Логопедический проект «От буквы к слову».
проект (подготовительная группа)
Создание модели организации коррекционно-развивающей работы с детьми по профилактике дисграфии и дислексии в условиях коррекционной группы для детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедический проект "От буквы к слову". | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 79»
Логопедический проект
«От буквы к слову»
Подготовила учитель-логопед Гусева Е.В.
Рязань 2018-2019 гг.
Тип проекта: логопедический, практико-ориентированный.
Вид проекта: творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный
декабрь 2018г. – май 2019г..
Участники проекта: дети подготовительной группы «Солнышко», их родители, воспитатели, логопед.
Образовательная область: речевое развитие, логопедия.
Актуальность темы: Готовность ребёнка к обучению грамоте в школе складывается из многих составляющих, среди которых большое значение имеют такие речевые характеристики как развитое фонематическое восприятие ребёнка, владение звукобуквенным и слоговым анализом слов, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой.
В последние годы увеличилось количество детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Нарушения письма и чтения являются наиболее распространённой причиной школьной неуспеваемости . Проблема нарушения письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из целей обучения превращается для учащихся в средство дальнейшего получения знаний. Поэтому целенаправленную работу по профилактике нарушений чтения и письма следует проводить в старшем дошкольном возрасте. Эта цель является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования.
I
Диагностика: Проводя обследование навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, навыков чтения и письма, я выявила у детей различные затруднения. Это заставило задуматься о совершенствовании форм обучения.
Цель проекта: Выполнение ФГОС по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.
Подготовить детей с речевыми нарушениями к обучению грамоте в школе.
Задачи проекта:
Для детей:
- Обогатить детей знаниями и умениями для проведения работы
По развитию звукобуквенного, слогового анализа и синтеза слов.
Продолжать учить:
1а. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов.
1б. Делить слова на слоги.
1в. Дифференцировать звуки по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости.
1г. Познакомить с ударением.
- Закрепить знание букв русского алфавита.
2а. Закрепить зрительный образ букв.
2б. Способствовать преодолению ошибок в написании букв.
- Пробудить в детях желание самим активно участвовать в коррекционном процессе.
- Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
- Обучить отбору средств и материалов для осуществления своих творческих замыслов.
Для родителей:
- Объединить усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции нарушений речи.
- Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Для педагогов:
- Заинтересовать педагогов в творчестве и инновациях.
- Создание положительного психологического климата между логопедом, воспитателями и родителями.
- Координация процесса совместной творческой деятельности детей и родителей.
Предполагаемый результат:
Для детей:
- Дети будут подготовлены к обучению грамоте в школе и не будут испытывать серьёзные затруднения в первом периоде обучения.
- Положительная динамика в формировании звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
- Знание букв алфавита и умение правильно их печатать.
- Приобретение навыков чтения и печатания слов и предложений.
- Использование проекта будет способствовать усилению интереса к логопедическим занятиям, успешному развитию творческих способностей детей, детско-родительских отношений.
Для родителей:
- Активное участие родителей в коррекционно-образовательном процессе.
- Помощь детям в поиске источников информации, способов достижения поставленной задачи, совместное творчество, за счёт этого повышение взаимопонимания и сплочённости семьи.
Для педагогов:
- Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в процессе оказания помощи детям с речевыми нарушениями.
- Удовлетворение воспитателей собственной деятельностью.
Общий результат:
Создание модели организации коррекционно-развивающей работы с детьми по профилактике дисграфии и дислексии в условиях коррекционной группы для детей с ТНР.
Продукт проектной деятельности:
- Сформированность навыков чтения и письма.
- Создание детьми совместного с родителями панно «Моя любимая буква».
- Рассказы детей на тему: «Моя любимая буква», «Как мы делали букву».
- Вылепленны детьми на занятии в ДОУ буквы.
- Аппликация или рисунки на тему «Надела буква праздничный наряд».
- Совместное с родителями занятие по логопедии.
- Игры с буквами, слогами и словами, слова и предложения для чтения.
- Презентация проекта «От буквы к слову для педагогов ДОУ».
Этапы реализации проекта
Первый этап - подготовительный
(декабрь)
№ п/п | Что надо сделать | Ответственные | |
1 | Подбор художественной литературы, иллюстративного материала по теме. | Логопед, воспитатели | |
2 | Диагностика знаний и умений детей по знанию букв, звукобуквенному и слоговому анализу, умению читать слова, печатать их. | Логопед | |
3 | Проведение беседы с целью осознания детьми проблемы как лучше подготовиться к школе и совместный поиск ее решения. | Логопед | |
4 | Подготовка к родительскому собранию. | Логопед, воспитатели |
Второй этап - основной
(январь - апрель)
+
№ п/п | Что надо сделать | Ответственные | |
1 | Проведение общих, подгрупповых и индивидуальных занятий по звукобуквенному анализу и синтезу, обучению грамоте. Работа с многоразовыми рабочими тетрадями: «Учимся читать». | Логопед | |
2 | Создание игр и картотек игр и упражнений для усвоения звукобуквенных связей, звукового анализа и синтеза, грамоты. | Логопед | |
3 | Разработка методических рекомендаций для родителей и воспитателей: «Виды работ, используемые с целью закрепления звукобуквенных связей». | Логопед | |
4 | Проведение игровых упражнений и дидактических игр по закреплению зрительного образа буквы, уточнению звукобуквенных связей, звуковому и слоговому анализу и синтезу. | Логопед | |
5 | В том числе:
«Логопедическое лото» и другие. | Логопед, воспитатели | |
6 | Чтение детям книги Елены Перехватовой «Откуда азбука пошла». Беседа о том, как зарождалась письменность. | Воспитатели | |
7 | Чтение детям:
| Воспитатели | |
8 | Заучивание с детьми стихов В.Берестов «Читалочка», Маршак «Ты эти буквы заучи». | Воспитатели | |
9 | Рисование или аппликация на тему: «Надела буква праздничный наряд». | Воспитатели | |
10 | Лепка из солёного теста или пластилина на тему: «Буквы моего имени». | Воспитатели | |
11 | Организация выставок по итогам этих занятий. | Воспитатели | |
12 | Индивидуальная работа с детьми и выполнение заданий по книге «Грамматика в картинках». | Воспитатели | |
13 | Участие в конкурсе дизайнерского творчества «Моя любимая буква». Совместная работа детей и родителей. | Родители, дети | |
14 | Координация процесса творческой деятельности детей и родителей, помощь в подборе материала в процессе создания панно. | Логопед, воспитатели | |
15 | Оформление выставки «Моя любимая буква». | Воспитатели | |
16 | Консультация для воспитателей «Формирование фонематического анализа у старших дошкольников». | Логопед | |
17 | Консультация для воспитателей «Формирование звукобуквенных связей у дошкольников с нарушением речи». | Логопед | |
18 | Мастер-класс для воспитателей «С буквами играем» - навыки фонематического и слогового анализа, закрепляем. | Логопед | |
19 | Проведение консультации для воспитателей: «Влияние продуктивной деятельности на развитие мелкой моторики и запоминание зрительного образа букв». | Логопед | |
20 | Консультация для родителей: «Некоторые вопросы обучения детей письму и чтению». | Логопед | |
21 | Родительское собрание «Совместная работа педагогов и родителей по обучению детей грамоте и профилактике дисграфии и дислексии». | Логопед | |
22 | Размещение на стенде «Логопед советует» статей «Буквы из всего», «Игры с буквами», «Заучи правило в стихах», «Выучите с детьми». | Логопед | |
23 | Папка передвижка «Звуковой анализ». | Логопед | |
24 | Практикум для родителей «Игры со звуками и словами». | Логопед | |
25 | Проведение открытого занятия с участием родителей по обучению грамоте. | Логопед |
Третий этап – заключительный, аналитический
(май)
№ п/п | Что надо сделать | Ответственные | |
1 | Диагностирование детей по заданной теме. Анализ полученных результатов. | Логопед | |
2 | Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применявшихся методов и приёмов. | Логопед | |
3 | Обсуждение с воспитателями итогов работы по каждому ребёнку. | Логопед | |
4 | Презентация проекта для педагогов. | Логопед |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА: «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ, ОТ БУКВЫ К СЛОВУ»
НОД ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5286750","attributes":{"alt"...
Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»
Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение, подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание усидч...
Конспект логопедического занятия по грамоте в подготовительной группе детей с ОНР на тему: "Звук - Буква. Слог. Слово. В королевстве кривых зеркал"
Конспект логопедического занятия по грамоте в подготовительной группе детей с ОНР на тему: "Звук - Буква. Слог. Слово. В королевстве кривых зеркал"...
Логопедический проект "Формирование слоговой структуры слова у детей среднего возраста с тяжелыми нарушениями речи"
Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова я...
Логопедический проект: «Развитие слоговой структуры слова детей с ОНР через дидактическую игру».
Изучая методическую литературу, анализируя результаты диагностики, наблюдая за играми детей, пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее потому,...
Логопедический досуг «Играем со звуками, буквами и словами» для детей с ОНР в подготовительной к школе группе
В данной методической разработке представлен конспект итогового занятия по обучению грамоте детей 6-7 лет с ОНР...
Логопедическая викторина«Звуки, буквы и слова»
Логопедическая викторина«Звуки, буквы и слова»...