Содержание коррекционной работы учителя – дефектолога.
статья
Cодержание коррекционной работы учителя – дефектолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_raboty_tiflopedagoga.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание коррекционной работы учителя – дефектолога (тифлопедагога) в детском саду с нарушением зрения.
Тифлопедагог - педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий коррекционную работу по обучению, воспитанию детей c нарушением зрения с учетом своеобразия их познавательной деятельности, коррекции и компенсации нарушенных функций.
Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу в общем коррекционно – педагогическом процессе, осуществляемом в детском саду для детей с нарушением зрения.
Специальные коррекционные занятия тифлопедагога проводятся в непосредственной образовательной деятельности в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями и играют роль пропедевтики – подготовки детей к различным видам деятельности. Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.
В соответствии с «Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Л.И. Плаксиной, с «Основной общеобразовательной программой ГБДОУ», тифлопедагог проводит специальные коррекционные игровые занятия.
Основные направления работы тифлопедагога:
- Тифлопедагогическое обследование детей:
- Изучение медицинских и офтальмологических карт;
- Наблюдение за детьми;
- Исследование зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, осязания и мелкой моторики, социально-бытовой ориентировке.
- Проведение специальных коррекционных занятий:
- Индивидуальные занятия по подготовке детей к проверке зрения и лечению на аппаратах;
- Подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию зрительного восприятия;
- Занятия по совершенствованию сенсорных эталонов;
- Занятия по формированию способов обследования предметов, научение целостному последовательному восприятию предмета с помощью формирования алгоритмов восприятия объектов;
- Занятия по формированию предметных представлений о предметах и явлениях окружающего мира и предметности восприятия;
Предметные представления и понятия формируются по темам: «Овощи», «Фрукты», «Животные и птицы», «Растения», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «8 Марта», «23 февраля», «Транспорт», «Игрушки», «Времена года».
- Занятия по развитию нестереоскопических способов восприятия глубины пространства;
- Занятия по развитию восприятия сюжетных изображений;
- Подгрупповые и индивидуальные занятия по формированию навыков ориентировки в пространстве;
- Подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию движений;
- В занятия включаются задания:
- Задания на развитие аналитико – синтетической деятельности (составление целого из частей);
Задания на воссоздание изображений из геометрических фигур;
- Задания по развитию мелкой моторики; зрительно – моторной координации;
-Задания на развитие таких психических функций, как память, внимание, мышление, речь, творческое воображение, фантазия;
- Проводятся физкультминутки, зрительная гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика; релаксация, а также используются новейшие технологии и элементы этих технологий;
- Индивидуальные занятия с детьми на ПК.
В практике лечебно-восстановительной работы нашего дошкольного учреждения используются лечебные программы, апробированные в Российском государственном медицинском университете (РГМУ), Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО) и в НИИ глазных болезней Российской академии медицинских наук (НИИГБ РАМН).
В нашем детском саду в работе с дошкольниками тифлопедагоги используют самостоятельно созданные презентации.
– Участие в методической работе учреждения:
Посещение общеобразовательных занятий, занятий с детьми воспитателя в повседневной жизни;
Выступления на педагогических советах;
Организация и проведение семинарских занятий, мастер - классов;
Групповое и индивидуальное консультирование воспитателей и специалистов ДОУ;
Показ открытых занятий с детьми.
– Работа с родителями:
Выступления на родительских собраниях;
Анкетирование родителей.
Подгрупповые и индивидуальные консультации для родителей;
Консультационные дни для родителей.
Рекомендации родителям по закреплению и совершенствованию сформированных у детей навыков на занятиях, профилактике зрительных утомлений, развитию зрительных функций.
Тифлопедагогическое обследование детей.
Педагогические дискуссии.
«Библиотечка для родителей» в папке – передвижке.
Уголок для родителей.
Цели коррекционной работы нашего образовательного учреждения:
- Развитие сохранных зрительных функций, обеспечение возможного восстановления зрения и предупреждение ухудшения его состояния у детей с амблиопией и косоглазием, со слабовидением;
- создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе воспитания и обучения с целью предупреждения появления вторичных отклонений при раннем выявлении глазной патологии, преодоление или устранение недостатков в познавательной, игровой, трудовой деятельности, физическом отклонении детей с нарушением зрения с учетом особенностей психофизического развития.
Основными принципами организации лечебно-восстановительного, коррекционно-педагогического и образовательного процессов являются:
- учёт общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;
- комплексный подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;
- дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира;
- система работы по социально-бытовой адаптации.
В ГБДОУ функционирует медико-педагогический консилиум, который проводит анализ развития каждого ребенка в каждой возрастной группе три раза в год.
В состав МПК входят:
- заведующая ГБДОУ,
- методист,
- врач-офтальмолог,
- тифлопедагог данной возрастной группы,
- логопед,
- воспитатель,
- сестра – ортоптистка,
- музыкальный руководитель,
- инструктор по физической культуре,
- медсестра.
Знакомство тифлопедагога с ребенком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами на Предварительной Медико - Педагогической Комиссии, направившей ребенка в данное учреждение, общей медицинской и офтальмологической карт). Из этих документов тифлопедагог получает сведения о психическом развитии ребенка, об имеющихся заболеваниях, о диагнозе и степени тяжести зрительной патологии. Это позволяет ему составить предварительное представление о ребенке, подготовиться к общению с ним и его родителями.
Готовность ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности, тифлопедагог определяет в процессе обследования. Большое значение имеет при этом выявление умений ребенка пользоваться своим нарушенным зрением и уровень развития сохранных анализаторов.
В начале учебного года тифлопедагог проводит развернутое обследование детей и по результатам обследования определяет наличный уровень каждого ребенка, планирует коррекционную работу в зависимости от уровня развития ребенка и диагноза, программных требований, прогноза об улучшении зрения и потенциальных возможностей развития каждого ребенка и всей группы.
На основании полученных о детях данных, тифлопедагог комплектует их в подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности.
С детьми, которые в силу ряда причин не могут участвовать в подгрупповых коррекционных занятиях, тифлопедагог проводит дополнительные индивидуальные коррекционные занятия по разработанным им индивидуальным программам обучения.
Кабинет тифлопедагога оснащен дидактическими играми, пособиями для развития зрительного восприятия, зрительных функций; слухового восприятия и слухового внимания; осязания и мелкой моторики; по ориентировке в большом и малом пространстве; по развитию мыслительной деятельности ребенка; по формированию представлений об окружающем мире.
Своеобразие подбора предметной атрибутики, игрушек, дидактических материалов, оборудования и технических средств коррекционно-развивающей среды кабинета дает возможность тифлопедагогу решать задачи коррекционно-компенсаторной работы с детьми с нарушением зрения с учетом зрительного диагноза, индивидуального развития каждого ребенка и личностно – ориентированного подхода.
Учитель – дефектолог работает в тесном контакте со всеми специалистами ГБДОУ. Коррекционная работа осуществляется в тесной связи с комплексным лечебно-восстановительным процессом на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование сюжета сказки в коррекционной работе учителя-дефектолога
Из опыта работы...
Коррекционная работа учителя-дефектолога в детском саду
В схеме показан объём коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми в группах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата...
Коррекционная работа учителя-дефектолога в детском саду в соответствии с ФГОС.
В статье освещаются изменения в соответствии с государственными стандартами в дошкольном образовании. Даются примеры создания условий и индивидуальных маршрутов для детей с ограниченными возможностями...
Коррекционная работа учителя – дефектолога. Консультация для родителей
В нашем дошкольном отделении ГБОУ СОШ № 1460 проходит комплексная работа по лечению зрения и подготовке детей к школе. Учителя-дефектологи совместно с врачом-офтальмологом и воспитателям...
Содержание коррекционной работы учителя-дефектолога в ДОУ
Чтобы создать специальные условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в обучении, учитель-дефектолог, опираясь на результаты входной диагностики, составляет карту трудностей, возникающих у реб...
Выступление на РМО старших воспитателей городского округа Клин на тему "Игры экологического содержания в работе учителя- дефектолога с детьми с особыми образовательными потребностями"
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают яркие цветы, бабочки животные, камни, снег, вода, песок - бесконечны...
Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с РАС (опыт работы)
В презентации говорится о сенсорной интерграции, о её основателе. Представлена система коррекционной работы направленная на развитие сенсорных систем ребёнка с РАС, имеющего нарушение обработки информ...