ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ- БИЛИНГВОВ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ ЧУВАШСКОЙ РЕЧИ
статья (старшая группа)
Аннотация. В данной статье представлены некоторые особенности развития у детей- билингвов связной чувашской речи в условиях внедрения ФГОС ДО Авторами обозначены некоторые трудности овладения навыками чувашской связной речи детьми-билингвами и особенности организации образовательной деятельности дошкольников с учетом национально- регионального компонента. Ключевые слова: речь, связная чувашская речь, билингвизм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ- БИЛИНГВОВ
НАВЫКОВ СЯЗНОЙ ЧУВАШСКОЙ РЕЧИ
Аннотация. В данной статье представлены некоторые особенности развития у детей- билингвов связной чувашской речи в условиях внедрения ФГОС ДО Авторами обозначены некоторые трудности овладения навыками чувашской связной речи детьми-билингвами и особенности организации образовательной деятельности дошкольников с учетом национально- регионального компонента.
Ключевые слова: речь, связная чувашская речь, билингвизм.
Глобальные перемены происходят настоящее время дошкольных образовательных учреждениях, связанные с ФГОС ДО, «Закона об образовании в Российской Федерации» и других нормативных и правовых документов. Известно, что речь - это инструмент развития Высших отделов психики, формирования личности в целом. В условиях многоязычия и поликультурности региона освоение детьми речи протекает сложнейшей обстановке, отягощенной интерференцией контактирующих культурно-языковых систем [3]. [4], [5].
Результаты научных исследований подтверждают, что двуязычие положительно влияет на развитие у детей памяти, внимания, логического мышления. Доказано, что полноценно
развивающиеся билингвы, как правило, хорошо учатся и лучше других усваивают абстрактные науки и другие иностранные языки.
В нашей республике развитие речи детей дошкольного возраста протекает в условиях естественного билингвизма. Полноценное освоение русского и чувашского языков является ведущим средством полноценной реализации Закона « О языках в Чувашской республике». Одним из вопросов, который рассматривается в рамках изучения билингвизма - это методика обучения второму (чувашскому) языку. Особенности и трудности обучении дошкольников второму языку определены в работах К. Андреева, А. Асадулина, А. Богуш, А. Величук, Е. Д. Поливанова, Л. В. Щербы, С.И.Бренштейна, Т. В. Булгаковой, В. Ю. Розенивейга. Л. М. Уман, Е. М. Верщагина, Г.Г. Буржунова, Ю. Ю. Дешериевой, А. Е. Супрун, К. 3. Закирьянова, Л. В. Бондарко, Н. Имедадзе, Л. Калининой, Е. Ю. Протасовой и дp. Проблемы формирования фонематической культуры русского языка у чувашско язычных дошкольников изучали также Т.С. Гусевой [3]. Наиболее сложным и малоизученным является вопрос развития у детей навыков связной речи на втором языке.
Под связной речью понимается последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, сязано и последовательно излагать свои мысли на неродном (чувашском) языке. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. В чувашской связной речи отражается логика мышления ребенка на чувашском языке, его умения осмысливать и воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической последовательности, чего крайне сложно добиться при сложившейся системе организации образовательной деятельности. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об его речевого развития. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от овладения им связной речью.
Современные дошкольные учреждения испытывают острую нужду в методических рекомендациях и дидактических материалах по обучению детей чувашскому.
В обучении второму языку, в особенности развитии связной речи, важная роль принадлежит целенаправленному обогощению их словарного состава. Слово выступает основным средством и формой самовыражения личности малыша, служит средством общения и регуляции его поведения. Важно учесть, что лексические единицы в языке представлены в определенной системе. Нет вообще таких слов, которые находились бы отдельно, изолированно. Этим и объясняется особая продуктивная овладения иноязычными словами в их парадигматических связях и отношение: Л.С. Выготский, А. Р. Лурия считают, что наличие « семантического поля» позволяет человеку быстро производить отбор слои в процессе общения. При условии, если человек забыл слово и оно как бы находится «на кончике языка», ищет его в «семантическом поле».
О.С. Ушакова считает, что овладение связной монологической речью- одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей, познавательной активности ребенка и т. п.
Исследователями установлено, что характер связной речи детей на втором языке зависит, прежде всего, от того, общается ребенок со взрослым или сверстниками. Доказано, что в общении со сверстниками дети в 1,5 раза чаще употребляют сложные предложения, чем в общении со взрослыми; почти в 3 раза чаще прибегают к прилагательным, передающим их этическое и эмоциональное отношение к людям. предметам и явлениям, в 2,3 раза чаще используют наречия места и образа действия.(А. Г. Рузская).
Формирование у русскоязычных дошкольников навыков чувашской устной речи - сложный процесс. Очень важно, чтобы он строился на основе концептуальных учений современной дидактики, научно-обоснованных методов и приемов, обеспечивающих высокое качество обучения и гармоничное развитие личности ребенка, педагогических исследований в области развития речи детей с учетом более чем векового опыта обучения дошкольников второму языку в различных странах и конкретных социальных условий его осуществления.
Чувашский язык для немалого числа дошкольников. функционирует как иностранный. Но этот термин по отношению к чувашскому языку в Чувашской Республике никак не может нас устраивать. Оно непривычно и вызывает внутренний протест. В этой связи интересна точка зрения А. С. Маркосяна, который считает целесообразным для практически любого изучаемого языка употреблять в обобщенном значении термин, заимствованный из французского языка и не вызывающий негативных ассоциаций, а именно «живой язык». Однако термин «живой язык» пока не укрепился, и мы будем употреблять термин «неродной язык», имея ввиду не иностранный, то есть не язык «иной страны».
Одним из ведущих факторов, обуславливающих успешность речевой реализации, является функционирование слухового контроля. Это важное звено данной схемы, «осуществляющее корректирующую и управляющую связь между эффектом реализации и программой». Организация обучения чувашской речи как неродной в русскоязычных дошкольных учреждениях заметно особенно при отсутствии условий естественного, непроизвольного формирования иноязычных речевых навыков и умений, при отсутствии необходимых для этого факторов, главным образом - языковой среды. Преимуществом и в то же время основным недостатком, вызывающим затруднения при раннем изучении неродного языка, является то, что все обучение вынуждено строиться как удовлетворение познавательных, личностных, психофизиологических потребностей и возможностей ребенка. Итак, педагогические условия развития у детей - билингвов навыков связной чувашской речи представляют ту среду и ту обстановку, в которой они возникают, существуют и развиваются.
Литература
1. Артемьева, Т. В. Вопросы методики обучения грамоте в чувашской школе / Т. В. Артемьев-
Чебоксары: Чуваш гос. пед. ун-т, 2003. - 86 с.
2. Бычкова Н. В. Развитие у чувашских детей дошкольного возраста навыков русской устной речи / Н.В. Бычкова //
Дисс… канд…. пед… Наук, Чебоксары, 2005
3. Гусева Т. С. Сравнительный анализ уровней развития фонетико-фонематических систем русского и чувашского языков у чувашскоязычных дошкольников // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева - 2011.-№4
4. Иванова, Н. В. Билингвальное образование дошкольников / H. В. Иванова // Современные:
проблемы науки и образования. - 2013. - № 4. - С. 214.
5. Михайлова, С. Г. Формирование механизмов чувашской речи у русскоязычных дошкольники пятого года жизни при обучении литературному произношению / С. Г. Михайлова. - Чебоксары: Чувш гос пед ун-т, 2005. - 163 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование навыков связной описательной речи. Описание натурального предмета – яблока».
Представленный материал опирается на методику развития связной речи для детей с системными нарушениями В.К.ВОРОБЬЁВОЙ....
Рекомендации по развитию навыков связной монологической речи старших дошкольников с ОНР
В данной разработке представлены интересные виды работ по развитию навыков связной монологической речи для детей с нарушением языкового/ семантического компонента...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ С ОПОРОЙ НА ГРАФИЧЕСКИЙ ПЛАН.
консультация для логопедов на тему:Формирование навыков связной описательной речи на примере текстов параллельной структуры с опорой на графический план. ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ ЦЕПНОЙ СТРУКТУРЫ.
консультация для логопедов на тему:Формирование навыковсвязной повествовательной речи на примере текстов цепной структуры....
Формирование навыков связной повествовательной речи с использованием предметно-графического плана
В статье представлен практический опыт работы по авторской методике В.К. Воробьёвой по формированию у детей навыков связной повествовательной речи с использованием предметно-графического плана. Одним ...
Особенности развития и формирования словаря и связной речи у дошкольников
Особенности развития и формирования словаря и связной речи у дошкольников...