Проект адаптированной образовательной программы для детей раннего возраста в службе ранней помощи с задержкой психического развития (риск нарушения)
проект по коррекционной педагогике по теме
Создание службы ранней помощи в Учреждении для сопровождения семей с детьми раннего возраста с задержкой психического развития или с риском нарушения, позволяет оказать консультативную помощь и организовывать регулярные индивидуальные и групповые сеансы для детей с отклонениями от норм в развитии или риском их возникновения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_adaptirovannoy_programmy_srp.doc | 206.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №23»
городского округа Кинешма
Проект
адаптированной образовательной программы
для детей раннего возраста в службе ранней помощи с задержкой психического развития
(риск нарушения)
Кинешма,2017
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1 Введение
1.2 Цели и задачи деятельности службы ранней помощи
1.3 Принципы построения образовательного процесса с детьми раннего
возраста с задержкой психического развития (риск нарушения) в службе ранней помощи.
2. Планируемые результаты деятельности службы ранней помощи, как
ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы
дошкольного образования
2.1 Целевые ориентиры образования детей раннего возраста с задержкой психического развития (риском нарушения).
2.Организационный раздел
1. Организация деятельности службы ранней помощи.
2. Организация режима пребывания детей раннего возраста с задержкой психического развития (риском нарушения) в образовательном учреждении.
3. Организация развивающей предметно-пространственной среды службы ранней помощи в МАДОУ «ЦРР – д/с №23» (далее - Учреждение).
3.1 Оснащение предметно-пространственной среды службы ранней помощи.
3.Содержательный раздел
1. Содержание психолого-педагогической и коррекционно – развивающей деятельности по освоению детьми раннего возраста с задержкой психического развития (риск нарушения) образовательных областей.
1.1 Содержание психолого-педагогической и коррекционно – развивающей деятельности по освоению детьми образовательной области «Социально - коммуникативное развитие».
1.2 Содержание психолого-педагогической и коррекционно – развивающей деятельности по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие».
1.3 Содержание психолого-педагогической и коррекционно – развивающей деятельности по освоению детьми образовательной области «Речевое развитие».
1.4 Содержание психолого-педагогической и коррекционно – развивающей деятельности по освоению детьми образовательной области «Художественно эстетическое развитие».
1.5 Содержание психолого-педагогической и коррекционно - развивающей
деятельности по освоению детьми образовательной области «Физическое развитие».
2. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста, имеющими задержку психического развития (риск нарушения).
2.1 Цели и задачи работы с родителями детей раннего возраста с задержкой психического развития (риск нарушения) в службе ранней помощи.
2.2 Формы работы с родителями детей раннего возраста с задержкой психического развития (риск нарушения) в службе ранней помощи.
3. Диагностический инструментарий
3.1 Психолого-педагогическая оценка развития детей раннего возраста с задержкой психического развития (риск нарушения).
3.2 Цель, задачи и процедура обследования.
4. Приложение
1. Перечень основных коррекционно-развивающих игр-занятий в неделю для детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет с задержкой психического развития (риск нарушения).
2. Перечень основных коррекционно-развивающих игр-занятий в неделю для детей от 2 до 3 лет с задержкой психического развития (риск нарушения).
3. Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
I. Целевой раздел.
1.Пояснительная записка
1.1 Введение
Ранний возраст - особый период в жизни ребенка и окружающих его
взрослых. Это период быстрого формирования всех свойственных человеку
психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием полноценного развития.
Дети с задержкой психического развития (далее с ЗПР) - это дети, с нарушением нормального развития психики, которое характеризуется отставанием в развитии отдельных психических функций (мышления, памяти, внимания).
В настоящее время существует и социальный заказ на образование детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями, связанными с их жизненной ситуацией или состоянием здоровья, не посещающими дошкольные организации
В России, как и во всем мире, побудительными причинами для осознания необходимости ранней помощи детям и семьям, стали следующие
факторы:
• Рост числа детей, имеющих нарушения развития уже при рождении
• Рост числа социально не благополучных семей (семьи с одним родителем, семьи с крайне низким уровнем дохода, семьи, не обеспеченные жильем и проч.)
• Увеличение количества социальных сирот из числа детей с проблемами здоровья и нарушением развития.
Решение данной проблемы возможно при введении новой вариативной
формы дошкольного образования - службы ранней помощи (далее СРП), обеспечивающей своевременную и комплексную помощь детям раннего возраста и их семьям, обладающих достаточными ресурсами и устойчивыми
межведомственными и междисциплинарными связями.
Создание службы ранней помощи в Учреждении для сопровождения
семей с детьми раннего возраста с задержкой психического развития или с риском нарушения, позволяет оказать консультативную помощь и организовывать регулярные индивидуальные и групповые сеансы для детей с отклонениями от норм в развитии или риском их возникновения. Активное совместное участие и тесное взаимодействие в коррекционно-развивающей деятельности «ребёнка - семьи - специалиста» поможет создать наиболее эффективные условия для развития ребенка, уменьшить возникновение вторичных и последующих нарушений и предотвратить формирование изоляции семьи детей с ЗПР (риском нарушения).
Находясь в общении со специалистами, родители учатся грамотно относиться к детям, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Дети гармонично и всесторонне развиваются, учатся общению, построению взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012г. №273 – ФЗ, на основании «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
1.2 Цели и задачи деятельности службы ранней помощи.
Цель деятельности службы ранней помощи - оказание психолого- педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям с ЗПР (риском нарушения) в возрасте до 3 лет, осуществление социально-психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ЗПР (риском нарушения), подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания, развития, коррекции имеющихся отклонений.
Задачи службы ранней помощи:
• Проведение специалистами службы ранней помощи психолого- педагогического обследования детей раннего возраста с ЗПР (риском нарушения);
• Оказание комплексной психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям раннего возраста с ЗПР (риском нарушения);
• Осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей раннего возраста с ЗПР (риском нарушения);
• Определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка с ЗПР (риском нарушения) раннего возраста.
1.3 Принципы построения образовательного процесса с детьми раннего
возраста с ЗПР (риском нарушения) в службе ранней помощи:
- Принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учётом выявленных особенностей. Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Составление индивидуальных программ и маршрутов развития ребенка, которые строятся на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но и предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.
- Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка предусматривает обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально
активной личности, которая является субъектом своего развития и социально
значимой деятельности.
- Принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе, активного включения детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников.
- Принцип междисциплинарного подхода дает возможность к осуществлению комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения с учётом индивидуальных характеристик детей, за счет регулярного проведения диагностики детей специалистами службы ранней помощи, составления в процессе обсуждения образовательного плана действий, направленного как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.
- Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания при включении в группу детей с различными особенностями в развитии, предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, вариативной методической базой обучения и воспитания и способность использования специалистами разнообразных методов и средств работы как
по общей, так и специальной педагогики.
- Принцип партнерского взаимодействия с семьей заключается в установлении доверительных партнерских отношений с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, в умении договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
- Принцип динамического развития новой вариативной формы дошкольного образования. Позволяет модели Учреждения изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.
2. Планируемые результаты деятельности службы ранней помощи, как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы
дошкольного образования.
2.1 Целевые ориентиры образования детей раннего возраста с ЗПР (риском нарушения)
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно-фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит
действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
II. Организационный раздел
1. Организация деятельности службы ранней помощи.
Для реализации программы в службе ранней помощи для детей до 3 лет с ЗПР (риском нарушения), привлечены следующие специалисты:
• Педагог дополнительного образования;
• Педагог-психолог;
• Логопед-дефектолог;
• Социальный педагог;
• Музыкальный руководитель.
Основными формами работы с детьми с ЗПР (риском нарушения), не посещающими дошкольные организации и их семьями являются индивидуальные и групповые сеансы и консультирование родителей (законных представителей).
В режиме предусмотрены: самостоятельная, свободная и организованная деятельность.
В целях планомерного воздействия на развитие ребенка проводятся специальные коррекционно-развивающие игры-занятия, в день их планируется по 2. Длительность игр-занятий не превышает 10 минут, возможно проведение комплексных занятий.
Свободная и самостоятельная деятельность планируется ежедневно в
виде игровой, двигательной, продуктивной, художественно-эстетической, манипулятивной и коммуникативной деятельности.
2. Организация режима пребывания детей раннего возраста с ЗПР (риском нарушения) в образовательном учреждении.
Все групповые и индивидуальные сеансы проводятся в присутствии родителей или законных представителей ребёнка в первую половину дня.
Максимальная нагрузка индивидуальных и групповых занятий с
ребёнком не превышает 3,5 часа в неделю:
- Индивидуальная работа специалистов СРП составляет:
• с детьми - 1,5 часа и проводится не реже одного раза в неделю;
• с родителями - 2 часа и проводится не реже одного раза в неделю.
- Групповая работа специалистов СРП составляет:
• с детьми - 1,5 часа и проводится не реже одного раза в неделю;
• с родителями - 2 часа и проводится не реже одного раза в неделю.
Наполняемость групповых сеансов не превышает 6 детей при участии
родителей и нескольких специалистов и определяется с учётом индивидуальных потребностей и возможностей детей и их семей, а также поставленными образовательными задачами.
3. Организация развивающей предметно-пространственной среды службы ранней помощи в Учреждении.
Для реализации программы в службе ранней помощи для детей до 3 лет
с ЗПР (риском нарушения), не посещающими дошкольные организации, в Учреждении создаются специальные адекватные возможностям ребёнка условия с целью получения дошкольного образования; психолого-педагогической и (или) коррекционно - развивающей помощи детям и их семьям (использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования и другие условия, без которых невозможно или затруднено оказание детям с ЗПР (риском нарушения) психолого-педагогической и (или) коррекционно-развивающей помощи).
Предметно-игровое коррекционно-развивающес пространство СРП, создано с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с целью
обеспечения всестороннего развития и комфортного пребывания детей и родителей, а также возможностью освоения и внедрения новых технологий.
В Учреждении безопасно, комфортно, вариативно, информативно и доступно оборудованы:
• Комната сопровождения детей раннего возраста с ЗПР (риском нарушения)
• Сенсорная комната
• Изо студия
• Музыкальный зал
• Спортивный зал
3.1 Оснащение предметно-пространственной среды СРП
- Игровой материал
• пирамидки с кольцами разной величины;
• коробки-вкладыши разной формы и сечения;
• шароброс с шарами двух размеров;
• фигурки-вкладыши;
• строительные наборы;
• звучащие игрушки разной формы;
• куклы типа «неваляшки»;
• разноцветные кубики;
• машинки;
• наборы сюжетных игрушек для строительных игр;
• книжки с цветными картинками.
• наборы контрастных по размерам колец, шаров, кубов, призм;
• занимательная коробочка с набором шаров и кубов;
• матрешки
• лоточки для скатывания шариков;
- Для сюжетных игр
• куклы и животные разных размеров;
• одежда для кукол;
• игрушечная мебель;
• коляски;
• сюжетные игровые наборы и игрушки.
- Музыкально-театральная среда
• игрушечные музыкальные инструменты (бубны, металлофон, погремушки, колокольчики, ложки деревянные);
• аудиовизуальные средства (магнитофон, диапроектор);
• кукольный театр;
• пальчиковый театр;
• плоскостной театр;
• театр на магнитах;
• театр на коврографе;
• маски;
• костюмы животных;
• театр – матрёшки;
• ширмы (напольная, настольная).
- Для продуктивной и творческой деятельности:
•листы бумаги и альбомы;
•кисти;
•краски;
•карандаши, фломастеры;
•разноцветные мелки;
•пластилин, подставки для работы с пластилином;
•баночки для воды – непроливайки;
•трафареты, штампы;
•ватные палочки, ватные диски;
•губки.
- Игрушки и оборудование для развития движений:
• игрушки-каталки;
• скамейки;
• игровые домики и тоннель;
• канат для упражнения в равновесии;
• подвешенные мячики;
• горка;
• мячи;
• сухой бассейн;
• батут;
• массажные коврики;
• мешочки;
• ленты;
• флажки.
Дидактический материал, изготовленный специалистами (для сенсорного развития, для тонкой моторики рук, для сюжетных игр).
III. Содержательный раздел
1. Содержание психолого-педагогической и коррекционно - развивающей деятельности по освоению детьми раннего возраста с ЗПР (риском нарушения) образовательных областей.
1.1 Содержание психолого-педагогической и коррекционно - развивающей деятельности по освоению детьми образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»
Основная цель - овладение предпосылок коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ЗПР (риском нарушения) в общественную жизнь.
Задачи социально-коммуникативного развития:
• формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;
• формирование навыков самообслуживания;
• формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним.
При реализации задач данной образовательной области у детей с ЗПР (риском нарушения) формируются представления о многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым нормам социума.
Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение детей с задержкой психического развития в систему социальных отношений, осуществляется по нескольким направлениям:
-в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;
-в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
-в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;
-в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.
Работа по формированию предпосылок социально-коммуникативных умений строится в повседневной жизни и органично включаться во все виды
деятельности: быт, игру, обучение.
Для детей раннего возраста с ЗПР (риском нарушения) образовательная работа строится на близком и понятном детям материале, максимально охватывая тот круг явлений, с которыми они сталкиваются. Знакомство с новым материалом следует проводить на доступном детям уровне.
1.2 Содержание психолого-педагогической и коррекционно- развивающей деятельности по освоению детьми образовательной области
«Познавательное развитие».
Основная цель - формирование познавательных процессов и способов
умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов. Познавательные процессы окружающей действительности детей раннего возраста с задержкой психического развития обеспечиваются процессами ощущения, восприятия,
мышления, внимания, памяти, соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития:
• формирование и совершенствование перцептивных действий;
• ознакомление и формирование сенсорных эталонов;
• развитие внимания, памяти;
• развитие наглядно-действенного мышления.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает:
- Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ЗПР (риском нарушения) развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка. При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию учитываются доступность для выполнения.
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности и конструктивной деятельности, направленное на формирование правильного
восприятия пространства; целостного восприятия предмета, развитие мелкой
моторики рук и зрительно-двигательную координацию; развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений
об окружающем мире.
Учитывая быструю утомляемость детей с ЗПР (риском нарушения), образовательная деятельность планируется на доступном материале, чтобы ребенок мог увидеть результат своей деятельности. В ходе работы применяются различные формы поощрения.
- Формирование элементарных математических представлений детей раннего возраста с ЗПР (риском нарушения) предполагает использовать принципы наглядности, от простого к сложному. При планировании работы по формированию элементарных математических представлений продумывается объем программного материала с учетом реальных возможностей детей, это обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения изучаемого материала.
1.3 Содержание психолого-педагогической и коррекционно- развивающей деятельности по освоению детьми образовательной области
«Речевое развитие».
Основная цель - обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.
3адачи развития речи:
• формирование структурных компонентов системы языка - фонетического, лексического, грамматического;
• формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции;
• формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.
Основные направления работы по развитию речи дошкольников:
• развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и
явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают
слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими;
• воспитание звуковой культуры речи. Данное направление предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; речевого дыхания;
обучение звукоподражанию;
• формирование грамматического строя речи - предполагает развитие
морфологической стороны речи, способов словообразования и синтаксиса
(освоение разных типов словосочетаний и предложений);
• развитие связной речи включает развитие диалогической (разговорной) и монологической речи. Важно развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, пытаться побудить к диалоговому общению.
• развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.
Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.
Развитие речи у детей раннего возраста с ЗПР (риском нарушения) в службе ранней помощи осуществляется во всех видах деятельности: игра, занятия по физическому развитию, художественному творчеству (рисование, лепка, аппликация, конструирование), музыка и др.; в свободной деятельности, в общении со всеми, кто окружает ребенка.
Наиболее значимым видом работы по развитию речи является чтение художественной литературы. Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.
Включенность в эту работу детей с ЗПР (риском нарушения) эффективна при соблюдении ряда условий:
• выбор произведения с учетом степени его доступности;
• подбор иллюстрации, картинок к произведениям,
• организация драматизации, инсценировок.
1.4 Содержание психолого-педагогической и коррекционно - развивающей деятельности по освоению детьми образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Основная задача - формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности.
В этом направлений решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ЗПР (риском нарушения) сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.
Основные направления работы в данной образовательной области:
- «Художественное творчество». Основная цель - обучение детей созданию творческих работ.
Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, в процессе работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами. Аппликация способствует развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о форме, цвете. Рисование направлено на развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укрепление мышц рук.
- «Музыкальная деятельность». Основная цель – слушание детьми музыки, пение, выполнение музыкально-ритмических движений, танцы, игра на музыкальных инструментах.
1.5 Содержание психолого-педагогической и коррекционно-развивающей деятельности по освоению детьми образовательной области
«Физическое развитие».
Основная цель совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей.
Основная задача - стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества
и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. На занятиях по физической культуре, наряду
с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:
• формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;
• изучение в процессе предметной деятельности различных свойств
материалов, а также назначения предметов;
• развитие речи посредством движения;
• формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;
• управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-
волевых качеств личности, формирующихся в процесс е специальных двигательных занятий, игр, эстафет.
В работу включаются физические упражнения: построение в колонну
друг за другом, в круг; ходьба; бег, прыжки; лазанье; ползание; метание; общеразвивающие упражнения на укрепление мышц спины, плечевого пояса
и ног, на координацию движений, на формирование правильной осанки, на
развитие равновесия. Рекомендуется проведение подвижных игр, направленных на совершенствование двигательных умений, формирование
положительных форм взаимодействия между детьми.
В процессе работы с детьми используются физкультминутки, физкультурные паузы. В свободное время дети совместно с родителями организуют двигательную деятельность. Все мероприятия, которые планируются проводиться с ребенком, обсуждаются на консилиуме специалистов.
2. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Родители являются первыми и главными воспитателями ребенка с момента его рождения. Наблюдения показывают, что педагогическое взаимодействие специалистов и современных родителей должно основываться на научных, психолого-педагогических знаниях о ребенке. Лучшим проводником в этом взаимодействии является специалист службы
ранней помощи, который специально подготовлен к работе с детьми с 3ПР (риском нарушения) и может оказать педагогическую помощь родителям. Именно он может установить диалог с родителями, через который поможет им увидеть достижения ребёнка. На индивидуальных и групповых сеансах в службе ранней помощи родителям отводится ведущая роль, им принадлежит
инициатива. Специалисту отводится роль консультанта, снабжающего его специальным приемам взаимодействия с ребенком.
2.1 Цели и задачи работы с родителями детей раннего возраста с ЗПР (риском нарушения) в службе ранней помощи.
Цель работы с родителями - сформировать активную позицию в решении вопросов воспитания и обучения детей раннего возраста с ЗПР (риском нарушения).
В работе с родителями решаются следующие задачи:
1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Приобщение родителей к участию в жизни детей, поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия и взаимопонимания.
Программа предполагает активные формы работы с родителями. Тематика мероприятий носит гибкий, вариативный характер и зависит от актуальности темы в конкретной возрастной группе.
2.2 Формы работы с родителями детей раннего возраста с ЗПР (риском нарушения) в службе ранней помощи.
традиционные | коллективные | Родительские собрания |
Круглый стол | ||
Тематические консультации | ||
индивидуальные | Беседы, консультации | |
наглядные | Папки-передвижки | |
Стенды для родителей | ||
Выставки | ||
нетрадиционные | Информационно-аналитические | Опрос, тесты |
Анкетирование | ||
досуговые | Развлечения | |
Праздники | ||
познавательные | Семинар-практикум | |
«педагогическое поле чудес» | ||
недели семейного творчества | Выставки поделок | |
Развивающие игрушки своими руками | ||
наглядно-информационные | Просмотр видеороликов, фото | |
Лист индивидуальных успехов |
3. Диагностический инструментарий
3.1 Психолого-педагогическая оценка развития детей раннего возраста с ЗПР (риском нарушения).
Особенности психики ребенка 1-3 лет требуют иных, чем в дошкольном возрасте, подходов, проявляющихся в организации исследования, выборе инструментария, обработке данных и их интерпретации.
Данный диагностический комплекс помогает изучить центральные линии психического развития в раннем детстве; темп и характер детского развития раскрыть его потенциал, выделить проблемные зоны. Методики, основываются на методе наблюдения, не требуют значительной затраты времени и органично включаются в педагогический процесс. С помощью данного обследования становится возможным не только определение проблемы в психическом развитии, но и выявление ее симптомокомплекса,
динамики и причины возникновения, что создает основу для успешной профилактической, коррекционно-развивающей и педагогической работы с
детьми 1-3 лет.
Таким образом, разработанный комплекс диагностических методик помогает реализовать идею психолого-педагогического сопровождения ребенка раннего возраста.
Принципы построения диагностических методик:
• прогностичность методик, т.е. ориентированность на перспективу развития;
• развивающий характер методик (сам процесс их использования стимулирует позитивные изменения и в ребенке, и во взрослом, проводящем
обследование с точки зрения его профессионального роста);
• связь методик с коррекционно-развивающей и профилактической работой;
• близость методик к педагогическому процессу в отношении условий
проведения, способов обработки и интерпретации данных;
• ориентированность на выявление не только общих закономерностей, но и индивидуального пути психического развития ребенка;
• включение в процесс диагностики не только ребенка, но и его социального окружения.
3.2 Цель, задачи и процедура обследования.
Цель диагностического обследования: психолого-педагогическая оценка психического развития детей раннего возраста.
Задачи диагностического обследования:
• выявление специфики развития в каждой из сфер психики ребенка;
• установление связей между уровнями развития разных сторон психики ребенка;
• определение социальных факторов, влияющих на уровень как в целом психического развития ребенка 1-3 лет, так и отдельных направлений;
• выделение проблемных зон в развитии и взаимосвязей между ними;
• выявление индивидуальных черт психического развития;
• контроль за эффективностью воспитательно-образовательного процесса.
Процедура обследования:
Проводится наблюдение за ребенком в разнообразных повседневных
ситуациях, а также используются элементы естественного эксперимента, беседа с родителями. Данные оцениваются в баллах по предлагаемым шкалам. По количеству баллов определяется уровень развития изучаемых психологических проявлений.
Низкий уровень демонстрирует наличие проблемной зоны, это уровень риска, средний уровень показывает норму развития. Высокий уровень следует рассматривать как опережение в развитии.
Итог диагностического обследования отражается в таблицах. Составляются индивидуальный и групповой профили развития детей.
4. Приложение
4.1.Перечень основных коррекционно-развивающих игр-занятий в неделю для детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет с ЗПР (риском нарушения)
Игры-занятия | Количество в неделю |
Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи | 3 |
Развитие движений | 2 |
Со строительным материалом | 1 |
С дидактическим материалом | 2 |
Музыкальное | 2 |
Общее количество игр-занятий в неделю | 10 |
4.2.Перечень основных коррекционно-развивающих игр-занятий в неделю для детей от 2 до 3 лет с ЗПР (риском нарушения)
Коррекционно-развивающие игры-занятия | Количество в неделю |
Познавательное развитие | 1 |
Физическая культура | 3 |
Развитие речи | 2 |
Художественное творчество | 2 |
Музыкальное | 2 |
Общее количество игр-занятий в неделю | 10 |
4.3. Методическое обеспечение
Развитие движений/ Физическое развитие.
1. Вайнер Д. Массаж, гимнастика для детей раннего возраста: от рождения до полутора лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2008 .
2. Галигузова Л., Мещерякова С. Физкультурные развивающие игры и занятия с детьми раннего возраста. - М.: Просвещение, 2007.
3. Голубева Л. Гимнастика и массаж для самых маленьких. - М.:Мозаика - Синтез, 2006.
4.Глазырина Л.Д. , Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2001.
5. Дедулевич М.Н. Играй не зевай. Подвижные игры с дошкольниками. - М.: Просвещение, 2008.
6. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка. - М.: Просвещение, 2008.
7. Костыркина Р.Ю., Рыкова О.Г., Корнилова т.г. Малыши, физкульт- привет! Система работы по развитию основных движений детей раннего возраста. - М.: Скрипторий, 2006.
8.Кочетова Н.П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 2008.
9.Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 2008.
10. Старуковекая В. Оздоравливающие и развивающие подвижные игры от 1,5 лет. - М.: Терра, 2000.
11. Закревская О. Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. - М.: Гном, 2006.
12. Урунтаева Г.А, Афонькина Ю.А. Как я расту. -М.: Просвещение, 96.
Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи/ Игры со
строительным и дидактическим материалом/ Познавательное развитие
1.Алиева т.И., Парамонова Л.А., Арушанова А.г. Развивающие занятия с детьми 2 - 3 лет. - М.: Олма Пресс, 2008.
2. Аралова М.А. Игры с детьми раннего возраста. - М.: Сфера, 2008.
3. Ветрова В.В. Во что играть с ребенком до 3 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
4. Галанова т.В. Развивающие игры с малышами до 3-лет. - М.: Академия развития, 2005.
5. Галигузова Л. Игры и занятия с детьми 1-3-х лет. - М.: Академия развития, 2008.
6. Гербова В. Развитие речи детей 2-4 лет. - М.: Владос, 2003.
7. Демина Е.С. Развитие и обучение детей раннего возраста. - М.: Сфера, 2005.
8. Иванова В. Познаем мир, играя. - М.: Феникс, 2008.
9. Коробова М.В. Малыш в мире природы. - М.: Просвещение, 2008.
10. Кузнецова А. Лучшие развивающие игры для детей от 1 года до 3-
лет. - М.: Рипол классик, 2006.
11. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. - М.: Сфера, 2000.
12.Павлова С.В., Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. - М.: Педагогическое общество России, 2009.
13. Пилюгина Э. Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет. Развитие восприятия цвета, формы и величины. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
14.Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. - М.: Скрипторий, 2006.
15.Рузская А., Мещерякова С. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. - М.: Просвещение, 2007
16.Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. - М.: Феникс, 2006.
17.Четвертакова К.В. Развивающие игры для малышей от 1 года до 3 лет. - М.: Айрис - Пресс, 2006.
Музыкальное развитие/ Художественно эстетическое развитие
1. Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварели. - М.: Просвещение, 2005.
2. Деркунова В.А., Гогоберидзе А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста. - М.: Феникс,2008.
3. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития. - М.: Просвещение, 2005.
4. Роот З.Я. Песенки и праздники для малышей. - М.: Айрис - Пресс, 2007.
5. Королева Т. Игры с красками. Рисование в младенческом возрасте. - М.: Сфера, 2009.
6. Комарова Т. Детское художественное творчество. - М.: Мозаика -Синтез,2005.
7. Янушко Е. Аппликация с детьми раннего возраста (1-3 г.). - М.: Мозаика - Синтез, 2009.
8. Янушко Е. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 г.). - М.: Мозаика- Синтез, 2009.
9. Янушко Е. Рисование с детьми раннего возраста (1-3 г.). - М.: Мозаика- Синтез, 2009.
Диагностика
1.Афонькина Ю.А. Психолого-педагогическая оценка развития детей раннего возраста. Методическое пособие. - Мурманск, 2001.
2.Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет А.С. Галанов - М.: 2000.
3.Психолого-педагогическое обследование детей в возрасте от 1 Г.3м. до 6 лет. Реабилитационные игры и занятия с детьми. Методические рекомендации. Сост. Печера К.Л., - М.: 1995.
4.АЙрих О.А. Эмоциональное развитие детей. - М.: Учитель, 2008.
5..Болотовский т.В., Царегородцев А. Три главных года. - М.: Радуга, 2006.
6. Воронина С., Кухаренко С. Тренинг раннего развития в паре мама- ребенок (от 1года до 3 лет). - М.: Речь, 2008.
7. Галигузова Л.Н. Воспитание и развитие детей от 1 до 2 лет. - М.: Просвещение, 2006.
8.Григорьева г.г. Игры и упражнения для детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 2006.
9.Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду. - М.: Феникс, 2008.
10. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду. - М.: Просвещение, 2005.
11. Ковалева И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. - М.: Гном, 2006.
12. Мальцева И.В. Раннее развитие: лучшие методики и игры. - М.: Азбука-Классика, 2008.
13. Печора К. Л., Голубева Л.Г., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении. - М.: 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР, ЗПР) в соответствии с требованиями ФГОС ДО
в данном проекте описана структура и содержание адаптированной образовательной программы для ребёнка с ОВЗ в контексте требований стандарта дошкольного образования...
Адаптированная образовательная программа для детей дошколього возраста с задержкой психического развития. " Тик - так"
Адаптированная образовательная программа....
Рабочая программа адаптированной образовательной программы дошкольного образования на ребенка-инвалида с расстройством аутистического спектра, задержкой психического развития в подготовительной к школе группе обще
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет со сложным дефектом (ЗПРР и РАС) на 2019 – 2020 учебный год (далее - Программа) определяет содержание ...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (старшая дошкольная группа «Солнышко) 2019-2020 учебный год
Цель.Обеспечить построение целостного педагогического процесса направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка (физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно...
Адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи 2021-2022 уч.год
Программа разработана в соответствии с ФГОС и Примерной адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи. Данная программа определяет цель, ...