Мастер-класс Тема: «Развитие музыкально-творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий. Музыкальный бизикуб.
учебно-методическое пособие (средняя группа)
Мастер-класс нацелен на расширение представлений педагогов о дидактическом пособии "Музыкальный бизикуб", о методах и приёмах, развивающих музыкально-творческие способности дошкольников младшего и среднего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_bizikub.docx | 118.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№4 п.Новоорск»
Мастер-класс
Тема: «Развитие музыкально-творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий. Музыкальный бизикуб.
Образовательная область «художественно-эстетическое развитие»
Автор : | Ивакина Антонина Николаевна Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №4 п. Новоорск» |
п.Новоорск, 2019г.
Пояснительная записка
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у
взрослого имеет деятельность, работа,
служба. Какой ребенок в игре, таков
во многом он будет в работе, когда
вырастет». А.С. Макаренко
В наше время в обществе востребованы люди самостоятельные, независимые, с гибким мышлением, способные к творческой деятельности. Именно в детстве накапливается опыт деятельности, от которой зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Чем раньше ребёнок получает возможность развивать творческие способности, тем успешнее он сможет проявить себя во взрослой жизни.
Музыкальное детское творчество - это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах музыкальной деятельности: пении, восприятии музыки, игре на музыкальных инструментах, ритмике. Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст. Обычно активно этими умениями дети овладевают к старшему дошкольному возрасту. Но формировать творческие проявления необходимо намного раньше, используя посильные детям творческие задания.
Учитывая, что творческие возможности детей индивидуальны, наша задача- создать наилучшие условия для самовыражения каждому своему воспитаннику: как одаренным детям , так и детям с особыми возможностями здоровья, детям с заниженной самоаценкой или очень активным. Именно на это нацелен ФГОС.
Цель мастер-класса: расширить представления педагогов о дидактическом пособии «Музыкальныйбизикуб», о методах и приемах, развивающих музыкально-творческие способности детей младшего и среднего возраста.
Задачи:
- вовлечь педагогов в активную музыкально- творческую деятельность;
- расширить представления о музыкально-дидактических играх, направленных на развитие музыкально-творческих способностей детей;
- вызвать желание у педагогов использовать данный опыт в своей работе.
Оборудование: «Музыкальный бизикуб», компьютер, телевизор, музыкальный инструмент.
Сегодня я хочу представить вашему вниманию дидактическое пособие «Музыкальный бизикуб». Его я использую для индивидуальной работы, для работы в парах и маленьких подгруппах. Идею я почерпнула случайно в интернет -магазине бизибордов. Переработала, изучила опыт коллег (тема мало раскрыта, особенно для детей младшего возраста). И вот результат.
Данное пособие можно начинать использовать в работе с дошкольниками от трёх-четырех лет и до выпуска детей в школу, усложняя задания.
Цель использования дидактического пособия:
повышать интерес детей к получению знаний о музыке, средствах музыкальной выразительности, способствовать проявлению инициативы, активности,творчества.
Задачи данного пособиянаправлены на
- развитие основных музыкальных способностей - музыкальная память, музыкальная грамотность, музыкальный слух, чувство ритма;
- музыкально-творческих способностей: умения придумать простую мелодию на заданный текст, подобрать танцевальные движения к музыке, передавая её характер, импровизировать в игре на музыкальных инструментах.
Мы с вами знаем, что, музыкальная деятельность и различные задания на развитие музыкально-сенсорных способностей осваиваются детьми младшего дошкольного возраста на основе подражания педагогу.
Вместе с тем уже в младшем дошкольном возрасте могут возникнуть самостоятельные музыкальные проявления. Дети сами повторяют знакомые привычные движения, сопровождающие слушание песен, сюжет которых предлагает игровые действия.
Степень участия педагога в творчестве детей меняется и в зависимости от возраста воспитанников. Прямое участие необходимо, когда ребята овладевают первоначальными ориентировочными действиями (показ приемов звукоизвлечения в зависимости от характера мелодии, возможных вариантов импровизаций; создание игровой ситуации, побуждающей к творчеству, и т.д.).
В дальнейшем педагог только поощряет детей к занятиям, создает условия для них, поддерживает желание музицировать, отмечает удачно найденные мелодические интонации, просит сыграть их еще раз, спеть, чтобы закрепить, удержать в памяти. Помогая ребенку запомнить наиболее удачную мелодию, сочиненную им, взрослый пропевает ее сам, затем вместе с ребенком просит сочинить слова ("чтобы получилась песенка").
Сторона 1 «Музыкальная полянка»( приглашаю 1 человека для игры)
Игра « Эмоциональные грибочки»
Цель : формирование умения определять характер музыкального произведения, подобрать танцевальные движения к музыке и составить из них последовательность.
Оборудование: карточки с изображением грибочков с разыми эмоциями(грустно, весело, спокойно), карточки –схемы с танцевальными движениями, музыкальные произведения разного характера. Мы сегодня будем использовать «Вальс» Ж. Колодуба
Описание. Дети , прослушав музыку, определяют её характер, показывая на нужную карточку с грибочком. Затем с педагогом обсуждают, какие танцевальные движения подойдут к этой музыке. Ребёнок выстраивает карточки в той последовательности, которой ему кажется правильной. Теперь можно потанцевать танец по схеме.
Танцевальное творчество проявляется в умении комбинировать знакомые элементы танца, создавать собственные движения, придумать простой танец.
Полноценное танцевальное творчество ребёнка возможно при условии, что его музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются и если у него есть возможность проявить самостоятельность
Сторона 2.«Музыкальные лесенки» (приглашаю на игру 1 человека)
Игра «Музыкальная лесенка»
Цель: развитие звуковысотного слуха дошкольников (поступенное движение мелодии вверх и вниз), формирование умения детей младшего дошкольного возраста придумывать простейшие мелодии на слог «топ-топ-топ», «ля-ля-ля». Для детей постарше задание усложняется они придумывают мелодию на фразы «Я шагаю вверх», «Я шагаю вниз», считаем ступеньки при движении вверх, при движении вниз. На лесенке можно кого-то встретить, поздороваться, придумать музыкальный диалог.
Оборудование: куколка, лесенка.
Игра « Три медведя»
Цель: формирование умения различать музыкальные регистры (высокий, низкий, средний).
Оборудование: карточки с героями сказки «Три медведя».
Дети на занятии научились различать голос папы, мамы и Мишутки. На бизикубеим предлагается на звуковысотной лесенке нарисовать голос мамы , папы и Мишутки. Можно предложить подобрать музыкальные инструменты для папы, для мамы и для Мишутки.
Игра «Как поет птичка»
Цель: формирование умения различать музыкальные регистры (высокий, низкий, средний), придумывать мелодию в разных регистрах.
Оборудование: карточки с птичками синичка, дятел, кукушка.
Дети на занятии научились различать регистры. Детям предлагается придумать песенку дятла на слог «тук,тук» в низком регистре, песенку кукушки на слог «ку-ку» в среднем регистре, и песенку синички на слог «тинь-тинь» в высоком регистре. На бизикубе им предлагается на звуковысотной лесенке отобразить эти песенки
Сторона 3 «В гости к нам пришли игрушки»(можно вызвать два человека для игры).
Игра « Что Мишутка нам привез?»
Цель: развитие ритмического слуха, формирование умения работать с карточками, придумывать простейший ритмический рисунок.
Игровой материал: паровозик с вагончиками, карточки с различными игрушками. Детям предлагается разместить игрушки в вагончики, а затем прохлопать ритмический рисунок. Для малышей берутся легкие слова с одним или двумя слогами (мяч, кукла). Для усложнения- слова посложнее (машина и т.д.).
Игра «Повтори за матрешкой»
Цель: развитие ритмического слуха.
Игровой материал:карточки-матрешки высокие и низкие, кукла матрёшка
В ходе игры педагог предлагает повторить за матрешкой ритмический рисунок, прохлопав в ладоши, проиграв на музыкальных инструментах. Затем предлагает выложить рисунок на кубе из матрешек.
Можно сначала предложить выложить рисунок, а затем проиграть его.
Сторона 4 «Весело играем вместе»(вызывать можно по 2 человека)
Музыкально-дидактическая игра «Песня, танец, марш»
Цель Развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, марш, танец, придумывать движения к каждому жанру музыки.
Игровой материал: Картинки: дети спят, дети шагают, дети пляшут на диске куба.
Ход игры: Дети слушают поочередно музыкальные пьески и после прослушивания определяют картинку передвигая стрелку , соответствующую музыкальному жанру, применяя термин (танец,колыбельная и марш), затем придумывают движения, соответствующие жанрам музыки.
Игра «Дедушка и внучка»
Цель: совершенствовать умение чувствовать темп музыкального произведения, отображать его на музыкальных инструментах.
Оборудование: карточки с дедушкой и внучкой, у меня это матрёшки.
Ход игры: прослушав музыкальное произведение , дети определяют кто идёт. Медленная музыка-дедушка, быстрая- внучка. Затем детям предлагается на музыкальных инструментах отобразить, как ходит дедушка, а как внучка.
Музыкально-дидактическая игра «Кто самый быстрый»
Цель: развитие восприятия темпа музыки.
Игровой материал: картинки, изображающиеживотных с разным темпом передвижения (медведь, заяц) (у меня это матрёшки)и подбор музыкального материала с различным темпом звучания.
Ход игры: Ведущая предлагает прослушать отрывок из произведения и определить темп, повернув стрелку на диске и сравнить с темпом животного изображенного на картинке.
Игра «Музыкальный диалог» (вызвать двоих человек для игры)
Цель: развитие песенного творчества, формирование умения придумывать мелодию на слова в различных темпах музыки.
Игровой материал: две игрушки например: заяц, медведь. Игровое поле на кубе (быстро, медленно).
В ходе игры педагог предлагает поздороваться игрушкам друг с другом. Дети по очереди крутят круг и выбирают, как им хочется поздороваться. Затем дети придумывают мелодию на слово «Здравствуй» в том темпе, в каком выбрали. Можно подыграть на инструментах.
Сторона 5 «Музыкальные инструменты».(вызывают 3 человек)
Игра « Озвучим сказку»
Цель: развитие тембрового слуха, имправизационного творчества.
В ходе игры дети подбирают музыкальные инструменты к героям сказки и озвучивают её.
Стоит в поле теремок, он не низок не высок. По тропиночке медленно шел зайчик. Увидел теремок и побежал. Постучал в дверь и спросил (можно предложить пропеть фразу) «Кто, кто в теремочке живёт?» никто не отвечает. Зашел заяц в теремок, увидел там музыкальные инструменты. Выбрал себе….(предложить на выбор) колокольчик и стал на нем играть.
Мимо проходил волк. Услышал он звук колокольчика и поспешил к теремку. Постучал в дверь и спросил «Кто, кто в теремочке живёт?».
Заяц пропел : это я зайчишка трусишка, а ты кто?.
Волк : а я волчок-серый бочок. Пусти меня к себе жить.
Заяц: а ты умеешь на музыкальных инструментах играть?
Волк: Умею.
Заяц: Тогда заходи
Взял волк в руки шишечки и начал на них играть.
Мимо проходил медведь.услышал он музыку в теремке и быстро побежал к домику.
Постучал в дверь. И спросил «Кто, кто в теремочке живёт?».
Заяц пропел : это я зайчишка трусишка.
Волк : а я волчок-серый бочок. а ты кто?.
Медведь: а я медведь косолапый. Пусти меня к себе жить.
Заяц: а ты умеешь на музыкальных инструментах играть?
медведь: Умею.
Волк: Тогда заходи
Взял медведь в руки ….бубен и начал на нем играть.
Затем они решили устроить оркестр и сыграли все вместе.
Хорошо у них получилось. С тех пор живут они вместе и устраивают концерты для лесных жителей.
Данное пособие можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной деятельности детей в музыкальном зале, в групповой комнате и с родителями дома.
Основные достоинства пособия:
- Такие кубы многофункциональны, просты в изготовлении, удобны в использовании.
- Их можно использовать в разных видах деятельности.
- Развивают музыкальные и творческие способности детей.
- Являются ярким элементом предметно – пространственной среды.
-Мобильны..
- Благодаря таким кубам можно закреплять ранее полученные знания в игровой форме.
- Можно использовать в разных возрастных группах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста с использованием методов инновационной технологии ТРИЗ – РТВ.
Методы теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) и методы развития творческого воображения (далее РТВ) позволяют наилучшим образом (быстро и качественно) решать проблемы речевого развития....
Сообщение из опыта работы. Тема: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Сообщение из опыта работы. Тема: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»....
Сообщение из опыта работы по теме: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Сообщение из опыта работы по теме: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»....
"Использование познавательно-исследовательской технологии для развития познавательной активности у детей младшего и среднего дошкольного возраста"
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.Именно экспериментирован...
Технология «Интеллект -карт» как средство развития связной речи и познавательных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Материал представляет собой теоритеческое и практическое описание технологии "Интеллект-карты"....
Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством использования доброжелательных технологий
Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитание духовности. Ключевым моментом в формировании духовно-нравственных кач...
Методическая разработка «Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности у детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством Лего – конструирования»
Пояснительная запискаСегодня технологический прогресс, глобализация образования и активное внедрение инноваций направлены на повышение эффективности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. И...