Установление контакта с детьми группы
рабочая программа (младшая группа)
В данной работе рассмотрены психологические особенности установления контакта с детьми в группе детского сада, а также игры, помогающие наладить контакт с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustanovlenie_kontakta_s_detmi.docx | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Установление контакта с детьми группы
Составитель: Савчук Ольга Владимировна
I. Психологический контакт с ребенком
Психологический контакт - это отношения между людьми, характеризующиеся желанием и готовностью собеседников общаться друг с другом. Установление психологического контакта является необходимым условием успешного взаимодействия.
Для того чтобы начать работу с ребенком, необходимо установить с ним психологический контакт. Без взаимного желания взаимодействовать, педагог не может способствовать процессу прогресса в жизни этого ребенка.
Когда родители в первый раз приводят ребенка в детский сад, это является огромным стрессом для малыша: слезы, крики, истерики это вполне ожидаемая реакция на смену обстановки, окружающих детей. Для того чтобы процесс социализации протекал плавно, без огромного стресса, воспитателю необходимо знать основные приемы и методы установления психологического контакта, учитывая особенности каждого ребенка в отдельности и условий его воспитания в семье.
Установление контакта может происходить не в первый день знакомства и даже не во второй, потому что понять истинные мотивы поведения, индивидуальные черты характера нельзя так быстро. Но понравиться ребенку и помочь ему раскрыться, преподаватель может с первых минут, проведенных с воспитанником.
Методы установления контакта с воспитанниками:
«Опуститесь» до уровня ребенка. Да, ребенок должен уважать воспитателя, как взрослого человека, но многие допускают ошибку, держа своих воспитанников на дистанции. Играя в то, что нравится детям, получая от этого удовольствие – верный путь построить отношения с ними.
Основные компоненты, которые складывают первое впечатление:
1) Внешний вид
Требования к внешнему виду педагога:
- приходить на работу в чистой одежде и обуви;
-одежда должна соответствовать учреждению (запрещается носить вещи с глубоким вырезом и т. д.);
-оставлять верхнюю одежду, головной убор и личные вещи в индивидуальном шкафу для одежды;
- коротко стричь ногти;
- одежда не должна стеснять движения.
2) Выражение лица
Вне зависимости от того, что происходит в личной жизни воспитателя, нельзя нести негатив и ни в коем случае срываться на детях. От того, с каким настроением вы встретили ребенка, будет зависеть первое впечатление. Среди детей есть любимые воспитатели и «злюки», которым они не очень доверяют.
3) Тембр голоса
Тембр голоса ассоциируется с определенной чертой характера:
- визгливый голос ассоциируется с истеричным человеком;
- томный и вялый с ленивым, быстрая и сбивная речь показывает неуверенность в себе;
- ровная, четкая речь и звонкий голос с жизнерадостным, уверенным в себе человеком.
4) Парфюм
По запаху многое можно сказать о человеке, его характере, образе жизни. Человек, умеющий грамотно подбирать духи и в нужном количестве их использовать, производит приятное впечатление. Не каждый ребенок пойдет к человеку, от которого резко пахнет парфюмом. Так же у детей может быть аллергия на запахи, и поэтому лучше не стоит пользоваться ими в большом количестве.
5) Жестикуляция
Жесты, как и тембр голоса, могут много сказать о характере человека и, как и парфюм, оттолкнуть, или наоборот расположить к себе. Это невербальный тип общения и самый важный. Агрессивные, резкие жесты сигнализируют о раздраженности человека. Плавные, умеренные об уверенности и доброжелательности.
6) Поза
Позы делятся на открытые и закрытые:
Человек в открытой позе ведет себя непринужденно, с ним легко общаться. Он в меру расслаблен и в нем нет чрезмерного напряжения, он открыт для общения. Открытую позу можно распознать по повороту туловища и головы к собеседнику, раскрытым ладоням, свободному положению ног (не скрещены), стопы с полной опорой, мышцы расслаблены, взгляд направлен в лицо собеседника.
Закрытая поза формируется в качестве защитной реакции, как нежелание продолжить общение, несогласие с высказыванием собеседника.
Учитывая индивидуальные особенности детей, соблюдая компоненты первого впечатления и участвуя в играх детей, можно за короткий срок установить контакт с детьми.
II. Игры для налаживания контакта с ребенком
Игры привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Игры являются не только средством физического воспитания с раннего возраста, но и способствуют закаливанию и оздоровлению. Они способствуют развитию познавательных процессов, приобретению опыта общения со сверстниками и взрослыми, что является одним из условий успешной адаптации. Взрослый и воспитатель являются активными участниками игр. Одновременно действуя вместе с детьми, являются образцом для подражания. Объяснение и показ действий происходит в ходе игры. Интонацией взрослый подчеркивает характерные черты игрового персонажа. На протяжении всей игры взрослый поддерживает интерес детей к игре, следит за их действиями, поощряет самостоятельность, инициативу, активность. Продолжительность игры зависит от характера движений, числа игроков, условий проведения, настроения детей, ориентировочно от 5 до 8 минут. Количество повторений в течение прогулки 4-6 раз.
Требования к играм, проводимым в адаптационный период
1. Они должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
2. Не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);
3. Всем детям предлагаются одинаковые предметы;
4. Инициатором игры выступает взрослый.
Многие из приведенных ниже игр очень просты, но детям нравится повторять их многократно.
Игры для налаживания контакта с ребенком.
«Дай ручку!»
Ход игры: Педагог протягивает руку ребенку:
— Давай здороваться. Дай ручку! Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
«Привет! Пока!»
Ход игры: Педагог машет рукой, здороваясь.
— Привет! Привет! Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
— Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.
—Пока! Пока! Затем предлагает малышу попрощаться.
— Помаши ручкой на прощание. Пока!
Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце дня. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.
«Хлопаем в ладоши!»
Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:
— Хлопну я в ладоши, буду я хороший,
Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:
— Давай похлопаем в ладоши вместе.
Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать.
«Хлопушки»
Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним.
«Детка хлопать так умеет, своих ручек не жалеет. Вот так, вот так-так, своих ручек не жалеет!»
«Лови мячик!»
Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.
Ход игры: Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
- Давай поиграем в мячик. Лови мячик! Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.
— Кати мячик! Oп! Поймала мячик! Прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.
«Платочек»
Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно, чтобы платок не электризовался).
Ход игры: Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки.
Наденьте платок себе на голову со словами:
— Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня! Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышу — накиньте платок ему на голову.
—Где же наш Ваня? Ваня, ты где? Ау! После этих слов стяните платок с головы ребенка.
«Ку-ку!»
Оборудование: кукла Петрушка.
Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).
— Ой! Кто это там прячется? Кто там?
Затем Петрушка показывается со словами:
— Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет! Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.
«Сорока-белобока»
Ход игры: Педагог круговыми движениями водит пальчиком ребенка по его ладошке — «мешает кашку». При словах «этому дала» загибайте поочередно пальчики ребенка, начиная с большого. При словах «и этому дала» пощекочите ладошку ребенка.
«Сорока-белобока кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
И этому дала: ты, сынок, еще мал,
Я тебе каши дам».
«Коза рогатая»
Ход игры: Сожмите пальцы правой руки, выставив вперед только указательный палец и мизинец — получилась «коза» с рожками. Приговаривая, то приближайте, то удаляйте «козу». При словах «забодаю», «пободайте» ребенка.
«Идет коза рогатая, идет коза бодатая,
Ножками топ-топ! глазками хлоп-хлоп:
Кто каши не ест, кто молока не пьет,
Того забодаю, забодаю, забодаю!»
«Выдувание мыльных пузырей».
Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)
«Прячем мишку».
Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!» когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте.
«Собираем игрушки».
Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, Мы игрушки собираем и на место убираем»
Источники:
1. Калинина Р. «Ребенок пошел в детский сад. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание, 1998, №4.
2. Лялина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад». – Волгоград: Учитель, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
для педагогов «Формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков эффективного общения и установления личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми»
Для развития полноценного игрового общения педагоги могут активно использовать такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации....
Картотека "Игры для знакомства и установления положительного контакта между детьми".
Игры в помощь....
Игры для установления эмоционального контакта с детьми РДА
В данной статье рассмотрены игры, с помощью которых можно установить эмоциональный контакт с детьми РДА....
"Установление невербального контакта с детьми алаликами"
Алали́я — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной алалии чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий г...
Установление первичного контакта с детьми в сложных случаях.
Данный материал может быть использован воспитателями, логопедаги, психологами, дефектологами при поступление нового ребёнка в учреждение. Адаптация малышей к новым условиям....
Сенсорные игры как возможность установления контакта с детьми с задержкой психического развития и аутистическими расстройствами
Сенсорные игры как возможность установления контакта с детьми с задержкой психического развития и аутистическими расстройствами...
Создание благоприятного климата в группе, установление тесного контакта между детьми, педагогами и родителями
Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – мес...