«Формирование навыков связной описательной речи. Описание натурального предмета – яблока».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Представленный материал опирается на методику развития связной речи для детей с системными нарушениями В.К.ВОРОБЬЁВОЙ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого логопедического занятия
в старшей группе
по теме: «Формирование навыков связной описательной речи. Описание натурального предмета – яблока».
Провела: учитель-логопед МДОУ
ЦРР д/с №36 «Рябинка»
Носова Марина Владимировна.
Цель: Формировать навыки самостоятельного связного монологического высказывания.
Программные задачи:
- Познакомить детей с правилами лексико-синтаксической связи предложений, путем введения местоимений.
- Учить детей составлять рассказ-описание с опорой на сенсорно-графический план (СГП).
- Формировать исследовательскую деятельность по изучению предмета.
- Продолжать учить детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже и включать словосочетания в предложения.
- Активизировать словарь имен прилагательных.
- Уточнить семантику сложных слов.
- Развивать память, внимание, мышление.
- Продолжать развивать зрительное, тактильное, вкусовое и обонятельное восприятие.
- Развивать познавательную активность и мотивацию к обучению.
Оборудование:
- Натуральные яблоки, поднос; тарелочка с кусочками яблока (для пробы)
- Магнитная доска
- Предметные картинки с изображением: яблока, глаз, рук, рта, носа, уха.
- Маркеры (для построения программы описания) - величины, формы, цвета…, знак запрета.
- «Чудесный мешочек» с разными натуральными фруктами.
- 4 картинки с изображением: яблока; корзины с фруктами, яблоки в саду, яблоки в банке.
- Магнитофон, кассета с записью рассказа.
Лексический материал:
1. Красно-желтое, кисло-сладкое, ароматное, душистое, сочное, гладкое, твердое, круглое, большое.
2.Слова, сложные по семантике: ароматный, душистый, сочный, кисло-сладкий.
3.Слова сложные по слоговой структуре: красно-желтое, кисло-сладкое, ароматное
Ход занятия:
1.Оргмомент.
2.Прогнозирование темы занятия.
Развитие познавательной активности и мотивации к обучению.
Развитие внимания, логического мышления.
Продолжить формирование стереогнозиса, т.е. продолжать учить детей находить предмет на ощупь.
Детям предлагается 4 картинки с изображением яблока в разных вариантах.
Инструкция: «Посмотрите на картинки и догадайтесь, о каком фрукте мы будем говорить на занятии? (о яблоке). Почему вы так думаете? (потому что на всех картинках изображены яблоки…)
Если возникли затруднения в выборе правильного ответа, то предлагается загадка:
Инструкция: «Кто отгадает загадку, тот узнает тему занятия»
Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(яблоко)
- Какие слова вам подсказали, что это яблоко? (круглое, румяное…)
- У меня в «чудесном мешочке» лежат разные фрукты. Достаньте из мешочка только яблоки (дети достают яблоки и кладут на поднос)
-Яблок столько много, а нам нужно одно. Выберем самое красивое, самое большое яблоко.
Итак, о чем будем говорить сегодня на занятии? (о яблоке)
- Составление сенсорно-графического плана.
Формировать исследовательскую деятельность по изучению предмета.
Учить детей составлять рассказ- описание с опорой на СГП.
Сегодня будем учиться составлять рассказ о яблоке. Рассказ будем «записывать» картинками (на доску выставляется графическая картинка с изображением яблока). У нас есть помощники, а какие вы сейчас назовете сами. Дети называют: глаза, руки, рот, нос .. Логопед показывает и выставляет картинки «помощников» на магнитную доску . Наши помощники помогут нам подобрать нужные слова .Логопед рисует лучики по направлению от яблока к «помощникам»)
Далее дети по очереди выкладывают и называют картинки-слова по сенсорным каналам и полностью повторяют предложение:
- Посмотрим на яблоко. Подберем картинки, которые нам подскажут, что мы видим глазами. По картинкам подбери слова к нашему яблоку (красно-желтое, круглое, большое).
-Потрогаем и погладим яблоко. Подберем картинки, которые нам подскажут, что мы чувствуем руками. По картинкам подберем слова к нашему яблоку (твердое, гладкое)
-Понюхаем носом. Подберем картинки, которые нам подскажут запах яблока. Назовите слова по картинкам (душистое, ароматное)
- Попробуйте кусочек яблока. Подберем картинки, которые подскажут вкус яблока. Назовем слова по картинкам (сладкое, кисло-сладкое, сочное)
Логопед показывает карточку со знаком вопроса ? и обращается к детям: Когда увидите этот знак скажите к какой группе относится яблоко – дети отвечают:« к фруктам» и ставят картинку)
Ребята, когда увидите этот знак + - скажите какую пользу или вред приносит яблоко. Ребенок, глядя на этот знак, проговаривает: «Яблоко полезное, в нем много витаминов, и рассказывает, что из них можно приготовить – Нпр.: яблочный сок, яблочный пирог …»
4.Физминутка по методике «Расскажи стихи руками» (внести игрушку- ёжика и поставить в центр круга)
Яблочко.
Яблочко из сада (дети выполняют упражнение Шарик и ходят
по кругу)
Еж в нору принес. (упражнение Ежик, приседание)
Наливное, сладкое (упр. Шарик поворачивать из стороны в сторону)
Ежихе преподнес. (упр. Ежик, а затем Поднос и наклон)
5.Знакомство с правилами лексико - синтаксической связи предложений.
Учить детей чередовать начала предложений, путем введения местоимений.
Ребята, ежик из нашей физкультминутки тоже рассказывал рассказ о яблоке. Он так старался, но слова в рассказе звучали не очень красиво? Послушайте его рассказ до конца и подумайте какое слово повторяется ? (включается запись рассказа, где выделяется логическим ударением слово яблоко). Какое слово повторяется в рассказе ёжика? (яблоко)
Логопед обращает внимание детей на то, что нехорошо в соседних предложениях повторять слова одинаково.
Инструкция: Сейчас будем учиться рассказывать рассказ по-другому. Для этого нам понадобятся знаки запрета (логопед расставляет). Где стоит знак, там слово яблоко назовем словом - оно (дети повторяют)
Инструкция: Будьте внимательны, какое слово назовёте, где стоит знак запрета? (оно)
Далее дети рассказывают рассказ, называя в начале предложения, то предмет, то местоимение.
-Какой рассказ вам понравился больше? Рассказ ёжика или ваш? Почему?
6.Итог.
Чему учились на занятии? (составлять рассказ о яблоке)
Молодцы! Примите угощения (яблоки), угостите ребят в группе и расскажите им рассказ о яблоке так, чтобы вас слушали с интересом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Сорта яблок"
Данная презентация является методическим материалом в приложении к обобщенному педагогическому опыту и содержит изображения различных сортов яблок.может использоваться на комплексны...
Математика.Конспект занятия по сказке "Мешок яблок".Подготовительная группа.
Программное содержание:1.Закрепить счёт двойками, учить определять количество предметов при счёте двойками.2. Закрепить понятия "большой, маленький"; уточнить представления детей о свойствах пре...
Театрализованная постановка по сказке "Яблоко"
Театрализованная постановка по сказке "Яблоко"...
Знакомство с иллюстрациями В.Сутеева к сказке «Яблоко» и В.Лебедева к «Тихой сказке» С.Маршака.
Занятие в средней группе, направленное на восприятие фактуры в книжных иллюстрациях для последующей передачи ее в своих работах по рисованию....
Совместный творческий проект педагогов и детей инклюзивных групп "Мешок яблок"
.Ссылка на просмотр мульфильма и творческого процесса его создания...
Конспект интегрированного занятия по физической культуре на тему: «В гости к ежикам пойдем им мы яблок принесем» (средняя группа)
Конспект составлялся на конкурс внутри детского сада. При составлении использовала материал с этого сайта(конспект "Самолеты")...