Рекомендации по развитию навыков связной монологической речи старших дошкольников с ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
В данной разработке представлены интересные виды работ по развитию навыков связной монологической речи для детей с нарушением языкового/ семантического компонента
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_razvitiyu_navykov_svyaznoy_rechi.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по развитию навыков связной монологической речи старших дошкольников с ОНР
Значение нормального развития связной речи очень велико. Для полноценного общения, для того, чтобы ребенок уверенно и комфортно чувствовал себя в обществе, необходимо, чтобы речь ребенка была правильной, логичной, чтобы он четко произносил все звуки родного языка, грамматически правильно строил предложения, обладал связной речью.
Однако развитие связной речи у детей с ОНР и до настоящего времени представляет собой актуально проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников и социальной адаптации детей с ОНР.
В ходе исследования и анализа последних данных можно сделать вывод о том, что процесс развития связных высказываний у дошкольников с ОНР характеризуется общими и специфическими особенностями как внутреннего программирования, так и внешнего оформления связных высказываний. [1]
Проанализировав высказывания детей c ОНР III уровня речевого развития с точки зрения семантического программирования и полноты языкового оформления, можно прийти к выводу, что характер ошибок не является однородным. Наблюдаются ошибки смыслового (семантического) программирования и языкового оформления высказывания. Наличие таких ошибок является основанием для выявления межгрупповых различий и распределения испытуемых на две группы:
- дети с нарушением семантического (у них преимущественно нарушена цельность и связность высказывания).
- дети с нарушением языкового компонента (дети, в речевой продукции которых были отмечены многочисленные лексико-грамматические ошибки).
На основании выделенных групп детей, предлагаются следующие направления по данному виду работы для каждой из групп детей.
Для первой категории детей, с нарушением семантического компонента предлагается уделять внимание коррекции:
- цельности высказывания;
- связности высказывания;
В логопедической работе по формированию цельности текста можно предложить следующие виды заданий:
- разложить картинки в правильной последовательности по прослушанному тексту;
- исправить ошибку в серии картинок;
- найти недостающую картинку среди ряда фоновых картинок;
- восстановить нужный порядок серии картинок по памяти;
- разложить две серии картинок (по двум сюжетам);
- подобрать предметные картинки к картинкам из серии (по памяти, по зрительному восприятию);
- изобразить то, что произошло (в театрализованной игре);
- нарисовать рисунок (сделать аппликацию) по сюжету серии картинок;
При отборе серий сюжетных картинок и последующего включения их в логопедическую работу над монологической речью нужно учитывать, что наиболее удачными являются те серии, в которых ярко выражена динамика сюжета, прослеживается завязка, кульминация и развязка. Сложности в работе могут вызвать серии картинок, в которых рассказ может быть начат с любого фрагмента сюжета.
При отработке связности текстов и обучении умению создавать повествовательный текст по серии картинок, можно использовать следующие упражнения:
- Называние предметов указанного цвета, назначения, сделанных из того или иного материала;
- Называние действий, выполняемых различными персонажами серии картин;
- Поочередное заканчивание предложений, начатых логопедом;
- Узнавание предмета или объекта, изображенного на картинке по его описанию;
- Показ нужной картинки из серии по «опорному слову» (выраженному существительным, прилагательным, глаголом);
- Рассказ по серии картинок в случае, когда открыты первая и четвертая картинка (по заданному началу и итогу), когда открыты первая и вторая картинка;
- Придумывание названия для серии картинок;[ 2]
Для категории детей с нарушением языкового компонента предлагается развивать лексико-грамматический строй речи по следующим основным направлениям:
- коррекция лексики;
- коррекция грамматического строя речи;
Для первого направления предлагаются такие задания, как:
- «Назови по-другому»
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т.д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т.д.).
- "Слова мячики".
Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "дождливый". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "солнечный". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.
- "Подбери слово".
Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, осень какая? (теплая, дождливая, пасмурная). Листья какие? (желтые, красные. кленовые, осиновые).
- "Кто что умеет делать".
Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать щенок? (лаять, сторожить, прыгать, бегать, спать, играть, и т.д.).
- "Волшебная цепочка".
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "щенок", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Дальше кто-то отвечает, например, "кость". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "миска" и т.д.
Работа по развитию грамматического строя речи может осуществляться в таких видах заданий как:
- Ответы на вопросы взрослого. Например, в какое время года щенок оказался на улице? Кто пришел на помощь щенку?
- «Он-она-оно-они» Взрослый просит ребенка найти на картинках такое изображение, которому подходит слово «он»/ «она» / «оно» / «они»
- «Один-много» Назвать на картинках предметы, про которые можно сказать один/много
- «Закончи предложения» Взрослый начинает предложение по серии картинок, а ребенок его заканчивает. (Щенок заблудился на…)
Литература:
1.Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - изд. 2-е. / В. П. Глухов. - М.: Просвещение, 2004. - 345 с.
2.Лебедева, И.Н. Серия сюжетных картинок в логопедической работе с дошкольниками с системным нарушением речи / И.Н. Лебедева // РГПУ им. Герцена. 2014. – 258 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал по развитию связной монологической речи старших дошкольников
Вашему вниманию предлагается подборка лексических, грамматических игр и упражнений, а также дидактические игры и упражнения с использованием разнообразных видов моделей, направленные на развитие монол...
Конспект занятия по развитию связной монологической речи старших дошкольников с ОНР на тему "Путаница"
Занятие №2...
Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников.
Делюсь с коллегами своей идеальной дипломной работой.Думаю, там можно найти много полезного. Желаю успехов!!!!...
Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников
Обучение детей творческому рассказыванию начинается в старшем возрасте. У детей уже развиты речевые навыки, умение самостоятельно выбирать развитие сюжета. Сейчас необходимо научить детей выстраивать ...
Формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР на занятиях по обучению рассказыванию.
Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку - развитие связной речи. Это необходимое условие успешного обучения ребенка в школе.Только обладая хорошо развитой связной речью ученик, ...
Методическая разработка по развитию связной монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития
Особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными.В практике коррекционной педаг...