РАБОЧАЯ ПРОГРАММА адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития обучение грамоте
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме
Программа составлена с учетом адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития МАДОУ ЦРР д/с № 7. Основу настоящей программы составляет содержание образовательной области «Речевое развитие» программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. С.Г. Шевченко, и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote.docx | 45.81 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
адаптированной основной образовательной программы
дошкольного образования для обучающихся
с задержкой психического развития
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения города Калининграда
центра развития ребенка – детского сада № 7
по образовательной области
«Речевое развитие»
«Подготовка к освоению грамоты»
(подготовительная группа)
Разработчик: | Учитель -дефектолог МАДОУ ЦРР д/с № 7 Пучко С.В. | |
Рабочая программа рассмотрена на заседании педагогического совета " 29 "мая 2018 г. |
г. Калининград
2018
1. Пояснительная записка
Программа составлена с учетом адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития МАДОУ ЦРР д/с № 7. Основу настоящей программы составляет содержание образовательной области «Речевое развитие» программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. С.Г. Шевченко, и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
Методы освоения:
Беседа; Наблюдение; Рассматривание;
Чтение художественной литературы; Познавательная игротека; Объяснение;
Показ;
Настольно-печатные игры и др.
Основная форма реализации данной программы – НОД продолжительностью 30 мин 1 раз в неделю
2. Цель и задачи программы,
её место в образовательном процессе
2.1. Цель освоения программы: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Знакомство с книжной культурой, детской литературой.
2.2. Задачи:
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми,
овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
2.3. Место (роль) программы в образовательном процессе
Содержание раздела интегрируется с образовательными областями «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
2.4. Требования к уровню освоения содержания программы
➢Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
➢Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи (внятности и выразительности) — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
➢Практическое овладение воспитанниками нормами речи
➢Умение составлять слова из слогов, выделять предложения из устной речи, выделять из предложения слова.
➢Умение выделять последовательность звуков в простых словах
3. Объём программы и виды образовательной работы
Таблица 1
Наименование разделов | Количество занятий |
Раздел 1 Подготовка к обучению грамоте | 36 |
ИТОГО | 36 |
3.1. Тематическое планирование
«Подготовка к освоению грамоты»
Таблица 2
Тема | Количество часов | Задачи |
Звук, буква, слово, предложение | 1 | Повторение понятий «звук», «буква», дифференциация понятий. Понятие «слово». Длинные и короткие слова. Понятие предложение |
Звуки А, О, У, Ы | 1 | Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление; учить детей подбирать однокоренные слова, согласовывать прилагательные с существительным. |
Звуки М, МЬ, Н, НЬ | 1 | Упражнять в различении твердых и мягких согласных, в словообразовании; развивать фонематическое восприятие. |
Звуки В, ВЬ, П, ПЬ | 1 | Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные, проводить анализ слов, составлять условно – графические схемы предложений. |
Звуки С, СЬ. Буква С | 1 | Закреплять правильное произношение звука С , умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. последовательно выделять звуки в двусложных словах с опорой на картинки. |
Звуки Л, ЛЬ. Буква Л. | 1 | Закреплять правильное произношение звука Л; учить последовательно выделять звуки в двусложных словах с опорой на картинки |
Различение твердых и мягких звуков: Л-ЛЬ, П-ПЬ, С-СЬ | 1 | Повторить изученные звуки и буквы |
Звуки Т, ТЬ. Буква Т | 1 | Закреплять правильное произношение звука Т; упражнять в различении твердых и мягких согласных, выполнять звуковой анализ слов, составлять предложения и их условно – графические схемы. |
Звуки М, МЬ, Н, НЬ, В, ВЬ, П, ПЬ, С, СЬ, Л, ЛЬ, Т, ТЬ | 1 | Повторение пройденного. |
Звуки Р, РЬ. Буква Р | 3 | Закреплять правильное произношение звука Р; проводить звуковой анализ слов. |
Звуки Г, ГЬ, Буква Г | 1 | Закреплять правильное произношение звука Г; проводить звуковой анализ слов. |
Дифференциация звуков Г - К | 1 | Закреплять правильное произношение звуков Г – К; проводить звуковой анализ слов |
Звук Ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С-Ш | 2 | Закреплять правильное произношение звуков Ш, С; умение выполнять звуковой анализ слов. |
Звуки Б, БЬ, Буква Б | 1 | Закреплять правильное произношение звука Б; умение выполнять звуковой анализ слов, составлять предложения. |
Ударение | 1 | Познакомить с понятием «ударение». Учить определять ударный звук в словах. Закреплять умение составлять предложения. |
Дифференциация звуков П-Б | 1 | Закреплять правильное произношение звуков П, Б; умение выполнять звуковой анализ слов. Учить определять ударный звук в словах. |
Звуки Д, ДЬ. Буква Д. | 1 | Закреплять правильное произношение звука Д; умение выполнять звуковой анализ слов. |
Дифференциация звуков Т-Д | 1 | Учить определять ударный звук в словах, делить слова на слоги. |
Звук Ч. Буква Ч | 1 | Закреплять правильное произношение звука Ч; умение выполнять звуковой анализ слов. |
Звук Ж. Буква Ж. | 1 | Закреплять правильное произношение звука Ж; умение выполнять звуковой анализ слов. Учить делить слова на слоги. |
Дифференциация звуков Ш-Ж | 1 | Закреплять правильное произношение звуков Ж-Ш; умение выполнять звуковой анализ слов, выделять ударный гласный. Учить делить слова на слоги. |
Звуки Ф, ФЬ Буква Ф | 1 | Закреплять правильное произношение звука Ф; умение выполнять звуковой анализ слов, выделять ударный гласный, составлять распространенные предложения. |
Дифференциация звуков В-Ф, ВЬ - ФЬ | 1 | Закреплять правильное произношение звуков В-Ф; умение последовательно выделять звуки в словах, выделять ударный гласный. |
Звук Ц. Буква Ц | 1 | Закреплять правильное произношение звука Ц; умение выполнять звуковой анализ слов. |
Дифференциация звуков Ц -Ч | 1 | Умение последовательно выделять звуки в словах, выделять ударный гласный |
Звук и буква Щ | 1 | Закреплять правильное произношение звука Щ; умение выполнять звуковой анализ слов, выделять ударный гласный, составлять предложения. |
Дифференциация звуков Ш - Щ | 1 | Закреплять умение последовательно выделять звуки в словах, выделять ударный гласный |
Звуки З, ЗЬ. Буква З | 1 | Закреплять правильное произношение звука З; умение выделять ударный гласный, составлять предложения. |
Дифференциация звуков З – С | 1 | Закреплять правильное произношение звуков З, С; умение последовательно выделять звуки в словах, выделять ударный гласный. |
Звуки Х, ХЬ. Буква Х | 1 | Закреплять правильное произношение звука х; умение выделять ударный гласный, составлять предложения. |
Звуковой диктант | 1 | Повторение |
Повторение | 2 | |
ИТОГО | 36 |
4. Содержание раздела
«Подготовка к освоению грамоте»
Дать представления о звуках, буквах, предложении, слове (без грамматического определения).
Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.
Учить составлять слова из слогов (устно).
Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
4.3. Диагностика освоения содержания программы
Методы диагностических исследований: - наблюдение.
Выявленные в ходе диагностики характеристики определяют низкий, средний, высокий.
5. Методическое обеспечение программы
5.1. Основная литература
Таблица 5
№ п/п | Автор(ы) | Заглавие | Город, издательс-тво, год издания | Кол экз. |
1. | Ред. С.Г. Шевченко. | «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» | М.: Школьная Пресса, 2003. — 96 с. | 1 |
2. | Морозова И.А., Пушкарева М.А. | «Развитие речевого восприятия» | М: Мозаика-Синтез, 2007 – 88 с. | 1 |
5.2. Дополнительная литература
Таблица 5
№ п/п | Автор(ы) | Заглавие | Город, издате-льство, год издания | Кол-во экз. |
1 | Агранович З.Е. | Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей | СПб.: Детство – Пресс, 2009. – 48 с. | 1 |
2 | Арбекова Н.Е. | Развиваем связную речь у детей 5-6 (6-7) лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда. | М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 208 с. | 1 |
3 | Гербова В.В. | Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий. | М.: Мозаика Синтез, 2011. – 112 с. | 1 |
4 | Крупенчук О.И. | Гимнастика для язычка и пальчиков для девочек и мальчиков для детей 5-6 лет. | СПб.: Издательство Дом «Литера», 2013. – 32 с. | 1 |
5 | Крупенчук О.И. | Игры со звуками и буквами для дошкольников. | СПб.: Издательство Дом «Литера», 2011. – 64 с | 1 |
6 | Морозова И.А., Пушкарева М.А. | «Ознакомление с окружающим миром» | М: Мозаика-Синтез, 2011 – 160 с. | 1 |
7 | Сост. Сластья Л.Н. | Формирование связной речи детей 4-6 лет: планирование, конспекты занятий, лексический материал. | Волгоград: Учитель, 2016. - 232 с. | 1 |
5.3. Средства обеспечения для освоения программы 5.3.1. Аудио- и видео- пособия
Таблица 6
Вид аудио- и видео- пособия | Наименование пособия | |||
видеофильм | Кино-фильм | слайды | аудио-пособие | |
+ | Иллюстрации к сказкам | |||
+ | Домашние животные | |||
+ | Кто как говорит | |||
+ | Русские народные сказки | |||
5.3.2. Наглядный материал
Таблица 7
Картины, предметные картинки | Модели, сигнальные карточки | Литература для детей |
Сюжетные картинки: транспорт, профессии, посуда, времена года, инструменты, дикие и домашние животные, одежда, мебель. | + | |
Серия картинок для обучения дошкольников рассказыванию | + | |
Иллюстрации к русским народным сказкам | + |
6. Материально-техническое обеспечение
6.1. Специализированные учебные помещения и участки
Таблица 8
№ п/п | Наименование и принадлежность помещения | Площадь (кв.м.) | Количество мест |
1. | Групповая | 80 | 15 |
2 | Кабинет дефектолога | 9 | 8 |
6.2. Основное учебное оборудование
Таблица 9
№ п/п | Наименование | Наименование специализированных кабинетов, лабораторий с перечнем основного оборудования |
1. | Музей часов | Рекреация |
2. | Уголок «Русская изба» | Средняя группа |
Содержание | подготовительная группа |
Количество групп | 1 |
Начало учебного года | 1 сентября 2017 года |
Окончание учебного года | 31 мая 2018 года |
Всего недель учебных | 36 недель |
Каникулы | 1,2 неделя января 1,2 неделя мая |
Продолжительность рабочей недели | 5 дней |
Дни занятий | Вторник |
Время занятий | 9.00 – 9.30 |
Недельная образовательная нагрузка, ОД | 1 раз в неделю |
Мониторинг | Сентябрь, май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа для дошкольников с задержкой психического развития разработана на основе ФГОС ДО с учетом особенностей психофизического развитиядетей, индивидуальных возможнос...
Особенности реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с задержкой психического развития 5-7 лет.
Особенности реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с задержкой психического развития 5-7 лет....
Адаптированная основная рабочая программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития.
Адаптированная основная рабочая программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития....
Методическая разработка к адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития «Планирование дидактических игр экологического содержания для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)
Педагогическая идея – разработка пособия для педагогов ДОУ, в котором дидактические игры подобраны с учетом принципа тематического планирования и могут быть использованы в работе по обогащ...
Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития
Положение регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА» В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА 2020– 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМАДОУ«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА 20...
Адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития
Адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития...