Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного восприятия
статья (старшая группа)

Овчинникова Нина Мерабовна

Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного восприятия.
  Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития. Выдающиеся  зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли),  а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие,  направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Наблюдая за детьми в группе, я поняла, что не все дети в силу своего возраста не овладевают выбором по форме (при усвоении простых форм), с большим трудом - по величине. Для многих большую трудность представляет  выбор по цвету. Убедившись в значимости сенсорного воспитания, я большее внимание стала уделять этому вопросу в своей работе. В начале года, когда прошла адаптация, были проверены сенсорные способности детей т.е. определила уровень подготовленности к обучению. Задания детям давались в игровой форме. Исходя из актуальности проблемы, я поставила перед собой цель.

Цель: сенсомоторный  межпредметный детский педагогический

Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного восприятия.

Для реализации этой цели определила следующие задачи:

Задачи:

  • 1. Обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности.
  • 2. Учить обследовать предмет, выделяя форму, цвет, величину, устанавливать сходство и различие.
  • 3. Формировать умение называть свойства предметов.
  • 4. Дополнить предметно-развивающую среду.

Одной из форм сенсорного воспитания и обучения являются непосредственно образовательная деятельность, которая проводятся небольшими подгруппами по 4-5 человек и конечно в игровой форме. Содержание знаний, полученных детьми на занятиях, определяется программой «Детство», принятой в нашем детском саду. На занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь, на этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности. Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы.

В процессе развития сенсорных способностей решается задача развития начальных форм сотрудничества детей друг с другом - «Социализация».

Дети озвучивают свои действия, расширяется словарный запас - «Коммуникация».

На каждом занятии используется художественное слово - «Художественная литература».

Использую разные виды гимнастик - «Здоровье».

Физкультминутки - «Физическая культура».

Использование знаний о цвете и форме в продуктивных видах деятельности - «Художественное творчество».

Интеграция -- важнейшая часть системы межпредметных связей. Материал такой деятельности показывает единство процессов, происходящих в окружающем мире, позволяет воспитанникам видеть взаимозависимость различных наук. Объединяя в нужной пропорции элементы коммуникации, изодеятельности, физического развития, познания, музыкальной деятельности одной темой можно удержать внимание детей на максимуме довольно долго, причем детей разного темперамента и способностей, поскольку почти любой ребенок найдет близкие для себя темы.

Поэтому любой вид НОД детей целесообразно подкреплять и дополнять другими видами деятельности (словом, жестом, песней, игровой ситуацией, игрой-драматизацией). Сейчас я на одном из примеров хочу рассказать, как можно проследить процесс интеграции. «Познание» и другие образовательные области - тема «Насекомые».

Первым этапом стала непосредственная образовательная деятельность Познание (Формирование целостной картины мира). Предлагаю детям угадать загадку, рассмотреть картинки с насекомым. Второй этап - это опять же непосредственная образовательная деятельность, дети подвигались и сделали динамическую паузу. Дальше мы закрепили имеющиеся знания о насекомых, выяснили, какое значение они имеет в жизни людей, но особое внимание уделили пальчикам и сделали пальчиковую гимнастику. Третьим этапом стала непосредственная образовательная деятельность - рисование. На готовых шаблонах «Божьих коровках» ставим точки, показала приём рисования пальчиком.

Содержание образовательной области «Познание» интегрируется с содержанием таких образовательных областей как:

  • 1. «Коммуникация». Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.
  • 2. «Безопасность». Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.
  • 3. «Чтение художественной литературы». Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.
  • 4. «Труд». Формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности.
  • 5. «Физическая культура». Развитие детского творчества.
  • 6. «Музыка». Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.

В группе широко представлена сенсорно развивающая среда, процесс обучения становится более доступным и увлекательным. В ней собраны пособия, игры, книги, материалы, позволяющие развивать представления детей о различных цветах и оттенках, формах, величинах предметов, шершавости - гладкости их поверхности, о звуках. Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов я использую следующие нетрадиционные дидактические игры и пособия. Многие пособия были сделаны по методике М. Монтессори, своими руками: «Бусы для мамы»; «Иголки для ёжика из прищепок»; «Сложи картинку»; «Волшебные палочки»; «Волшебный сундучок»; «Забавные шнуровки»; «Напольная сенсорная дорожка».

При выборе месторасположения сенсомоторной зоны в группе, я учитывала дидактические принципы удобства расположения и доступности его для детей. Особое внимание уделила подбору в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.

Сенсомоторная зона используется в педагогическом процессе, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей. На данном этапе уже можно подвести промежуточные итоги:

  • - повысилась любознательность, пытливость;
  • - сформировались знания об определенных сенсорных эталонах;
  • - дети овладевают рациональными приемами обследования;
  • - дети активны при взаимодействии со взрослым;
  • - проявляется желание творить;
  • - повысился интерес к опытно - экспериментальной деятельности.

К работе по воспитанию сенсорной культуры ребенка я подключила и родителей. Провела для них консультацию с использованием мультимедийной установки по теме: «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук», где родители ознакомились с особенностями сенсорного развития детей 3-4 лет, смогли сами поиграть в дидактические игры направленные на развитие мелкой моторики рук. Так же была подготовлена выставка дидактических игр, способствующая сенсорному развитию детей. Для каждой семьи розданы памятки, с кратким содержанием лекции по теме: «Сенсорное воспитание - фундамент умственного развития».

В результате кропотливой работы, мои дети легко справляются с предложенными мною заданиями, что облегчает мою работу и в непосредственной образовательной деятельности. И, исходя из результатов диагностики, результаты есть, а значит, стимул для работы будет всегда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11111.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного восприятия
  Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития. Выдающиеся  зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли),  а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие,  направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Наблюдая за детьми в группе, я поняла, что не все дети в силу своего возраста не овладевают выбором по форме (при усвоении простых форм), с большим трудом - по величине. Для многих большую трудность представляет  выбор по цвету. Убедившись в значимости сенсорного воспитания, я большее внимание стала уделять этому вопросу в своей работе. В начале года, когда прошла адаптация, были проверены сенсорные способности детей т.е. определила уровень подготовленности к обучению. Задания детям давались в игровой форме. Исходя из актуальности проблемы, я поставила перед собой цель.

Цель: сенсомоторный  межпредметный детский педагогический

Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного восприятия.

Для реализации этой цели определила следующие задачи:

Задачи:

  • 1. Обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности.
  • 2. Учить обследовать предмет, выделяя форму, цвет, величину, устанавливать сходство и различие.
  • 3. Формировать умение называть свойства предметов.
  • 4. Дополнить предметно-развивающую среду.

Одной из форм сенсорного воспитания и обучения являются непосредственно образовательная деятельность, которая проводятся небольшими подгруппами по 4-5 человек и конечно в игровой форме. Содержание знаний, полученных детьми на занятиях, определяется программой «Детство», принятой в нашем детском саду. На занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь, на этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности. Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы.

В процессе развития сенсорных способностей решается задача развития начальных форм сотрудничества детей друг с другом - «Социализация».

Дети озвучивают свои действия, расширяется словарный запас - «Коммуникация».

На каждом занятии используется художественное слово - «Художественная литература».

Использую разные виды гимнастик - «Здоровье».

Физкультминутки - «Физическая культура».

Использование знаний о цвете и форме в продуктивных видах деятельности - «Художественное творчество».

Интеграция -- важнейшая часть системы межпредметных связей. Материал такой деятельности показывает единство процессов, происходящих в окружающем мире, позволяет воспитанникам видеть взаимозависимость различных наук. Объединяя в нужной пропорции элементы коммуникации, изодеятельности, физического развития, познания, музыкальной деятельности одной темой можно удержать внимание детей на максимуме довольно долго, причем детей разного темперамента и способностей, поскольку почти любой ребенок найдет близкие для себя темы.

Поэтому любой вид НОД детей целесообразно подкреплять и дополнять другими видами деятельности (словом, жестом, песней, игровой ситуацией, игрой-драматизацией). Сейчас я на одном из примеров хочу рассказать, как можно проследить процесс интеграции. «Познание» и другие образовательные области - тема «Насекомые».

Первым этапом стала непосредственная образовательная деятельность Познание (Формирование целостной картины мира). Предлагаю детям угадать загадку, рассмотреть картинки с насекомым. Второй этап - это опять же непосредственная образовательная деятельность, дети подвигались и сделали динамическую паузу. Дальше мы закрепили имеющиеся знания о насекомых, выяснили, какое значение они имеет в жизни людей, но особое внимание уделили пальчикам и сделали пальчиковую гимнастику. Третьим этапом стала непосредственная образовательная деятельность - рисование. На готовых шаблонах «Божьих коровках» ставим точки, показала приём рисования пальчиком.

Содержание образовательной области «Познание» интегрируется с содержанием таких образовательных областей как:

  • 1. «Коммуникация». Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.
  • 2. «Безопасность». Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.
  • 3. «Чтение художественной литературы». Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.
  • 4. «Труд». Формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности.
  • 5. «Физическая культура». Развитие детского творчества.
  • 6. «Музыка». Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.

В группе широко представлена сенсорно развивающая среда, процесс обучения становится более доступным и увлекательным. В ней собраны пособия, игры, книги, материалы, позволяющие развивать представления детей о различных цветах и оттенках, формах, величинах предметов, шершавости - гладкости их поверхности, о звуках. Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов я использую следующие нетрадиционные дидактические игры и пособия. Многие пособия были сделаны по методике М. Монтессори, своими руками: «Бусы для мамы»; «Иголки для ёжика из прищепок»; «Сложи картинку»; «Волшебные палочки»; «Волшебный сундучок»; «Забавные шнуровки»; «Напольная сенсорная дорожка».

При выборе месторасположения сенсомоторной зоны в группе, я учитывала дидактические принципы удобства расположения и доступности его для детей. Особое внимание уделила подбору в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.

Сенсомоторная зона используется в педагогическом процессе, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей. На данном этапе уже можно подвести промежуточные итоги:

  • - повысилась любознательность, пытливость;
  • - сформировались знания об определенных сенсорных эталонах;
  • - дети овладевают рациональными приемами обследования;
  • - дети активны при взаимодействии со взрослым;
  • - проявляется желание творить;
  • - повысился интерес к опытно - экспериментальной деятельности.

К работе по воспитанию сенсорной культуры ребенка я подключила и родителей. Провела для них консультацию с использованием мультимедийной установки по теме: «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук», где родители ознакомились с особенностями сенсорного развития детей 3-4 лет, смогли сами поиграть в дидактические игры направленные на развитие мелкой моторики рук. Так же была подготовлена выставка дидактических игр, способствующая сенсорному развитию детей. Для каждой семьи розданы памятки, с кратким содержанием лекции по теме: «Сенсорное воспитание - фундамент умственного развития».

В результате кропотливой работы, мои дети легко справляются с предложенными мною заданиями, что облегчает мою работу и в непосредственной образовательной деятельности. И, исходя из результатов диагностики, результаты есть, а значит, стимул для работы будет всегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области Познание. Природное окружение. Тема "Как звери к зиме готовятся". 2 младшая группа.

Занятие для детей 2 младшей группы.Задачи:- формировать умение детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы ...

Конспект НОД в старшей группе образовательная деятельность познание (природное окружение и экологическое воспитание) «В гостях у Лесовичка»

Программное содержание.Уточнить и расширить представление детей о деревьях.Уточнить представления детей о видах леса: хвойный, лиственный;Закрепить знания о видах деревьев;Закрепить нормы и правила по...

Новый подходы к формированию представлений о природном окружении детей с нарушением зрения в зимний период

Способы чувственного познания, умение выделять те или иные свойства и качества природных материалов развиваются в процессе содержательной деятельности...

Формирование процесса познания природного окружения дошкольниками посредством сенсорного восприятия

Сенсорное развитие — это источник познания среды, начальная стадия накапливания чувственного опыта. Своевременное сенсорное развитие — обуславливающее фактор адекватной и быстрой ориентиро...

Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного восприятия.

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важней...

Перспективный план воспитателя по самообразованию на тему: «Формирование процесса познания окружающего мира посредством сенсорного восприятия через ознакомление детей раннего возраста с домашними животными»

Развивать элементарные представления о домашних животных (живут рядом с человеком, люди заботятся о животных, животные приносят пользу людям.). Формировать заинтересованность, бережное отношение к дом...

Конспект занятия в младшей группе ДС. Образовательная область "Познание" -природное окружение: "Карельская береза".

Цельзанятия: воспитание патриотических чувств: любовь к Родине и родному краю.В ходе занятия формируем элементарные представления о дереве - береза, как символе Росии. Воспитываем эмоционально ц...