Брошюра для родителей по успешной адаптации детей раннего возраста к условиям пребывания в детском саду
консультация (младшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56
Брошюра для родителей
по успешной адаптации детей раннего возраста
к условиям пребывания в детском саду
На пороге детского сада
Здравствуйте, уважаемые мамы и папы будущих дошколят! Позвольте Вас поздравить, ведь в июне Ваши малыши пойдут в детский сад.
Несмотря на то, что миллионы родителей прошли через адаптацию ребёнка к дошкольному учреждению, вы наверняка мучаетесь следующими вопросами:
Стоит ли оставлять малыша на весь день в первые недели посещения садика?
Как кроха переживёт расставание с мамочкой?
Как он станет просыпаться в детский сад по утрам?
Сможет ли он самостоятельно сходить на горшок, заснуть в тихий час, одеваться и раздеваться?
Можно ли оставить ребёнка тайком и уйти, не попрощавшись?
Как поступить, если малыш вцепится в меня и не захочет оставаться в группе?
Мой опыт работы психологом в детском саду показывает, что подобные опасения не напрасны. Маленький человечек может совершенно не влиться в дошкольный коллектив, если родители заранее не подготовят его к детскому садику или начнут неправильно водить его в дошкольное учреждение.
К чему может привести посещение садика неподготовленным ребёнком?
Могут появиться трудности с засыпанием и частые кошмары.
Возможно появление страхов – боязни незнакомого места и чужого человека.
Может нарушиться аппетит.
Есть риск появления поведенческих нарушений – замкнутости или, напротив, расторможенности.
Из-за нервного перенапряжения возможно появления тиков, ночного недержания мочи.
В особо тяжёлом случае может сформироваться базовое недоверие к людям и окружающему миру.
Чем это грозит непосредственно Вам, как родителям (особенно мамам)?
Ребёнок перестанет отпускать вас от себя, даже если вам придётся просто выйти на минуточку по делам.
Пробуждение теперь не будет радовать вас, поскольку малыш станет просыпаться с истериками, слезами и криком.
Вместо нормальной работы придётся брать отгулы или постоянно сидеть на больничных.
Очень сложно договориться с упрямым и капризным ребёнком, который просто не хочет идти на контакт.
Именно об этом и заявляют родители, обращаясь ко мне за консультацией. И в большинстве случаев мамы заявляют о том, что по каким-либо причинам они не смогли или не успели подготовить ребёнка к детскому садику.
Что же делать?
Тем родителям, которые беспокоятся о том, как пройдёт адаптация их детей к условиям дошкольного учреждения, предлагаю заранее подготовить ребенка к детскому саду.
Если вы за 1-2 месяца до садика займетесь психологической подготовкой малыша, то многих проблем можно будет избежать.
Зная следующие моменты, вы поможете малышу пройти адаптацию к детскому саду без проблем:
Что рассказать малышу, чтобы он не боялся идти в детский сад;
Что почитать или посмотреть ребенку о детском саде;
Как показать будущий детский сад малышу изнутри, познакомиться с воспитателем и группой;
Стоит ли переводить ребенка на детсадовский режим и как это сделать?
Каким должен быть первый день в саду;
Когда приводить и забирать кроху в период адаптации;
Оставаться или нет с ребенком в группе в первые дни;
Что делать, если ребенок отказывается ходить в детский сад;
Как реагировать на изменившееся поведение крохи дома.
Зная ответы на эти вопросы, вы сможете избежать проблем с адаптацией Вашего малыша к детскому саду. Ребенок будет ходить в садик с интересом, а главное с желанием! Ребенок будет знать, что его ждет в детском саду, как реагировать и поступать в той или иной ситуации.
Вам надо приложить совсем немного усилий,
чтобы получить отличный результат!
А мы Вам в этом поможем!
Как понять, готов ли Ваш ребенок к детскому саду?
Проверьте, готов ли Ваш малыш к посещению дошкольного учреждения. Ответьте на все вопросы и подсчитайте баллы.
1. Каковы взаимоотношения вашего ребенка с другими детьми?
Легко идет на контакт – 3 балла;
Избирательно – 2 балла;
Трудно – 1 балл.
2. Как ребенок относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
Да – 3 балла;
Не всегда – 2 балла;
Нет – 1 балл.
3. Уверен ли ребенок в себе?
Да – 3 балла;
Не всегда – 2 балла;
Нет – 1 балл.
4. Как ребенок переносит разлуку с мамой (или другим человеком, который осуществляет за ним уход)?
Легко – 3 балла;
Тяжело – 1 балл.
5. Есть ли у ребенка аффективная (эмоционально окрашенная) привязанность к кому-либо из взрослых?
Нет – 3 балла;
Есть – 1 балл.
6. Как относится ребенок к высаживанию на горшок?
Положительно – 3 балла;
Отрицательно – 1 балл.
7. Просится ли ребенок на горшок?
Да – 3 балла;
Нет, но бывает сухой – 2 балла;
Нет, и ходит мокрый – 1 балл.
8. Есть ли у ребенка отрицательные привычки?
Нет – 3 балла;
Да (сосет пустышку или палец, раскачивается, др.) – 1 балл.
9. Интересуется ли ребенок игрушками и разными предметами дома и в новой обстановке?
Да – 3 балла;
Иногда – 2 балла;
Нет – 1 балл.
10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
Да – 3 балла;
Иногда – 2 балла;
Нет – 1.
11. Умеет ли ребенок играть самостоятельно?
Умеет – 3 балла;
Не всегда – 2 балла;
Никогда не играет сам – 1 балл.
12. Как ребенок общается с взрослыми?
Легко идет на контакт со всеми – 3 балла;
Избирательно – 2 балла;
Трудно – 1 балл.
13. Какова продолжительность дневного сна ребенка?
Два часа и больше – 3 балла;
Меньше 2-х часов – 1 балл.
14. Какой аппетит у ребенка?
Хороший – 4 балла;
Избирательный – 3 балла;
Неустойчивый – 2 балла;
Плохой – 1 балл.
15. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?
Бодрое, уравновешенное – 3 балла;
Неустойчивое – 2 балла;
Подавленное – 1 балл.
16. Как ребенок засыпает?
Быстро, спокойно (до 10 мин.) – 3 балла;
Лежит спокойно, но долго не засыпает – 2 балла;
Неспокойно – 1 балл.
17. Используются ли дополнительные воздействия при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?
Нет – 3 балла;
Да – 1 балл.
Прогноз адаптации:
Ребенок готов к поступлению в ДОУ – 55-40 баллов;
Ребенок условно готов к поступлению в ДОУ – 39-24 балла;
Ребенок не готов к поступлению в ДОУ – 23-16 баллов.
Адаптация ребенка к садику: в вопросах и ответах
Совсем скоро Ваш ребёнок станет дошкольником. Это почётное звание не всем детям даётся легко. Конечно, случается и так, что некоторые малыши быстро и без особых проблем проходят процесс адаптации к детскому саду. Но таких ребят, к сожалению, не очень много. У большинства детей привыкание к изменившейся обстановке протекает в той или иной степени болезненно, поэтому для облегчения адаптационного периода я рекомендую готовиться заранее. Давайте вместе постараемся ответить на самые распространённые вопросы, которые часто задают взволнованные родители.
Зачем вообще нужен этот детский сад?
Да, не удивляйтесь, некоторые мамочки считают воспитателей в садике просто очередной палочкой-выручалочкой. Мол, пусть ребёнок посидит в группе, пока я на работу схожу или по делам отлучусь. Часто мне приходилось слышать такую фразу: «За что только воспитательницам деньги платят? Они лишь сидят и семечки лузгают».
На самом деле есть и такие несознательные и непрофессиональные педагоги, но их, к счастью, подавляющее меньшинство. А вот в посещении садика, общении с воспитателями и детьми я вижу много плюсов для малыша:
- ему в детском сообществе намного проще тренировать навыки самообслуживания - убирать за собой игрушки и вещи, самому одеваться, соблюдать правила личной гигиены;
- у дошкольника появляется новый круг знакомых, вследствие чего активнее формируются навыки общения, он учится взаимодействовать с другими детьми. Это особенно важно для малышей, у которых по разным причинам ограничены социальные контакты;
- ребёнок получает новый опыт и самую разную информацию, которая помогает развивать речь, логическое мышление, художественные и музыкальные способности.
Любопытно наблюдать за детьми, которые пришли в садик едва «говорящими», а уже через несколько месяцев начинают рассказывать стихотворения на первых новогодних утренниках. Конечно, в посещении ДОУ есть и минусы. Один из них – постоянные заболевания.
Что делать, если ребёнок будет часто болеть в садике?
Частые простуды – это практически неизбежное зло при адаптации малыша к дошкольному учреждению. Ребёнок попадает в новый коллектив, где циркулирует множество вирусов и бактерий, с которыми его организм ещё не знаком. А знакомится он в виде острого респираторного заболевания.
Не всегда частые простуды свидетельствуют о низком иммунитете у детей. Однако есть определённая закономерность. Чем активнее родители и ребёнок, чем чаще они контактируют с другими людьми, тем реже кроха более в садике.
Стоит ли пичкать малыша витаминами и антибактериальными препаратами? Однозначно – нет. Если ребёнок питается правильно, то в его организм попадает достаточное количество полезных веществ. А вот к медикаментам вообще нужно подходить крайне осторожно, чтобы не навредить своему чаду. Лучший выход – разумное закаливание до начала посещения садика и активная физическая подготовка. Пусть малыш прыгает по траве, скачет по лужам, катается с горки.
Сколько продлится привыкание ребёнка к садику?
Этот вопрос волнует абсолютно всех мам и пап. Но однозначно ответить на него я не могу. Ведь «скорость» адаптации зависит от многих факторов и причин, среди которых можно выделить следующие:
- отношение и настрой самих родителей;
- возраст, характер и темперамент будущего дошкольника;
- особенности образовательного учреждения и его сотрудников;
- уровень развития малыша.
Ещё один краеугольный камень, на котором, по сути, и держится успешная адаптация – подготовка ребёнка к посещению детского сада. Не стоит отмахиваться от этой проблемы, приводя в пример собственное детство. Малыши сейчас несколько другие. Количество деток с гиперактивностью или, напротив, излишней заторможенностью только увеличивается.
Поэтому готовить своё чадо к детскому саду нужно. Как? Обратить внимание на развитие навыков самообслуживания, к примеру. Или постараться максимально сблизить распорядок дня малыша и дошкольного учреждения. Вариантов много, нужно только не отпускать всё на самотёк, а подходить к этой проблеме вдумчиво и ответственно.
Чем я, мама, могу конкретно помочь
своему ребёнку?
Как говорится, всё в ваших руках. Самое главное – внутренне решить, что вы и малыш готовы к посещению садика и избавиться от ненужных волнений. Да, адаптация не всегда проходит просто и безболезненно, но в ваших силах помочь ребёнку справиться со многими трудностями.
1. В присутствии крохи отмечайте все плюсы от скорого посещения детского сада. Конечно, излишне приукрашивать тоже не следует. Ваша задача – внушить малышу мысль о том, что скорые изменения в жизни пойдут ему на пользу: он познакомится с новыми детками, узнает много интересного, быстрее вырастет и т.д.
2. Постарайтесь приучить ребёнка к детсадовскому меню и распорядку дня. Для этого необходимо познакомиться с режимными моментами в том садике, в который вы скоро пойдёте. На изменение детских (и ваших) привычек уйдёт не так уж мало времени, поэтому побеспокойтесь об этом заранее.
3. Чаще играйте с малышом в «Садик» или рассказывайте ему сказки и истории о том, как медвежонок (или другой любимый детский персонаж) пошёл в детсад. Вначале ему там было немножечко страшно, но совсем скоро он подружился с тётей-воспитательницей и ребятишками.
Безусловно, это не все полезные советы, которые помогут подготовить ребёнка к походу в детский садик. Самое главное – быть последовательной в своих действиях и ориентироваться на индивидуальные особенности собственного малыша.
Адаптация к детскому саду. Советы психолога
Адаптация в детском саду для каждого конкретного ребенка будет протекать по-разному и зависит от многих факторов. Трудно определить, как долго она продлится, и насколько успешно будет проходить – это зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Для некоторых детей привыкание займет неделю, другим для полной адаптации в детском саду потребуется месяц или около полугода. Вот несколько психологических советов, которые можно учитывать для более успешного привыкания ребенка к детскому саду.
Трудности адаптационного периода
Ребенок, который начал ходить в дошкольное учреждение, сталкивается с массой трудностей. Адаптация является для него настоящим вызовом, однако при помощи и участии родителей есть большой шанс пройти этот период мягко и успешно. Сотрудничество между мамой и педагогами группы, их решимость и уверенность очень важны. Также необходимо вызвать у ребенка чувство собственной безопасности и пробудить любознательность и открытость новому опыту.
Страх разлуки появляется у детей примерно в 7-месячном возрасте и длится до поступления в школу. Это совершенно естественно и встречается у каждого ребенка. Начало посещения детского сада он иногда ассоциирует с первым расставанием с любимой мамой. Некоторые дети уже переживали опыт разлуки, когда их оставляли с бабушкой или няней. Такие дети, гораздо реже имеют проблемы с привыканием. Трудности могут возникнуть у «домашнего» ребенка, который постоянно общается только с мамой и папой.
Как облегчить адаптацию в детском саду
Самый первый день в детском саду не является показательным. Ребенок еще не понимает, куда он пришел, почему вы оставляете его здесь. И самое главное – малыш не понимает, что должен провести несколько часов без Вас, даже если вы говорили об этом тысячу раз. Плач и отказ идти в группу появятся в следующие дни. Что делать родителям?
Теоретическая подготовка
1. Узнайте о режиме в предполагаемой группе детского сада за пару месяцев до поступления. Это поможет вам добиться максимального совпадения с домашним распорядком. Также научите малыша навыкам самообслуживания, так он не только быстрее привыкнет, но и будет чувствовать себя почти взрослым. Необходимый минимум для ребенка: есть самостоятельно, уметь попросить воспитателя о чем-либо, проситься на горшок.
2. Сформируйте у ребенка положительное отношение к детскому саду. Расскажите, что там играют, гуляют, кушают, а также танцуют, читают сказки и поют песни. В общем, делают то же самое, что и дома, но только все вместе. Однако не перегружайте его лишней информацией и не обещайте слишком многого.
Практические шаги
1. Не выражайте свою обеспокоенность в присутствии малыша. Ребенок заражается родительскими эмоциями, поэтому и вашу тревогу он обязательно почувствует. Теплый поцелуй от мамы гораздо приятнее, чем ее слезы.
2. Не переживайте, если ваш малыш поначалу будет отказывать от еды и совместных игр. Постепенно он привыкнет к новой обстановке и начнет принимать пищу и взаимодействовать с другими детьми. Возможно, именно в младшей группе садика он найдет друга на всю жизнь.
3. Знакомая вещь поможет малышу легче пережить разлуку с любимой мамой. После того, как вы одели ребенка, выберите игрушку, которую следует взять в детский сад и познакомить с ней других ребят. Эта небольшая уловка отвлечет его внимание и облегчит расставание.
4. Во время адаптационного периода ограничьте посещение парков, детских площадок и других массовых мероприятий. Из-за большого скопления людей ребенок устанет, почувствует себя разбитым. Что может привести к отказу от взаимодействия с новыми людьми.
5. Увеличивайте время нахождения ребенка в детском саду постепенно. Сначала говорите, что заберете его после обеда. Затем объясните, что придете за ним после того, как он поспит и немного поиграет.
6. Если малыш отказывается рассказывать, что делал в садике, обратите внимание на домашнюю возню с любимыми игрушками. В его речи и поведении можно увидеть жесты воспитателя, ситуации, которые ему понравились или, наоборот, разочаровали.
7. В период адаптации недостатки в поведении ребенка могут усилиться. Дома малыш может быть перевозбужденным, упрямым, агрессивным и требовать повышенного внимания. Это нормальный способ снять напряжение, вызванное изменениями в его жизни. Будьте терпеливы.
8. В первые дни Вашему малышу будет не хватать материнской любви и ласки. Забирая его из детского сада, обязательно скажите: «Мне тебя очень не хватало» или «Я тебя очень люблю. И пришла с работы как можно скорее, чтобы увидеть тебя и узнать, чему ты сегодня научился». Эти слова помогут избавить ребенка от страха, что мама и папа его больше не любят.
Упрощаем адаптацию ребенка к детскому саду
Поступление в детский сад – это всегда стресс для ребенка.
Даже, если ему хочется туда ходить, это очень волнительное мероприятие, и ребёнок переживает. А значит, в этот момент есть определенная фрустрация потребности ребенка в безопасности, т.к. он не знает точно, что его ожидает.
Подготовка к детскому садику должна быть комплексной!
Мы знаем, что фрустрация потребности в безопасности несёт за собой и неудовлетворенность других потребностей, самостоятельности в первую очередь, что совсем негативно сказывается на адаптации в саду.
А так же потребность в безопасности сама тесно взаимосвязана с потребностью в физиологическом комфорте.
НЕТ КОМФОРТА – НЕТ И СПОКОЙСТВИЯ!
Но почему-то об этом родители часто забывают?
Физиологические потребности – это еда, сон, здоровье.
ЗНАЧИТ, РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ИДТИ В САД
СЫТЫМ, ВЫСПАВШИМСЯ И ЗДОРОВЫМ.
Со здоровьем, я думаю, адекватным родителям понятно, что болеющего малыша в сад вести не надо. Что же дальше?
УТРЕННЕЕ ПРОБУЖДЕНИЕ.
Как часто в своей работе психологом в саду я видела деток, которых подняли в 7 утра вместо привычных 9-10 часов и привели в сад… и еще хотят, чтобы они радостно отпустили маму. Мечтать не вредно, как говорится.
Такие дети грустные, капризные, у них глаза на мокром месте.
Здесь есть два варианта решения проблемы:
1) Постепенно подстраиваться под режим детского сада.
Каждые 3-4 дня будите ребенка раньше на 20-30 минут, пока не перестроитесь на нужный режим.
Пример: Ребенок вставал в 9 утра. Дни №1-3 вы его будите в 8:40, дни №4-6 в 8:20, дни № 7-10 в 8:00 и т.п.
Получается, вам нужно в среднем 10 дней, чтобы сместить время пробуждения ребенка на 1 час раньше.
Вот и считайте, за какой срок вам нужно начинать готовиться к детскому саду, исходя из вашего нынешнего режима.
Так же не забываете перестраивать и дневной сон. В саду дети младших групп обедают в начале первого и ложатся спать до 15 часов.
2) Совмещаем перестройку режима и детский сад.
Можно договориться с воспитателями, что вы будете сначала приводить ребенка к часам 10-11 (на прогулку). И просто в первые две недели вы будете будить ребенка все раньше и раньше.
ДНЕВНОЙ СОН
Часто в каждой семье есть какой-то ритуал укладывания не только на ночь, но и на дневной сон.
Если ребенок спит с какой-то игрушкой, то можно принести ее на первое время в садик, чтобы ребенок чувствовал себя комфортнее.
Перед садом постарайтесь минимизировать ваш ритуал перед дневным сном.
Ведь воспитатели не могут разорваться, чтобы гладить всем спинки, лежать рядышком и прочее.
Например, я всегда читаю сыну книжку перед сном, а потом включаю музыку или пою колыбельные сама. Если я решу отдать сына в детский сад, то я в первую очередь уберу чтение перед сном. Затем спрошу у воспитателей, как они укладывают детей спать.
Во многих группах воспитатели ставят детям, особенно младших групп, спокойную музыку или аудио-сказки. Соответственно, я перестрою наш ритуал под детсадовский.
ЕДА
В первые дни посещения детского сада я рекомендую кормить ребёнка завтраком дома!
Помните, что физиологический дискомфорт повышает уровень тревожности ребёнка.
Потом вы можете уменьшать порции завтрака дома, чтобы малыш еще кушал и в саду.
Вот такие простые шаги, которые помогут вашему ребенку чувствовать себя гораздо комфортнее в первые дни в детском саду!
Итак, привыкание к дошкольному учреждению – это первый проблемный этап в детском возрасте. Вы можете помочь ребёнку подготовиться, а, значит, и скорее и безболезненнее пройти это время. Немного терпения, внимания, усилий с вашей стороны, и малыш сам будет бежать в садик, а Вам придётся дожидаться у порога в группе, пока он не наиграется с одногруппниками.
Некоторые дети привыкают к условиям детского сада легко и быстро – за 10-15 дней. У других адаптация в детском саду может занять месяц или два. Если Ваш малыш очень сложно вливается в детский коллектив (часто болеет, теряет ранее полученные навыки, испытывает стресс), проконсультируйтесь с психологом или педиатром. |
Подумайте, а какие шаги
по подготовке к садику
Вы уже предпринимаете
или планируете?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Задача: создание необходимых условий для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...
Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...
Преемственность и успешная адаптация детей с ОВЗ при переходе из детского сада в школу
В презентации раскрывается опыт работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, представлены актуальные целевые ориетиры для данной категории детей при переходе из детского сада в школу....
Консультация для родителей на тему "Особенности адаптации детей раннего возраста к ясельной группе детского сада"
Процесс адаптации в раннем возрасте всегда проходит болезненно как для детей, так и родителей. Взрослые в силах облегчить привыкание, ускорить период приспособления к новым условиям, предупредить разв...
Особенности адаптации детей раннего возраста в ясельной группе детского сада
Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адапта...
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА...