ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ»
методическая разработка
Педагогическая технология
«Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам трудовой деятельности в ходе реализации проектов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_ped._tehnologii.docx | 588.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»
города Губкина Белгородской области
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ»
Автор: Ноздрина Н.Ю., воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка» города Губкина Белгородской области
Среди значимых сегодня направлений в работе дошкольной образовательной организации должна стать реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», где выделяется трудовое воспитание детей. В ФГОС ДО трудовое воспитание дошкольников предполагается осуществлять через формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, через воспитание трудолюбия.
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.
В свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования трудовая деятельность должна проходить в форме совместной деятельности взрослого и ребенка с учетом его желаний и потребностей, включенности воспитателя деятельность наравне с детьми, добровольного присоединения детей к элементарной трудовой деятельности без психического дисциплинарного принуждения. Следовательно, важна мотивация детей к трудовой деятельности.
К сожалению сегодня, проблеме трудового воспитания дошкольников стало уделяться меньше внимания. Труд детей в детском саду все чаще становится эпизодическим, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере. Достаточно полного представления о сущности трудолюбия нет как у воспитателей, так и у родителей. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста перестало быть ведущим направлением в образовательном процессе ДОУ.
Проведенный анализ организации трудового воспитания дошкольников были выявлены недостатки и затруднения:
Недостатки, затруднения в условиях:
- недостаточное количество учебно-методических пособий по формированию у дошкольников позитивного отношения к различным видам труда и трудолюбия;
- недостаточное оснащение предметно-пространственной среды (отсутствие современного технического оборудования, мультимедийных методических пособий и материалов, которые могли бы помочь реализовать задачи трудового воспитания, представленные в области Социально-коммуникативное развитие).
Недостатки, затруднения в основном процессе:
- не достаточно используется современный комплекс методов и технологий при ознакомлении с трудом и профессиями взрослых и формировании позитивных установок к различным видам труда;
- не в полной мере используются схемы, модели, алгоритмы при обучении детей разным видам труда;
- не всегда отражаются различные виды и формы труда в альбомах, выставках;
- слабо поддерживается связь с семьей в этом направлении (совместные творческие проекты, трудовые десанты, благотворительные акции).
Нами было проведено анкетирование родителей по вопросу трудового воспитания в семье.
Результаты анкетирования родителей
- Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?
нет – 73%
да – 27%
- Привлекаете ли вы ребенка к совместной работе?
нет – 84%
да – 16%
Наиболее типичной проблемой, связанной с формированием у детей положительного отношения к труду и его результатам, является негативная позиция взрослых по отношениюкстараниям детей, которая выражается в следующих высказываниях: «у меня не хватает терпения смотреть, как они долго возятся!», «Я сама сделаю лучше и быстрее». В этих наиболее типичных высказываниях отражена проблема как в организации элементарной трудовой деятельности детей к ней.
Как следствие всего вышеназванного выявляются недостатки, затруднения в результатах:
У большинства детей:
- недостаточно сформированы интерес к различным видам и формам труда;
- дети не проявляют интереса к совместному труду со сверстниками и со взрослыми;
- недостаточно сформированы трудовые умения и навыки;
- дети с трудом подбирают объекты трудовой деятельности.
На основе выявленных недостатков по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества возникает проблема: современные дети не готовы самостоятельно решать возникающие жизненные задачи, касающиеся различного вида труда и творчества.
В решении данной проблемы необходимо:
во - первых стремиться устранять недостатки в образовательном процессе;
во - вторых помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта трудовой деятельности;
в - третьих развивать желания и потребности детей в получении определенных трудовых умений.
Ведущая педагогическая идея заключается в использовании педагогических проектов, как эффективного средства формирования позитивных установок к различным видам труда.
Проведенный анализ педагогической и методической литературы позволил сделать выводы, что на сегодняшний день:
- определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и др.);
- выделены формы организации детей в труде (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова);
- изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, ЯЗ. Неверович, А.Г. Тулегенова, М.В. Крулехт и др.);
- рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова);
- исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.).
Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, СМ. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие).
В своей работе опираемся на позиции педагогов и психологов, которые изучали значение труда как фактора развития личности ребенка: П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.
Новизна технологии состоит в создании авторской системы работы педагога по формированию позитивных установок к различным видам труда у детей дошкольного возраста посредством реализации педагогических проектов.
Реализация педагогических проектов предполагает решение следующих задач:
- знакомство с профессиями, людьми труда, инструментами и орудиями труда, результатами деятельности человека в различных сферах, взаимосвязи разных профессий, проводится с помощью ИКТ;
- формирование у детей трудолюбия, через обучение детей ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели, то есть использовать системно-деятельностный подход;
- развитие умения самостоятельно и творчески осуществлять освоенные виды трудовой деятельности в форме осознания дошкольником трудовой деятельности как взаимосвязи пяти компонентов: замысел, материал, инструменты, действия, результат. «Лесенка успеха» ( Н.М. Крылова);
- в работе с родителями использовать формы работы, которые предполагают их активное включение в проект на всем протяжении работы площадки «Календарь трудовичка»
- связь с социумом.
Система
формирования позитивных установок
к различным видам трудовой деятельности
у детей дошкольного возраста
Система формирования позитивных установок к различным видам трудовой деятельности у детей дошкольного возраста «Азбука трудолюбия» предполагает реализацию трех проектов (срок реализации одного проекта 1 год), в которых учитывается принцип возростосообразности. В ходе реализации проектов используем следующие методы, приемы и формы организации деятельности.
Методы и приемы трудового воспитания детей
I группа методов: формирование нравственных представлений, суждений, оценок.
- решение маленьких логических задач, загадок;
- приучение к размышлению, логические беседы;
- беседы на этические темы;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций;
- рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций;
- просмотр телепередач, диафильмов, видеофильмов;
- задачи на решение коммуникативных ситуаций;
- придумывание сказок.
II группа методов: создание у детей практического опыта трудовой деятельности.
- приучение к положительным формам общественного поведения;
- показ действий;
- пример взрослого и детей;
- целенаправленное наблюдение;
- организация интересной деятельности (общественно-полезный труд);
- разыгрывание коммуникативных ситуаций;
- создание контрольных педагогических ситуаций.
Формы и методы образовательной деятельности
4 – 5 лет, 5 – 6 лет, 6 – 7 лет
Задачи и содержание работы | Формы работы | ||||
Непосредствен- но образовательная деятельность | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | ||
Развитие трудовой деятельности Самообслуживание | Наблюдение Беседа Игровая ситуация Упражнение | Совместные действия (показ) Наблюдение Поручение Напоминание | Все виды самостоятельной детской деятельности | Личный пример Беседа Совместная деятельность | |
Хозяйственно-бытовой труд | Совместный труд Наблюдение Поручение Рассматривание иллюстраций Игра (дидактическая и творческая) | Совместные действия (показ) Поручение Наблюдение Игра Дежурство | Создание соответствующей предметно- развивающей среды Совместный труд детей | Совместный труд детей и взрослых Личный пример | |
Труд в природе | Совместный труд детей и взрослых Беседа Чтение художественной литературы Дидактическая игра | Совместные действия (показ) Поручение Наблюдение Игра Дежурство | Создание соответствующей предметно- Развивающей среды Ведение календаря природы | Совместный труд детей и взрослых Личный пример Беседа Консультация | |
Ручной труд | Совместная продуктивная деятельность детей и взрослых | Совместные действия (показ) | Создание соответствующей предметно- Развивающей среды Продуктивная деятельность | Творческие задания Выставка Совместный труд детей и взрослых | |
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам | Беседа Чтение художественной литературы | Беседа Чтение художественной литературы | Все виды самостоятельной детской деятельности | ||
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека | Экскурсия Ситуация общения | Наблюдение Беседа Чтение художественной литературы Рассматривание картин |
Формы организации трудовой деятельности:
- поручения:
- простые и сложные;
- эпизодические и длительные;
- коллективные.
- дежурства.
- коллективный труд.
Требования к организации детского труда
Систематичность детского труда | Педагогический процесс необходимо строить так, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка |
Постепенность рабочей нагрузки | Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Не посильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства «мышечной радости» (Е. А.Аркин), что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. |
Подбор оборудования для труда | Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место. |
Создание в группе трудовой атмосферы | Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя – постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Принимаясь за любое дело, воспитатель непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу. |
Подробнее познакомится с педагогической технологией, предлагаем на примере проекта «Клуб мастеров» для детей 6-7 лет.
Цель проекта: увеличение уровня сформированности позитивных установок к различным видам трудовой деятельности у детей дошкольного возраста с 48% до 85% к 31 мая 2017 года.
Способ достижения цели: создание системы формирования позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам трудовой деятельности.
Результат проекта: реализован цикл мероприятий, позволяющий увеличить уровень сформированности позитивных установок к различным видам трудовой деятельности у детей дошкольного возраста с 48% до 85%.
Требования к результату проекта:
- конкретизированы структура и содержание видов и форм труда детей дошкольного возраста;
- определены критерии и уровни сформированности трудовых умений и навыков и трудолюбия у детей дошкольного возраста;
- разработан цикл мероприятий формирования позитивных установок к различным видам труда и его результатам у детей дошкольного возраста;
- создана предметно-пространственная среда группы;
- проведено не менее 3 акций «Трудовой десант»;
- проведено не менее 3 консультаций для родителей по формированию позитивных установок к различным видам трудовой деятельности.
Работа по реализации проекта включает в себя 4 блока:
- Создание предметно-пространственной развивающей среды
- Работа с детьми
- Работа с родителями
- Организация взаимодействия с социальными институтами.
В процессе создания предметно-пространственной развивающей среды мы соблюдали требования ФГОС ДО. Насыщенность среды соответствует:
- возрастным возможностям детей;
- образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, оборудованием и инвентарем.
Предметно – пространственная развивающая среда по формированию позитивных установок к различным видам труда для детей старшего возраста включает 3 зоны:
- Самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд
- Труд в природе
- Ручной труд
Также в группе организована зона дежурств - «Мы - дежурим». Здесь находятся наглядные модели, которые отражают различную последовательность трудовых действий, алгоритмы сервировки столов к завтраку, обеду и полднику, соответствующая атрибутика (фартуки, трудовой инвентарь, графики дежурств).
Формирование позитивных установок к различным видам трудовой деятельности в образовательном процессе детском саду проводится через систематизацию и организацию различных видов труда:
- по самообслуживанию;
- хозяйственно-бытового;
- труда в природе;
- ручного труда.
Каждый вид трудовой деятельности имеет свои особенности, свою цель, свое содержание. Такая организация и систематизация дает нам возможность определить работы, к которым целесообразно привлекать детей старшего дошкольного возраста, а также значимость в процессе формирования позитивного отношения к различным видам труда.
Мы учитываем своеобразие трудовой деятельности детей:«субъективная значимость труда», то есть оценка результата не с точки зрения выполненного объема работы, а с учетом проявления заботливости, настойчивости, затраченных трудовых или волевых усилий.
В процессе формирования позитивных установок у детей к различным видам трудовой деятельности используем как традиционные формы работы, такие как:
- поручения: простые и сложные; эпизодические и длительные; коллективные.
- дежурства.
- коллективный труд.
Так и нетрадиционные:
- акции «Трудовой десант» - дети оказывают посильную помощь в ремонте книг, посадки «огорода на окне» в младших группах, участвуют в посадке аллеи выпускников.
- организация и проведение квест-игры «В мире профессий»
-организация и проведение мастер-классов «Путешествие в мастер-град» с участием учащихся колледжа.
Заключительным мероприятием реализации данного блока работ станет «Праздник труда».
Для решения проблемы по формированию позитивных установок у детей к различным видам труда необходимо уделять больше внимания совместной работе детского сада и семьи.
Мы используем следующие формы и методы работы с родителями:
- организация работы семейного клуба «Умелые руки»
- увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий: благоустройство территории: оформление участков групп, совместное с родителями сооружение зимних построек – акции «День добрых дел». Совместные творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, огородов на окне и др.), фотовыставки «Семейный вернисаж профессий». Оформление групповых комнат к праздникам.
- привлечение родителей в образовательную деятельность (создание мини-музеев «Умелые руки наших мам», «Предметы старины», календаря профессиональных праздников, создание и ведение «Календаря трудовичка» и др.). Встречи с интересными людьми (из числа родителей).
- рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей).
Данные формы работы предполагают активное включение родителей в реализацию проекта на всем протяжении работы.
Блок работ по организации взаимодействия с социумом включает в себя такие формы работы как:
- Организация профориентационных экскурсий
- Тематические встречи
- Мастер-классы с участием учащихся колледжа
В заключении хотелось бы отметить, что по нашему мнению процесс формирования позитивных установок детей дошкольного возраста к различным видам трудовой деятельности может быть эффективным при определенных условиях, к которым относятся:
- эмоционально-положительная атмосфера;
- развивающая среда и трудовое оборудование;
- дозированная нагрузка;
- учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда.
И хотелось бы вспомнить слова великого педагога В. А. Сухомлинского: «Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим».
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ТРУДА И ТРУДОЛЮБИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Диагностика сформированности позитивных установок к различным видам труда и трудолюбия у детей дошкольного возраста содержит показатели ценностно-мотивационного, личностного, деятельностного и когнитивного компонентов.
Диагностика может проводиться только с разрешения родителей (законных представителей). Протокол диагностики заполняется воспитателями совместно с педагогом - психологом на основе наблюдения за ребенком в различных ситуациях в течение дня.
Формирование позитивных установок к различным видам труда
и трудолюбия в средней группе
Ф. И. ребенка | Хозяйственно – бытовой труд | |||||||||
Проявляет интерес к поддержанию порядка в групповой комнате, на участке, стараются помогать взрослым | Проявляет самостоятельность принаведении порядка в групповой комнате | Владеет навыками трудовых действий (протирает пыль, убирать игрушки, инвентарь) | Итоговый показатель (среднее значение) | |||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | |||
Формирование позитивных установок к различным видам труда и трудолюбия в старшей группе | ||||||||||
Ф. И. ребенка | Хозяйственно – бытовой труд | |||||||||
Проявляет интерес поддерживать порядок в помещении и на участке | Самостоятельно мыть, протирать, расставлять, раскладывать игрушки, пособия | Владеет навыками- подготавливать рабочее место, соблюдая последовательность действий | Итоговый показатель (среднее значение) | |||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | |||
Формирование позитивных установок к различным видам труда и трудолюбия в подготовительной группе
Ф. И. ребенка | Хозяйственно – бытовой труд | ||||||||
Проявляет интереск трудолюбию, поддерживать порядок в помещении и на участке | Самостоятельно мыть, протирать, раскладывать игрушки, подметать, очищать дорожки, поливать песок | Владеет навыками- планировать свою трудовую деятельность | Итоговый показатель (среднее значение) | ||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | Май | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие свободного общения детей дошкольного возраста в процессе организации различных видов детской деятельности
Опытно-экспериментальная работа по теме "Развитие свободного общения у детей дошкольного возраста....
«Организационные и психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества»
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом свои...
Организационные и психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества
Социальная значимость труда в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определённое значение. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствует...
Обобщение опыта: «Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и навыков трудовой деятельности».
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства....
Кружковая работа с детьми младшего дошкольного возраста на основе интеграции различных видов детской деятельности «Ладушки в гостях у любимой бабушки»
Программа «Ладушки в гостях у любимой бабушки» разработана для знакомства детей 1-й младшей группы с русским народным фольклором. Художественная система русского фольклора богата и своеобр...
2021г. Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Актуальность проекта:- утрата связи с традиционными духовно-нравственными ценностями;- превалирование материальных ценносте...
Вечер вопросов и ответов «Педагогические условия формирования творческих способностей детей дошкольного возраста в интеграции с другими видами детской деятельности»
В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые...