«Формирование навыков связной описательной речи. Описание натурального предмета – яблока».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Носова Марина Владимировна

Представленный  материал опирается  на  методику  развития  связной речи  для  детей  с  системными  нарушениями В.К.ВОРОБЬЁВОЙ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Конспект  

               

         открытого логопедического  занятия

                      в  старшей  группе

по  теме: «Формирование  навыков  связной  описательной  речи. Описание  натурального  предмета – яблока».

                                                Провела: учитель-логопед  МДОУ

                                                                                      ЦРР  д/с  №36 «Рябинка»

                                                                            Носова  Марина  Владимировна.

                                             

Цель: Формировать  навыки  самостоятельного  связного  монологического  высказывания.

Программные  задачи:

  1. Познакомить  детей  с  правилами  лексико-синтаксической  связи предложений, путем  введения  местоимений.
  2. Учить  детей  составлять  рассказ-описание  с  опорой  на  сенсорно-графический  план (СГП).
  3. Формировать  исследовательскую  деятельность  по  изучению  предмета.
  4. Продолжать  учить  детей  согласовывать  имена  существительные  с  именами  прилагательными  в  роде, числе  и  падеже и  включать  словосочетания  в  предложения.
  5. Активизировать  словарь имен  прилагательных.
  6. Уточнить  семантику  сложных  слов.
  7. Развивать  память, внимание, мышление.
  8. Продолжать  развивать  зрительное, тактильное, вкусовое  и  обонятельное  восприятие.
  9. Развивать  познавательную  активность  и  мотивацию  к  обучению.

Оборудование:

  1. Натуральные  яблоки, поднос; тарелочка  с  кусочками яблока (для  пробы)
  2. Магнитная  доска
  3. Предметные  картинки  с  изображением: яблока, глаз, рук, рта, носа, уха.
  4. Маркеры (для  построения  программы  описания) - величины, формы, цвета…, знак  запрета.
  5. «Чудесный  мешочек» с разными   натуральными  фруктами.
  6. 4 картинки  с изображением: яблока; корзины с  фруктами, яблоки  в  саду, яблоки  в  банке.
  7. Магнитофон, кассета  с  записью  рассказа.

Лексический  материал:

1. Красно-желтое, кисло-сладкое, ароматное, душистое, сочное, гладкое, твердое, круглое, большое.

     2.Слова, сложные  по  семантике:  ароматный, душистый, сочный, кисло-сладкий.

3.Слова  сложные  по  слоговой  структуре:  красно-желтое, кисло-сладкое, ароматное

Ход  занятия:

1.Оргмомент.

2.Прогнозирование  темы  занятия.

   Развитие  познавательной  активности  и  мотивации  к  обучению.

   Развитие  внимания, логического  мышления.

   Продолжить  формирование  стереогнозиса, т.е. продолжать  учить  детей  находить  предмет  на  ощупь.

   Детям  предлагается  4  картинки  с  изображением  яблока  в  разных  вариантах.

Инструкция: «Посмотрите  на  картинки  и  догадайтесь, о каком  фрукте мы  будем говорить на   занятии? (о яблоке).  Почему  вы  так  думаете? (потому  что  на  всех  картинках  изображены  яблоки…)

   Если  возникли  затруднения  в  выборе  правильного  ответа, то  предлагается  загадка:

Инструкция: «Кто  отгадает  загадку, тот  узнает  тему  занятия»

Круглое, румяное,

Я  расту  на  ветке;

Любят  меня  взрослые

И  маленькие  детки.  

                                  (яблоко)

- Какие  слова  вам  подсказали, что  это  яблоко? (круглое, румяное…)

- У  меня  в  «чудесном  мешочке»   лежат  разные  фрукты. Достаньте  из  мешочка  только  яблоки  (дети  достают  яблоки  и  кладут  на  поднос)

-Яблок  столько  много, а  нам  нужно  одно. Выберем  самое  красивое, самое большое яблоко.

Итак, о  чем  будем  говорить  сегодня  на  занятии? (о  яблоке)

  1. Составление  сенсорно-графического  плана.

   Формировать  исследовательскую  деятельность  по  изучению  предмета.

   Учить  детей  составлять  рассказ- описание  с  опорой  на  СГП.

   Сегодня  будем  учиться  составлять  рассказ  о  яблоке. Рассказ  будем  «записывать»   картинками  (на  доску выставляется  графическая  картинка  с  изображением  яблока).   У нас есть  помощники, а  какие вы  сейчас назовете  сами. Дети  называют: глаза, руки, рот, нос ..  Логопед  показывает  и  выставляет картинки  «помощников» на  магнитную  доску .  Наши  помощники  помогут  нам  подобрать  нужные  слова .Логопед  рисует  лучики  по  направлению  от  яблока  к  «помощникам»)

   Далее дети  по  очереди   выкладывают  и  называют  картинки-слова  по   сенсорным  каналам и  полностью  повторяют  предложение:

- Посмотрим  на  яблоко. Подберем  картинки, которые  нам  подскажут, что  мы  видим  глазами. По  картинкам  подбери  слова  к  нашему  яблоку  (красно-желтое, круглое, большое).

-Потрогаем и  погладим  яблоко. Подберем  картинки, которые  нам  подскажут, что  мы чувствуем  руками. По  картинкам  подберем   слова  к  нашему  яблоку  (твердое, гладкое)

-Понюхаем  носом. Подберем  картинки, которые  нам  подскажут   запах  яблока. Назовите  слова  по  картинкам  (душистое, ароматное)

- Попробуйте   кусочек  яблока. Подберем   картинки, которые подскажут  вкус  яблока. Назовем  слова  по  картинкам (сладкое, кисло-сладкое, сочное)

   Логопед  показывает  карточку  со  знаком  вопроса ? и  обращается  к  детям:  Когда  увидите этот  знак скажите  к  какой группе  относится  яблоко – дети  отвечают:« к  фруктам» и  ставят  картинку)

   Ребята, когда увидите этот  знак + - скажите  какую  пользу  или  вред  приносит  яблоко. Ребенок, глядя  на  этот  знак,  проговаривает: «Яблоко  полезное, в  нем  много  витаминов, и  рассказывает, что  из  них  можно  приготовить – Нпр.: яблочный  сок, яблочный  пирог …»

4.Физминутка   по  методике «Расскажи  стихи  руками» (внести  игрушку- ёжика и  поставить  в  центр круга)

                                 

                                       Яблочко.

Яблочко  из  сада      (дети  выполняют  упражнение  Шарик  и  ходят

                                    по  кругу)

Еж  в  нору  принес.   (упражнение  Ежик, приседание)

Наливное, сладкое    (упр. Шарик  поворачивать  из  стороны  в  сторону)

Ежихе  преподнес.    (упр. Ежик, а  затем  Поднос  и  наклон)

5.Знакомство  с  правилами  лексико - синтаксической  связи  предложений.

  Учить  детей  чередовать начала   предложений, путем введения  местоимений.

   Ребята,  ежик  из  нашей  физкультминутки  тоже  рассказывал  рассказ  о  яблоке.  Он  так  старался, но  слова  в  рассказе звучали не очень  красиво? Послушайте  его  рассказ до  конца  и  подумайте какое  слово повторяется ? (включается  запись  рассказа, где  выделяется  логическим  ударением  слово  яблоко). Какое  слово повторяется  в  рассказе  ёжика? (яблоко)

   Логопед  обращает  внимание  детей  на  то, что  нехорошо  в  соседних  предложениях  повторять  слова  одинаково.

   Инструкция: Сейчас  будем  учиться  рассказывать  рассказ  по-другому. Для  этого нам  понадобятся  знаки  запрета (логопед расставляет). Где  стоит  знак, там  слово яблоко  назовем словом - оно (дети  повторяют)

Инструкция: Будьте  внимательны, какое  слово  назовёте,  где  стоит  знак  запрета? (оно)

   Далее  дети  рассказывают  рассказ, называя в  начале  предложения, то  предмет, то  местоимение.

  -Какой  рассказ  вам  понравился  больше? Рассказ  ёжика  или  ваш? Почему?

6.Итог.

Чему  учились  на  занятии? (составлять  рассказ  о  яблоке)

Молодцы! Примите  угощения (яблоки), угостите  ребят   в  группе  и  расскажите  им  рассказ  о  яблоке  так, чтобы  вас  слушали  с  интересом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Сорта яблок"

Данная презентация  является методическим материалом  в приложении к обобщенному педагогическому опыту и содержит изображения различных сортов яблок.может использоваться на комплексны...

Математика.Конспект занятия по сказке "Мешок яблок".Подготовительная группа.

Программное содержание:1.Закрепить счёт двойками, учить определять количество предметов  при счёте двойками.2. Закрепить понятия "большой, маленький"; уточнить представления детей о свойствах пре...

Театрализованная постановка по сказке "Яблоко"

Театрализованная постановка по сказке "Яблоко"...

Знакомство с иллюстрациями В.Сутеева к сказке «Яблоко» и В.Лебедева к «Тихой сказке» С.Маршака.

Занятие в средней группе, направленное на восприятие фактуры в  книжных иллюстрациях для последующей передачи ее в своих работах по рисованию....

Совместный творческий проект педагогов и детей инклюзивных групп "Мешок яблок"

.Ссылка на просмотр мульфильма и творческого процесса его создания...

Конспект интегрированного занятия по физической культуре на тему: «В гости к ежикам пойдем им мы яблок принесем» (средняя группа)

Конспект составлялся на конкурс внутри детского сада. При составлении использовала материал с этого сайта(конспект "Самолеты")...