РАБОЧАЯ ПРОГРАММА адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития "развитие речи"
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме
Программа составлена с учетом адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития МАДОУ ЦРР д/с № 7. Основу настоящей программы составляет содержание образовательной области «Речевое развитие» программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. С.Г. Шевченко, и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 67.28 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
адаптированной основной образовательной программы
дошкольного образования для обучающихся
с задержкой психического развития
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения города Калининграда
центра развития ребенка – детского сада № 7
по образовательной области
«Речевое развитие»
«Развитие речи»
(подготовительная группа)
Разработчик: | Учитель -дефектолог МАДОУ ЦРР д/с № 7 Пучко С.В. | |
Рабочая программа рассмотрена на заседании педагогического совета " 29 "мая 2018 г. |
г. Калининград
2018
1. Пояснительная записка
Программа составлена с учетом адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития МАДОУ ЦРР д/с № 7. Основу настоящей программы составляет содержание образовательной области «Речевое развитие» программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. С.Г. Шевченко, и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
Методы освоения:
Беседа; Наблюдение; Рассматривание;
Чтение художественной литературы; Познавательная игротека; Объяснение;
Показ;
Настольно-печатные игры и др.
Основная форма реализации данной программы – НОД продолжительностью 30 мин для детей 1 раз в неделю
2. Цель и задачи программы,
её место в образовательном процессе
2.1. Цель освоения программы: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Знакомство с книжной культурой, детской литературой.
2.2. Задачи:
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми,
овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
2.3. Место (роль) программы в образовательном процессе
Содержание раздела интегрируется с образовательными областями «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
2.4. Требования к уровню освоения содержания программы
➢Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
➢Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи (внятности и выразительности) — диалогической и монологической форм; формирование словаря.
➢Практическое овладение воспитанниками нормами речи
➢Умение составлять слова из слогов, выделять предложения из устной речи, выделять из предложения слова.
3. Объём программы и виды образовательной работы
Таблица 1
Наименование разделов | Количество занятий |
Раздел 1 Развитие речи. | 36 |
ИТОГО | 36 |
3.1. Тематическое планирование «Развитие речи»
Таблица 2
тема | Количество часов | Задачи |
Осень | 1 | Обогащать и уточнять словарь по теме; работать над многозначностью слов «лист», «листочек». Учить составлять рассказ на тему «Осень» по картинкам. Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней |
Деревья | 1 | Обогащать и уточнять словарь по теме. Учить составлять рассказ на тему «Деревья» по картинкам. Совершенствовать умение составлять повествовательные рассказы по картине |
Овощи, огород | 1 | Обогащать и уточнять словарь по теме; упражнять в составлении рассказа - описания. |
Фрукты, сад | 1 | Обогащать и уточнять словарь по теме; Учить составлять рассказ на тему «Фрукты» по картинкам. |
Лес. Грибы - ягоды | 2 | Обогащать и уточнять словарь по теме. Учить составлять рассказ на тему «Грибы - ягоды» по картинкам. Учить последовательно составлять рассказ, правильно строить предложения. |
Игрушки | 1 | Обогащать и уточнять словарь по теме. Учить составлять рассказ - описание. Обучение рассказыванию: описание кукол. Помочь детям составить план описания куклы; учить составлять описание самостоятельно, руководствуясь планом |
Посуда. Лексико-грамматические упражнения. | 1 | Учить составлять описательный рассказ по плану. Анализировать предметный словарь. Упражнять в подборе существительных к прилагательным |
Продукты питания | 1 | Учить составлять описательный рассказ по плану. Обогащать и анализировать предметный словарь. |
Мебель | 1 | Закреплять знания о мебели (стол, стул, шкаф). Обогащать словарь по теме. Развивать фонематические процессы. Учить с помощью раздаточных карточек самостоятельно создавать картину и рассказ по ней |
Домашние птицы | 1 | Обобщать знания детей о домашних птицах. Упражнять в составлении рассказа по опорным картинкам. Закрепить правильное произношение звуков с-ц, учить дифференцировать. |
Дикие птицы | 1 | Обобщать знания детей о диких птицах. Упражнять в составлении рассказа по опорным картинкам. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и вороненок». Учить пересказывать текст целиком и по ролям. |
Домашние животные | 1 | Обобщать знания детей о домашних животных. Упражнять в составлении рассказа по опорным картинкам. |
Дикие животные | 1 | Обобщать знания детей о диких животных. Закреплять умение составлять рассказы по опорным картинкам. Выучить загадки о диких животных. Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказов по ней |
Зима. Новый год. Зимние забавы. | 3 | Обобщать и уточнять словарь по теме. Закреплять умение составлять рассказы по опорным картинкам. |
Семья, человек | 1 | Уточнять и закреплять знания детей о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст, домашний адрес, состав семьи). Учить отвечать на вопросы взрослых полным ответом. |
Одежда, обувь, головные уборы | 3 | Обобщать и уточнять словарь по теме, активизировать словарь. Закреплять умение составлять рассказы - описания. |
Зимующие птицы | 1 | Обобщать материал по теме «Зимующие птицы». Закреплять умение составлять рассказы по опорным картинкам. Активизировать речевой словарь. |
Профессии. Звуковая культура речи: работа со звуками ж-ш | 1 | Закреплять умение составлять описательный рассказ по плану. Упражнять в отчетливом произнесении слов со звуками ж –ш, развивать фонематический слух. |
Транспорт | 3 | Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять в составлении рассказа. Учить правильно строить предложения. |
День защитника Отечества | 1 | Обогащать, уточнять и расширять словарный запас. Закреплять умение составлять рассказ. |
Мамин день | 1 | Обогащать, уточнять и расширять словарный запас. Учить творческому рассказыванию. |
Весна. Перелетные птицы | 1 | Обогащать, уточнять и расширять словарный запас. Учить правильно строить предложения. |
Подводный мир | 1 | Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания. |
Животные жарких стран. Животные севера. | 1 | Обогащать, уточнять и расширять словарный запас. |
Цветы (луговые, полевые, лесные) | 1 | Обогащать, уточнять и расширять словарный запас. Учить отвечать на вопросы взрослых полным ответом. Учить в правильном согласовании существительных с числительными. |
День Победы | 1 | Обогащать, уточнять и расширять словарный запас. |
Мир насекомых | 1 | Обогащать, уточнять и расширять словарный запас. Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж. |
Комнатные растения | 1 | Обогащать, уточнять и расширять словарный запас. Учить в правильном согласовании существительных с прилагательными. |
Здравствуй лето | 1 | Обогащать, уточнять и расширять словарный запас. Учить отвечать на вопросы взрослых полным ответом. |
ИТОГО | 36 |
4. Содержание раздела
«Развитие речи»
Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России).
Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).
В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными,
Обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).
Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.
Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.
Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал). Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные. Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать монологическую форму речи.
Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
4.3. Диагностика освоения содержания программы
Методы диагностических исследований: - наблюдение.
Выявленные в ходе диагностики характеристики определяют низкий, средний, высокий.
5. Методическое обеспечение программы
5.1. Основная литература
Таблица 5
№ п/п | Автор(ы) | Заглавие | Город, издательс-тво, год издания | Кол экз. |
1. | Ред. С.Г. Шевченко. | «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» | М.: Школьная Пресса, 2003. — 96 с. | 1 |
2. | Морозова И.А., Пушкарева М.А. | «Развитие речевого восприятия» | М: Мозаика-Синтез, 2007 – 88 с. | 1 |
5.2. Дополнительная литература
Таблица 5
№ п/п | Автор(ы) | Заглавие | Город, издате-льство, год издания | Кол-во экз. |
1 | Агранович З.Е. | Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей | СПб.: Детство – Пресс, 2009. – 48 с. | 1 |
2 | Арбекова Н.Е. | Развиваем связную речь у детей 5-6 (6-7) лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда. | М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 208 с. | 1 |
3 | Гербова В.В. | Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий. | М.: Мозаика Синтез, 2011. – 112 с. | 1 |
4 | Крупенчук О.И. | Гимнастика для язычка и пальчиков для девочек и мальчиков для детей 5-6 лет. | СПб.: Издательство Дом «Литера», 2013. – 32 с. | 1 |
5 | Крупенчук О.И. | Игры со звуками и буквами для дошкольников. | СПб.: Издательство Дом «Литера», 2011. – 64 с | 1 |
6 | Морозова И.А., Пушкарева М.А. | «Ознакомление с окружающим миром» | М: Мозаика-Синтез, 2011 – 160 с. | 1 |
7 | Сост. Сластья Л.Н. | Формирование связной речи детей 4-6 лет: планирование, конспекты занятий, лексический материал. | Волгоград: Учитель, 2016. - 232 с. | 1 |
5.3. Средства обеспечения для освоения программы 5.3.1. Аудио- и видео- пособия
Таблица 6
Вид аудио- и видео- пособия | Наименование пособия | |||
видеофильм | Кино-фильм | слайды | аудио-пособие | |
+ | Иллюстрации к сказкам | |||
+ | Домашние животные | |||
+ | Кто как говорит | |||
+ | Русские народные сказки | |||
5.3.2. Наглядный материал
Таблица 7
Картины, предметные картинки | Модели, сигнальные карточки | Литература для детей |
Сюжетные картинки: транспорт, профессии, посуда, времена года, инструменты, дикие и домашние животные, одежда, мебель. | + | |
Серия картинок для обучения дошкольников рассказыванию | + | |
Иллюстрации к русским народным сказкам | + |
6. Материально-техническое обеспечение
6.1. Специализированные учебные помещения и участки
Таблица 8
№ п/п | Наименование и принадлежность помещения | Площадь (кв.м.) | Количество мест |
1. | Групповая | 80 | 15 |
2 | Кабинет дефектолога | 9 | 8 |
6.2. Основное учебное оборудование
Таблица 9
№ п/п | Наименование | Наименование специализированных кабинетов, лабораторий с перечнем основного оборудования |
1. | Музей часов | Рекреация |
2. | Уголок «Русская изба» | Средняя группа |
Содержание | подготовительная группа |
Количество групп | 1 |
Начало учебного года | 1 сентября 2017 года |
Окончание учебного года | 31 мая 2018 года |
Всего недель учебных | 36 недель |
Каникулы | 1,2 неделя января 1,2 неделя мая |
Продолжительность рабочей недели | 5 дней |
Дни занятий | Понедельник |
Время занятий | 9.00 – 9.30 |
Недельная образовательная нагрузка, ОД | 1 раз в неделю |
Мониторинг | Сентябрь, май |
Приложение 1
Карта наблюдений речевого развития детей старшего дошкольного возраста
№ п/п | Фамилия, имя, отчество | Речевая | итог | |||
Звукопроизношение | Словарь | Грамматика | Связная речь | |||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 | ||||||
15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
Консультация для педагогов по теме «ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»...
Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа для дошкольников с задержкой психического развития разработана на основе ФГОС ДО с учетом особенностей психофизического развитиядетей, индивидуальных возможнос...
Особенности реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с задержкой психического развития 5-7 лет.
Особенности реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с задержкой психического развития 5-7 лет....
Адаптированная основная рабочая программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития.
Адаптированная основная рабочая программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития....
Методическая разработка к адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития «Планирование дидактических игр экологического содержания для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)
Педагогическая идея – разработка пособия для педагогов ДОУ, в котором дидактические игры подобраны с учетом принципа тематического планирования и могут быть использованы в работе по обогащ...
Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития
Положение регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА» В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА 2020– 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМАДОУ«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА 20...