Моделирование сюжета сказки в коррекционной работе учителя-дефектолога
методическая разработка (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Моделирование
сюжета сказки в коррекционной
работе учителя-дефектолога
(из опыта работы)
Ведущая деятельность дошкольника - игровая. У моих детей с
сочетанной диагностикой в развитии она часто носит
процессуальный характер, игровые действия сопровождаются
примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски. Это
вызвано не только биологическими факторами, но и недостаточным
жизненным опытом, низкой познавательной активностью,
отсутствием творческого воображения, нарушениями речи и
эмоционально-волевой сферы.
При наблюдении за детьми в группе я увидела, что очень часто в
игре они отдают предпочтение бытовой тематике. Нередко их игры
носят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются. Замысел
игры оказывается нестойким, и она быстро распадается.
Возможности общения между собой в силу речевого дефекта
ограничены. Недоступными оказываются и творческие задания -
создать обстановку для игры, воспроизвести сюжет сказки или
события из личного опыта.
В нашем дошкольном образовательном учреждении в течение
года планируется два больших театрализованных представления-
спектакля по мотивам известных сказок. Постановку спектаклей
осуществляет руководитель театральной студии, а педагоги
специального учреждения проводят предварительную работу для
того, чтобы дети понимали смысловое содержание сказки,
научились творчески мыслить, и наконец осознанно подошли к
воплощению образа того или иного героя сказки. А самое главное -
могли в непосредственно организованной образовательной
деятельности «играть». Ведь это так естественно для детей
дошкольного возраста.
Поэтому передо мной встала задача - разработать
многофункциональные игры и пособия к сказкам с целью
предварительной работы к спектаклям таким образом, чтобы
заодно решать и свои коррекционные задачи.
Организация этой работы была определена в следующих направлениях:
1. Развитие воображения и обогащение эмоционально-волевой
сферы в сюжете знакомой сказки.
(дети создают воображаемую ситуацию с помощью реальных
предметов или их «заместителей»).
2. Использование специальных заданий, в процессе выполнения
которых решаются коррекционно-развивающие и
воспитательные задачи.
Предлагаю вашему вниманию одну из авторских разработок
многофункциональной игры « В гостях у Мухи-Цокотухи»
Перед началом игры дети с педагогом вспоминают сюжет
сказки. Последовательно и логично излагают содержание
сюжета, рассматривают иллюстрации разных художников,
характеризуют героев сказки, реализуют свои представления в
рисунках, лепке, аппликации. Затем предлагается придумать
игру «В гостях у Мухи-Цокотухи».
Варианты: «Как гости собирались на день рождение?»;
«Какие приготовили подарки?»; «Чем Муха угощала гостей?»;
«Как насекомые вернулись домой?» и т.д.
В данном случае дети совместно с педагогом могут
придумывать свой сюжет игры, и создавать воображаемую
ситуацию из предложенных материалов или их заменителей, т.е.
моделируют сюжеты сказки по-другому, по-новому.
Ребенку, отстающему в развитии трудно создавать и
воплощать в игре собственный замысел. Поэтому на начальном
этапе педагог должен стать активным участником игры и взяв на
себя главную роль, исподволь направлять активность детей.
Важна увлеченность взрослого игрой, искренность и
непосредственность.
Игра «В гости к Мухе-Цокотухе»
Программное содержание;
-развитие речевых навыков, формирование умения называть
предметы чайной посуды, уточнить назначение посуды,
обобщающее понятие «чайная посуда»
- развитие социальных навыков, закрепление навыков
сервировки стола; - развитие внимания, памяти, воображения;
- развитие координации зрительного, слухового и моторного
анализаторов; - развитие умения ориентироваться на плоскости;
- различать и называть цвета;
- активизация тактильного восприятия;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- закрепление навыков счета до 5;
- формирование представления о соответствии количества
предметов и числа; - формирование умения сравнивать количество предметов,
используя слова «больше», «меньше»; - развивать умения детей создавать изображения предметов
простой и сложной формы, пользуясь комбинированием
геометрических элементов из природного и бросового
материала (разноцветных крышек, камешек, ракушек, пуговиц,
бобов и т.д.)
Материал:
- Большой лист бумаги для вырезания силуэта дерева методом
оригами - Силуэты насекомых - героев сказки
- Цветные крышки
- Цифры до 5
- Образцы, чертежи для изготовления «подарков» для Мухи-
Цокотухи - Бросовый и природный материал (пуговицы, бобы, ракушки,
камешки и т.д.) - Кукольная чайная посуда, самовар.
- Мешочки с наполнителями, соответствующие наполнителям в
«листьях» на дереве
«Наряжаем гостей на праздник»
Педагог предлагает подумать: « Где можно увидеть насекомых в
природе?» (на земле, на дереве, в воздухе и т.д.) Предложить
изготовить «сказочное дерево» методом оригами. Дети
совместно с педагогом изготовляют дерево, украшают его
листьями с наполнителями, помещают на листья насекомых-
персонажей сказки (плоскостные силуэты можно раскрасить
самостоятельно).
Педагог уточняет , что у Мухи день рождения. Поэтому гости
должны прийти на праздник нарядными. Для этого предлагает
украсить костюмы у насекомых. Дети подбирают бусинки
(цветные крышки) по заданному цвету или выбирают по
желанию, рассказывают у кого какое украшение (у Мухи -
красные «бусинки»).
Затем предлагается сосчитать количество «цветных крышек»
у каждого; сравнить, у кого больше, а у кого меньше; подобрать
цифру к количеству «цветных крышек».
«Приготовим подарки для Мухи-Цокотухи»
Педагог напоминает, что на день рождение необходимо
приготовить подарки. Дети создают изображение подарков,
пользуясь комбинированием элементов из бросового и
природного материала (крышек, шишек, камней, ракушек,
мозаики, пуговиц и т.д.) по подражанию, по образцу, по
чертежу.
«Приглашение гостей к праздничному столу»
Педагог предлагает помочь Мухе накрыть стол к чаю и
вежливо пригласить гостей к праздничному столу. Остальным
героям сказки придумать поздравления и подарить подарки так,
чтобы Мухе было приятно их принимать.
Пока гости пьют чай, дети называют предметы посуды,
рассматривают самовар, уточняют назначение посуды и
закрепляют понятия «чайная посуда», «чайный сервиз».
«Каждому свой домик»
После дня рождения все возвращаются домой. Педагог
предлагает каждому насекомому найти его «домик».
Детям раздаются мешочки с разными наполнителями
соответствующие наполнителям «листьев» на дереве. На
мешочках - силуэт насекомого-героя сказки. Предлагается на
ощупь найти подходящий листик на дереве и посадить героя
сказки на свой «домик»
Таким образом, творческая деятельность воображения
находиться в прямой зависимости от богатства и разнообразия
прежнего опыта ребенка. Наши дети этот опыт приобретают в
творческих играх и театрализованных представлениях.
Результаты совместной практической коррекционно-
развивающей работы показывают, что в процессе предварительной
работы к спектаклю, в процессе его постановки и показа можно
наблюдать существенное продвижение детей в развитии
познавательной деятельности, всех психических процессов и
развитии личности в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа учителя-дефектолога в детском саду
В схеме показан объём коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми в группах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата...
Коррекционная работа учителя-дефектолога в детском саду в соответствии с ФГОС.
В статье освещаются изменения в соответствии с государственными стандартами в дошкольном образовании. Даются примеры создания условий и индивидуальных маршрутов для детей с ограниченными возможностями...
Коррекционная работа учителя – дефектолога. Консультация для родителей
В нашем дошкольном отделении ГБОУ СОШ № 1460 проходит комплексная работа по лечению зрения и подготовке детей к школе. Учителя-дефектологи совместно с врачом-офтальмологом и воспитателям...
Содержание коррекционной работы учителя-дефектолога в ДОУ
Чтобы создать специальные условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в обучении, учитель-дефектолог, опираясь на результаты входной диагностики, составляет карту трудностей, возникающих у реб...
Использование проектного метода в коррекционной работе учителя-дефектолога
Мультимедийная презентация...
Пример подробного планирования коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми с интеллектуальной недостаточностью в средней группе на ноябрь
Пример подробного планирования коррекционной работы на месяц. Включает в себя разделы ФЭМП, развитие речи, конструирование, сенсорное развитие, окружающий мир, сказка. Темы занятий расписаны на ...
Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с РАС (опыт работы)
В презентации говорится о сенсорной интерграции, о её основателе. Представлена система коррекционной работы направленная на развитие сенсорных систем ребёнка с РАС, имеющего нарушение обработки информ...