"Формирование процесса познания природного окружения дошкольниками посредством сенсорного восприятия"
статья по аппликации, лепке (младшая группа)

Герасимова Инна Владимировна

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка складывается из тактильно - двигательного восприятия, т.к. именно оно лежит в основе чувственного познания. Ребенок трогает предметы, рука познает, мозг фиксирует ощущения и воспринимает, соединяя их со зритныельными, слуховыми и обанятельными в сложные интегрированные образы и представлавления, позволяет анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения. Чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование процесса познания природного окружения дошкольниками  посредством сенсорного восприятия»

Актуальность.                                                                                                                    Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка складывается из тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Если ребенок трогает предмет, то кожа и мышцы рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать и запоминать. Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и воспринимает, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления, позволяет анализировать, сравнивать, делать выводы, умозаключения. Поэтому рука учит мозг. Чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление.

Проблема.                                                                                                                              

Наблюдая за детьми 2-3 лет в начале года (по завершении адаптации, были проверены сенсорные способности детей, задания детям давались в игровой форме), обратила внимание на то, что большинство детей не владеют умением  выделять предметы по цвету, величине, форме. Ребята не умели собирать правильно пирамидки, находить такой же предмет по цвету величине, не могли определить большой или маленький. Убедившись в значимости сенсорного воспитания, стала большее внимание уделять работе в данном направлении.

Исходя из актуальности проблемы, я поставила перед собой цель: обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного формирования процесса познания природного окружения дошкольниками.

Для реализации цели определила следующие задачи:

  • Обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности.
  • Развивать умение  обследовать предмет, выделяя форму, цвет, величину, устанавливать сходство и различие.
  • Формировать умение называть свойства предметов.
  • Знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Дополнить предметно-развивающую среду пособиями, изготовленными своими руками.

Важным фактором в планировании деятельности по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов, является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Также необходима систематичность. Ознакомление происходит в непосредственно образовательной, игровой, трудовой, а также в самостоятельной деятельности.

Для работы по сенсорному восприятию детей 2-3 лет определила следующие этапы работы:

  • Игры на изучение основных цветов.  

Чтобы научить детей различать основные цвета, подбирать предметы одного цвета, действовать по образцу, специалисты разработали целый ряд разнообразных игр. Имея фантазию, их можно варьировать и постоянно придумывать новые. В нашей группе помощниками в изучении цвета стали разноцветные «Гномики», которые всегда попадали в разные истории, и нам с ребятами необходимо было срочно им помочь….. Также знакомим  детей с основными цветами в природе через цветовую гамму деревьев, цвет солнышка, дождика, туч, облаков, травы, цветов и др.

  • Игры на изучение формы предметов

С детьми 2-3 лет играем с пособиями изготовленные своими руками «Геометрическое лото», «Подбери заплатку», «Найди такой же», «Рамки-вкладыши».                                                  Так же блоки Дьенеша и сортеры стали большими помощниками в изучении формы. Ребята с удовольствием раскладывают одинаковые фигуры по домикам, работают в ярких, красочных альбомах.

  • Игры на изучение величины предметов

 Сенсорное развитие детей 2-3 лет включает освоение понятий величины. Для начала это были контрастные величины (большой - маленький), потом добавляли среднюю по размеру фигуру. Большинство детей, к концу учебного года, играя матрешками, пирамидками, предметами природы (камушки, ракушки, палочки), могут называть предметы так: большой, меньше, самый маленький.

  • Игры на ориентировку в пространстве.

Наряжая с детьми елочку к новому году мы играли в игру «Повесь игрушку «сверху», «снизу». Поставь подарок «за», «перед», «под» елочку. В повседневной деятельности, убирая игрушки в свои «домики», так же озвучиваем действия - поставь пирамидки на верхнюю полочку, машинки в гараж на нижнюю и др.

  • Игры на развитие тактильных ощущений.
  • Лепим из пластилина,  кинетического, цветного и простого песка, теста;
  • делаем аппликацию из разного природного материала (бумага, вата, пух и т. д.);
  • рисуем пальчиками, ладошкой, кисточкой, ватными палочками, губкой;
  • играем с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (крупным и мелкимм, пластмассовым и деревянным);
  • собираем пазлы;
  • сортируем мелкие предметы (камушки, ракушки,фасоль, пуговицы, бусинки и др.).

Знакомим детей с природой через игры и экспериментирования с водой, песком, камнями, снегом в зависимости от времени года (с разным природным материалом). Игры: «Найди такой же», «Чудесный мешочек», «Гладкий-шершавый», «Теплый-холодный», «Твердый-мягкий» и др.

Детям очень нравятся игры в сенсорных коробках. Мы можем перебирать фасоль, искать сокровища в ней же и в песке и в воде. Лепить из песка зимними вечерами, сажать огород, инсценировать сказки. Да и все что только не придумается нам с ребятами, здесь полет фантазии безграничен. Игры с су-джок шариками так же любимы детьми. Можем их вылавливать из воды, собирать половинки по цветам, делать самомассаж, массаж другу и многое другое.

Так же в работе использую игры: «Определи по звуку» (звуки природы, животных, музыкальных инструментов), «Тихо-громко», «Далеко-близко».

Родители делая различные поделки в группу «Дары осени», «Символ Года», стали нам помощниками т.к. мы с детьми рассматривая и обследуя поделки делали выводы, какие они (веночек из хвои колючий, гусеничка из яблочек гладкая, ежик из листьев шелестящий, коровка из фетра-мягкая, приятная на ощупь и т.д). Дети с большим удовольствием рассматривают поделки принесенные из дома. Так же даем родителям с детьми задания домой: «Подбери по цвету», «Найди такой же».

В дальнейшем в планах дать родителям рекомендации по изготовлению сенсорных пособий из природного материала  на темы: «Что растет на грядке», «Времена года», «Животные», «Фрукты и овощи», «Деревья» и организовать конкурс пособий в группе.

Используемая практическая деятельность  неоспоримо вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление. Большое внимание уделяю традиционной пальчиковой гимнастике, использую элементы массажа и самомассажа рук, что также способствует повышению тактильной чувствительности.

Так же в планах продолжать использовать  в продуктивной деятельности природный материал, что поможет сблизить детей с природой и познавать её. Ведь  влияние природы в процессе сенсорного воспитания неоспоримо. Следовательно, к концу дошкольного возраста дети смогут усвоить  элементарную систему знаний о природе, что поспособствует становлению грамотной личности и формированию стойкого положительного отношения к природе.

Подводя итоги работы  можно сделать вывод, что в результате проделанной работы по сенсорному воспитанию, ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением; происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности. Ребенок, потрогав предмет покровом тела, познает величину, плотность, шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. По результатам проделанной работы можно сделать вывод, что дети с большей легкостью справляются с предложенными мною заданиями, результаты есть, а значит и  стимул для дальнейшего продолжения есть и будет всегда.

  1. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2011.
  2. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.
  3. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - М.; Мозаика-Синтез, 2009. - 72 с.

                   

                 

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области Познание. Природное окружение. Тема "Как звери к зиме готовятся". 2 младшая группа.

Занятие для детей 2 младшей группы.Задачи:- формировать умение детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы ...

Конспект НОД в старшей группе образовательная деятельность познание (природное окружение и экологическое воспитание) «В гостях у Лесовичка»

Программное содержание.Уточнить и расширить представление детей о деревьях.Уточнить представления детей о видах леса: хвойный, лиственный;Закрепить знания о видах деревьев;Закрепить нормы и правила по...

Статья "Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольника в процессе познания природного мира"

Природа является неиссякаемым источником для всестороннего воспитания дошкольника и умственного развития в частности. Постоянный контакт ребенка с природой приводит к усвоению понятий, слов, предложен...

Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного восприятия

Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного восприятия.  Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. С...

Формирование процесса познания природного окружения дошкольниками посредством сенсорного восприятия

Сенсорное развитие — это источник познания среды, начальная стадия накапливания чувственного опыта. Своевременное сенсорное развитие — обуславливающее фактор адекватной и быстрой ориентиро...

Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного восприятия.

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важней...

Перспективный план воспитателя по самообразованию на тему: «Формирование процесса познания окружающего мира посредством сенсорного восприятия через ознакомление детей раннего возраста с домашними животными»

Развивать элементарные представления о домашних животных (живут рядом с человеком, люди заботятся о животных, животные приносят пользу людям.). Формировать заинтересованность, бережное отношение к дом...