Сенсорные игры как возможность установления контакта с детьми с задержкой психического развития и аутистическими расстройствами
материал
Сенсорные игры как возможность установления контакта с детьми с задержкой психического развития и аутистическими расстройствами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornye_igry_kak_vozmozhnost.docx | 505.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорные игры как возможность
установления контакта с детьми
с задержкой психического развития и
аутистическими расстройствами
Процесс изучения мира ребенком с ЗПР и аутистическими расстройствами проходит по-иному. И здесь можно выделить следующие закономерности:
1) для ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость, которая сохраняет актуальность за пределами раннего возраста. При этом интерес к предмету у аутичного ребенка отделен от той функции, для которой предмет создан (подбрасывает высоко вверх журналы и следит за их полетом, который сопровождается шелестом страниц; рвет на куски тесто, но отказывается слепить из него пирожки; ребенок исследует предметы и материалы в поисках приятных сенсорных ощущений, а понравившееся ощущение стремится получить вновь и вновь);
2) ребенок не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства, пробует на вкус все подряд (от стирального порошка и зубной пасты до пластилина и свечки), подбрасывает различные предметы без учета последствий (от куска пенопласта и кубиков до посуды и будильника) и т.п. Такое отношение и неумение предвидеть неприятные последствия действий влечет за собой возникновение различных опасных ситуаций;
3) интерес к социальному миру самостоятельно не проявляется и не становится важным мотивом жизни и деятельности аутичного ребенка. Аутичный ребенок почти не интересуется игрушками для сюжетно-ролевых игр: у кукольной посуды, мебели, одежды нет ярких сенсорных свойств и характеристик.
Проведение специально организованных сенсорных игр решает следующие задачи:
переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;
получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;
внесение в игру новых социальных смысловпосредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.
Виды сенсорных игр, используемые в работе с детьми:
- Игры с красками.
«Цветная вода»
Описание: расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов - красный, жёлтый, синий, зелёный и разведите в одном из стаканов. Постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмем на кисточку твою любимую жёлтую краску, вот так. А теперь… опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!» Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая воду кисточкой - ребёнок же своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится.
«Смешиваем краски»
Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан, либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе.
- Игры с водой.
Переливание воды»
«Чтобы ребёнку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые
бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных
размеров. Теперь наполняйте их водой: «Буль-буль,
потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь-полная».
Можно переливать воду из одной посуды в другую.
«Открывай-закрывай»
Переверните наполненную водой бутылку.
Затем подставьте ладонь под вытекающую
из горлышка струю. Комментируйте своё действие
словами: «Закрыли водичку!
Как ты попросишь открыть воду?
Скажи: «Открывай! Вот, открыла- снова потекла
водичка, буль-буль-буль!» В следующий раз
действуйте ладонью ребёнка, побуждая его закрыть и открыть воду.
- Игры с крупой.
«Прячем ручки»
Оборудование: гречневая крупа, глубокая миска.
Описание: насыпать в миску крупу, опустить в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите её структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками. А теперь потри ладошки друг о друга - немножко колется, да?». На следующих занятиях можно использовать другие крупы.
«Пересыпание крупы»
Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной ёмкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.
«Покормим птичку»
Оборудование: гречневая крупа или рисовая, игрушечные фигурки или картинки птичек.
Описание: «Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички кушают? Да, зернышки. Давай насыпем птичкам зернышек. Кушайте, птички, зернышки!»
Литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности работы по формированию психических процессов с детьми с задержкой психического развития»
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в д...
Консультация для родителей "Сенсорные игры как средство установления контакта с аутичным ребенком"
Уважаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста с РАС, предлагаю вашему вниманию материал об использовании сенсорных игр для установления контакта с аутичными детьми. Здесь вы найдете рекомен...
Программа по развитию социальной перцепции у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) и расстройством аутистического спектра (РАС)
Данная программа направлена на развивитие навыков социального взаимодействия у детей с задержкой психического развития и расстройством аутистического спектра. Ребенка необходимо научить просить предм...
Роль сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития дошкольного возраста
Проблемы затруднений в психическом развитии у детей дошкольного возраста остаются актуальными в современном обществе. Сенсорная интеграция представляет собой важное направление коррекционной работы с ...
Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (на примере ребенка с задержкой психического развития 4-х лет)
Коррекционно-развивающая деятельность. Описание содержания одного из разделов индивидуальной программы по образовательным направлениям. Содержание может рассматриваться и как планируемый результат...
Игры для развития мелкой моторики рук с детьми с задержкой психического развития.
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и но...