Развитие художественно –творческих способностей детей через интеграцию образовательных областей
материал по окружающему миру
Объединить различные виды деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования представлений об окружающем мире
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Казанцева Светлана Алексеевна
воспитатель первой квалификационной категории
МКДОУ детский сад «Тополек» комбинированного вида
Новосибирская область, Маслянинский район р.п.Маслянино
«Развитие художественно –творческих способностей детей через
интеграцию образовательных областей»
Происходящие в России изменения выдвигают новые требования к системе российского образования. Содержание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, на удовлетворение потребности детей в самовыражении,
Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность.
В сфере нашего профессионального интереса лежит проблема интеграции содержания изобразительной деятельности и других образовательных областей в рамках художественно-эстетического развития дошкольников (слайд).
Интегрированный подход в организации образовательного процесса детей дошкольного возраста - это процесс, охватывающий широкий спектр разных видов деятельности и линий развития детей.
Интеграция – это соединение знаний из разных образовательных областей на основе одной темы, образа, сюжета.
Цель интеграции – объединить различные виды деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования представлений об окружающем мире. В процессе интеграции заложен огромный потенциал творческого развития ребенка, как формирующейся личности. Все виды деятельности объединяются художественным образом. Интеграция разных видов деятельности в дошкольном детстве носит естественный характер. Ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами художественной деятельности: словом, жестом, песней, игровой ситуацией, игрой-драматизацией.
На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку выразить в своих рисунках своё впечатление об окружающем его мире. Увлекая ребенка сказочным миром искусства, незаметно развиваются воображение и способности ребенка. Учитывая возрастные способности дошкольников, доминирующей является сказочно - игровая форма преподнесения нового материала. Вся деятельность проводится в комплексе с музыкальным сопровождением, развитием речи, ознакомлением с окружающим. В процессе изображения совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.
В процессе педагогической деятельности, я заметила, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в продуктивных видах детской деятельности неплохой – они умеют работать с разными материалами, осваивают различные приемы и способы изображения, соответствующие их возрастному развитию. Но вместе с тем дети испытывали неуверенность – а вдруг у меня не получится? И, главное, в работах детей не было фантазии и творчества. Они все повторяли за мной, не могли самостоятельно приступить к работе – боясь, что нарисуют что-то не так, неправильно, ждали моих указаний. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в работе задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу творения и ведёт к детской неуверенности. Вот здесь пришли на помощь различные виды детской деятельности, где ребенок мог расслабится, отвлечься от образовательной задачи, пофантазировать, дорисовать, творить
Цель моей работы – создание условий и содействие художественно-эстетическому развитию посредством интеграции различных видов детской деятельности.
Для достижения поставленной цели мною были сформулированы следующие задачи:
- изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников;
- создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала;
- использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.
При организации творческой деятельности опираюсь на следующие принципы.
Индивидуальный подход, основанный на уважении и внимании к психологическим и интеллектуальным особенностям воспитанников. Создание индивидуальных условий для развития предполагает разработку оптимальной траектории педагогической стратегии для каждого ребёнка с учётом его природных способностей и наклонностей.
Единство воспитательного и образовательного процесса. Этот принцип носит магистральный развивающий характер и обеспечивает целостность этического, эстетического и интеллектуального развития личности ребёнка.
Интеграция различных видов искусства — способствует более глубокому и целостному познанию и пониманию явлений и объектов окружающего мира, разностороннему восприятию и гармоничному воплощению детского воображения и фантазии в музыкальной, речевой, театрально-сценической или изобразительной деятельности ребёнка.
Принцип народности и культуросообразности — помогает дошкольникам понять глубинные генетические связи между культурной картиной мира и традиционным самосознанием народа. Кроме того, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир воспитанников новыми познавательными фактами из жизни других стран и континентов, прививает навыки уважительного отношения к своеобразию и оригинальности жизнедеятельности и художественного творчества других народов.
Преемственность в художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольником и младших школьников.
Формы организации эстетического развития:
Игровая деятельность — средство интеграции творческой деятельности ребёнка со всеми видами искусства.
Образовательная деятельность — обучение рисованию, музыке, конструированию, лепке, аппликации.
Выставка детских работ — позволяет продемонстрировать динамику, а также является мониторингом результатов образовательной работы.
Экскурсии — организация наблюдения и изучения различных объектов в природных условиях или в музеях.
Праздники — детские концерты, конкурсы, театральные тематические и литературные постановки и вечера, игры-развлечения, прогулки-сюрпризы, музыкальные сказки.
В работе используются следующие методы и приемы представленные на слайде. Традиционные методы: чтение художественной литературы, беседы по картинкам, подражание, отгадывание загадок, диалог, круглый стол.
Дидактические игры «Подбери нужный цвет», «Цвет, форма, величина», «Опиши впечатления», «Взгляд художника».
Метод эстетического убеждения и эстетического выбора на формирование эстетического вкуса: подбор иллюстраций на темы «Дети, глазами художника», «Зимние пейзажи» и т.д.;
Оформление выставок детского творчества: «В гостях у сказки», «Подснежника глянул глазок голубой», «Летние цветы», «Детский сад глазами детей», «Дружат дети всей земли», «В сказочном лесу» и т.д.
Методы двигательной активности: физминутки, подвижные игры «Краски», «Помощники художника», игры-забавы «Нарисуй и отойди», «Продолжи рисунок», сюжетно-ролевые игры «В мастерской художника», эстафеты «Кто быстрей нарисует», «Собери картинку».
Слушание музыкальных произведений,
Методы сотворчества («Групповой», «Портрет из природного материала», «Рисуем мелом вместе»)
Тематика интегрированных занятий имеет широкий диапазон: времена года, растительный или животный мир, история, экология. Разрабатывая методику их проведения, учитываю, что художественный образ должен рассматриваться взаимосвязано. Детям предоставляю возможность познать как одно и то же явление отражается в различных видах искусства, какие средства использовали композитор, художник, поэт.
Одним из важных условий реализации задач художественно-эстетического развития является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует:
- эмоциональному развитию ребенка: возможности общаться без слов, выражать свои чувства, ощущению могущества, эмоциональной разрядке, удовлетворение от создания собственного продукта;
- физическому развитию ребенка: развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, остроты зрительного восприятия, общей моторики, приобретение опыта координации зрения и руки;
- социальному развитию: стимулированию детей к принятию решений и решению проблем, развитию самостоятельности, сотрудничества, ответственности, воспитанию уважения к чужим идеям и продуктам творчества, приучению к порядку, последовательности и планированию;
- интеллектуальному развитию: увеличению словарного запаса, помощь в усвоении причинно-следственных отношений, знакомству с линией, цветом, формой и текстурой, увеличению объема внимания;
- развитию креативности: стимуляция мышления проблемными ситуациями открытого типа, формированию способности ценить культурное и художественное наследие.
При проведении образовательной деятельности я следую правилам:
1. Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно выбрать изобразительный материал. Весь этот материал находится в доступном для ребёнка месте на протяжении всего времени пребывания его в саду.
2. Ребёнка необходимо научить различной технике изображения на обучающих занятиях. Сначала учу применять каждый вид изображения отдельно, затем различные виды в комплексе.
Интегрированные занятия, в отличие от традиционных, более сложные по насыщенности. Они требуют серьезной и систематической работы, определенной подготовки детей к восприятию того или иного материала, проводятся, как правило, один раз в квартал. Продолжительность увеличивается, в зависимости от темы занятия, его задач и, конечно, возраста детей.
Особенность интегрированной деятельности является выход на творчески продуктивную деятельность: рисование, ручной труд, творческое экспериментирование. На таких занятиях я без механического заучивания уточняю знания детей, дополняю их новой информацией, знакомлю со средствами художественной выразительности в литературе, музыке, живописи, стимулирую самостоятельность и инициативность детей, вывожу их к творчеству в практической деятельности. Таким образом, интегрированные занятия способствуют развитию творческого мышления, обогащают знания детей об окружающем мире, формируют яркие положительные эмоции.
Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование разных видов работы в течение занятия поддерживает внимание детей на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятия. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение ребенка за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес и мотивацию к обучению, развивает воображение, внимание, память, творческую активность.
Педагогическая целесообразность объясняется тем, что данные занятия направлены на развитие творческих задатков детей с помощью интеграции образовательных областей . Содержание образовательной области «Художественное эстетическое развитие» интегрируется с содержанием таких образовательных областей как:
1. «Познавательное развитие». Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества.
2. «Речевое развитие». Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.
3. «Физическое развитие». Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.
4. «Социально – коммуникативное развитие». Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.
Этапы моей деятельности следующие:
1.Мотивационно-побудительный: знакомство детей с новыми изобразительными материалами, продуктивным оборудованием, заинтересованность играми в разных видах детской деятельности.
2.Продуктивно-познавательный: организация продуктивной деятельности: аппликация, лепка, рисование, конструирование, ручной труд, элементарное конструирование, театрализация, элементарное музицирование.
3.Результативно-диагностический через обобщение результатов детской деятельности: выставки, подарки для родителей, сюрпризы для друзей и другое
Основной формой организации процесса интеграции в детском саду является не интегрированное занятие, а интегрированный процесс в повседневной деятельности детей.
Сегодня на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Поэтому в своей работе я использую метод проектной деятельности. Совместно с музыкальным руководителем были разработаны и успешно реализованы творческие проекты:
Проект «Мамино тепло…» направленный на воспитание уважения и заботы, бережного отношения, желания помочь и делать приятное маме, самому дорогому человеку на земле, укрепления и развития детско-родительских отношений.
Проект «Классика - детям» направленный на приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в высокохудожественном исполнении, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию.
Проект «Россия – Моя Родина» направленный на воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Проект «Времена года» направленный формирование элементарных представлений о времени года, его периодичности, последовательности месяцев и времен года и отражение своих знаний и умений в творческой и музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста.
В образовательном процессе художественно-эстетического развития активно использую следующие технологии:
-технологию музейной педагогики. Произведения искусства, народные традиции, обычаи способствуют формированию нравственно-эстетического опыта, опыта чувств и отношений. Коллекционирование развивает умение систематизировать, обобщать, углублять познания. Воспитывая чуткость к красоте, добру, мы тем самым формируем у ребенка оценочные отношения к миру, деятельности. Для расширения кругозора детей и приобщения к миру прекрасного были организованы мини-коллекции, фото-выставки в группах детского сада, а также в фойе «Деревянная игрушка», «Стеклянное чудо», «Куклы народов мира», и др. Эти мини-коллекции помогли приобщить малышей к волшебному миру прекрасного.
-технологию сотрудничества, которая способствует формированию умения у дошкольников сотрудничать друг с другом. Я активно применяю модели для организации процесса, модели для организации групповой работы, модели – источников знаний для дошкольников, что позволяет детям в групповой работе не только определить цель задания (проекта), но и совместно спланировать свою деятельность, выполнить и оценить результат.
-мультимедиа технологии. Они обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия информации большинство чувственных компонентов ребенка. Мультимедийные технологии я применяю не только при решении задач обучающего характера, но и как средство эмоциональной разгрузки (н-р, интерактивные физкультминутки).
-методы нетрадиционных техник рисования, т.к. использование необычного и нестандартного материала позволяет деткам ощутить незабываемые эмоции, развиваются творческие способности, общий психический и личностный настрой ребят.
Интегрированный подход в проектной работе позволил сформировать у ребёнка этические, нравственные ценности посредством конкретных знаний и умений, успешно поддерживать высокий уровень мотивации в деятельности у воспитанников, что в конечном итоге и приводит к поставленным педагогическим целям. С помощью интегрированного подхода дети приобретают не только конкретные знания о предметах и явлениях, но и у них формируется целостная картина мира. Благодаря совместной работе над проектами развилось сотрудничество в детском коллективе, между детьми и взрослыми, педагогами и родителями.
Важную роль в реализации задач художественно-эстетического развития детей играет привлечение родителей к работе с детьми, поиск единомышленников.
Сотрудничество с семьей строится по следующим направлениям Слайд
Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. Работа носит целенаправленный, систематический, планомерный характер. Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности группы.
Интеграция разных видов детской деятельности показали положительные результаты.
В компетентностных изменениях можно отметить: богатый запас знаний детей: дети называют, узнают, описывают некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов;
в процессе восприятия произведений искусства обращают внимание на средства выразительности (цвет, линию, ритм, композицию и другие), некоторые особенности построения композиции в произведениях живописи и декоративно-прикладного искусства.
В личностных изменениях: уверенность в выборе изо материала и его применение; самостоятельность в использовании приёмов; сформированность навыков и умений в изодеятельности: самостоятельно сочетают изобразительные техники и материалы, поделки отличаются новизной, оригинальностью и индивидуальностью, появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, изобразительных средств и материалов, техник и способов создания изображения, целеустремлённость, ответственность в достижении поставленной цели.
Опыт работы позволяет сделать вывод, что интеграция разных видов детской деятельности оказывает положительное влияние на развитие творческих способностей детей, стимулирует к созданию ярких образов, развитию цветовосприятия, доставляет им радость, помогает воспитанию художественного вкуса.
Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, на районном методическом объединении.
В перспективе - продолжать планировать работу по совершенствованию системы художественно-эстетического воспитания детей в соответствии с ФГОС ДО, создавать условия для реализации творческого потенциала каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/25/picture-258672-1369468696.jpg)
Методическая статья комплексно-тематического планирования по развитию художественно-творческих способностей детей через знакомство со сказкой детей 5-6 лет
Методическая статья создана в помощь воспитателям ДОУ для развития художественно-творческих способностей детей через знакомство со сказкой детей 5-6 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/25/picture-258672-1369468696.jpg)
Методическая разработка комплексно-тематического планирования по развитию художественно-творческих способностей детей через знакомство со сказкой детей 4-5 лет
Методическая разработка направлена на развитие художественно-творческих способностей детей через знакомство со сказкой детей 4-5 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/25/picture-258672-1369468696.jpg)
Методическая разработка комплексно-тематического планирования по развитию художественно-творческих способностей детей через знакомство со сказкой детей 6-7 лет
Методическая разработка направлена на развитие художественно-творческих способностей детей через знакомство со сказкой детей 6-7 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/14/picture-346152-1392377803.jpg)
опыт работы по теме «Развитие художественно – творческих способностей детей, через ознакомление искусством бумажной пластики - оригами».
Современные социально - экономические условия побуждают систему образования уделять большое внимание проблемам творчества и формированию у детей качеств творческой личности в процессе обу...
Консультация для родителей "Развитие творческих способностей детей посредством интеграции образовательных областей при осуществлении образовательного процесса".
В консультации говортся о преимуществах интеграции образовательных областей при осуществлении образовательного процесса....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/22/picture-881064-1485079660.jpg)
План самообразования на период 2019-2024г.г. по теме: «Развитие музыкально-творческих способностей воспитанников через интеграцию образовательных областей с использованием современных образовательных технологий»
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музы...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/08/picture-1276117-1602140343.jpg)
Презентация "Развитие художественно –творческих способностей детей через интеграцию образовательных областей"
Становление эстетического отношения к окружающему миру...