Круглый стол. Выступление «Научно-методическая и инновационно-преобразующая деятельность методических объединений – основа системного развития творческой инициативы педагога и реализации педагогических технологий при подготовке детей к школьному обучению»
проект (подготовительная группа)
Выступление на РМО воспитателей групп старшего и младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_2017-18u.g.docx | 29.85 КБ |
Предварительный просмотр:
РМО воспитателей групп старшего и младшего дошкольного возраста
Сообщение
«Научно-методическая и инновационно-преобразующая деятельность методических объединений – основа системного развития творческой инициативы педагога и реализации педагогических технологий при подготовке детей к школьному обучению»
Круглый стол воспитателей групп младшего и старшего дошкольного возраста «Роль РМО воспитателей групп младшего и старшего дошкольного возраста в улучшении качества образования дошкольников»
Подготовила: Григорьева Татьяна Алексеевна
(воспитатель МДОУ детского сада
общеразвивающего вида №28 «Ласточка»)
24 октября 2017
Библиотека им. Лажечникова
Современный педагог ДОУ должен быть всесторонне компетентен, постоянно повышать свой профессиональный уровень и личностную культуру. Одной из эффективных форм системы непрерывного образования педагогов ДОУ является методическое объединение.
Практика показывает, что для профессионального роста педагога очень важно общение среди коллег. В ходе работы педагогического сообщества повышается профессиональная компетентность педагогов, развивается творческая инициатива, улучшается качество образовательной деятельности ДОУ, возникает интерес к изучению опыта коллег и представлению собственного опыта.
Научно-методическая и инновационная деятельность методических объединений является основой реализации педагогических технологий при подготовке детей к школьному обучению.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Для того чтобы ребенок мог овладевать новыми знаниями, умениями, навыками, личностными новообразованиями в начальной школе, необходима серьезная подготовка будущего ученика к школьному обучению в ДОУ. Одной из перспективных технологий, способствующих решению выше сказанных задач, является технология проектной деятельности (метод проектов).
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
В своей профессиональной деятельности я активно использую эту инновационную технологию. Работая над проектом, я изучаю тематику проекта, подготавливаю предметно-пространственную развивающую среду. Ввожу детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт. Заинтересовываю каждого ребенка тематикой проекта, поддерживаю его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. При составлении совместного плана с детьми над проектом поддерживаю детскую инициативу. Тактично рассматриваю все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. Соблюдаю принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. В ходе работы над проектом создаю атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход. Развиваю творческое воображение и фантазию детей. Ненавязчиво вовлекаю родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. На заключительном этапе проекта готовлю презентацию и итоговое мероприятие.
Для повышения социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию качеств, необходимых для успешного включения их в школьную жизнь мною был разработан и реализован познавательно-творческий, долгосрочный (учебный год) проект «Учиться – всегда пригодится!». В проекте принимали участия наши воспитанники, их родители, и педагоги: воспитатели, специалисты и учителя школы. Возраст воспитанников: 5-7 лет.
Актуальность проекта:
обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Задачи:
-формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
-формирование представления о школе и положительное отношение к школьной жизни;
-создание условий для информированной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.
В нашем проекте мы охватили все образовательные области. Знакомясь с окружающим миром, мы с детьми ходили на экскурсию в школу. Посетили уроки, познакомились с учителями. В беседах мы познакомились со школьными профессиями, узнали кто такие первоклассники и что же такое школа. Выяснили, что главная школьная профессия – это учитель.
Развивая речь, мы составляли монологические рассказы «Почему я хочу учиться в школе». Представляли с детьми, каким будет первый их день в школе. Выучили пословицы и поговорки на эту тему.
Очень нравилось детям художественное творчество. Мы лепили из пластилина алфавит. А ребята проявили инициативу и еще слепили начальные буквы своего имени. Конструируя из бумаги, сделали карандашницы, закладки для книг «Карандаш», фигурки «Школьника».
Ребята работали в тетрадях в клеточку, прописях. Развивая мелкую моторику, составляли цифры из счетных палочек, занимались штриховкой, писали графические диктанты.
Заучивали скороговорки и пословицы о цифрах, дети участвовали в конкурсах: «Умники и умницы», «Я готов учиться в школе», «Математический конкурс».
В совместной деятельности ребенка с взрослым проводили беседы о том, какие предметы-помощники есть в школе, просматривали презентации на школьную тему: «Маша идет в школу», «Школьные принадлежности», обсуждали правила поведения со сверстниками.
Представляли себе школу прошлого, рассматривая репродукции известных картин, и сравнивали ее со школой настоящего времени.
Мы проигрывали разные проблемные ситуации: «Телефоны помощи», «Я потерялся», «Волшебные слова». Составили с детьми подробный маршрут от дома до школы.
Также читали произведения о школе, взяв книги в библиотеке дома культуры, смотрели мультфильмы.
Детям, в ходе реализации проекта, предлагались различные развивающие игры по обогащению словаря, по грамматике, логике, на развитие внимания и памяти: «Помоги Буратино собрать ручку», «Быстрый ластик», «Помоги Шпунтику собрать цепочку из скрепок», «Обведи школьные принадлежности», «Поточи карандаши», «Помоги собрать карандаши Мальвине», «Помоги Буратино измерить предметы», «Игрушки, школа, спорт», «Помоги собрать портфель Незнайке», «Раздели слова на слоги». Оформили выставку шариковых ручек.
Проводили игры и игровые упражнения, способствующие развитию дружеских отношений: «Добрые слова», «Мое настроение», «Извинялки», «Не разлей вода», «Что я испытываю», «Клубочек», «Хорошо-плохо».
Подготовили и показали малышам кукольный спектакль «Теремок», способствующий развитию дружеских отношений.
Для физического развития и укрепления здоровья составили режим дня школьника, проводили: п/и («Урок – перемена», «Мы веселые ребята», «Светофор», «Делай, как я!», «Разведчики», «Линеечка»), пальчиковую гимнастику( «Переменка», «Портфель», «В школу», «Карандаш», «Мы писали, мы писали»), зарядку для глаз «Ах, как долго мы писали», игры, которые помогают тренировать внимание («Угадай, что изменилось?», «Кто во что одет?», «Найди отличия», «Построй в темноте») , физкультминутки на школьную тематику.
А еще дети ходили в школу, где с ними проводила занятия будущая их учительница. Она посещала и наши занятия в группе, приняла участие в родительском собрании и была гостьей РМО воспитателей. К нам в группу приходили ученики нашей школы. Они рассказывали детям о школьной жизни, читали книги, давали разные веселые советы. В самостоятельной деятельности ребята играли в школу, в библиотеку.
Конечно же, большой вклад в организацию проекта внесли родители воспитанников. Для них было подготовлено много информации: папки-передвижки, консультации, выступления, презентации, рекомендации.
Проведено анкетирование «Готов ли ваш ребенок идти в школу?», тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу».
В ходе проекта провели семейный мини - проект «История школьных принадлежностей». Семейный проект позволил не только вовлечь детей и родителей в совместную деятельность, но расширил возможности их творческого развития.
Оформили фотовыставку « Мы тоже были школьниками».
На родительском собрании мы обсудили вопрос «Ваш ребенок – будущий первоклассник». Наших родителей очень волновали вопросы «Как научить усидчивости?», «Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к школе», «Где набраться терпения?»
В завершение проекта была организована фото - выставка «Мы хотим в школу!», подготовлена презентация проекта «Учиться – всегда пригодится!», выпускной бал «До свиданья детский сад. Здравствуй школа!»
В конце учебного года (май) был проведен мониторинг, который показал, что у детей сформированы целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, учебно-познавательный мотив и все дети готовы к школе.
Заключение:
Дети получили элементарные представления об учебном процессе школы, о школьной жизни учеников, о роли школы в жизни человека. У детей сформирована личностная готовность к школе, положительная школьная учебная мотивация.
Родители ознакомились с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста, с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».
В начале 2017 – 2018 учебного года будет проведена диагностика адаптации первоклассников к школе. По ее результатам мы сможем сказать, какой уровень сформированной внутренней позиции школьника (учебной мотивации, коммуникативных умений, умения выполнять работу по инструкции учителя и самостоятельно) покажут бывшие воспитанники детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая программа развития и обучения детей старшего дошкольного возраста «Использование песка для формирования образа буквы и развития произвольной регуляции при подготовке детей к школьному обучению»
Программа состоит из 35 планов – конспектов занятий с детьми старшего дошкольного воз...
Эффективность педагогического опыта с точки зрения достигнутых результатов по программе "Использоание песка для формирования образа буквы и развития произвольной саморегуляции при подготовке детей к школьному обучению""
По результатам взаимодействия с общеобразовательными школами в рамках преемственности детский сад – школа, тесное сотрудничество...
Влияние психолого-педагогической компетентности родителей на уровень подготовки детей к школьному обучению.
Первый школьный звонок… Как много ожиданий, надежд, волнений связы¬вают дети, родители, воспитатели детского сада с этим словом. Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождени...
Роль художественно - творческой деятельности "Рисование - линейная графика" в подготовке детей к школьному обучению"
Трудности в освоении грамоты, как правило, обусловлены особенностями психофизиологического развития ребенка, его неумением соотнести абстрактно - условные знаки с конкретными явлениями и предметами, ...
Конспект занятия педагога-психолога по подготовке детей к школьному обучению
Конспект занятия педагога-психолога по подготовке детей к школьному обучению...
Консультация для родителей "Педагогическая помощь родителям в подготовке детей к школьному обучению"
Рекомендации для родителей по подготовке детей к школе...
"Вспомним лета тепло!" -Опыт психолого-педагогического сопровождения при подготовке детей к школьному обучению в летний период.
Лето- это удивительная пора и для взрослых и для детей.Именно в этот период ребята проводят много времени на свежем воздухе и очень важно организовать их жизнь так, чтобы каждый день им приносил что-т...