Адаптированная образовательная программа для детей дошколього возраста с задержкой психического развития. " Тик - так"
материал (старшая, подготовительная группа)
Адаптированная образовательная программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста с ЗПР | 99.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. | Целевой раздел | 2 |
Пояснительная записка | 2 | |
1.1 | Цели и задачи реализации программы | 3 |
1.2 | Принципы и подходы | 4 |
1.3 | Характерные особенности развития детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития. | 5 |
1.4 | Нарушения здоровья у детей с ограниченными возможностями. | 9 |
1.5 | Возможные особенности в протекании высших психических функций у детей с ЗПР. | 10 |
1.6 | Структура группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР в ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей контингента воспитанников. | 11 |
1.7 | Планируемые результаты освоения программы. | 12 |
2. | Содержательный раздел | 16 |
2.1 | Образовательные области в работе педагога - психолога | 16 |
2.2 | Основные направления работы | 23 |
Психологическая диагностика | 23 | |
Психопрофилактика и психологическое просвещение | 25 | |
Развивающая работа и психологическая коррекция | 26 | |
Психологическое консультирование | 27 | |
2.3 | Коррекционная работа | 27 |
2.4 | Календарно – тематическое планирование коррекционной работы с детьми с ЗПР. | 28 |
2.5 | Структура занятий. | 30 |
2.6 | Формы взаимодействия с семьями воспитанников | 31 |
2.7 | Формы сотрудничества педагога- психолога с педагогами. | 32 |
3. | Организационный раздел | 32 |
3.1 | Особенности организации развивающей предметно –пространственной среды | 32 |
3.2 | Оборудование и материалы | 35 |
3.3 | Организация занятий | 36 |
3.4 | Методическое обеспечение программы | 37 |
Приложения | ||
Приложение №1. Структура группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. | ||
Приложение № 2. Конспекты занятий коррекционной работы по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста. | ||
Приложение № 3.Диагностика нервно – психического, речевого развития и эмоционально-волевой сферы ребёнка 5 – 6 лет. | ||
Приложение №4. Диагностика нервно – психического, речевого развития и эмоционально-волевой сферы ребёнка 6 – 7 лет. | ||
Приложение №5. Индивидуальный образовательный маршрут. |
1.Целевой раздел
Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Колосок» осуществляет деятельность с целью предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с задержкой психического развития.
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети с ОВЗ могут успешно интегрироваться в среде здоровых сверстников.
Программа направлена на создание условий для развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития, открывающих возможности для позитивной социализации и индивидуализации ребёнка, развитие его личности и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности.
Программа предназначена для коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста 5-7 лет, имеющих задержку психического развития, и предусматривает разностороннее развитие детей, коррекцию недостатков в их развитии, а также профилактику нарушений, имеющих не причинный, а следственный( вторичный , социальный) характер.
Коррекционная деятельность включает работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Рабочая программа реализуется:
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в индивидуальной работе с детьми;
- в самостоятельной деятельности детей;
- во взаимодействии с семьями детей.
Рабочая программа может корректироваться в связи с изменениями:
- нормативно – правовой базы дошкольного образования;
- образовательным запросом родителей;
- анализом деятельности педагога.
Программа:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической совместимости;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников.
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим их видом деятельности является игра.
Оценка эффективности программы осуществляется с помощью диагностических методик, наблюдения, консультаций, тестирования с родителями и собеседованиями с педагогами.
- Цель и задачи реализации программы.
Цель: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Задачи:
- сохранение и укрепление здоровья посредством совершенствования механизмов и восполнения пробелов в физическом и психоречевом развитии детей с ЗПР, а также создания условий для гармоничного взаимодействия ребенка с окружающим миром в обстановке психологического комфорта;
- взаимодействие с семьями детей для обеспечения психолого-педагогической поддержки и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, а также реализации индивидуального образовательного маршрута на основе особенностей воспитанников и запросов родителей;
- адаптация, формирование культурно-гигиенических навыков и самообслуживания на основе жизненных практик и социально-бытовой ориентировки;
- формирование доброжелательных отношений в группе сверстников как основы для социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеющего ЗПР;
- формирование предпосылок, полноценного функционирования высших психических функций;
- формирование базовых представлений о себе и об окружающем мире;
- обучение и развитие ведущих видов детской деятельности (игровой, физической, изобразительной, познавательной, речевой деятельности);
- формирование предпосылок учебной деятельности, в том числе профилактика возможных затруднений при овладении чтением, письмом, счетом, развитие коммуникативных навыков в аспекте подготовки к школьному обучению;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в психическом развитии детей в процессе формирования общей культуры личности;
- создание современной развивающей предметно-пространственной среды, комфортной для детей с ОВЗ;
- оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ОВЗ;
- отслеживание динамики развития детей с ОВЗ.
1.2. Принципы и подходы.
Рабочая программа представляет собой систему, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. В итоге к концу дошкольного детства обеспечивается такой уровень развития каждого ребёнка, который позволит ему быть успешно социализированным при поступлении в школу.
Принципы программы:
- принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребёнка в зоне ближайшего его развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации, которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности при проведении режимных моментов в соответствии с условиями МБДОУ;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является – игра;
- формирования основ социальной и жизненной адаптации ребёнка;
- полноценное проживание ребенком этапов дошкольного детства;
- развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.
Подходы:
- Содержание программы соответствуют основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей).
- В процессе реализации программы педагог – психолог создаёт условия для развития личности каждого ребёнка через сознания их потребностей возможностей и способностей; формирует познавательные интересы ребёнка, поддерживает инициативы детей в различных видах деятельностей. При этом решение поставленных задач осуществляется на доступном материале.
1.3. Характерные особенности развития детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития.
Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны разновременность проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация.
Классификации детей с ЗПР на сегодня не существует, однако общие ориентиры для разграничения могут быть представлены следующим образом:
1 группа – дети с легкой задержкой психического развития, которая характеризуется преимущественно трудностями произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаками общей социально-эмоциональной незрелости. При этом отмечаются близкие к возрастной норме, или даже в пределах возрастной нормы уровни интеллектуального развития и обучаемости.
2 группа – дети с умеренной задержкой психического развития, которая характеризуется близким к возрастной норме, но неравномерным по структуре уровнем интеллектуального развития, сниженной умственной работоспособностью, негрубыми аффективно-поведенческими расстройствами. Работоспособность удовлетворительная, но нередко избирательная и неустойчивая (зависящая от вида деятельности и актуального эмоционального состояния).
3 группа – дети с выраженной задержкой психического развития, которая характеризуется уровнем интеллектуального развития несколько ниже возрастной нормы, по качественным характеристикам своей структуры (недоразвитие сложных форм мыслительной деятельности – категориального анализа, абстрагирования, обобщения, опосредствования) приближающимся к легкой умственной отсталости и имеющим отчетливые признаки церебрально-органической недостаточности. Отмечается также низкий уровень саморегуляции, нарушения внимания, памяти, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности. Вместе с тем, возможности социальной адаптации у части детей могут быть не меньшими, а иногда и превышающими возможности детей с умеренной задержкой психического развития (2-я группа). Такие дети могут быть отнесены к категории легкого психического недоразвития (или пограничной умственной отсталости).
Детям с ЗПР присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно - потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психических процессов, гиперактивность. В зависимости от преобладания эмоционального фона можно выделить два вида органического инфантилизма: неустойчивый — отличается психомоторной расторможенностью, импульсивностью, неспособностью к саморегуляции деятельности и поведения, тормозной — отличается преобладанием пониженного фона настроения.
Дети с ЗПР отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу. И, как следствие, для их деятельности характерна низкая продуктивность работы в условиях учебной деятельности, неустойчивость внимания при низкой работоспособности и низкая познавательная активность, но при переключении на игру, соответственную эмоциональным потребностям, продуктивность повышается.
Характеристика контингента детей 5-7 лет
Структура ЗПР в старшем дошкольном возрасте определяется недостаточной сформированностью мотивационной стороны психической деятельности, недостаточным формированием операций мыслительной деятельности, трудностями в формировании ведущей деятельности возраста, неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, а именно логического запоминания, словесно-логического мышления, пространственно-временных представлений, активной функции внимания.
Основные недостатки общей моторики: низкое качество выполнения основных движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, метание), гибкости и плавности движений (скованность движений, их неритмичность), замедленность темпа и неритмичность движений, моторная неловкость, недостаточность мышечной силы, плохая координация движений частей тела и др. сохраняются. Потребность в двигательной активности проявляют все, а стремление к ее удовлетворению большинство. Несмотря на значительные нарушения мелкой моторики, дети владеют элементарными навыками рисования карандашом, фломастером.
У большинства детей, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР, после 5 лет преобладают ситуативно-деловая и ситуативно-познавательная формы общения. К 7-8 годам у многих детей с задержкой психического развития появляется внеситуативно - познавательная форма общения. С 6 лет у всех дошкольников существенно возрастает адекватность эмоциональных реакций и по силе, и по способам выражения. Появляется элементарная способность управлять собственным эмоциональным состоянием. При сохранении индивидуальных различий снижается частота полярных эмоциональных проявлений у детей. Дети начинают проявлять стремление заниматься более продолжительное время чем-то определенным, например, играть с любимыми игрушками, рисовать, конструировать и др. Новая обстановка, новые игрушки начинают вызывать эмоциональные реакции и пробуждают активность. На шестом году жизни при условии воспитания в компенсирующей группе у части детей появляется способность к волевому усилию: при поддержке взрослого они способны проявить терпение и приложить усилие для преодоления трудностей и доведения дела до конца.
Существенно обогащаются представления: дети знают относительно большое количество предметов, их функциональное назначения, владеют способами действий с ними и стремятся их познавать и использовать.
Относительно самостоятельны в элементарном самообслуживании и в быту, владеют элементарными культурно-гигиеническими навыками. К 5 годам, если дети получали коррекционную помощь, достаточно успешно с помощью взрослого решают простые задачи на уровне наглядно-действенного мышления и владеют некоторыми предпосылками наглядно-образного мышления. С помощью взрослого или самостоятельно осознают наличие проблемной ситуации, осуществляют поиск ее решения, способны использовать вспомогательные средства, проявляют интерес, как к результату, так и к процессу решения задачи. Помощь взрослого всегда повышает качество выполнения задачи. К 5 годам дети способны также овладеть элементарным конструированием по подражанию и образцу. К 7 годам в условиях обучения способны конструировать по представлению, хотя выполняют постройки хорошо отработанные на занятиях. Созданные постройки самостоятельно обыгрывают в одиночку или с участием сверстников. После 5 лет в процессе обучения дети начинают активно овладевать рисованием, сначала предметным, декоративным и сюжетным. У них появляется интерес к рисованию и его эмоциональное сопровождение. Дети сами проявляют желание заниматься рисованием. В изобразительной и других видах деятельности ярко проявляется недостаточность зрительно- двигательной координации и сенсомоторной интеграции - невысокое качество выполняемых действий и их результатов.
1.4. Нарушения здоровья у детей с ограниченными возможностями.
Дети с нарушением слуха
- Речь не развивается или ее развитие задерживается.
- Звучание речи ребенка часто резко отличается от звучания речи их слышащих сверстников, даже плохо говорящих, так как оно очень специфично.
- Родители раньше обращают внимание на то, что малыш не говорит сам, чем на то, что он плохо понимает обращенную к нему речь.
Дети с нарушением зрения
- У детей с патологией органов зрения наблюдается
замедленное развитие, что вызвано меньшим и несколько
бедным запасом представлений, недостаточной
упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью в
овладении пространством, а самое главное – меньшей
активностью при познании окружающего мира.
- Страдают познавательные процессы ребенка, наблюдаются
отклонения в эмоциональном и интеллектуальном развитии, в развитии речи и моторики, что, в свою очередь, ведет к
снижению эффективности учебного процесса
Дети с нарушением речи
- Речь не развивается или ее развитие задерживается.
- Звучание речи ребенка часто резко отличается от звучания речи его сверстников
- Речь ребенка зависит от ситуации
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
- Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
- Задержка психического развития выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций – труднообучаемые дети.
Дети с нарушением интеллекта
Стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга.
Расстройства аутистического спектра
- Особая патология нервной системы, при которой затруднено формирование эмоциональных контактов ребенка с внешним миром и более всего — с человеком.
Множественные нарушения развития
- Сочетание двух или более выраженных психофизических нарушений: зрения, слуха, речи, двигательного и познавательного развития у одного ребенка.
1.5. Возможные особенности в протекании высших психических функций у детей с ЗПР:
У детей с задержкой психического развития в большинстве случаев нарушено восприятие, внимание, мышление, память, речь.
Внимание:
- долго не формируется произвольное внимание;
- внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое и снижается при утомляемости, физических нагрузках. Даже положительные бурные эмоции (праздничные утренники, просмотр телепередач и т.д.) снижают внимание;
- малый объём внимания;
- дети с ЗПР не могут правильно распределять внимание (трудно слушать и одновременно писать);
- наблюдаются трудности в переключении внимания с одного вида деятельности на другой;
- часто обращают внимание на второстепенные детали и на них застревают.
Восприятие:
- темп восприятия замедлен, требуется больше времени для выполнения задания;
- сужен объём восприятия;
- наблюдаются трудности при восприятии сходных предметов (круг и овал);
- дети с трудом узнают зашумлённые и пересекающиеся изображения, с трудом собирают разрезные картинки, ошибаются в « прохождении лабиринтов»;
- нарушено восприятие цвета (особенно оттеночных цветов), величины, формы, времени, пространства;
- затруднено пространственное восприятие, так как недостаточно сформированы межанализаторные связи;
- физиологический слух сохранен, но нарушено фонематическое восприятие;
- затруднён стереогноз (узнавание на ощупь).
Память:
- недостаточная прочность запоминания. Кратковременная память преобладает над долговременной, поэтому требуется постоянное подкрепление и многократное повторение;
- хуже развита вербальная память, лучше зрительная;
- страдает способность к логическому запоминанию. Лучше развита механическая память.
Мышление:
- недостаточная сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.;
- особенно страдает словесно – логическое мышление. Этот вид мышления в норме формируется у детей к семи годам, а у детей с ЗПР значительно позже. Дети не понимают картинку со скрытым смыслом, загадку, поговорку, пословицу;
- не могут без помощи педагога установить причинно – следственные связи;
- не понимают скрытый смысл загадки, пословицы.
Речь:
- практически у всех детей с ЗПР имеются те или иные речевые нарушения, страдает звукопроизношение, фонематический слух, нарушен грамматический строй. Особенно страдает связная речь, построение связного высказывания, нарушена смысловая сторона речи.
1.6 Структура группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР в ДОУ. ( см. приложение №1)
№ | Ф.И ребёнка | Возраст | Группа здоровья | Семья | |||
какой ребёнок в семье. | многодетная | полная | неполная | ||||
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 | |||||||
10 | |||||||
Количество детей: | |||||||
Из их мальчиков: | |||||||
Из них девочек: |
Данные сведения используются при планировании работы, для организации системы взаимодействия с родителями, установления режима взаимопонимания и сотрудничества.
Взаимоотношения между МБДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, в котором отражено оказание квалифицированной помощи.
1.7 Планируемые результаты освоения программы:
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Дети 5 – 7 лет:
Речевое развитие.
Возможные достижения ребенка:
- обладает мотивацией к школьному обучению
- усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
- употребляет слова, обозначающие личностные характеристики;
- умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
- правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;
- умеет подбирать однокоренные слова;
- умеет строить простые распространенные предложения;
- составляет различные виды описательных рассказов, текстов (с помощью взрослого);
- осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;
- владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа;
- осуществляет операции фонематического синтеза;
- владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;
- умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;
- знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить;
- правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
Социально-коммуникативное развитие.
Возможные достижения ребенка:
- владеет основами продуктивной деятельности, проявляет самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;
- выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
- участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
- передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;
- пытается регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;
- использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т.п.;
- стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого.
Познавательное развитие.
Возможные достижения ребенка:
- обладает сформированными представлениями о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи;
- использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;
- воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно - разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;
- моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково - символических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей;
- владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения (палочки, геометрические фигуры);
- определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела.
- определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь);
- использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы не;
- владеет разными видами конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора);
- создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям (восемь-десять деталей).
Художественно-эстетическое развитие.
Возможные достижения ребенка:
- стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности (краски, карандаши, волоконные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для рисования, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки, различные виды бумаги, ткани для аппликации и т. д.);
- владеет разными способами вырезания (из бумаги, сложенной гармошкой, сложенной вдвое и т.п.);
- знает основные цвета и их оттенки, смешивает и получает оттеночные цвета красок;
- понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка: семеновская матрешка, дымковская игрушка);
- эмоционально откликается на воздействие художественного образа, понимает содержание произведений и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих рассказов;
- проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;
- имеет элементарные представления о видах искусства;
- воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;
- сопереживает персонажам художественных произведений.
Физическое развитие
Возможные достижения ребенка:
- выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых;
- выполняет согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;
- выполняет разные виды бега;
- сохраняет заданный темп (быстрый, средний, медленный) во время ходьбы;
- осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;
- знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;
- владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме)
Диапазон различий в развитии воспитанников, имеющих задержку психического развития, столь велик, что невозможно планировать единые итоговые достижения всех воспитанников с ЗПР к моменту завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры являются дифференцированными, определяются исходя из актуального уровня психического развития ребенка и «зоны его ближайшего развития», варьируются в зависимости от продвижения в усвоении содержания индивидуальной программы образования, от продвижения ребенка в социальном развитии.
Самым общим результатом освоения образовательной программы дошкольного образования воспитанниками дошкольного возраста с ЗПР должно стать введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, ориентированного на норму развития.
Отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, нарушается связь ребёнка с социумом, культурой как источником развития. Поэтому развиваясь в поле ценностей своей культуры, ребенок дошкольного возраста с ЗПР может получить полезные для него знания, умения и навыки, достичь жизненной компетенции, освоить формы социального поведения, принятые в семье и гражданском сообществе.
2.Содержательный раздел
2.1 Образовательные области.
Образовательный процесс в ДОУ строится по комплексно-тематическому принципу. Введение похожих тем всеми педагогами обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Образовательный процесс в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР включает 5 обязательных образовательных областей:
- физическое развитие;
- социально-коммуникативное;
- познавательное;
- речевое;
- художественно-эстетическое.
«Социально-коммуникативное развитие»
Цель: обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь, формирование нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Задачи:
5-6 лет:
- продолжать формировать у детей представления о безопасном образе жизни: о правилах поведения на улице, о правилах пожарной безопасности, о правилах здорового образа жизни, о поведении в быту с последующим выделением наиболее значимых для обучения основам безопасности жизнедеятельности ситуаций и объектов;
- развивать способность детей выражать свое настроение, потребности с помощью различных пантомимических, мимических и других средств;
- укреплять образ «Я», расширять представления о собственных возможностях и умениях, об успехах других детей;
- развивать диалогическую и монологическую речь детей, поддерживая инициативные диалоги между ними, стимулируя их, создавая коммуникативные ситуации, вовлекая детей в разговор, побуждая рассказывать о своих впечатлениях, высказываться по содержанию литературных произведений;
- поддерживать в детях мотивацию к познанию, созиданию, общению, игре;
- помогать ребенку, овладевать различными способами достижения целей;
- развивать у детей навыки самообслуживания;
- поддерживать стремление детей помогать взрослым;
- продолжать развивать диалогическую речь как способ познания;
- создавать условия для инициативного общения ребенка со сверстниками и взрослыми;
- закреплять простейшие формы речевого этикета;
- формировать отношения с взрослыми из ближнего окружения;
- формировать отношение к окружающему миру, закладывать основы бережного и заботливого отношения; поддерживать познавательный интерес и созидательное отношение к миру.
6 – 7 лет:
- формировать средства межличностного взаимодействия детей в ходе специально созданных ситуаций и в самостоятельной деятельности детей, побуждать их использовать речевые и неречевые средства коммуникации;
- продолжать формировать у детей социальные представления о безопасном образе жизни (о правилах поведения на улице, о правилах пожарной безопасности, о правилах здорового образа жизни, о поведении в быту) с последующим выделением наиболее значимых для обучения основам безопасности жизнедеятельности ситуаций и объектов; развивать внимание детей к различным видам социальных отношений, учить передавать их в сюжетно-ролевых и театрализованных играх;
- расширять и уточнять представления детей о макросоциальном окружении (улица, места общественного питания, места отдыха, магазины, деятельность людей, транспортные средства и др.);
- побуждать детей использовать в реальных ситуациях и играх знания об основных правилах безопасного поведения в стандартных и чрезвычайных ситуациях, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, историческими сведениями, мультфильмами и т. п;
- продолжать воспитывать у детей доброжелательность, заботливость по отношению друг к другу, готовность оказывать помощь друг другу, взрослым, то есть тому, кто в ней нуждается;
- учить детей пользоваться различными типами коммуникативных высказываний (задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения);
- расширять и уточнять представления детей о занятиях и труде взрослых;
- продолжать формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в человеческом, животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
- формировать представления о Родине: о городах России, ее столице, государственной символике, гимне страны;
- реализовать потребность ребенка в общении с взрослым в различных ситуациях, в том числе в ходе специально организованных занятий.
«Познавательное развитие»
Цель: развитие познавательной активности и интересов детей, способов умственной деятельности и формирование системы элементарных научных знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
Задачи:
5-6 лет:
- продолжать формировать экологические представления детей, знакомить их с функциями человека в природе (потребительской, природоохранной, восстановительной);
- поддерживать в детях мотивацию познания, созидания;
- привлекать к созданию обобщенного продукта на основе известных ребенку способах продуктивной деятельности;
- способствовать развитию самостоятельной познавательной активности;
- расширять и закреплять представления детей о предметах быта, необходимых в жизни человека (одежда, обувь, мебель, посуда и др.);
- развивать представления о мире человека (профессии, быт, отдых);
- позволять ребенку активно проявлять свое отношение к миру, закреплять положительный опыт;
- поддерживать созидательное отношение к окружающему миру и готовность совершать трудовые усилия.
- создавать условия для практических приемов сравнения по размеру (по объему);
- формировать начальные навыки коллективной мыслительности: совместного решения проблемы, обсуждения, рассуждения;
- развивать предпосылки творческого продуктивного мышления – абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии;
- формировать представления о числах первого десятка как о существенных признаках явлений окружающего мира;
- дать представления о форме предмета; геометрических формах: круг, треугольник, квадрат, шар, куб; - совершенствовать представления о цвете (оттенки: голубой, розовый, серый);
- учить практическим приемам сравнения по размеру.
6 – 7 лет:
- расширить способы моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы, протяженности, удаленности объектов с помощью пантомимических, знаково-символических, графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования объектов и их моделей;
- развивать ориентировочные действия детей, закрепляя их умение предварительно рассматривать, называть, показывать по образцу и по словесной инструкции форму, величину, количество предметов в окружающем пространстве, в игровой ситуации, на картинке;
- формировать общеорганизационные навыки учебной деятельности;
- учить сравнивать предметы по количеству используя различные приемы;
- содействовать осознанию связи между арифметической операцией и характером изменения количества;
- формировать представления о различных временных интервалах;
- содействовать развитию пространственного воображения.
«Речевое развитие»
Цель: развитие всех сторон речи как средства познания, коррекция речевых нарушений.
5-6 лет:
- активизировать и расширять словарный запас детей, в том числе на основе развития словообразовательных процессов, преодоления разрыва в объеме пассивного и активного словаря детей, уточнения понимания значений слов, преодоления неточного и недифференцированного использования слов, развития представлений об антонимических отношениях между словами, увеличения в словаре количества обобщенных слов;
- развивать активное, осмысленное восприятие речи, способности анализировать речь взрослых на основе совершенствования познавательной деятельности;
- формировать умение отвечать на вопросы, задавать их;
- развивать общие речевые навыки детей, в том числе правильного произношения звуков речи, правильного воспроизведения звукослоговой структуры слов;
- стимулировать детей к общению, совершенствовать навык диалогической речи, формировать у детей первичные навыки самостоятельного развернутого высказывания на основе рассказа-описания, пересказа;
- развивать планирующую и обобщающую функции речи путем обучения детей и стимулирования их к вербальному программированию предстоящих действий, речевому сопровождению этапов деятельности и оценке ее результатов;
- способствовать формированию связной речи;
- знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, вводить их в мир художественного слова, учить вести беседы о прочитанном.
6-7 лет:
- стимулировать потребности детей в общении, развивать социальную перцепцию (смысловые и оценочные интерпретации при восприятии партнеров по общению);
- совершенствовать навыки сотрудничества детей в группе, умения слушать друг друга;
- пополнять и активизировать словарный запас, уточнять понятийные компоненты значений слов на основе расширения познавательного и речевого опыта детей;
- развивать способность к выражению своих мыслей путем построения связных монологических высказываний (повествовательного и описательного характера);
- расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них богатых представлений о мире, активизировать его в самостоятельных высказываниях;
- учить детей понимать содержание литературных произведений (прозаических и стихотворных), характер персонажей и их взаимоотношения, мотивы их поведения, отражать это понимание в речи;
- учить детей при рассказывании сказок и других литературных произведений использовать наглядные модели, символические средства, схематические зарисовки, выполненные взрослым.
«Художественно-эстетическое развитие»
Цель: развитие эстетических чувств, формирование представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения к миру.
Задачи:
5-6 лет:
- формировать положительное эмоциональное отношение детей к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам;
- развивать художественно-творческие способности детей;
- развивать эмоциональную отзывчивость детей на музыку;
- развивать художественный вкус детей, их интерес к изобразительному искусству;
- знакомить детей с произведениями живописи;
- учить детей вслушиваться в мелодию, узнавать и запоминать знакомые мелодии;
6 – 7 лет:
- знакомить детей с доступными их пониманию произведениями искусства (картинами, иллюстрациями к сказкам и рассказам, народными игрушками, предметами народного декоративно-прикладного искусства и др.);
- развивать у детей художественное восприятие произведений изобразительного искусства, учить их эмоционально реагировать на воздействие художественного образа, понимать содержание произведений и выражать свои чувства и эмоции с помощью творческих рассказов;
- развивать интерес детей к изобразительной деятельности и ее результатам, стимулируя потребность участвовать в ней;
- поддерживать стремление детей к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности;
- учить детей создавать сюжетные изображения, в коротких рассказах передавать их содержание;
- продолжать воспитывать навыки совместной деятельности в процессе создания коллективных творческих работ (вместе со взрослыми и самостоятельно);
- формировать эмоциональную отзывчивость детей на музыкальные произведения и умения использовать музыку для передачи собственного настроения;
Физическое развитие
Задачи
5-6лет:
- продолжать поощрять и поддерживать двигательную активность детей;
- формировать произвольные движения головы, туловища, рук, ног, лица;
- учить воспроизводить по подражанию взрослому и графическому образцу различные движения кистями и пальцами рук;
- развивать координацию движений рук и ног;
- совершенствовать зрительный контроль за движениями (перед зеркалом);
- развивать координацию движений частей тела; (рук и ног, рук, ног, рук и головы и т.п.)
- закреплять умение выполнять серию движений под музыку;
- развивать двигательную память: выполнять движения после короткой (5-10 сек.) и длительной (1 час, день, неделя) отсрочки во времени;
- закреплять умение сопровождать ритмические движения проговариванием коротких стихов, потешек;
- совершенствовать выразительные движения (уметь выражать в движении радость, удивление, огорчение, порицание, поощрение), умение выполнять их под музыку (подражать движениям лягушки, цапли, страуса, бабочки, совы, собачки и т.д.);
- развивать восприятие и воспроизведение движений по рисунку (с использованием режиссерской куклы или модели человеческой фигуры);
- развивать простые пантомимические движения;
- закреплять пространственные представления и ориентировки;
- совершенствовать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе совместных игр и упражнений, проявлять внимание друг к другу и оказывать помощь друг другу;
- учить соблюдению правил в подвижных играх и игровых упражнениях;
Задачи:
6-7лет:
- продолжать развивать целенаправленную двигательную активность детей, способы ее удовлетворения;
- формировать умение выполнять по образцу предложенному взрослым и графическому образцу различные движения кистями и пальцами рук;
- развивать умение выполнять движения, (передвижения) в опоре на графические изображения (рисунок, схему, символ);
- совершенствовать умение ловить разные предметы (мячи разной величины, обручи, мешочки и др.) и метать (в длину, в цель, в корзину и др.), принимая правильное исходное положение;
- закреплять умение выполнять движения (серии движений) с речевым и музыкальным сопровождением, формировать зрительно-двигательно-слуховую интеграцию;
- развивать двигательную память: выполнять движения после короткой (5-10 сек.) и длительной (1 час, день, неделя) отсрочки во времени;
- совершенствовать выразительность образных движений в имитационных и подвижных играх;
- закреплять пространственные представления и ориентировки, развивать пространственную организацию движений;
- совершенствовать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе совместных игр и упражнений, проявлять внимание друг к другу и оказывать помощь друг другу;
- развивать умение сохранять правильную осанку;
- развивать способность к произвольному мышечному напряжению и расслаблению.
2.2. Основные направления работы.
Основными направлениями реализации образовательной программы и деятельности педагога – психолога являются: «Психологическая диагностика», « Психопрофилактика и психологическое просвещение», «Развивающая работа и психологическая коррекция», «Психологическое консультирование».
Направление « Психологическая диагностика»
Цель: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.
Согласно ФГОС ДО может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка проводится педагогом -психологом в рамках психолого – педагогической диагностики ( или мониторинга). Психолого – педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы.
Периодичность педагогической диагностики (моноторинга): сентябрь - октярь, апрель – май.
Проводится:
- Наблюдение за воспитанниками старшей и подготовительной группы с целью заполнения психолого- педагогических карт;
- Диагностика эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении, психологического благополучия в группе.
- Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы;
Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста:
- Подготовительный этап:
- Составление медицинского анамнеза на основе анализа специальной документации;
- Составление социально – бытовой характеристики жизнедеятельности ребёнка на основе анкетирования родителей;
- Составление педагогического анамнеза на основе анкетирования и бесед с воспитателями и педагогами, взаимодействующих с ребёнком;
- Составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми взрослыми в жизни ребёнка.
2.Адаптационный этап:
- Знакомство с ребёнком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализ продуктов детского творчества.
3.Основной этап:
- Диагностика
4. Индивидуальный этап:
- Составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).
5. Заключительный этап.
- Констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями)
- Рекомендации родителям (воспитателям) в устной или посменной форме.
Направление « Психопрофилактика и психологическое просвещение».
Психологическое просвещение.
Цель: создание условий для повышения компетентности педагогов, родителей ( актуализация, систематизация имеющихся знаний; повышение уровня психологических знаний; включение имеющихся знаний в структуру деятельности).
Психологическое просвещении в условиях МБДОУ носит профилактический и образовательный характер и существует формах родительских собраний, круглых столов, семинаров, а также в создании информационных уголков и папок с регулярно обновляемым наполнением (тексты, игры, упражнения, мини – тесты, анкеты, ознакомительные брошюры).
Психологическая профилактика.
Цель: обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребёнка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.
Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:
- Разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов;
- Контроль над соблюдением психологических условий общения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением грамотного, психологического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе;
- Обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждению возможных осложнений в психологическом развитии и становлении личности детей в процессе непрерывной социализации;
Профилактические мероприятия:
- адаптация субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к новым условиям социальной среды;
- анализ медицинских карт для получения информации о развитии и здоровья ребёнка;
- выявления детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребёнка и семьи с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса;
- отслеживание динамики социально – эмоционального развития детей.
Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция»
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребёнка, коррекция отклонений психического развития и поведения.
Форма: Индивидуальные и подгрупповые занятия, игры, путешествия, турниры, соревнования.
Принципы проведения занятий:
- Системность подачи материала
- Наглядность обучения
- Доступность
- Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Этапы занятия:
Организационный этап
- Создание эмоционального настроя в группе;
- Упражнения и игры с целью привлечения детей.
Мотивационный этап
- Сообщение темы занятия, пояснение тематических понятий;
- Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
Практический этап
- Подача (закрепление) новой информации на основе имеющихся данных;
- Задание на развитие познавательных процессов и творческих способностей;
- Отработка полученных навыков на практике.
Рефлексивный этап
- Обобщение полученных знаний;
- Подведение итогов занятия.
Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ.
2.3 Коррекционная работа.
Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР состоят в необходимости индивидуального и дифференцированного подхода, сниженного темпа обучения, структурной простоты содержания знаний и умений, наглядности, возврата к уже изученному материалу, развития самостоятельности и активности детей.
К группе детей с ОВЗ отнесены дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. В МБДОУ это дети с задержкой психического развития.
Категория детей с минимальными и парциальными нарушениями психического развития рассматривается как категория, занимающая промежуточное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием, и обозначается как «группа риска». Качественные новообразования и глубина нарушений, имеющиеся у детей, таковы, что для них не требуется создавать специализированные условия для организации своевременной коррекционной помощи.
Для реализации психолого-педагогического компонента коррекционной работы предусмотрено создание индивидуального образовательного маршрута, который предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого( педагога), чьи усилия направлены на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе.
План реализации индивидуально ориентированной психокоррекционной работы с детьми ОВЗ.
№ | Месяц | Направление работы |
1 | Сентябрь | - Диагностическое обследование психолога на общее психофизическое развитие - Подбор психокоррекционных методик |
2 | Октябрь | - Ознакомление с содержанием программы педагогов и родителей ребенка с ОВЗ - Реализация коррекционно-развивающей программы |
3 | Ноябрь | - Собеседование с педагогами и родителями об эмоциональном состоянии детей с ОВЗ - Определение способностей ребенка с ОВЗ |
4 | Декабрь | - Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ |
5 | Январь | - Реализация коррекционно-развивающей программы |
6 | Март | - Развитие интеллектуальных способностей - Развитие творческих способностей ребенка с ОВЗ |
7 | Апрель | - Проверка результативности психокоррекционной программы - Психологическое консультирование педагогов ребенка с ОВЗ |
8 | Май | - Индивидуальная работа по результатам диагностического обследования, определение целей и задач на следующий учебный год |
2.4 Календарно-тематическое планирование коррекционной работы с детьми с ЗПР.
Принцип комплексно - тематического планирования применяется при планировании занятий с детьми (проговаривается с детьми тема).
Месяц | Неделя | Тема | Примерное содержание развития образовательных ситуаций | Итоговое занятие |
1. | Осень. Осенние настроения. | Красота осенней природы. Птицы и звери осенью | Праздник «Золотая осень» | |
2. | Страна, в которой я живу и другие страны. | Моя страна, моё село | Проектная деятельность «Придумай названия улицам» | |
Ноябрь | 1 | Моя малая Родина. | Природа родного края | Лэпбук «С чего начинается Родина» |
2 | Дорожная безопасность. | Транспорт. ПДД | Выставка «Автосалон» | |
3 | День Матери. | Самый родной человек. | Конкурс юных художников «Любимые цветы моей мамы» | |
4 | Игрушки и игры детей разных стран. | « Мир игрушек» | Проектная деятельность «Моя любимая игрушка» | |
Декабрь | 1 | Здравствуй, зимушка, зима! | Природные явления зимой. | Сказкотерапия «Снежинка-пушинка» (сочиним сказку вместе) Лаборатория для маленьких исследователей «Свойства снега» |
2 | Лесная красавица. | Елочка – красавица. Полезные свойства ели. Отчего у елки зимой зелёные иголки. | Акция «Не рубите ёлочку» | |
3 | Зима | Зимующие птицы. Звери зимой. | Коллективная работа – коллаж «Звери в зимнем лесу» | |
4 | Мастерская Деда Мороза. | Изготовление украшений, новогодних игрушек при помощи разных техник. | Праздник «Новый год» | |
Январь | 1 | Рождественское чудо. | Колядование. Святочные игры и традиции. | Развлечение «Рождественские посиделки». |
2 | Будь осторожен! | Зимние игры и забавы. Зимние виды спорта. Как укрепить организм зимой. | Развлечение «Зимние забавы». | |
3 | Мебель | Виды мебели | Конкурс юного художника «Украсим мебель для куклы» | |
Февраль | 1 | Республика моя Бурятия. | Быт и традиции народов Бурятии. Народный костюм (бурятский). Растительный и животный мир Бурятии. Озеро Байкал. | Праздник Белого месяца. |
2 | «Путешествие в тёплые страны». | Животные жарких стран. Растительность жарких стран. | Презентация «Животный и растительный мир жарких стран». | |
3 | Защитники Отечества. | Российская армия. Военная техника. Будем Родине служить. | Проектная деятельность «Русские богатыри» | |
4 | «Север – царство снега и льда» | Животные Севера. Растительность Севера. | Презентация «Животный и растительный мир Севера». | |
Март | 1 | Моя прекрасная леди. | Самая красивая мамочка моя. Много у бабушки по дому хлопот. Добрые поступки мальчиков (мужчин) к девочкам (женщинам). | Праздник «8 марта». |
2 | Мир технических чудес. | Техника – наша помощница. Электроприборы. Предметы из металла, стекла, пластмассы. | Викторина «Предметы, которые нас окружают». | |
3 | День Земли. | Земля – наш общий дом. Многообразие стран и народов на нашей планете. Подводный мир. | Выставка рисунков «Земля – наш общий дом». Развлечение «Жаворонок за собой сорок птиц привёл». | |
4 | «Весна пришла!» | Признаки весны, природные явления весной. Перелётные птицы. Проталины. Ледоход. Первоцветы. | Коллективная работа – коллаж «К нам весна шагает…» | |
Апрель | 1 | Я в мире человек | Части тела человека | «В гости к фее Зубной щетке» |
2 | Загадки космоса. | Планеты солнечной системы. Звёздное небо. Космонавты. | Выставка рисунков «Путешествие к звёздам» |
2.5 Структура занятий.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.
2.6 Формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей - создание в МБДОУ
необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с
семьями детей с ОВЗ, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника,
повышение компетентности родителей в области воспитания.
Взаимодействие с семьями воспитанников строятся на основе сотрудничества и на признании приоритета семейного воспитания. В Законе РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст.44) говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».
Взаимодействие с родителями строится на принципах:
- Открытости
- Сотрудничества
- Единства подходов для создания активной развивающей среды, обеспечивающей развитие личности ребёнка в семье и в детском коллективе.
Формы сотрудничества педагога-психолога с родителями:
- Социологическое анкетирование родителей (в течении года)
- Индивидуальное консультирование родителей.
- Диагностика социальной ситуации семейных, детско – родительских (взрослых) взаимоотношений.
- Просветительская работа среди родителей.
- Участие в родительских собраниях групп.
В течении года осуществляется регулярное и систематическое информирование родителей (законных представителей) о ходе коррекционно – развивающего процесса, индивидуальные групповые консультации, рекомендации по актуальным вопросам и запросам родителей и педагогов.
2.7 Формы сотрудничества педагога-психолога с педагогами.
- Повышение компетентности при работе с ребенком с ОВЗ.
- Просветительская работа с воспитателями, педагогами.
- Рекомендации по индивидуальной работе с детьми на основании результатов диагностики (в течение года).
- Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития детей (по запросам)
- Методические рекомендации по разработке интегрированных уроков
3.Организационный раздел
3.1 Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды.
В пункте 3.3 ФГОС перечислены требования к развивающей предметно – пространственной среде: обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства детского сада, группы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, обеспечения возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения, учета национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно – насыщена, трансформируема, полифункциональна, доступна и безопасна.
1.Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы в том числе с учётом гендерного аспекта.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания ( в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе игровыми, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря ( в здании и на участке) обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
Эмоциональное благополучие детей по взаимодействии с предметно – пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
2.Трансформируемость пространства предполагает: возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3. Полифункциональность материалов предполагает:
Возможность разнообразного использование различных составляющих предметной среды, например, мебели, мягких модулей, ширм и т.д.
4. Вариативность среды предполагает:
- Наличие в группе различных пространств ( для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей в зависимости от темы проекта.
5. Доступность среды предполагает:
- Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- Исправность и сохранность материалов и оборудования.
6. Безопасность предметно- пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Оборудование и игровой материал для организации развивающей предметно – пространственной среды соответствует следующим критериям:
- Соответствие оборудования, игрушек и материалов возрастным и индивидуальным потребностям и интересам ребёнка;
- Полифункциональность оборудования, игрушек и материалов (возможность гибкого вариативного использования в разных игровых ситуациях, а также в соответствии с игровым сюжетом и замыслом ребёнка);
- Дидактическая ценность оборудования, игрушек и материалов (возможность использования в качестве средств обучения детей);
- Эстетическая направленность оборудования, игрушек и материалов ( для художественно – эстетического развития ребёнка, приобщения его к миру искусства).
Созданная развивающая предметно – пространственная среда отвечает следующим характеристикам:
1.Содержательная насыщенность – обеспечивается наличием в учреждении средств обучения и воспитания материалов, в том числе расходных игровых спортивных, оздоровительного оборудования, инвентаря, соответствующих возрастным возможностям детей и содержанию программы.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов оборудования и инвентаря ( в здании и на участке) обеспечивают:
- Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.
- Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением;
- Возможность самовыражения детей.
- Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
- Полифункциональность материалов обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих предметно – пространственной среды, в том числе детской мебели, матов, мягкой мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.
- Вариативность среды обеспечивается наличием различных пространств в детском саду и в группах ( для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, дополняется новыми предметами. Стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
3.2 Оборудование и материалы.
Кабинет педагога-психолога оборудован таким образом, чтобы способствовать реализации трех основных функций: диагностической, коррекционно-развивающей и релаксационной.
Созданная пространственно – предметная среда, позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для развития познавательных процессов и эмоционально – волевой сферы.
Зона для проведения коррекционно – развивающих индивидуальных и групповых занятий хорошо освещена и включает в себя:
- магнитная доска;
- стол детский;
- стулья детские;
- ковер или палас
- подушки
- диван маленький
- песочные часы на 3 минуты и на 5 минут
Консультативная зона включает в себя:
- Рабочий стол педагога – психолога;
- Шкаф для хранения документов;
- Документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога;
- Ноутбук, принтер;
- Набор диагностических методик;
- Стимульный материал для проведения диагностики.
В кабинете педагога-психолога также имеются:
- Игрушки, способствующие установлению контакта с детьми;
- Комплексы наглядных материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп с разным уровнем сложности в каждой возрастной группе;
- Шкафы для хранения игрушек, наглядных пособий, дидактических игр
№ | Образовательные области | Оборудование и материалы |
1 | Речевое развитие |
|
2 | Познавательное развитие |
|
3 | Социально – коммуникативное |
|
4 | Физическое развитие |
|
5 | Художественно - эстетическое |
|
3.3 Организация занятий.
Месяц | Организация занятий |
Сентябрь | адаптационный период и углублённая диагностика (обследование и заполнение диагностических карт, наблюдение за детьми в различных ситуациях: во время режимных моментах, игровых ситуациях, при общении с взрослыми и сверстниками), индивидуальная работа с детьми. |
Октябрь | Коррекционная работа. |
Ноябрь | |
Декабрь | |
Январь | |
Февраль | |
Март | |
Апрель | |
Апрель | Время повторной диагностики, подведение итогов проделанной за учебный год работы. |
Май | |
Июнь | Совместная игровая деятельность с детьми. Наблюдение в различных режимных моментах. |
Работа с детьми проводится индивидуально и подгруппами. В зависимости от характера психологических и характерологических особенностей детей, количество их в подгруппах варьируется от 3 до 8. Количество занятий и их тематика определяется глубиной нарушений, степени развитости отдельных психических познавательных процессов. При подгрупповой форме работы сроки реализации программы с октября по март учебного года.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 – 13 2 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организации режима работы в дошкольных организациях»:
- То 5 – 6 лет - не более 18 мин.,
- От 6 – 7 лет – не более 20 мин.
В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
Режим проведения: 1 занятие в неделю.
3.4. Методическое обеспечение программы.
Перечень программ, технологий, пособий |
2015 |
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект адаптированной основной образовательной программы для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Представлен краткий алгоритм создания АООП для дошкольников с ЗПР....
Проект адаптированной образовательной программы для детей раннего возраста в службе ранней помощи с задержкой психического развития (риск нарушения)
Создание службы ранней помощи в Учреждении для сопровождения семей с детьми раннего возраста с задержкой психического развития или с риском нарушения, позволяет оказ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития "развитие речи"
Программа составлена с учетом адаптированной...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития обучение грамоте
Программа составлена с учетом адаптированной...
Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»
Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (в новой редакции)
Целью АООП является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальн...
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Содержание АООП в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный....