Особенности развития и формирования словаря и связной речи у дошкольников
презентация

Ракова Надежда Евгеньевна

Особенности развития и формирования словаря и связной речи у дошкольников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности развития и формирования словаря и связной речи у дошкольников Учитель-логопед Н.Е. Ракова Голышманово - 2017

Слайд 2

Скорость накопления словаря в дошкольном возрасте

Слайд 3

Методика словарной работы в возрастных группах Младший дошкольный возраст Чем обогащаем словарь? · существительными – названиями предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, растений, овощей, фруктов, домашних животных, их детенышей и др.; · глаголами, обозначающими конкретные действия; · прилагательными (большой, белый, маленький, красный, желтый, зеленый, синий, черный, горячий, холодный, сладкий, кислый, круглый); · наречиями (вчера, сегодня, завтра, близко, далеко, низко, высоко).

Слайд 4

Средний дошкольный возраст Над чем работаем? расширение активного запаса слов; учить сравнивать предметы с выделением их признаков; активизировать словарь прилагательных и глаголов на основе расширения и углубления представлений (лиса рыжая, хитрая, осторожная). антонимы для обозначения величины, цвета (большой – маленький, длинный – короткий, светлый – темный), формирование обобщающих понятий (овощи, посуда, мебель, игрушки, одежда).

Слайд 5

Этимология (значение) названий (подоконник – доска, встроенная под окном; какую посуду называют кухонной, столовой, чайной? Почему?). Подбор эпитетов, антонимов, синонимов без наглядного материала, в словесных играх «Кто больше слов скажет про куклу, мяч», «Назови ласково», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово». Знакомство с многозначными словами.

Слайд 6

Старший дошкольный возраст формировать умения подбирать слова с противоположным значением (сильный – слабый, быстрый – медленный, стоять –- бежать), со сходным значением (веселый – радостный, прыгать – скакать и др.); использовать слова, обозначающие материал (дерево, металл, стекло, пластмасса и др.); учить осмысливать образные выражения в загадках, объяснять смысл поговорок, осваивается природоведческий словарь.

Слайд 7

Рекомендуемые упражнения и игры: 1. употребление детьми наименований предметов и их признаков. «Что можно шить? штопать? примерять? надвинуть? застегнуть? подпоясать? завязать? надеть? Шарф (какой?) – теплый, легкий, длинный, короткий, узкий, широкий, вязаный, красивый. 2. классификацию предметов и их обобщение: · распределение слов по группам: овощи, посуда, растения и др., по родовому и подродовому признаку: транспорт – железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный, машины – сельскохозяйственные, бытовые, военные; · исключение из заданной группы предметов и слов, не обладающих общим признаком (стол, стул, диван, стакан; · обобщение через противопоставление (ласточка – птица, а бабочка? платье – одежда, а туфли?); · подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова: острый перец – горький, жгучий; - работа с загадками: отгадывание и придумывание, - составление рассказов детьми.

Слайд 8

Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка Первый год жизни (подготовительный период) В эмоциональном общении ребенок выражает чувства (удовольствие или неудовольствие), а не мысли. По мере накопления словаря слова становятся обозначениями предметов и действий – развивается активная речь детей. Следовательно, зарождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на другого человека, формируются речевой слух, произвольность произнесения. Конец первого – начало второго года жизни: появляются первые осмысленные слова, выражающие желания и потребности ребенка. Слово имеет смысл целого предложения. Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трех и четырех слов.

Слайд 9

Третий год жизни: быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, усложняется структура предложений. Дети осваивают разные формы речи: диалог, монолог, инструкция, сообщение и др. Происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью - возникновение планирующей функции речи. Для нее характерны неполные, неопределенно-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями.

Слайд 10

В старшем дошкольном возрасте дети осваивают активную беседу, дополняют и поправляют ответы других, формулируют вопросы. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности формирования связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями».

Описаны особенности, которые свойственны детям с речевыми нарушениями при формировании связной речи....

План по самообразованию Тема: «Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказок»

Цель: Повышение своего профессионального уровня по данной теме, внедрение полученных знаний в практике с детьми и по обмену опытом с воспитателями.  Задачи: ·...

Особенности развития и формирования словаря у детей старшего возраста с нарушениями речи.

Именно процесс общения влияет на становление ребёнка как личности, растёт его самопознание, растёт умственное, речевое и нравственное развитие, формируются познавательные способности. Изучая свойства ...

Методическая разработка "Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и связной речи у дошкольников старшего возраста "

Обоснование гипотезы, собраны необходимые диагностические материалы, результаты работы по данной теме....

Формирование словаря и связного высказывания у дошкольников на материале сказок

Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в работе по ра...

«Особенности формирования связной речи у дошкольников с нормальным речевым развитием» консультация для воспитателей

Современное и полноценное владение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Современное - значит начатое с первых же дн...

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению нарушений при формировании связной речи у дошкольников с ОНР является взаимосвязанная работа всех специалистов образовательной организации,...