Коррекционно-развивающая программа сопровождения детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем эмоционального интеллекта
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Коррекционно-развивающая программа сопровождения детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем эмоционального интеллекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korr.progr_.prilozhenie.doc | 186 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая программа сопровождения детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем эмоционального интеллекта
Воронина Карина Олеговна, педагог-психолог ГБДОУ детского сада №104 комбинированного вида Невского района, г. Санкт-Петербурга
Пояснительная записка
Цель: коррекция и развитие уровня эмоционального интеллекта.
Задачи:
- коррекция уровня эмоционального интеллекта;
- повышение уровня эмпатии;
- расширение и обогащение представленй детей об эмоциях и чувствах, их полярности и способах вербализации;
- формирование у детей умения осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания и состояния;
- развитие способности понимать эмоциональные состояния, переживания, личностные особенности другого человека;
- повышать уровень рефлексии;
- развитие эмоциональной децентрации (умение отстраниться от собственных переживаний, для того, чтобы иметь возможность воспринимать эмоциональное состояние другого человека);
- обучать техникам и способам управления собственными эмоциями;
- Обучать способам снятия физического и эмоционального напряжения.
В коррекционно-развивающей программе будут учитываться следующие принципы:
- Принцип системности задач. Данный принцип предполагает необходимость наличия в коррекционно-развивающей программе системы задач, направленных как на коррекцию, так и на развитие и профилактику, так как, согласно закону гетерохронного развития психические функции ребенка развиваются неравномерно.
- Принцип единства методов коррекции и диагностики. Предполагает коррекцию проблемных зон, выявленных с помощью проведенной диагностики.
- Деятельностный принцип коррекции и развития. Определяет, с помощью каких средств и способов будет достигаться цель коррекции и развития.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Придерживаясь данного принципа появляется возможность наиболее оптимально и точно выстроить коррекционно-развивающую программу.
- Принцип комплексности методов воздействия. Предполагает многообразие использования методов воздействия на ребенка при коррекционно-развивающей работе.
- Принцип активного привлечения ближайшего окружения. Этот принцип актуален, так как развитие ребенка не проходит изолировано и включает в себя таких участников этого процесса, как родители и педагоги, поэтому существует необходимость их непосредственного участия при реализации коррекционно-развивающей программы.
- Принцип учета эмоциональной сложности материала. Для данной программы были подобраны такие материалы, которые не будут давать эмоциональную нагрузку, которую не сможет выдержать ребенок данного возраста (см. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка). Также все методы, использованные в программе направлены на создание благоприятного эмоционального фона.
Форма работы: групповая.
Частота и продолжительность занятий: по принципу учета возрастных особенностей занятия с детьми старшего дошкольного возраста будут продолжительностью 30 минут (20 минут — основная часть, 10 минут — ритуалы приветствия/прощания, разминка, релаксационные упражнения). Программа состоит из 16 занятий. Рекомендуемая частота проведения коррекционно-развивающих занятий — 2 раза в неделю, в первой половине дня.
Используемые методы работы: коррекционные и развивающие игры и упражнения, сказкотерапия, арт-терапия.
Материалы и оборудование: карточки с иллюстрациями правил группы, подушки для релаксационных упражнений.
При условии заранее проведенной диагностики, программа состоит из четырех блоков, согласно компонентам структуры эмоционального интеллекта:
Блок 1: самосознание.
Цель: коррекция и развитие самосознания.
Работа в данном блоке предполагает решение следующих задач:
- обучение ребенка анализировать собственные эмоции и понимать какой эффект они создают;
- коррекция и развитие самооценки;
Блок 2: самоконтроль.
Цель: развитие самоконтроля.
Работа в данном блоке предполагает решение следующих задач:
- развитие умения контролировать эмоции и импульсивное поведение;
- развитие умения рассказать об испытываемых эмоциях и чувствах;
- научить приспособлению к изменяющейся ситуации и преодолению препятствий;
- развитие инициативности и позитивного отношения к ситуации.
Блок 3: социальная чуткость.
Цель: развитие социальной чуткости.
Работа в данном блоке предполагает решение следующих задач:
- развитие эмпатии;
- развитие способности признавать различия и потребности окружающих.
Блок 4: управление отношениями.
Цель: коррекция и развитие коммуникативных навыков.
Работа в данном блоке предполагает решение следующих задач:
- коррекция и развитие лидерских качеств и умения работать в команде;
- обучение умению аргументировать свою позицию;
- развитие коммуникативных навыков.
Ожидаемые результаты:
По завершении коррекционно-развивающей программы предполагается повышение уровня развития эмоционального интеллекта и его структурных компонентов, таких как самосознание, самоконтроль, социальная чуткость, управление отношениями.
По завершению проведения корреционно-развивающей программы рекомендуется повторная диагностика для того, чтобы определить сферы, в которых требуется дополнительное развивающее воздействие.
Тематический план
Содержание | Цель | Время |
Блок 1. Самосознание | ||
Занятие 1 Ритуал приветствия Введение правил группы Беседа об эмоциях Игра «Облака» Упражнение «Угадай эмоцию» Ритуал часы эмоций Ритуал прощания | Включиться в работу, принять правила группы, познакомить детей с эмоциями, развитие умения распознавать эмоции | 1 мин 5 мин 10 мин 5 мин 5 мин 3 мин 1 мин |
Занятие 2 Ритуал приветствия Повторение правил группы Повторение основных эмоций Ритуал «Часы эмоций» Упражнение «Выбери эмоцию» Упражнение «Скажи добрые слова» Упражнение «Потерялась девочка» Ритуал «Часы эмоций» Ритуал прощания | познакомить детей с эмоциями, развитие умения распознавать эмоции и понимать их роль в жизни, коррекция и развитие самооценки | 1 мин 2 мин 3 мин 2 мин 4 мин 10 мин 5 мин 2 мин 1 мин |
Занятие 3 Ритуал приветствия Повторение основных эмоций Ритуал «Часы эмоций» Упражнение «Покажи чувства» Упражнение «Пряничная куколка» Упражнение «Ракета» Ритуал «Часы эмоций» Ритуал прощания | познакомить детей с эмоциями, развитие умения распознавать и анализировать эмоции, понимать их роль в жизни, коррекция и развитие самооценки | 1 мин 2 мин 2 мин 5 мин 12 мин 5 мин 2 мин 1 мин |
Занятие 4 Ритуал приветствия Ритуал «Часы эмоций» Рисунок «Мое взрослое будущее» Упражнение «Волшебные шары» Ритуал «Часы эмоций» Ритуал прощания | развитие умения распознавать и анализировать эмоции, понимать их роль в жизни, коррекция и развитие самооценки | 1 мин 2 мин 12 мин 12 мин 2 мин 1 мин |
Блок 2. Самоконтроль | ||
Занятие 5 Ритуал приветствия Ритуал «Часы эмоций» Упражнение «Я радуюсь, когда…» Упражнение «На рыбалке» Сказка «Путешествие за молодильным яблочком» Ритуал «Часы эмоций» Ритуал прощания | развитие умения контролировать эмоции и импульсивное поведение, развитие умения рассказать об испытываемых эмоциях и чувствах, научить приспособлению к изменяющейся ситуации и преодолению препятствий, развитие инициативности и позитивного отношения к ситуации. | 1 мин 2 мин 5 мин 5 мин 14 мин 2 мин 1 мин |
Занятие 6 Ритуал приветствия Ритуал «Часы эмоций» Упражнение «А-а-ах» Упражнение «На полянке» Упражнение «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» Ритуал «Часы эмоций» Ритуал прощания | развитие умения контролировать эмоции и импульсивное поведение, развитие умения рассказать об испытываемых эмоциях и чувствах, научить приспособлению к изменяющейся ситуации, развитие инициативности и позитивного отношения к ситуации. | 1 мин 2 мин 5 мин 14 мин 5 мин 2 мин 1 мин |
Занятие 7 Ритуал приветствия Ритуал «Часы эмоций» Упражнение «Угадай эмоцию» Игра «Огонь и лёд» Сказка «Колобок» Ритуал «Часы эмоций» Ритуал прощания | развитие умения контролировать эмоции и импульсивное поведение, развитие умения рассказать об испытываемых эмоциях и чувствах, научить приспособлению к изменяющейся ситуации и преодолению препятствий, развитие инициативности и позитивного отношения к ситуации. | 1 мин 2 мин 10 мин 5 мин 9 мин 2 мин 1 мин |
Занятие 8 Ритуал приветствия Ритуал «Часы эмоций» Упражнение «Слова» Упражнение «Тыкалки» Упражнение «Головомяч» Ритуал «Часы эмоций» Ритуал прощания | развитие умения контролировать эмоции и импульсивное поведения, развитие умения рассказать об испытываемых эмоциях и чувствах, научить приспособлению к изменяющейся ситуации и преодолению препятствий, развитие инициативности и позитивного отношения к ситуации. | 1 мин 2 мин 5 мин 5 мин 15 мин 2 мин 1 мин |
Блок 3. Социальная чуткость | ||
Занятие 9 Ритуал приветствия Ритуал «Часы эмоций» Упражнение «Моё настроение» Упражнение «Мимическая гимнастика» Упражнение «Пирамида любви» Ритуал «Часы эмоций» Ритуал прощания | развитие умения распознавать и анализировать эмоции, развитие эмпатии, развитие способности признавать различия и потребности окружающих. | 1 мин 2 мин 14 мин 5 мин 5 мин 2 мин 1 мин |
Занятие 10 Ритуал приветствия Ритуал «Часы эмоций» Сказка «Приключения Улиточки» Беседа «Волшебные средства понимания» Упражнение «Ролевое проигрывание ситуаций» Ритуал «Часы эмоций» Ритуал прощания | развитие умения распознавать и анализировать эмоции, развитие эмпатии, развитие способности признавать различия и потребности окружающих. | 1 мин 2 мин 10 мин 7 мин 7 мин 2 мин 1 мин |
Занятие 11 Ритуал приветствия Ритуал «Часы эмоций» Упражнение «Эмоции героев» Сказка «Храбрый мальчик» Ритуал «Часы эмоций» Ритуал прощания | развитие умения распознавать и анализировать эмоции, развитие эмпатии, развитие способности признавать различия и потребности окружающих. | 1 мин 2 мин 20 мин 4 мин 2 мин 1 мин |
Занятие 12 Ритуал приветствия Ритуал «Часы эмоций» Сказка «Цветок кактуса» Творческое задание «Украшаем кактус» Ритуал «Часы эмоций» Ритуал прощания | развитие умения распознавать и анализировать эмоции, развитие эмпатии, развитие способности признавать различия и потребности окружающих. | 1 мин 1 мин 20 мин 6 мин 1 мин 1 мин |
Блок 4. Управление отношениями | ||
Занятие 13 Ритуал приветствия Ритуал «Часы эмоций» Упражнение «Фантазии» Сказка «Как поссорилась иголка с ниткой » А.Киселева Проблемные ситуации Ритуал «Часы эмоций» Ритуал прощания | развитие умения распознавать и анализировать эмоции, коррекция и развитие лидерских качеств и умения работать в команде, обучение умению аргументировать свою позицию, развитие коммуникативных навыков. | 1 мин 1 мин 10 мин 8 мин 8 мин 1 мин 1 мин |
Занятие 14 Ритуал приветствия Ритуал «Часы эмоций» Беседа по иллюстрациям к сказке «Репка» Упражнение «Попроси игрушку» Ритуал «Часы эмоций» Упражнение «Подари движение» Ритуал прощания | развитие умения распознавать и анализировать эмоции, коррекция и развитие лидерских качеств и умения работать в команде, обучение умению аргументировать свою позицию, развитие коммуникативных навыков. | 1 мин 1 мин 10 мин 10 мин 6 мин 1 мин 1 мин |
Занятие 15 Ритуал приветствия Ритуал «Часы эмоций» Инсценирование сказки «Теремок» Рисунок «Все вместе в Теремке» Ритуал «Часы эмоций» Ритуал прощания | развитие умения распознавать и анализировать эмоции, коррекция и развитие лидерских качеств и умения работать в команде, обучение умению аргументировать свою позицию, развитие коммуникативных навыков. | 1 мин 1 мин 20 мин 6 мин 1 мин 1 мин |
Занятие 16 Ритуал приветствия Ритуал «Часы эмоций» Стихотворения о единстве и дружбе Рассказ Л.Н.Толстого «Отец и сыновья» Рисунок на тему «Вместе мы сила» Ритуал «Часы эмоций» Ритуал прощания | развитие умения распознавать и анализировать эмоции, коррекция и развитие лидерских качеств и умения работать в команде, обучение умению аргументировать свою позицию, развитие коммуникативных навыков. | 1 мин 1 мин 15 мин 5 мин 6 мин 1 мин 1 мин |
Занятие 1
- Ритуал приветствия
Здравствуй солнце золотое (руки в стороны),
Здравствуй небо голубое (руки вверх),
Здравствуй вольный ветерок (качаем руками),
Здравствуй маленький дружок (все обнимаются)
- Введение правил группы (Приложение №2)
Сначала детям предлагается рассмотреть картинку правила и догадаться самим, что значит каждое из нарисованных правил. Если это вызывает затруднения, то психолог разъясняет самостоятельно.
- Не баловаться
- Вести себя тихо
- Внимательно слушать
- Правило трёх замечаний
- Беседа об эмоциях
Цель: объяснить детям, что такое эмоции, как они выражаются, и какое значение они имеют для человека.
Знаете ли вы что такое эмоции и чувства?
Само значение слова «эмоции» говорит о неравнодушном отношении к различным событиям и ситуациям в жизни человека. С помощью эмоций мы выражаем свое отношение к происходящему.
Вы можете представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?.. Конечно же, вы скажете, что таких людей не бывает. И действительно, все мы в различные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то восхищаемся.
Радость, печаль, грусть, страх, удивление — все это разнообразные эмоции, выражающие наше отношение к действительности (к людям, поступкам, предметами т. д.).
Посмотрите на эти карточки (демонстрируются заранее подготовленные карточки-смайлы с различными эмоциональными выражениями: страх, радость, удивление, печаль, смущение, испуг, скука и др.).(Приложение №3)
Как вы думаете, что выражают их лица? (При необходимости объясняется при каких обстоятельствах люди испытывают эту эмоцию).
- Упражнение «Облака»
Цель: закрепление знаний об эмоциях, развитие выразительности движений, пластичности мимики лица, разминка.
Описание игры. Психолог читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
—Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
—Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно...
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
— Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягенький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
- Упражнение «Угадай эмоцию»
Цель: научить показывать эмоции и видеть, как они выражаются у других людей.
Из набора карточек с нарисованными эмоциями ребенок выбирает одну и, не показывая картинку остальным должен изобразить выбранную эмоцию, а остальным детям нужно угадать какая эмоция демонстрируется. Упражнение продолжается, пока все дети не исполнят роль показывающего.
- Ритуал «Часы эмоций»
Детям демонстрируются часы эмоций, при этом объясняется, что на них изображены наши эмоции, которые мы испытываем в данный момент. Предложить ребенку повернуть стрелку на ту эмоцию, которую он испытывает прямо сейчас и спросить почему именно эту эмоцию (первые несколько раз, с большой вероятностью, придется исправлять ребенка, акцентируя внимание на том, какую эмоцию он испытывает сейчас, а не ту, которую он испытывал, например, несколько часов назад, или, которую будет испытывать, когда что-то произойдет в будущем).
- Ритуал прощания
До свидания, до свидания, приходите к нам опять.
До свидания, до свидания, будем вместе мы играть.
Занятие 2
- Ритуал приветствия
- Повторение правил группы
- Повторение основных эмоций
- Ритуал «Часы эмоций»
- Упражнение «Выбери эмоцию» (модификация)
Цель: развитие произвольности, наблюдательности, умения распознавать эмоции.
Описание упражнения. Дети выбирают из предложенных карточек с изображениями веселой, грустной, испугавшейся, злой смайл с эмоцией наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А. Барто.
- Зайку бросила хозяйка.
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
— Какая девочка бросила зайку?
- Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
— Какая девочка испугалась за бычка?
- Уронили мишку на пол.
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу —
Потому что он хороший.
— Какая девочка пожалела мишку?
- Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
- Какая девочка любит свою лошадку"
- Упражнение «Скажи добрые слова»
Цель: способствовать повышению самооценки детей.
Дети вспоминают, какие хорошие качества бывают у людей. Затем ведущий «приглашает» на занятие игрушку. Дети придумывают для него хорошие слова, заканчивая предложение «Ты —... (добрый, старательный, веселый)». Затем каждый по очереди «превращается в игрушку» (при этом берет ее в руки), а остальные дети говорят ребенку в роли игрушки добрые слова.
- Упражнение «Потерялась девочка»
Цель: способствовать развитию самоуважения детей.
Дети сидят в кругу, ведущий «делает объявление по радио»: «Внимание, внимание, потерялась девочка (мальчик)...» — и далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает себя, нужно громко крикнуть: «Это я себя нашла (нашел), в детский садик к вам пришла (пришел)».
- Ритуал «Часы эмоций»
- Ритуал прощания
Занятие 3
- Ритуал приветствия
- Повторение основных эмоций
- Ритуал «Часы эмоций»
- Упражнение «Покажи чувства
Цель: развивать рефлексию эмоциональных состояний.
Психолог просит детей высунуть язычки, а затем показать всем, как язычок радуется, злится, боится и т. д. Затем дети показывают эмоции пальцем, затем головой (лицом).
- Упражнение «Пряничная куколка»
Цель: содействовать развитию у детей положительного образа Я, развитие самооценки.
В этой игре взрослый «лепит» из ребенка пряничную куклу. Для этого ребенок ложится на матрасик (или на стол учителя) и превращается в тесто. Сначала взрослый «замешивает тесто» — поглаживает тело ребенка, затем он добавляет в тесто различные качества и характеристики (по желанию ребенка), такие как красота, ум, хорошие друзья и т.п. После этого он приступает к лепке «куколки»: вылепливает ручки, ножки, тело, голову. Делает это он легкими поглаживающими движениями, приговаривая что-нибудь вроде: «Какие ручки замечательные получились, а головка еще лучше!» Когда «куколка» готова, взрослый вдувает в нее жизнь со словами «Куколка, живи!». Затем взрослый предлагает ребенку подойти к зеркалу и посмотреть, какая чудесная куколка получилась.
Это упражнение можно проводить и в группе. В таком случае не только взрослый, но и все дети принимают участие в «лепке».
- Упражнение «Ракета»
Цель: способствовать развитию самоуважения детей.
Детям предлагается «запустить в космос ракету». Все дети встают в круг, один ребенок становится ракетой — он стоит в центре круга. Все дети садятся на корточки и шепчут «у-у-у». При этом ребенок и группа вокруг него постепенно приподнимаются, увеличивая громкость голоса. Затем с громким криком «ух!» все подпрыгивают и поднимают руки вверх. Ребенку в роли ракеты предлагается гудеть громче всех и подпрыгнуть выше всех.
- Ритуал «Часы эмоций»
- Ритуал прощания
Занятие 4
- Ритуал приветствия
- Ритуал «Часы эмоций»
- Рисунок «Мое взрослое будущее»
Цель: способствовать повышению самооценки детей.
Детям предлагается нарисовать себя в будущем. После того как рисунки закончены, все обсуждают, что же позволило детям добиться такого прекрасного будущего. Какие усилия им пришлось приложить для этого?
- Упражнение «Волшебные шары»
Цель: развитие умения анализировать эмоции объяснять состояние другого, выразительности речи.
Описание упражнения.
1-й вариант. Детям предъявляются картинки с изображением воздушных шаров разнообразной формы. Каждый ребенок выбирает тот шарик, который ему больше понравился, и выразительно рассказывает о его настроении, ориентируясь на форму (а также на цвет, если шары цветные).
В случае затруднения психолог начинает первым. И его рассказ может быть таким: "Держала девочка за веревочку круглый шарик, и ему было хорошо с такой хозяйкой. Он радостно кружился в воздухе. Вдруг шарик заметил на небе облако, похожее на себя, и от удивления вытянулся".
2-й вариант. Детям предъявляются картинки с изображением воздушных шаров разнообразной формы. Каждый ребенок выбирает себе шар и схематически изображает на нем эмоцию, которая, на его взгляд, больше подходит к форме этого шара.
- Ритуал «Часы эмоций»
- Ритуал прощания
Занятие 5
- Ритуал приветствия
- Ритуал «Часы эмоций»
- Упражнение «Я радуюсь, когда…»
Психолог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Петя, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Петя должен будет поймать мячик и сказать: «Я радуюсь, когда….»
Петя рассказывает, когда он радуется, а затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»
Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.
- Сказка «Путешествие за молодильным яблочком»
Цель: научить преодолевать трудности
Когда-то давно в одной сказочной деревне жил дед. Однажды он заболел и попросил сына своего Иванушку принести ему молодильное яблочко.
Стал собираться Иван в дорогу, развернул перед собой карту, чтобы заранее хорошенько продумать свой путь в волшебную страну, где растут молодильные яблочки. А путь предстоял ему интересный и сложный!
Чтобы добраться до чудесного сада, где стояла яблонька с волшебными яблочками, Иванушке нужно было:
- первому поздороваться и подружиться со всеми незнакомыми жителями Волшебного леса, встречающимися на его пути;
- поделиться последним пирожком с голодными птенчиками;
- понять, почему Змей Горыныч, который охраняет чудесную яблоньку, такой злой и неприветливый;
- интересно рассказать о себе и попытаться понравиться Повелителю Волшебного леса;
- заступиться перед Повелителем за маленького некрасивого головастика, над которым смеются все жители Волшебного леса.
Да, непростой путь предстоял Иванушке! И перед тем, как отправиться в него, попросил добрый молодец благословения и напутствия у своего старого друга - мудрого Долгожителя.
Благословил Долгожитель Ивана в путь-дорожку и дал ему с собой камешек-помощник. Если бросить его с силой на землю, да топнуть три раза - любая проблема разрешится! Вот только использовать волшебный камешек можно лишь один раз, когда сил своих не хватает, когда чья-то помощь обязательно нужна, чтобы справиться с возникшей трудностью!..
Вопросы для анализа сказки:
- Как ты думаешь, использует Иван волшебный камешек или пройдет весь путь беспрепятственно сам?
- Если Иван использует камешек, то при каких обстоятельствах, в какой именно ситуации?
- Как именно камешек поможет справиться Ивану с трудностями?
- Как ты считаешь, можно ли с этой трудностью справиться в жизни самому? Как именно?Кто тебе может в этом помочь?
- Придумай сам окончание сказки.
- Упражнение «На рыбалке»
Цель: развитие произвольности, выразительности движений, мимики и речи.
Описание игры. Все дети изображают рыбаков, сосредоточенно глядя на воображаемый поплавок. Периодически дети вытаскивают удочку и эмоционально реагируют на улов. Это может быть большая или маленькая рыбка, которой дети распоряжаются по своему усмотрению (кладут в ведро с водой, отдают кошке, отпускают на свободу и т.п.), пустая банка или крючок без червяка.
- Ритуал «Часы эмоций»
- Ритуал прощания
Занятие 6
- Ритуал приветствия
- Ритуал «Часы эмоций»
- Упражнение «А-а-ах»
Цель: обучение детей умению владеть своими чувствами.
Ход игры: Ведущий кладёт руку на стол и затем медленно поднимает её до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» с тем, чтобы когда рука достигнет верхнего положения, завершить её громким совместным «ах» и мгновенно замолчать.
- Упражнение «На полянке»
Цель: развитие умения рассказывать о своих чувствах.
Психолог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?». Можно использовать расслабляющую спокойную музыку или звуки природы.
После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Какие чувства вы испытали, когда оказались на полянке?
Если в вашем детском саду практикуется песочная терапия, то с детьми можно проиграть эту историю после представления.
Детям предлагается нарисовать то, что они представили.
- Упражнение «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.
Ход: Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты):
Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.
Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.
Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?
- Ритуал «Часы эмоций»
- Ритуал прощания
Занятие 7
- Ритуал приветствия
- Ритуал «Часы эмоций»
- Упражнение «Угадай эмоцию»
Цель: научить показывать эмоции и видеть как они выражаются у других людей.
Из набора карточек с нарисованными эмоциями ребенок выбирает одну и, не показывая картинку остальным должен изобразить выбранную эмоцию, а остальным детям нужно угадать какая эмоция демонстрируется. Упражнение продолжается, пока все дети не исполнят роль показывающего.
Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и «видеть» эмоции других людей.
- Упражнение «Огонь и лёд»
Цель: развитие саморегуляции
По команде психолога «Огонь!» – стоящие в кругу дети начинают двигаться всеми частями тела.
По команде «Лед!» – дети застывают в позе, в которой их застала команда. Психолог несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.
- Сказка «Колобок»
Цель: обучение преодолению трудностей
В истории Колобка много посланий для нас. Давай мы их с тобой разгадаем. Помнишь, как начиналась сказка? Жили-были дед да баба. Бедно жили, ели не досыта. Попросил дед бабу испечь колобок. Вроде и не из чего печь, а вот бабка по амбару помела, по сусекам поскребла, и нашлась мука для колобка. Как ты думаешь, что же нам этим хотела сказать сказка? Да, похоже, сказка учит нас делать запасы. В жизни бывают разные ситуации, поэтому принято делать заготовки впрок. Итак, первый сказочный урок — чтобы не быть голодным, запасай впрок. Давай его запомним.
Но что же было в сказке дальше? Испекла бабушка колобок, получился он румяный, красивый. Положила она его на окошко. Зачем бабушка положила колобок на окошко? Может быть, тому, что слишком горячая пища вредна для нас? Поэтому второй сказочной урок — не ешь слишком горячую пищу, не торопись, даже когда сильно хочется попробовать.
А дальше наш колобок в сказке ожил! Спрыгнул с окошка и покатился по лесной тропинке. Что же скрывается за этим событием? Может, совет не оставлять Колобка без присмотра? Кто так же может себя вести? Конечно, ребенок! Наверное, третий сказочный урок нужно усвоить всем родителям. Сказка учит их не оставлять детей без присмотра.
Кого же встречает Колобок на лесной тропинке? Сначала Зайца, потом Волка и Медведя. Все они хотят его съесть, а он поет им свою песенку: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел…» Чему же нас учит сказка? Конечно, в первую очередь, не пугаться сразу, если кто-то тебе угрожает. Какой же способ для преодоления трудности выбирает Колобок в сказке? Да, он поет песенку и убегает. Но о чем же он поет? «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, я от Зайца ушел, а от тебя, Волка, и подавно уйду…»
Что же Колобок делает, когда поет песенку? Конечно, он хвастается, а потом убегает. Колобок учит нас не теряться в сложной ситуации, не пугаться, а придумать способ, как справиться с трудностью. Мы с тобой поняли, что в песенке своей Колобок хвастается. И дальше из сказки мы узнаем, к чему это привело. Хитрая Лиса съела Колобка. Давай подумаем, чему нас может научить сказка в этой ситуации. Безусловно, хвастливые песни, даже если они и выручали раньше, до добра не доведут. Поэтому пятый сказочный урок может звучать так: находясь в лесу, попав в сложную ситуацию, будь начеку, так как не всегда опасные люди или животные прямо сообщают о своих намерениях («Я тебя съем»). Это очень важный жизненный урок.
- Ритуал «Часы эмоций»
- Ритуал прощания
Занятие 8
- Ритуал приветствия
- Ритуал «Часы эмоций»
- Упражнение «Слова»
Цель: развивать умение связывать эмоцию с ситуацией/ предметом, развитие памяти, вербального мышления.
Психолог называет любую эмоцию, а ребята вспоминают как можно больше слов, связанных с ней. Например, воспитатель говорит «радость», а дети подхватывают «улыбка, веселье, смех». Важно, чтобы в процессе игры участвовал каждый.
- Упражнение «Тыкалки»
Цель: обучение умению владеть своими чувствами.
Ход: Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают». Психолог, медленно считая до 10-ти, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность. При повторном выполнении водит один из детей.
- Упражнение «Головомяч»
Развивает у дошкольников навыки сотрудничества в парах или тройках, требовало от них точного восприятия движений партнеров, синхронизации своего собственного темпа с и темпом товарищей.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем мячик поднимать!
Как поднять? Большой секрет.
Но от вас секретов нет!
Обсуждение: что было труднее всего? Как нужно действовать, стобы было проще выполнять задание?
- Ритуал «Часы эмоций»
- Ритуал прощания
Занятие 9
- Ритуал приветствия
- Ритуал «Часы эмоций»
- Упражнение «Моё настроение»
Цель: развитие умений описывать свое настроение, распознавать настроение других; развитие эмпатии.
Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно сравнить с каким-либо цветком, животным, затем показать его в движении – все повторяют, после того, как все дети рассказали о своем настроении и показали его в движении они садятся и рисуют картину отражающую их настроение. Обсуждение.
- Упражнение «Мимическая гимнастика»
Цель: развитие эмпатии, понимания своих эмоций, мимики.
Дети по очереди изображают те или иные чувства: страх, гнев, обиду, злость, любовь и т.п. При этом они как будто смотрятся в зеркало. Роль «зеркала» играет вся остальная группа. Дети повторяют («отзеркаливают») изображенное ребенком чувство.
- «Пирамида любви»
Цель: Воспитывать уважительное, заботливое отношение к людям, развивать коммуникативные способности.
Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы (следуют рассказы детей). А сейчас давайте посмотрим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) вы чувствуете тепло рук? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида, а все потому, что мы умеем любить сами и любимы»
- Ритуал «Часы эмоций»
- Ритуал прощания
Занятие 10
- Ритуал приветствия
- Ритуал «Часы эмоций»
- Сказка «Приключения Улиточки» Михаил Тучев (Приложение № )
Цель: развитие эмпатии, осознания различия людей, толерантности
- Беседа «Волшебные средства понимания»
Цель: осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать.
- Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?
- Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека).
- Почему эти средства понимания мы можем назвать „волшебными”?
- Можем ли мы с вами применять эти «волшебные» средства, когда?
- Упражнение «Ролевое проигрывание ситуаций»
Цель: упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение "волшебных " средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.
Воспользовавшись "волшебными" средствами понимания, дети должны помочь:
1) плачущему ребенку, он потерял мячик;
2) мама пришла с работы, она очень устала;
3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;
4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку;
Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.
- Ритуал «Часы эмоций»
- Ритуал прощания
Занятие 11
- Ритуал приветствия
- Ритуал «Часы эмоций»
- Упражнение «Эмоции героев»
Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих.
Ход : Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т. д.
- Сказка «Храбрый мальчик»
Жил-был мальчик. Пошел он в лес. Гулял-гулял и заблудился. А было это высоко в горах. Искал-искал дорогу и устал. Сломил он себе крепкую палку и дальше пошел. Шел-шел и лег под куст отдохнуть.
Вот он лег отдохнуть и видит: по большому дереву громадная змея ползет. А на дереве гнездо, а в гнезде птенцы. Как увидели птенцы змею, закричали они, заплакали:
Помогите! Помогите! Но никто не пришел к ним на помощь.
А змея шипит, пасть разинула, язык высунула. Лезет все выше подползает все ближе...
Мальчик сперва очень испугался, а потом пожалел птенцов взял свою крепкую палку, размахнулся и ударил змею. Она развернулась, опять свернулась да как прыгнет на мальчика.
Змея была сильная, толстая и длинная. Змея и мальчик бились очень долго, но мальчик победил.
Он бросил птенцам змеиное мясо, а сам опять лег под куст и уснул, потому что очень устал.
Вдруг зашумел лес от ветра, ночные звери в норы попрятались, звезды тучами укрылись.
Это, широко махая своими могучими крылами, прилетела чудо-птица к своим птенцам. Увидела она мальчика, страшным клекотом заклекотала:
- Ччеловекк, ччеловекк! Рразорву еггго!
- Мама, мама, - заплакали птенцы, - этот человек змею убил, нас накормил!
Тогда чудо-птица опустилась на землю и распростерла над мальчиком свое широкое крыло, чтобы ни ветер, ни дождь ему спать не мешали.
Утром храбрый мальчик проснулся, увидел над собой большое крыло и заплакал.
- Не бойся, - сказала ему чудо-птица. - Ты моих детей спас, я для тебя теперь что хочешь сделаю.
- Отнеси меня домой, - попросил мальчик.
- Садись ко мне на спину, обними за шею. И чудо-птица подняла мальчика высоко, унесла далеко и опустила на крышу его родного дома.
Вопросы и задания:
- Обсуждение карточек.
- Как бы вы поступили на месте мальчика?
- Считаете ли вы себя храбрым человеком?
- Если вы найдете птенца, выпавшего из гнезда, как вы с ним поступите?
- Придумайте продолжение сказки о том, как птенцы выросли и снова встретились с мальчиком.
- Расскажите о каком-нибудь храбром поступке.
- Игра «Огонь и лёд»
Цель: снятие напряжения.
- Ритуал «Часы эмоций»
- Ритуал прощания
Занятие 12
- Ритуал приветствия
- Ритуал «Часы эмоций»
- Сказка «Цветок кактуса»
Однажды утром в жаркой пустыне, где утро и день одинаково знойны, родился цветок. Это был кактус. Он стал десятым ребенком в большой семье. Все дети в этой семье получали железное воспитание. Им полагалась лишь капелька влаги в неделю. Такое воспитание давало свои плоды. Кактусы вырастали выносливыми и молчаливыми. Они умели терпеть, не задавая лишних вопросов. Десятый ребенок был другим. Он задавал вопросы. Сначала своей матери и братьям, а затем, так и не дождавшись их ответа, всем, кого видел вокруг. «Интересно, можно ли утонуть в песках? — думал кактус. «А небо — это тоже песок? Но почему оно другого цвета? Почему оно так редко плачет, ведь его слезы дают нам столько свежести!?
Его мать сердилась и ворчала: «Ты спрашиваешь слишком много... для кактуса. Ты должен молчать и терпеть..., как все мы!»
Но кактус не хотел терпеть. Непереносимая холодность, исходившая от его гордо молчавших, таких неуязвимых собратьев, томила и жгла его сердце. И он разговаривал с солнцем и песками, ветром и редким дождем, а ночами — с далекими звездами. Все они пели ему свои песни о земных и небесных мирах, о жизни других...
«Другие! Вот бы увидеть их!» — мечтал кактус.
Пески рассказали ему о людях. О людях они знали бесконечно много! Это были увлекательные истории: веселые и печальные, тревожные и даже страшные.
«Люди! Как они выглядят? Вот бы дотронуться до них иглами», — вздыхал мечтатель.
«Ха-ха-ха», — смеялись звезды. «Люди не любят колючих. Они убегают от того, кто делает им больно... Им нужно светить, тогда они тоже светятся и остаются с тобой... навсегда», — так говорили звезды.
«Пески рассказывают, что люди знают все на свете. Они не молчат, как мы...», — размышлял кактус.
«Да, они не молчат... Если безмолвствует их язык, то говорят их глаза, сердце и душа», — говорили кактусу звезды.
«Душа! Что это? Есть ли это, у нас, кактусов?!» — спрашивал кактус.
И вот однажды случилось чудо. Кактус увидел людей и расслышал их слова: «Что за создание, пустыня! Суровое царство однообразия и безмолвия! Она приветствует лишь колючками растений, да и то, если расценивать это как приветствие. Сравнимы ли благоухающие цветы лугов с этими уродливыми...»
Кактус понял, что говорят о нем. Он впервые узнал, что некрасив и уродлив. Ему захотелось плакать. И на нем действительно выступили капли слез, просочившиеся через частые иглы. «Смотри-ка, плачущий кактус! — заметил один из людей и прикоснулся к нему. — Его иглы совсем не колются, это, наверно, какой-либо новый вид неколючих кактусов. Интересно, много их тут?» — и люди посмотрели вокруг себя. В стороне росли другие кактусы. Люди подошли к ним, нагнулись и тут же одернули руки — острые иглы больно поранили их пальцы! «Да, видно он один здесь такой, нежный!» — говорили люди, возвращаясь к удивительному кактусу.
Кактус чуть не умер от счастья, когда увидел вновь приближающихся к нему людей. По мере того как они приближались, лица их озарялись неописуемым восторгом: «Смотри! Чудо красоты! Белоснежное чудо! Сокровище! Благоухание всех цветов земли не сравнится с его чарующим ароматом. Боже, не снится ли это нам!» — и люди замерли перед кактусом в безмолвном восхищении.
«О чем это они? Да, люди очень странные: то они называют меня уродом, то замирают перед чем-то во мне в восхищении», — удивлялся кактус. А прекрасный цветок — чудо красоты, неумолимо рос и рос из него. Все пространство вокруг благоухало. И дивный свет исходил от белоснежного чуда, рожденного кактусом.
Была ночь. Небо, усыпанное звездами, как бы раскрыло свои объятия волшебному цветку кактуса. При звездном мерцании он выглядел божественно прекрасно. Звезды говорили кактусу: «Теперь ты увидел душу... Твой цветок открыл ее в людях... Ты счастлив».
- Вопросы и задания к сказке:
• Чем цветок кактуса отличается от других цветов?
• Какой характер был у кактуса из сказки?
• Что изменилось в людях при виде цветущего кактуса?
• Представьте, что вы заблудились в пустыне. Расскажите, как кактус из сказки поможет вам найти дорогу к дому.
• Подумайте, какую увлекательную историю о себе или о других людях вы могли бы рассказать кактусу из сказки. Расскажите ему эту историю.
• Представьте, что у вас на окне поселился кактус. Расскажите о том, как вы будете за ним ухаживать.
- Творческое задание «Украшаем кактус»
Психолог рисует на доске большой кактус и просит детей перечислить качества кактуса из сказки. Каждое новое качество дарит кактусу цветок. В результате игры на доске рождается кактус с волшебными цветами доброты, любви, красоты, чуткости и др. качествами.
- Ритуал «Часы эмоций»
- Ритуал прощания
Занятие 13
- Ритуал приветствия
- Ритуал «Часы эмоций»
- Упражнение «Фантазии»
Цель: развитие коммуникативных способностей, эмпатии, воображения.
Описание игры. Психолог говорит детям: "Представьте себе, что вы включаете телевизор, а там ваша мама отвечает на вопросы журналиста".
Далее психолог исполняет роль журналиста, а ребенок, кто пожелает, — роль мамы. Журналист может попросить маму рассказать о сыне (дочери), о том, что ей больше всего нравится в ее ребенке и чем она не довольна, об увлечениях ее ребенка и о том, как она относится к ним и т.п.
- Сказка «Как поссорилась иголка с ниткой » А.Киселева.
Иголка с ниткой работали. Шили платье Аленке. Долго шили. Вот уже готово оно, осталось только пуговицы пришить. И в этот момент появился на нитке вредный узелок. Из-за этого узелка пуговица не пришивается. Иголка ждала, ждала, пока нитка узелок развяжет, да и не дождалась, сама развязала.
И загордилась иголка и стала с ниткой ссориться.
Говорит иголка: -Я-главная. Я всегда первой бываю.
Нитка возражает: -Нет, я –главная. Из-за моего малюсенького узелка ты двигаться вперед не смогла.
-Я.
-Нет, я
Спорили, спорили, устали.
И решила на деле показать свое умение.
Педагог-психолог останавливает сказку и предлагает детям подумать, что придумали иголка с ниткой, чтобы доказать, кто из них главнее. Ответы детей выслушиваются и обсуждаются.
Продолжение сказки.
Увидели они еще одну непришитую пуговицу. Побежали со всех ног к ней. Иголка скок-поскок, первая прибежала, а нитка за ней торопится. Начала иголка пуговицу пришивать вверх-вниз, вверх-вниз. Готово! Выпрямилась горделиво и сияет от удовольствия. Попробуй сделать так.
Посмотрела на нитку, а та чуть в клубок не замоталась от смеха. Оглянулась иголка на свою работу и потускнела от огорчения: пуговица-то не пришита.Нитка размоталась и поспешила свое умение показывать. Проделась через дырки пуговицы, оглянулась хвастливо, а дальше что делать, не знает. Тут уж ей не до смеха. Смотрит она сконфуженно на иголку, а та не смеется, к ней на встречу идет, руку дружбы протягивает.
Педагог-психолог: Ребята, как вы думаете, что важно в работе: себя показать или трудиться всем вместе, дружно?(выслушиваются ответы детей.)
Да, очень важно не только хорошо трудиться, но и помогать в работе другим, не ссориться между собой. Так поступают все умные люди.(фраза –установка на запечатление на подсознательном уровне момента снятия сопротивления, напряжения).
- Проблемные ситуации:
Цель: проверка степени усвоения детьми правил поведения в конфликтных ситуациях.
Два жадных медвежонка поссорились из-за головки сыра. Помири их.
Вини-Пух и Пятачок хотят полетать на одном воздушном шарике .Как им договориться?
Тигра наступил на ногу Кролику. Как ему извиниться?
Обобщение: ПРАВИЛА ПРИМИРЕНИЯ.
Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признавать свою вину. Вам при этом помогут волшебные слова: «Извините», «Давай играть вместе»
По-чаще улыбайтесь друг другу, делайте приятные комплименты
Можно подарить другу приятный подарок, нарисовать рисунок или пригласить его в гости.
- Ритуал «Часы эмоций»
- Ритуал прощания
Занятие 14
- Ритуал приветствия
- Ритуал «Часы эмоций»
- Беседа по иллюстрациям к сказке «Репка» (Приложение №)
Цель: воспитание дружбы, сотрудничества.
- Вспомните, как начинается сказка?
- Кто первым тянул репку? Кого позвал дед? А бабка?
- Кого позвала внучка? Кто ещё помогал тянуть репку?
Вывод: даже маленькая мышка может помочь в большом и трудном деле. Дружная совместная работа приносит больше пользы, по сравнению с тем, когда она выполняется в одиночку.
- «Попроси игрушку»
Цель: Обучить детей эффективным способам общения.
Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая, очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями. Можно провести это же упражнение, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т. д.). после проведения обоих вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: «Когда было легче просить игрушку?», «Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?» Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни).
- Упражнение «Подари движение»
Цель: укрепление эмоциональных контактов между детьми, развитие доверия и взаимопонимания, развитие лидерских качеств.
Ход игры: Выбирается ведущий. Остальные дети становятся в круг, а ведущий — в центре круга. Ведущий начинает выполнять какие-нибудь однотипные движения в течение 10-15 секунд, а остальные повторяют эти движения за ним. Далее меняется ведущий и игра продолжается.
- Ритуал «Часы эмоций»
- Ритуал прощания
Занятие 15
- Ритуал приветствия
- Ритуал «Часы эмоций»
- Инсценирование сказки «Теремок»
Цель: воспитание дружбы, трудолюбия, взаимовыручки.
- Вспомните, кто жил в теремке?
- По другим сказкам мы знаем, что животные часто враждуют между собой. А как они живут в одном теремке?
Д. - Не ссорятся, помогают друг другу. Каждый для всех выполняет какую-нибудь работу.
Вывод: так и должно быть в жизни. Разные по цвету кожи, по национальности, бедные и богатые люди общаются между собой, встречаются на праздниках, спортивных соревнованиях.
Психолог распределяет роли и дети разыгрывают сказку.
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка!
— А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик.
— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— А ты кто?
— А я волчок-серый бочок.
— Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.
Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— А я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь.
— Нет, не раздавлю.
— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.
Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!
- Рисунок «Все вместе в Теремке»
- Ритуал «Часы эмоций»
- Ритуал прощания
Занятие 16
- Ритуал приветствия
- Ритуал «Часы эмоций»
- Стихотворения о единстве и дружбе
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать.
Мы – то слово короткое очень,
Но нет слова на свете волшебней его.
В нем, между прочим,
Две буквы всего.
Мы!
Это песня и рассвет!
Мы!
Это значит ты и я!
Мы!
Значит, встретимся друзья!
Ребята, давайте жить дружно!
Психолог: Что значит дружно? Что значит дружба? Что значит дружить? (Ответы детей.)
Психолог: А вот послушайте стихотворение Бориса Заходера «Мы – друзья».
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой
Не похожи мы, а все же
Нас не разольешь водой!
Дело в том, что он и я –
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем:
Даже в школе отстаем!
Дружба дружбою, однако
И у нас случалась драка
Дрались честно,
Как положено друзьям:
- Я как стукну!
- Я как тресну!
Он как даст!
- А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели
Книжки в воздух полетели
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьем течет вода!
Это Борькина сестра
Облила нас из ведра!
А она еще смеется:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
Мы уроки вместе делаем, играем, учимся, угощаем друг друга, а когда Борьку чуть не побили, так я полез его спасать, потом, правда, его стукнул, чтобы он не дрался. Так скажите мне ребята, мы с Борькой живем дружно или нет, и дружба между нами или что? (ответы детей).
- Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова (работа в парах).
- Какие причины могут повлиять на настроение? (Кто – то сказал обидные слова, стыдно за себя, плохое самочувствие.)
- Можно ли исправить настроение?
- Как это отражается на дружбе?
- Рассказ Л.Н.Толстого «Отец и сыновья»
Цель: развитие понимания важности сотрудничества, развитие умения рассказывать
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:
- Сломайте!
Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по прутику. Они легко переломали все прутики по одиночке.
Отец и говорит:
- Так – то и вы: если в согласии жить будите, никто вас не одолеет, а если будите ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит!
Психолог: Как вы понимаете «жить в согласии»? Приведите пример из своей жизни, когда согласие или дружба вам помогли в каком – то деле.
- Рисунок на тему «Вместе мы сила»
- Ритуал «Часы эмоций»
- Ритуал прощания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно - развивающего педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Тема: «Это - я и моя дружная семья»
Конспект коррекционно - развивающего педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.Тема: «Это - я и моя дружная семья»Образовательная область: социально -...
Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие в страну знаний"
Одна из главных задач в работе с детьми с ЗПР - это умение сосредоточиться, не отвлекаться и работать в едином темпе с другими детьми....
Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие по стране знаний"
Конспект для детей старшей группы детей с ЗПР.Подготовила : Номоконова Анастасия ВладимировнаЦели занятияКоррекционно-образовательные:уточнить сформированность слухового, сенсорного ...
Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по лексической теме "Насекомые".
Задачи: О. Расширять и уточнять знания детей о насекомых, их характерных признаках; рассказать о пользе и вреде насекомых для людей и растений;развивать умение видеть признаки сходства и различия;закр...
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ
Построена построена в форме развивающих занятий с учетом:- возрастных и личностных особенностей детей;-психологических требований к организации и содержанию развивающей работы в ДОУ...
Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем развития ВПФ
Процесс развития высших психических функций начинается в раннем детском возрасте. Высшие психические функции (ВПФ) (англ. higher mental functions) — это психические процессы, социальные по своем...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра...