам и правилам общения. Данный раздел призван также специально обучить детей позитивным поддерживающим приемам общения со сверстниками. |
6.Ожидаемый результат.
В результативности и несомненной пользе применения арт-терапевтических приемов в работе с детьми убеждает следующее:
- устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса, появляется демократизм отношений;
- у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
- воспитывается чувство коллективизма;
- отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу);
- на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;
- создается комфортный психологический климат в группах: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;
- стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса с многих точек зрения;
- формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать свою точку зрения;
- идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;
- уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность.
7.Структура занятия.
Этапы работы | Комментарий |
Ритуал приветствия. | Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. |
Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. | Выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения. |
Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (изотерапия, сказкотерапия, камнетерапия,музыкатерапия, песочная терапия, цветотерапия, проигрывание ситуаций, групповая дискуссия). | Техники направлены одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. |
Рефлексия – оценка занятия (беседы). | Две оценки: эмоциональная (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали). |
Ритуал прощания. | По аналогии с ритуалом приветствия. |
8.Организация занятий:
Участники: педагог – психолог, дети 5-7 лет
Режим занятий: 1 раз в неделю (20– 30 минут).
Форма занятий: групповая ( оптимальное количество детей 5-6 человек.)
Занятия с детьми проводятся с учётом индивидуальных особенностей детей.
9. Оборудование и материалы.
Созданная пространственно – предметная среда, позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для развития творческих, познавательных процессов, речи и эмоционально – волевой сферы.
Зона для проведения коррекционно – развивающих групповых занятий хорошо освещена и включает в себя:
- магнитная доска;
- стол детский;
- стулья детские;
- палас
- подушки
- маленький диван
Для творческих работ детей также имеются:
- Магнитофон для прослушивания музыки.
- Музыкальные инструменты: бубен, металлофон, колокольчик
- Приспособления для рисования: краски, гуашь, кисти, ватман, листы бумаги, валики, трубочки мелки, карандаши, ватные палочки и т.д.
- Природные материалы: камушки, ракушки, шишки и т.д
- Пластилин, стеки, доски для лепки.
10.Тематический план занятий.
Блок №1. «Я и мой мир» Ноябрь – Декабрь.
№ | Занятие | Содержание | Задачи |
1. | « Моё имя» | 1. Приветствие ( хорошее настроение) 2. Разминка ( спал цветок) 3.Знакомство. «На что похоже имя?». 4.Цветотерапия «Цвет имени». 5.Рефлексия. 9.Ритуал прощания. | 1. Знакомство друг с другом и психолога с группой 2.Стимулирование творческого самовыражения. |
2. | Тест: «Раскрась картинку». | 1.Приветствие. 2. Разминка. 2.Обсуждение задания. 3.Тест. 4.Рефлексия. | 1. желание выполнять задание взрослого (принятие задачи для себя)2.понимание того, что надо делать (понимание задачи). |
3. | « Лесные истории» | 1.Приветствие. 2.Разминка. 3.Сказкотерапия « Случай в лесу» Картотека психологических сказок. Стр.1 №1 4.Рисунок. 5.Рефлексия. 6.Ритуал прощания. | Развитие воображения, изобразительных навыков, активизация мышления и речи. |
4. | Игра – занятие с сухим песком | 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Упражнение «Здравствуй, песок». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | Снижение психофизического напряжения. |
5. | «Разноцветные камушки»» | 1.Приветствие. 2.Разминка. 3.Камнетерапия « Узоры из камней» 5.Рефлексия. 6.Ритуал прощания. | 1.Развитие творческого воображения. 2.Стимулирование творческого самовыражения. 3.Установление доверительных отношений в группе. |
6. | «Страна Цвета» | 1.Приветствие. 2.Разминка. 3.Сказкотерапия «Сказка о том, как появился разноцветный мир». 4.Самовыражение в цвете (рисование красками). 10.Рефлексия. 11.Ритуал прощания. | 1.Расширение представления детей о разных цветах и развитие умения их различать. 2.Развитие фантазии и творческого воображения. 3.Воспитание эстетического отношения к цвету и краскам. |
7. | «Весёлые волшебники» | 1.Приветствие. 2.Разминка. 3. Музыкотерапия. Слушание «Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков). 4. Игра «Придумай волшебный танец» 5.Цветотерапия. « Цвет моего танца» 6.Рефлексия. 7.Ритуал прощания. | 1.Развитие творческого воображения и фантазии. 2.Развитие вариативности и оригинальности мышления. 3. Снижение психофизического напряжения. |
8. | Игра – занятие с сухим песком | 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Упражнение «Песочный дождик». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | Регуляция мышечного напряжения, расслабление. |
Блок 2. «Эмоции и чувства» Январь – Февраль.
№ | Занятие | Содержание | Задачи |
1. | Игра "Придумай инопланетянина" | 1.Приветствие. 2 Разминка. 3.Рисунок 4.Обсуждение. | Развитие воображения, активизация внимания, мышления и речи. |
2. | «Сказка о каменном короле» | 1.Приветствие. 2.Разминка. 3. Сказкотерапия . Встреча с жителями Планеты камней (Элен Нийт. «Сказка о каменном короле). 4.Упражнение «Как перебраться через Огненную реку?». 5.Цветотерапия «Цветной мост». 6.Ритуал прощания. | 1.Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности. 2.Развитие сенсорно-перцептивной сферы. 3.Развитие вариативности и оригинальности мышления. |
3. | « Зминяя сказка» | 1.Вступление. 2.Разминка. 3. Музыкотерапия.Вальс снежных хлопьев – П. Чайковский. 4.Упражнение «Зимние слова». 5.Упражнение «Родственные слова». 6.Самовыражение в цвете (рисование с элементами аппликации). 7. Рефлексия. | 1.Развитие слухового внимания. 2.Развитие зрительного внимания. 3.Развитие мелкой моторики рук и двигательной координации, расслабление рук. 4.Воспитание умения выполнять движения под музыку, чувствовать ритм и темп данной мелодии. |
4. | «Легенда о камне» | 1.Приветствие. 2.Разминка. 3.Упражнение «Разговор с камнем». 4.Упражнение «На что похоже?». 5.Рассказ «Легенда о камне» (по А. Глебову) 6.Изотерапия. Рисования на камнях. 7.Рефлексия. 8.Ритуал прощания. | 1.Развитие творческого воображения и фантазии. 2.Гармонизация эмоционального состояния. 3.Активизация мыслительных процессов. |
5. | Психокоррекционные сказки | 1.Приветствие. 2.Разминка. 3. Сказкотерапия.Хвостатик. 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | «Замещение» неэффективного стиля поведения ребенка на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. |
6. | «Сказочный мир деревьев» | 1.Приветствие. 2.Разминка. 4.Рассказ М. Пришвина «Разговор деревьев». 6. Изотерапия. Рисование «Волшебное дерево». 7.Рефлексия. 8.Ритуал прощания. | 1.Развитие творческого воображения и фантазии. 2.Активизация мыслительных процессов. 3.Развитие эмоциональной сферы. |
7. | Игра – занятие с сухим песком | 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Упражнение «Необыкновенные следы». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | Развитие тактильной чувствительности, воображения. |
8. | Игра – занятие с сухим песком | 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Игра – упражнение «Маленькие волшебники – мы создаем мир». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | Развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека. |
Блок 3. Социальные навыки. Март – Апрель.
№ | Занятие | Содержание | Задачи |
1. | Игра «Двое с одним мелком» | 1.Приветствие. 2.Рисунок в парах. 3.Рефлексия. 4.Ритуал прощания. | Развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе. |
2. | «Чего на свете не бывает?» | 1.Приветствие. 2.Разминка. 3.Упражнение «Лабиринт». 4.Упражнение «Кто-то в городе живет». 5. Упражнение «Фантазеры». 6.Упражнение «Необыкновенный город». 7.Рефлексия. 8.Ритуал прощания. | 1.Развитие творческого воображения и фантазии. 2.Стимулирование творческого самовыражения. 3.Развитие коммуникативных навыков. |
3. | «Музыкальная шкатулка» | 1.Приветствие. 2.Разминка. 3.Упражнение «Музыкальная шкатулка». 4.Цветотерапия «Волшебный цвет музыки». 5.Упражнение «Рисуем музыку». 6.Рефлексия. | 1.Развитие творческого воображения и фантазии. 2.Гармонизация эмоционального состояния. 3.Развитие сенсорно-перцептивной сферы. |
4. | Игра – занятие с сухим песком | 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Упражнение «Узоры на песке». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | Закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей. |
5. | «Волшебная ниточка» | 1.Приветствие. 2.Разминка. 3.Сказка «Волшебные нити». 6.Решение проблемных ситуаций. 7.Упражнение «Фантазёры». 8.Танцевально-ритмическое упражнение «Придумай танец» Шостакович « Танец кукол». 9.Рисование нитями. 10.Рефлексия. 11.Ритуал прощания. | 1.Развитие творческого воображения и фантазии. 2.Развитие умения свободно и ясно выражать свои мысли. 3.Развитие сенсорной памяти. |
6. | Игра – занятие с сухим песком | 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Игра «Кто к нам приходил?». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | Развитие зрительного и тактильного восприятия. |
7. | Цветотерапия «Зеленый цвет» | 1.Вступление. 2.Упражнение 1. «Ощущение цвета». 3.Упражнение 2. «Положи и скажи». 4.Упражнение 3. «Зеленая змейка». 5.Упражнение 4. «Лес». 6.Упражнение 5. «Зеленые обитатели леса». 7.Упражнение 6. «Родственные слова». 8.Упражнение 7. Сказка «Зеленушка» (В. Кротов). 8. Самовыражение в цвете (Рисование акварелью по мокрому листу). | 1.Расширение представления детей о зеленом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет. 2.Развитие диалогической речи. 3.Развитие слухового и зрительного внимания. 4.Развитие умения ориентироваться в пространстве. 5.Стабилизация психических процессов. |
8. | Игра «Неожиданные картинки | 1.Приветствие. 2.Рисунок. 3.Рефлексия. 4.Ритуал прощания. | Показать каждому ребёнку, какой вклад вносит каждый член группы в общий рисунок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Я все смогу!» Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста
Программа «Я все смогу!» предназначена для детей 6 – 7 лет, имеющих повышенный уровень тревожности по поводу предстоящего обучения в школе, заниженную самооценку, неуверенность в собственных силах, де...
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «КЛУБ ОБЩЕНИЯ»
Программа обращает нас к проблеме общения и его роли для развития личности ребенка.Актуальность поставленных задач определяется тем, что именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их ...
Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ...
Летняя комплексная коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Поиграй-ка!»
Программа является комплексной, т.к. имеет широкий спектр и разноплановость воздействия, но при таком разнообразном типе задач все упражнения проводятся в виде игровых действий и не являются сложными ...
Коррекционно-развивающая программа сопровождения детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем эмоционального интеллекта
Коррекционно-развивающая программа сопровождения детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем эмоционального интеллекта...
Презентация комплексной коррекционно-развивающей программы для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Получение детьми с ОВЗ полноценного образования — одно из обязательных условий их успешной социализации Опираясь на теоретические данные в области нейропсихологии, детской пс...
Коррекционно - развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Мир добрых отношений».
Цель программы: преодоление агрессивности, застенчивости, демонстративности....