Конспект НОД в старшей группе образовательная деятельность познание (природное окружение и экологическое воспитание) «В гостях у Лесовичка»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гвоздицкая Анна Сергеевна

Программное содержание.

  • Уточнить и расширить представление детей о деревьях.
  • Уточнить представления детей о видах леса: хвойный, лиственный;
  • Закрепить знания о видах деревьев;
  • Закрепить нормы и правила поведения в лесу;
  • Систематизировать знания о некоторых особенностях строения растений;
  • Развивать воображение и логическое мышление: развивать умение «входить» в образ растения (эмпатия).
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе.

Активизация словаря. «Лиственные», «хвойные», «вечнозеленые», «ельничек», «сосновый бор».

Оборудование и материалы: картинки с изображением деревьев — рябины, осины, березы, сосны, ели; шишки сосны, ели, магнитная доска с картинками сосны, ели, березы, рябины, клена, дуба и их плодами; спилы деревьев; стрелки длиной 25—30 см по количеству изображений деревьев; силуэтное изображение сосны, ели, березы,  дуба, клена. 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

Воспитатель: Дорогие ребята! Мы с вами много говорили о деревьях, кустарниках и травах, о комнатных растениях. Всю нашу жизнь они окружают нас, радуют, приносят нам огромную пользу. А мы иногда даже не замечаем их: не задумываясь, срываем цветок, ломаем ветку дерева или куста – просто так, для забавы. Ведь деревья всегда давали людям многое. А что, как вы думаете?

Дети: ответы

Воспитатель: Правильно – и жилье, и тепло, и свет. Поэтому всегда  люди относились к деревьям с почтением, с уважением. Люди считали, что у каждого растения есть душа, такая же, как у человека. А еще они полагали, что у каждого леса есть свой хозяин. А как зовут его?

Дети:  Лесовичок.

Воспитатель: А что он делает в лесу?

Дети:  Он наводит в лесу порядок, оберегает деревья и другие растения, лесных жителей в обиду не дает.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Давайте попробуем собрать портрет Лесовичка. (составление портрета из разрезной картинки).

(воспитатель помогает немного и уходит переодеваться в Лесовичка)

Лесовичок: Ребята, здравствуйте! А что вы здесь собираете?

Дети: Портрет Лесовичка.

 Лесовичок: Ой, как я похож, правда, ребята? Ребята, а хотели бы вы отправиться со мной в лес?

Дети: Да

Лесовичок: Я приглашаю вас в осенний лес. Взгляните-ка, ребятки, а что у меня в корзинке лежит?

Дети: Шишки.

Лесовичок: А с какого они дерева?

Дети: с ели и сосны

Лесовичок: А шишки у дерева – это что?

Дети: Плоды

Лесовичок: Правильно. А чем они отличаются?

Дети: Шишки сосны - большие, ели - маленькие.

Лесовичок: А еще чем отличится эти деревья?

Дети: У них разные иголки.

Лесовичок: Верно. И шишки у них разные, и иголки. А еще эти деревья отличаются строением коры. Рассмотрите спилы и  обследуйте пальчиками. Что вы видите? Что вы ощущаете?

Дети: ответы

Лесовичок: По спилам можно определить возраст дерева. Видите кольца. Одно такое кольцо – это год жизни дерева. И если кольцо ровное, толстое, то значит, в этом году дереву было хорошо, благоприятно.

Дети исследуют древесные спилы, делятся с Лесовичком своими наблюдениями.

Лесовичок: Все-то вы верно подмечаете. Может, скажете мне, как называется лес, где растут ели и сосны?

Дети: Хвойный лес.

Лесовичок: А как называется место, где растут одни ели? Не знаете? А я вам подскажу – ельничек. А как называется место, где растут только сосны? Люди называют сосновый бор. А как называется лес, где растут хвойные и лиственные деревья?

Дети: ответы детей.

Лесовичок: А какие деревья растут на вашем участке?

Дети: Береза, клен, яблоня, вишня, ель, вяз.

Лесовичок: Ребята, а знаете ли вы стихи о деревьях.

Дети: (рассказывают стихи)

Лесовичок: Раз вы так все хорошо знаете, я приглашаю выполнить задание. В столбик выложены изображения деревьев.
Рядом в столбик разложены плоды этих  деревьев. Последовательность плодов не соответствует последовательности деревьев. С помощью стрелок нужно соединить дерево с соответствующим ему плодом.

Дети выполняют задание. Лесовичок хвалит за правильно-выполненное задание.

Воспитатель: А сейчас немного отдохнем. Повторяйте за мной.

Физкультминутка

(для снятия зрительного утомления)

В небе солнышко сияет (руки вверх, смотреть на них),
В речке рыбок веселит (руки вниз, смотреть на них).
Ветер листьями играет (движения рук из стороны в сторону, провожая взглядом),
А сова спокойно спит (глаза закрыть).
Ей приснился сладкий сон вот бы не кончался он.

Ребята, открывайте глазки. Наша сова увидела во сне деревья. Но явились они ей в виде теней. Сумеете ли вы отгадать, какие деревья приснились сове? На траве вложены темные изображения деревьев. Нужно узнать, что это за деревья.

Дети выполняют задания.

Лесовичок: Молодцы ребята , а вы знаете что растет в лесу  кроме деревьев?

Дети: Грибы, ягоды.

Лесовичок: Правильно, в моем лесу и грибы растут. А знаете, как называется гриб, который растет под березой?

Дети: Подберезовик.

Лесовичок: А гриб, который растет под осиной?

Дети: Подосиновик.

Лесовичок: А какие грибы вы еще знаете?

Дети: Маслята, лисички, мухомор и т.д.

Лесовичок: Ребята, а вы знаете как нужно себя вести в лесу?

Если в лес придешь гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегать, прыгать и играть,

Только, чур, не забывать,

Что нельзя забывать.

Дети: ответы

Лесовичок: Спасибо ребята, я думаю, что вы никогда не срубите дерево и не дадите это сделать другим и будите  делать добрые дела. Давайте нарисуем плакаты про елку, потом вместе развесим на улице в разных местах, чтобы напомнить людям о том, что елка живая и ей лучше расти в лесу.

Дети рисуют плакаты.

Лесовичок: Что ж! Потрудились вы на славу. А загадки вы умеете отгадывать?   Ну, слушайте.

Ягоды не сладость,

Зато глазу радость,

И садам угощенье,

И дроздам угощенье. (рябина)

Стоит летом золотая

Сладким медом налитая. (липа)

Летом в жару он в шубе пуховой,

Зимой в мороз совершенно голый. (тополь)

Лесовичок: Молодцы, ребята! Вижу, вы много знаете о лесе,  умеете отгадывать загадки, знаете  все о деревьях, о правилах поведения в лесу. Я думаю, вы станете настоящими защитниками природы. Ребята, а знаете, что у каждого человека есть свое дерево, которое дает ему здоровье и сил, я  подарю вам талисманы с изображением вашего дерева, пусть оно защищает и оберегает вас. (дарит талисман).

А на прощанье давайте вместе сядем в круг, закроем глаза и послушаем шум леса.

Звучит запись звуки леса. Дети закрывают глаза, а воспитатель в это время снимает одежду Лесовичка.

Воспитатель: Ребята, а где вы сейчас побывали? Кто вместе с вами был? Что новое вы узнали? А вам понравилось путешествие?

Дети: ответы.

Воспитатель: Спасибо, наше занятие закончилось.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по природному окружению и экологическому воспитанию в старшей группе на тему "Сказка о клене"

Занятие "Сказка о клене" разработано с учетом задач "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Все задачи реализуются ...

Конспект занятия в старшей группе Образовательная область: «Познание». Тема: «Такая разная посуда».

Тема: «Такая разная посуда». Программное содержание:  - продолжать расширять представления о предметах рукотворного мира; - учить детей определять целевое назначение посуды, закре...

Конспект НОД в старшей группе, образовательная область: познание. Тема: «В поисках весны».

Конспект НОД в старшей группе, образовательная область: познание. Тема: «В поисках весны».нетрадиционные методы работы с детьми с ТНР...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «В ГОСТИ К ЛЕСОВИЧКУ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «В ГОСТИ К ЛЕСОВИЧКУ» ...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию(природное окружение)."Водоёмы родного края".

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию "Водоёмы нашего края""....

Конспект занятия в младшей группе ДС. Образовательная область "Познание" -природное окружение: "Карельская береза".

Цельзанятия: воспитание патриотических чувств: любовь к Родине и родному краю.В ходе занятия формируем элементарные представления о дереве - береза, как символе Росии. Воспитываем эмоционально ц...